Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки





Скачать 120.87 Kb.
НазваниеМногообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки
Дата публикации13.07.2014
Размер120.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Тема урока: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

Составитель учитель биологии Никифорова Валентина Анатольевна

Система понятий урока: многощетинковые, параподии, щупики, щупальца, усики, щетинки, нереида, лепидотонус, палоло, пескожил, серпула, малощетинковые, трубочник, земляной червь, пиявки, присоски, гирудин, ложноконская пиявка, медицинская пиявка, лошадиная пиявка.

Задачи: : познавательная - используя деятельность учащихся в парах, сформировать у них представление об особенностях организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованного типа червей, познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей; доказать приспособленность к среде обитания представителей разных классов; рассмотреть различные экологические группы кольчатых червей; продолжить формирование умений обосновывать, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Развивающая - создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Воспитательная - формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, влажных препаратов.

Средства наглядности: натуральные: влажные препараты кольчатых червей; изобразительные: таблицы с изображением кольчатых червей, рисунки из учебника и других книг.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Контрольное тестирование учащихся по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви». Тесты состоят из семи вопросов и разработаны в трёх вариантах.

III. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке мы выяснили, что кольчатые черви в эволюционном плане более продвинутые животные, чем плоские и круглые черви. Тело их сегментировано, имеется кожно-мускульный мешок с расположенными в нём внутренними органами. И именно у кольчатых

червей впервые появляется кровеносная система замкнутого типа. Класс, сколько видов кольчатых червей известно на сегодняшний день? (12 тысяч видов).

Тип Кольчатые черви объединяет несколько классов, из них три основных – Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

Познакомимся с такими важными характеристиками малощетинковых червей, как

А) места обитания и внешнее строение

Б) опорно-двигательная система

В) пищеварительная система

Г) кровеносная система

Д) дыхательная система

Е) нервная система

Ж) выделительная система

З) размножение

Дополнительный материал.

Тело кольчецов состоит из колец, или сегментов. Каждый сегмент до некоторой степени представляет самостоятельную единицу целого организма. Каждый сегмент включает части жизненно важных систем органов. Узлы нервной системы, органы выделения, половые железы планомерно повторяются в каждом сегменте. Это внутренняя сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Многократное повторение сегментов тела названо греческим словом «метамерия». Чрезвычайно характерна для кольчецов сегментированная полость тела. Эта полость находится между кишечником и стенкой тела. Полость тела выстлана сплошным слоем эпителиальных клеток. Эти клетки образуют слой , покрывающий кишечник, мышцы и все другие внутренние органы (такая полость называется вторичной, или целомом). Полость тела заполнена жидкостью, которая находится в непрерывном движении, что способствует переносу различных продуктов: питательных веществ, кислорода и углекислого газа, участвующих в процессе дыхания. Полостная жидкость не сжимается и поэтому служит хорошим «гидравлическим скелетом».

Присутствие в крови гемоглобина -дыхательного пигмента, способного активно связываться с кислородом, особенно полезно для кольчатых червей, которые, зарываясь в грунт испытывают острый дефицит кислорода. Кожа обильно снабжена мелкими кровеносными сосудами, это придает червю красно – розовую окраску. Последнее очень важно, т.к. черви дышат через всю оболочку тела (через кожу -кожное дыхание). Дыхательный газообмен протекает в условиях сырой, влажной почвы. В дождливую погоду, когда земля пропитана водой с большим содержанием углекислого газа(выделяемого при разложении перегноя), земляные черви ощущают недостаток кислорода, и это заставляет их выходить на поверхность земли(обратить внимание учащихся на другое объяснение явления массового выхода червей из почвы после дождя).

Выделительная система кольчатых червей представлена метанефридиями. Это парные извитые трубочки, которые начинаются воронкой с ресничными клетками на стенках в полости тела, и заканчиваются выделительной порой, открывающейся наружу.

Большинство многощетинковых червей раздельнополы, оплодотворение наружное. Развитие идет со сменой нескольких личинок. Такое развитие называют непрямым, или развитие с метаморфозом.

Малощетинковые черви –гермафродиты. Оплодотворение червей перекрестное. Развитие у них прямое- из оплодотворенного яйца внутри кокона постепенно развивается половозрелая особь.

Более объяснимо свойство червей выползать на поверхность при лёгком сотрясении почвы, например, при вбивании в землю палки. Они принимают это сотрясение за признак приближения своего самого страшного врага — крота, и в панике спасаются на поверхности. Крот и страшит, и манит дождевых червей. Манит приятным для них запахом мускуса. Заинтересовавшись источником аромата, доверчивые черви ползут прямо в зубы хищника. Американцы, пользуясь этими свойствами червей, даже проводят соревнования по их выманиванию на поверхность почвы (без применения воды). Один из победителей таких соревнований сумел за полчаса на площади в 3 кв. м выманить наружу более 500 червей!

Сравнительная характеристика различных классов кольчатых червей.

Работая с текстом учебника на страницах 83-93, таблицами и рисунками в учебнике, давайте совместно заполним следующую таблицу (шапка таблицы на доске):

Черты строения



Класс Многощетинковые

Класс Малощетинковые



Класс Пиявки

1. Среда обитания

морские и пресные водоёмы

морские и пресные водоёмы

эктопаразиты, на переднем и заднем концах тела имеются присоски

2. Форма тела

длинная цилиндрическая



длинная цилиндрическая



вытянутая уплощённая в спинно-брюшном направлении.

3. Обособленность головы

чётко обособлена

чётко обособлена

слабо обособлена

4. Наличие придатков (параподий, щетинок и жабр)

многочисленны

немногочисленны

отсутствуют

5. Газообмен



через поверхность параподий, имеющих разветвлённую сеть кровеносных сосудов

всей поверхностью тела путём диффузии

всей поверхностью тела путём диффузии

6. Размножение



раздельнополые, гонады находятся по всему телу, оплодотворение наружное

гермафродиты, гонады находятся в нескольких сегментах, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в кокон

гермафродиты, гонады находятся в очень небольшом числе сегментов, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в кокон

7. Характер развития

есть личиночная стадия – свободноплавающая трохофора

развитие прямое без личиночной стадии

развитие прямое без личиночной стадии

8. Представители

нереида, лепидонотус, палоло, пескожил, спирорбис, серпула

трубочники, дождевые черви, земляной червь

рыбья пиявка, ложноконская пиявка, лошадиная пиявка, медицинская пиявка

Самостоятельная работа. I. Используя текст учебника на страницах 83-93, выделите разнообразные экологические группы среди разных классов кольчецов:

Многощетинковые:

1. донные:

а) ползающие (нереиды),

б) роющие (пескожил),

в) сидячие (серпула).

2. свободноплавающие (планктонные формы).

Малощетинковые:

1. пресноводные:

а) донные, ползающие (трубочник),

б) донные, норные.

2. наземные:

а) почвенные, роющие (дождевой червь).

Пиявки:

1. пресноводные (медицинская пиявка).

2. обитатели солоноватой воды лиманов (рыбья пиявка).

3. наземные (тропические пиявки).

  1. Соотнесите часть червя с выполняемой функцией.

1. Параподии (щетинки) дождевого червя выполняют такую функцию:

А) захват пищи

Б) кровообращение

В) обеспечение движения

2. Поясок дождевого червя выполняет функцию:

А) захват пищи

Б) выделительная

В) принимает участие в размножении

3. Для всех представителей типа Кольчатые черви характерны такие особенности:

А) одноклеточность

Б) деление тела на сегменты

В) отсутствие кровеносной системы



  1. Найдите в тексте ответ на вопрос: Каково медицинское значение пиявок? (Используются в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза).

