Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование)





НазваниеМетодические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование)
страница1/9
Дата публикации29.07.2014
Размер0.85 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методические рекомендации

«Об изучении предмета «Биология»

в общеобразовательных учреждениях Липецкой области

в 2013-2014 учебном году»
1. Вступление (обоснование)

Данные методические рекомендации разработаны для общеобразовательных учреждений Липецкой области с целью разъяснения нормативных документов федерального и регионального уровней, а также для обеспечения единого образовательного пространства в Липецкой области по предмету «Биология».
2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность

учителя-предметника

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783.

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

  • Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

  • Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57)в ред. приказа МОН от 09.03.2010года.

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего (полного) общего образования

» .(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).

  • Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  • Методическое письмо ФИПИ «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2013 года в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» .

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации.


Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ); http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал); http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен); http://fipi.ru/ (ФИПИ)
Региональный уровень

• Приказ УОиН Липецкой области от 20.06.2013 г. № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 г. №451 “О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2013/2014 учебный год”».

• Приказ УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год».

• Письмо УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № СК-1542 «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013 – 2014 учебный год».

• Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
3. Программно-методическое обеспечение преподавания

предмета «Биология» (ФКГОС, 2004 г)

На изучение учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в соответствии с нормативными федеральными и региональными документами предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам (таблица 1 и 2):

Таблица 1.

2 ступень (основное общее образование)

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Биология

Природоведение

(2 часа/неделя)

1

2

2

2

Таблица 2.

3 ступень (среднее (полное) общее образование):

№№ пп

Предмет

Необходимое количество часов в неделю по программе

10 класс

11 класс

1

Биология

(базовый уровень)

1

1

2

Биология

(профильный уровень)

3

3

Базисный учебный план для V-IX и X классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год для V-VIII классов, для IX и XI класса – на 34 недели (без учёта государственной (итоговой) аттестации).

Принципы построения базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, биология может быть представлена в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Для организации обучения предмету «Биология» общеобразовательное учреждение вправе использовать любые учебно-методические комплекты, которые рекомендованы (или допущены) Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год от 19 декабря 2012 г. № 1067. Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях публикуется на сайте www.edu.ru в разделе «Документы министерства». Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/. Данный список учебно-методических комплектов приведен в приложении 1.

С анализом действующих учебно-методических комплектов по биологии можно ознакомиться в статье «Учебники биологии сегодня: проблема выбора» - автор Суматохин С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания биологии и общей биологии МГПУ (Журнал «Биология в школе» - 2012. - №4. – с. 26-30.)

В приложении 2 представлены программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающие преподавание курсов «Природоведение», «Биология» и «Экология» в 5-11 классах для ряда линий.

Более подробную информацию по учебно-методическим комплектам (комплексам) можно получить на сайтах издательств:

http://metodist.lbz.ru/authors/chemistry/2/ (БИНОМ)

http://www.prosv.ru/ (Просвещение)

http://www.vgf.ru/ (Вентана-Граф)

http://www.drofa.ru/ (Дрофа)

http://www.russkoe-slovo.ru/ (Русское Слово)

http://www.mnemozina.ru/ (Мнемозина)

В классах, где биология не является профилирующим предметом, возможно два варианта изучения курса «Биология»:

  • интегрированный курс «Естествознание» (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах) – УМК под. ред. И. Ю. Алексашиной;

  • самостоятельный курс «Биология» наряду с курсами химии и физики (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).

Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях если:

  • три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») изучаются на базовом уровне;

  • один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне;

  • два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне;

  • все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

В таблице 3 приведено количество часов на преподавание курса «Биология» в зависимости от профиля обучения в старшей школе.

Таблица 3.

Профиль

Уровень изучения предмета1

Количество часов

10 класс

11 класс

Универсальный класс (непрофильный класс)

Базовый

1

1

Социально-экономический

Базовый

1

1

Социально-гуманитарный филологический

Базовый

1

1

Художественно-эстетический

Базовый

1

1

Оборонно-спортивный

Базовый

1

1

Информационно-технологический

Базовый

1

1

Информационно-математический

Базовый

1

1

Физико-математический

Базовый

1

1

Физико-химический

Базовый

1

1

Химико-биологический

Профильный

3

3

Биолого-географический

Профильный

3

3

Агротехнологический

Профильный

3

3

1 В зависимости от профиля и заявлений, написанных обучающимися (индивидуальных траекторий) преподавание биологии в старшей школе для небиологических профилей можно реализовать по 2-ух часовой программе (за счет школьного компонента).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика...
«О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году»
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconРабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим:...
«О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году»
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа)
М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература 5-11 классы / под редакцией Г. И. Беленького. — М.: Мнемозина, 2009. При составлении рабочей программы учтены рекомендации...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconО преподавании учебного предмета «Информатика» в 1-4 классах общеобразовательных...
В 2013-2014 учебном году преподавание информатики в начальной школе идет по буп 2004 г. (4 классы) и буп 2009 г. (для 1-3 классов...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconРабочая программа педагога трубицыной елены сергеевны по учебному курсу «История 9 класс»
Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ульяновск: инфофонд, 2006., Инструктивно-методического письма департамента Белгородской области Белиро «О преподавании предмета «Православная...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconРабочая программа по английскому языку 2 класс
«О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году....
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса составлена...
Ульяновск: инфофонд, 2006., Инструктивно-методического письма департамента Белгородской области Белиро «О преподавании предмета «Православная...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconПротокол № от 2011 г
КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического...
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconМетодические рекомендации Об особенностях преподавания иностранных...
Об особенностях преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 2014– 2015 учебном году
Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году» Вступление (обоснование) iconРабочая программа по английскому языку 5 класс
«О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск