ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
для учащихся 5 класса
Тема: Физические упражнения на развитие основных физических качеств: гибкости, координации движений, силы на материале «Гимнастики с основами акробатики» Цель: осознать необходимость повышения уровня развития гибкости, координации, силы для достижения результативности при выполнении гимнастических упражнений Задачи:
Выявить и оценить уровень развития гибкости, координации, силы при выполнении контрольных упражнений на материале «Гимнастика».
Повысить культуру движений при выполнении тестовых гимнастических упражнений.
Осознать взаимосвязь техники упражнения и оздоровительного эффекта упражнения.
Тип урока: образовательно-познавательный
Вид урока: по гимнастике
Место проведения: спортивный зал
Продолжительность урока: 45 мин. Инвентарь и оборудование:
Гимнастический мат 2 шт.
Скакалка 3 шт.
Секундомер 2 шт.
Музыкальный центр 1 шт.
Прибор для измерения гибкости 1 шт.
Доцент кафедры естественнонаучного образования ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», учитель физической культуры высшей квалификационной категории,
канд. соц. наук Новикова И.В.
№ п/п
| Этапы урока
| Частная задача этапа
| Дозировка
| Универсальные учебные действия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.
| Организационный момент
|
|
|
| 1.1.
| Создание проблемной ситуации: проблемные вопросы (Приложение 1).
| Активное участие в диалоге с преподавателем.
| Мотивировать деятельность учащихся на предстоящий урок.
|
| Осознание смысла предстоящей деятельности (познавательные).
| 1.2.
| Постановка проблемы:
влияет ли уровень развития силовых, специфических координационных способностей и гибкости на успешное усвоение гимнастических двигательных действий?
| Активное участие в диалоге с преподавателем.
|
| Умение участвовать в диалоге по заданной теме (коммуникативные).
| 2.
| Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока
|
|
|
Подготовить организм к выполнению контрольных упражнений на развитие силовых, координационных специфических способностей и гибкости.
|
|
| 2.1.
| Сообщение учащимся задачи этапа, средств и методики оценивания.
| Восприятие объяснения учителя.
|
| Умение воспринимать объяснения педагога (коммуникативные).
| 2.2.
| Проведение ОРУ в движении:
ходьба на носках, руки в стороны с вращением кистями рук в лучезапястном суставе вперед и назад;
ходьба на пятках, руки в стороны с вращением предплечьями рук в локтевом суставе вперед и назад;
руки перед грудью, пальцы в замок, поочередное разгибание рук вперед и вверх на каждый шаг;
одновременное вращение согнутых рук в плечевом суставе вперед и назад;
поочередное вращение согнутых рук в плечевом суставе вперед и назад;
одновременное вращение прямых рук в плечевом суставе вперед и назад;
руки согнуты в локтевом суставе, повороты туловищем вправо и влево на каждый шаг;
руки на пояс, ходьба с высоким подниманием бедра;
то же, но одна рука в сторону, другая вперед;
бег в медленном темпе;
бег приставными шагами правым и левым боком;
бег в медленном темпе с вращением прямыми руками вперед и назад.
2.3. Организация самостоятельной работы учащихся по проведению ОРУ на месте на все группы мышц: деление класса на 4 группы, назначение старшего, сообщение критериев взаимооценивания.
| Выполнение ОРУ в движении.
Старший в группе:
распределяет в группе задания по проведению упражнения на разные группы мышц;
контролирует качество их проведения и выполнения;
оценивает работу каждого учащегося.
Критерии оценки:
Показать упражнение для определенной группы мышц по заданию старшего в группе (1 балл).
Выполнить качественно остальные упражнения, предложенные товарищами по группе (1 балл).
Соблюдать дисциплину и уважение в группе при выполнении разминки (1 балл).
Учащиеся подбирают упражнения в соответствии с заданием старшего и организуют их выполнение на группе одноклассников, оценивают деятельность старшего в группе по организации проведения ОРУ на месте по 3-балльной шкале.
|
| Умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока (личностные).
| 3.
| Контроль за развитием силовых, специфических координационных способностей и гибкости
| 3.1.
| 1. Напоминает учащимся правильную технику выполнения контрольных упражнений и знакомит с критериями оценивания.
2. Организует самостоятельную работу учащихся по тестированию двигательных качеств.
Контрольное упражнение: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).
| Внимательно слушают и воспринимают информацию учителя.
2. Выполняют контрольные упражнения по группам, производят запись в инструктивную карту и оценивают результат своей деятельности.
Контрольные упражнения:
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).
2. Поднимание туловища за 30 сек. (количество раз).
3. Наклон туловища вперед (см).