  2. Занимательно о дождевых червях:

  • Первым учёным, изучавшим дождевых червей, был Чарльз Дарвин. Результат своих исследований он описал в книге «Образование растительного слоя деятельностью дождевых червей и наблюдение над образом жизни последних». Он подсчитал, что на 1 га почвы обитает 60 – 133 тыс. дождевых червей, а в некоторых местах до 2 млн. на 1 га.

  • В среднем под каждым 1 кв. м почвы живёт в сосновом бору – 16. в ольшанике – 144, в полях до 460, а в огородах до 600 дождевых червей.

  • Дождевые черви всегда затаскивают в норку опавшие листья, ухватив их за вершину, а не за черешок. Вершина листа уже его основания, поэтому лист оказывает наименьшее сопротивление при «транспортировке» его червём.

  • Дождевые черви способны к обучению. Были проделаны такие эксперименты. Червей поместили в лабиринт в форме буквы Т.. Налево их ждала пища, направо – слабый удар электрическим током. После нескольких ударов током, которые они получили, черви всегда безошибочно поворачивали в сторону пищи.

IV. Закрепление изученного.

Какие три основные классы выделяют в Типе Кольчатых червей? (Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки). В чём сходства и различия в организации этих классов кольчатых червей? (Комментирование таблицы). Какие экологические группы червей можно выделить среди многощетинковых, малощетинковых и пиявок? (Комментирование схемы). Какое значение имеют кольчецы в природе и в жизни человека? (Участвуют в цепях питания, медицинское значение).

V. Домашнее задание.

Изучить материал учебника- § 19, вопросы 1-4 стр.93; приготовить сообщение из дополнительной литературы о медицинском применении пиявок (даётся одному ученику)

Контрольный тест по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви» и «Тип Кольчатые черви»

Ф.И.____________________________________________

Вариант 1

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

3. Из перечисленных видов червей отметьте круглых червей, паразитирующих у человека.

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

4. Тип Кольчатые черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

5. Печёночный сосальщик паразитирует в

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком кишечнике человека

г) в мышцах

6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

г) корова

Контрольный тест по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви» и «Тип Кольчатые черви

Ф.И._____________________________________________

Вариант 2

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

2. Сколько видов кольчатых червей известно зоологам к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

3. Из перечисленных видов червей отметьте плоских червей, паразитирующих у млекопитающих.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

4. Тип Круглые черви произошли от…

а) кишечнополостных

б) древних плоских червей

в) кольчатых червей

5. Бычий цепень паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…

а) прибрежной полосе морей

в) небольших водоёмах

7. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…

а) комары

б) комнатные мухи

в) грызуны

г) бабочки

Контрольный тест по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви» и «Тип Кольчатые черви»

Ф.И._____________________________________________

Вариант 3

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

2. Сколько видов круглых червей описано зоологами к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

3. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

4. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

5. Трихинелла паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Основным хозяином личинок печёночного сосальщика, в теле которого они размножаются, является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

г) корова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconУрок № Тема: многообразие и значение кольчатых червей. Классы Малощетинковые,...
Тема: многообразие и значение кольчатых червей. Классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconУрок по биологии в 7 классе. Тема Тип Кольчатые черви
Содержание темы включает: изучение биологических особенностей кольчатых червей, сходство и отличие от других типов червей, анатомическое...
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconУрок 7 класс. Тема: Внутреннее
Предлагаю раскрыть особенности внешнего строения дождевого червя как представителя типа кольчатых червей, его среды обитания, характера...
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Тело моллюсков делится...
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать: особенности строения и жизнедеятельности плоских червей; многообразие видов; классификацию
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconПриложение Пищеварительная система
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconТема урока: Строение и функция органа зрения
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconПлан-конспект открытого урока во 2 классе по окружающему миру
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconПособия для развития воспитанников срцн
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconКонспект занятия «Музыкально-игровое творчество детей в старшей, подготовительной группах»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconУрок №46 Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции. Цели урока
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconКонспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconФорма организации урока: групповая Задачи урока: ● Обобщить знания...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки icon" Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение "
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. Москва, Дрофа, 2010
Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск