Скачать 0.71 Mb.
|
Введение В последнее время изменилась структура школьного образования. Растет противоречие между возрастающими требованиями общества к подготовке грамотных выпускников и возможностью, а порой и нежеланием школьников следовать этим требованиям. Появляется актуальная проблема поиска педагогических технологий, которые способствуют созданию положительной мотивации и обеспечивают выполнение федерального государственного стандарта образования, формируют общеучебные умения, универсальные способы деятельности. Для решения этой проблемы, особенно в период введения новых федеральных образовательных стандартов, необходимо внедрение в учебный процесс новых эффективных технологий, в системно-деятельностном подходе. Одной из таких технологий, считаю, является личностно- ориентированная технология . Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями. Рамки современного урока, 45 минут урока, классно-урочная форма обучения и т.д., конечно, не всегда дают возможность учителю в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход, но результаты этой работы неоспоримы. Поэтому, выбрав эту проблему, я поставила перед собой задачу: найти такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне как учителю на уроке в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку. Цель применения этого метода – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся, возрастание интереса к изучению английского языка. Имея определенный опыт работы по использованию технологии личностно-ориентированного обучения предлагаю методические рекомендации по использованию данной технологии на уроках английского языка. Полагаю, что эти материалы могут оказать реальную практическую помощь в организации данного вида деятельности, особенно для учителя, начинающего работать в этой технологии или для молодого специалиста. Цель данной работы: представить опыт своей работы в виде рекомендаций для учителей английского языка по использованию технологии личностно-ориентированного обучения для повышения качества образования. Задачи: Показать актуальность технологии личностно-ориентированного обучения в период введения новых федеральных государственных стандартов. Показать особенности организации деятельности учащихся при использовании технологии личностно-ориентированного обучения. Предложить рекомендации для учителя по организации урока английского языка в технологии личностно-ориентированного обучения. Основная часть Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев: 2006). Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога: оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие; отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность; опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию. Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (См.: Селевко 2005) В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования. Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования. .Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.
Функции личностно-ориентированного образования: гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество; культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом; социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что личностно-ориентированный урок в полной мере реализует сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально- волевого отношения к миру, к другим людям. В своей педагогической практике на уроках английского языка применяю личносто-ориентированный подход с целью повышения качества образования. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому я использую следующие подходы к построению уроков: 1. Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения. 2. Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика. 3. В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку. 4. В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями. 5.Учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. 6. Стимулирую учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала. 7.При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий стараюсь выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы, учитывая их функции в личностном развитии учащихся. 8. Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал. 9.Для обеспечения более точной оценки учения, как субъективной деятельности учащихся использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке. Существует множество различных путей сделать процесс обучения английскому языку личностно-ориентированным, интересным, увлекательным. Остановлюсь на некоторых из них, которые использую в своей работе. Одним их основных является – использование технологий, направленных на формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. К таким технологиям я отношу: технологию дифференцированного обучения, технологию критического мышления, технологию группового взаимодействия , проектный метод.……….. В своей педагогической практике использую дифференцированное обучение. На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам: разные стартовые возможности детей; разные способности, а с определённого возраста и склонности; для обеспечения индивидуальной траектории развития. Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» – меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач. Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую я применяю на своих уроках. В своей педагогической деятельности использую следующие способы дифференциации: 1. Дифференциация содержания учебных заданий: по уровню творчества; по уровню трудности; по объёму. 2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется: по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащимся; по характеру учебных действий. Дифференцированную работу организую по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем успешности и низким уровнем обученности (по выборке школы) выполняют задания первого уровня. Дети отрабатывали отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем успешности и обученности – творческие (усложнённые) задания. Дифференцированный подход помогает ученикам создать для себя на уроке ситуацию успеха благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Уровневые задания с успехом использую при: • изучении нового материала; • контроле усвоения знаний, умений и навыков; • проверке знаний. Все задания разделяю на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний. Составляю задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Задания могут использоваться на разных этапах урока. В качестве дидактического материала использую : учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности Привожу примеры различных заданий по уровням сложности:
Уровневый подход имеет следующие положительные моменты: • при составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала. При этом учитываются возрастные и другие особенности учеников; • предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха; • в ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний; • анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и о динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных школьников; • применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний. Работу с разноуровневыми заданиями осуществляю при использовании двух форм организации деятельности: 1. Индивидуальная форма работы Выполните одно задание по выбору (из трех): • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал — выбирает задание № 1. • Кто чувствует, что прочно освоил материал по теме — выбирает задание № 2. • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности — выбирает задание № 3. 2. Групповая форма работы (формирование группы) «Ребята, сегодня мы работаем по группам. Вы можетесами определиться, в какой группе будете работать: • если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему, понятия изучаемой темы, то можете поработать в первой группе; • если усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу; • если вы уверенно чувствуете себя в материалах темы (чувствуете, что хорошо усвоили всю тему в целом) и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу. На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике, перерабатываю их на основе личного опыта детей. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы “At school”, “English street”, “Would you like a Cup of tea?” и другие, в 5-ом классе использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова. Улица и изображения на картинке. На домах, дорогах и т.д. – цифры, а ниже – слова с определённой цифрой, соответствующей переводу с английского языка. Сопоставляя изображение и слово, ученик даёт перевод каждому уличному обозначению. Постоянную активизацию различных способов, приёмов освоения учебного материала считаю основным путём развития познавательных способностей учащихся, главным условием их проявления. Конечно, проведение уроков английского языка по такому принципу требует от самого учителя постоянного анализа собственной деятельности. Он должен разобраться в том, каким путём можно наиболее рационально прийти к решению какой-либо учебной задачи, какие действия необходимо совершить, какие знания использовать. Предлагая ученикам свои способы, как более профессионально продуктивные, учитель может стать сам источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими. Оценка продуктивности работы ученика, соответственно, будет различной. В связи с этим на своих уроках различные использую дидактические материалы, чаще всего два типа материалов: 1.задания с указанием готовых приёмов, которыми ученик должен воспользоваться; 2.задания, в которых ученику предлагается выполнить задачу, а затем описать способы её выполнения. .Для индивидуального развития личности, на своих уроках использую следующие виды заданий: |
В последнее время изменилась структура школьного образования. Растет... Появляется актуальная проблема поиска педагогических технологий, которые способствуют созданию положительной мотивации и обеспечивают... | Пояснительная записка Современный период общественного развития характеризуется... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Пояснительная записка Современный период общественного развития характеризуется... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Литература Введение Нэпа все биржи разогнали. С тех пор биржа изменилась, но не настолько, чтоб ее не узнать, изменилась, но не во многом. Все функции,... | Программа Здоровье К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех,... | Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках во время объяснения нового В последнее время информационные технологии все больше и сильнее входят в нашу повседневную жизнь, компьютер становится необходимым... | ||
В последнее время отмечается увеличение количества детей с зпр и... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Методическая разработка Интенсивные изменения в социальной и экономической жизни общества, происходящие в последнее время, требуют качественного преобразования... |