4. Прыжки со скакалкой за 30 сек.
Критерии оценивания:
1. Выполнить контрольное упражнение в соответствии с правильной техникой (2 балла)
2. Выполнить контрольное упражнение на собственный максимальный результат (1 балл).
|
|
| 1.Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности (регулятивные).
2. Умение добросовестно выполнять учебное задание (личностные).
2. Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания (познавательные).
| 4.
| Решение проблемы
| Сформировать общий вывод по решению проблемы
|
| 1. Умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
2. Умение логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения (коммуникативные).
|
| Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их.
| Предлагают варианты решения проблемы на основе анализа своей работы на предшествующих этапах урока.
|
|
|
| 5.
| Подведение итогов урока
| Выставление отметки самими учащимися за урок: складывают баллы, полученные за все этапы работы, и переводят их в отметку:
12-15 баллов – «5»;
9-11 баллов – «4»;
ниже 9 баллов – «3».
|
| Умение видеть собственные проблемы и адекватно оценивать результаты собственной деятельности (регулятивные).
| 6.
| Домашнее задание
|
|
|
|
| Составить комплекс упражнений по развитию двигательных способностей, в которых обнаружена проблема.
|
|
|
|
Самоанализ урока
Вид урока: урок по гимнастике
Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью
Средствами решения образовательной задачи являются:
постановка проблемы;
критерии оценивания контрольных упражнений.
Средствами решения воспитательной задачи являются:
контрольные упражнения на проверку уровня развития гибкости, силовых и специфических координационных способностей;
оценивание и взаимооценивание деятельности на каждом этапе работы;
решение проблемы.
Средствами решения оздоровительной задачи являются:
проблемные вопросы;
методика определения общего уровня физических кондиций на основе тестов «Президентских состязаний» (Ю.Н. Вавилов);
активный и пассивный отдых;
сочетание познавательной и двигательной активности.
Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:
расширение двигательного опыта учащихся для развития продуктивного мышления;
выполнение программных требований;
обеспечение двигательного режима (моторная плотность урока – 62%);
установление логической связи между развитием и успешным освоением двигательных гимнастических действий.
Структура урока Организационный момент: мотивация деятельности учащихся достигнута путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, содержанием проблемы.
Средства: словесный метод (диалог); частично-поисковый метод.
Результат: восприятие и осознание учебных задач.
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока: Подготовка организма к выполнению контрольных упражнений, активизация психических процессов достигнута с помощью ОРУ в движении и на месте под музыкальное сопровождение. Данное средство считаю наиболее целесообразным для актуализации умений занимающихся, необходимых для работы в основной части урока. Результат: взаимооценка при выполнении ОРУ на месте.
Контроль за развитием силовых, специфических координационных способностей и гибкости осуществлялся посредством выполнения тестовых упражнений, самостоятельной работы по проверке уровня и оценивания собственных способностей. Метод оценивания: сравнения своего результата с нормативным возрастным и половым показателем.
Результат: определение индивидуального уровня развития силовых, специфических координационных способностей и гибкости.
Решение проблемы: найти свой вариант решения проблемы помогли опора на предшествующий опыт и выполнение заданий на всех этапах урока.
Подведение итогов урока: анализ деятельности производился с помощью оценивания каждого этапа урока и выставления отметки за урок.
Результат: формулировка общего вывода по решению проблемы и рекомендации учащихся самим себе по индивидуальным затруднениям.
Домашнее задание: является логическим продолжением урока.
Информационные и проблемные вопросы
Какими двигательными гимнастическими действиями вы уже владеете?
Гимнастика относится к простым или сложно координированным видам спорта? Почему?
Какие физические качества необходимо развивать, чтобы успешно осваивать сложные гимнастические действия?
Влияет ли уровень развития силовых, специфических координационных способностей и гибкости на успешное усвоение гимнастических двигательных действий?
Инструктивная карта
Разминка
Требование
| Критерии оценивания
| Оценка в баллах (1-3)
| Выполнить общеразвивающие упражнения.
| Показать упражнение для определенной группы мышц по заданию старшего в группе (1 балл).
Выполнить качественно остальные упражнения, предложенные товарищами по группе (1 балл).
Соблюдать дисциплину и уважение в группе при выполнении разминки
(1 балл).
|
|
Тестирование уровня развития гибкости, координации, силы
Требование
| Критерии оценивания
| 1. Выполнить контрольное упражнение.
| 1. В соответствии с правильной техникой (2 балла).
2. На собственный максимальный результат (1 балл).
|
№ п/п
| Контрольное упражнение (тест)
| Нормативный возрастной показатель (НВП)
| Мой результат
| Оценка
(1-3 балла)
| 1.
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз)
|
|
|
| 2.
| Поднимание туловища за 30 сек. (количество раз)
|
|
|
| 3.
| Наклон туловища вперед (см)
|
|
|
| 4.
| Прыжки со скакалкой за 30 сек.
|
|
|
|
Оценивание уровня развития гибкости, координации, силы
№ п/п
| Контрольное упражнение (тест)
| Я показал (а) хорошие результаты
| Выявил (а) проблемы
| 1.
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз)
|
|
| 2.
| Поднимание туловища за 30 сек. (количество раз)
|
|
| 3.
| Наклон туловища вперед (см)
|
|
| 4.
| Прыжки со скакалкой за 30 сек.
|
|
|
Рекомендации по повышению уровня развития гибкости, координации, силы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий итог урока в баллах: _____________
ТАБЛИЦА ВОЗРАСТНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ НОРМАТИВОВ
Для мужчин (мальчиков)
Тест
| Возраст
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26- 29
| 30- 34
| 35- 39
| 40- 44
| 45- 49
| 50- 54
| 55- 59
| 60- 64
| >65
| Отжимание в упоре лежа, раз
| 9
| 11
| 13
| 15
| 17
| 19
| 21
| 23
| 25
| 28
| 32
| 37
| 40
| 42
| 43
| 44
| 44
| 44
| 43
| 42
| 40
| 38
| 36
| 33
| 30
| 27
| 24
| 20
| 16
| 12
| Прыжки в длину с места, см
| 82
| 97
| 112
| 127
| 140
| 152
| 163
| 174
| 185
| 196
| 206
| 216
| 225
| 233
| 238
| 241
| 242
| 241
| 238
| 233
| 227
| 219
| 209
| 196
| 183
| 166
| 150
| 137
| 127
| 119
| Поднимание туловища, раз
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 25
| 25
| 25
| 24
| 23
| 22
| 21
| 19
| 17
| 15
| 13
| 11
| 9
| 7
| 6
| Вис на перерекладине, сек.
| 5
| 6
| 9
| 11
| 14
| 18
| 22
| 26
| 30
| 35
| 40
| 46
| 51
| 55
| 58
| 60
| 61
| 61
| 60
| 58
| 55
| 50
| 45
| 40
| 36
| 32
| 28
| 25
| 22
| 20
| Наклоны туловища вперед, см
| 3
| 4
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 9
| 10
| 10
| 11
| 11
| 11
| 10
| 10
| 9
| 9
| 8
| 8
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| Бег 1000 м, сек.
| -
| -
| 332
| 315
| 298
| 281
| 268
| 256
| 243
| 233
| 224
| 216
| 209
| 203
| 198
| 194
| 191
| 192
| 194
| 198
| 206
| 215
| 226
| 238
| 250
| 263
| 275
| 286
| 297
| 307
| Для женщин (девочек)
Тест
| Возраст
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26- 29
| 30- 34
| 35- 39
| 40- 44
| 45- 49
| 50- 54
| 55- 59
| 60- 64
| >65
| Отжимание в упоре лежа, раз
| 7
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 14
| 15
| 15
| 16
| 16
| 16
| 15
| 15
| 15
| 14
| 14
| 13
| 11
| 9
| 7
| 5
| 3
| 2
| 1
| 1
| 1
| Прыжки в длину с места, см
| 42
| 88
| 104
| 120
| 132
| 142
| 152
| 160
| 167
| 173
| 177
| 180
| 180
| 178
| 176
| 172
| 167
| 161
| 155
| 149
| 143
| 137
| 131
| 125
| 120
| 115
| 110
| 105
| 100
| 95
| Поднимание туловища, раз
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 21
| 21
| 20
| 19
| 18
| 17
| 16
| 14
| 12
| 10
| 8
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 2
| 2
| Вис на перерекладине, сек.
| 4
| 5
| 6
| 9
| 12
| 15
| 19
| 23
| 27
| 31
| 35
| 39
| 41
| 42
| 41
| 39
| 35
| 30
| 25
| 22
| 19
| 16
| 13
| 11
| 9
| 8
| 7
| 6
| 5
| 4
| Наклоны туловища вперед, см
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 12
| 13
| 13
| 13
| 13
| 13
| 12
| 12
| 11
| 10
| 9
| 8
| 7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1
| 1
| Бег 1000 м, сек.
| -
| -
| 374
| 357
| 340
| 325
| 311
| 298
| 288
| 279
| 271
| 265
| 262
| 262
| 265
| 269
| 274
| 280
| 287
| 294
| 302
| 310
| 318
| 327
| 336
| 345
| 355
| 365
| 375
| 385
| |