Муниципальная специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 59 VIII вида города Томска
Конспект урока окружающего мира
в 1 классе V вида
Учитель Марова Ольга Борисовна
Тема. Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Цели: Уточнить и расширить знания обучающихся об овощах и фруктах, о
значении витаминов в жизни человека, учить заботиться о своем
здоровье;
развивать связную речь, память, внимание, умение сравнивать и
анализировать;
формировать интерес к учебному предмету.
Оборудование:
Учебник «Мир вокруг нас» 1 класс, «Рабочая тетрадь», тесты,
картинки овощей и фруктов, иллюстрации на тему «Сад и огород»,
карточки с терминами, маски овощей для инсценировки, компьютер,
сигнальные карточки.
1.Орг.момент
Эмоциональный настрой на урок, на работу
|
Ход урока
Мне с вами всегда интересно, друзья.
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
| 2. Постановка
проблемы
Обогащение словаря обучающихся
| - Ребята, сегодня на урок я пригласила веселого толстяка Карлсона. Но где же он?
- Вот от него письмо.
(Учитель показывает конверт)
- Давайте его прочитаем. Учитель читает письмо:
Из больницы вам, друзья мои, пишу.
О здоровье своем рассказать вам хочу:
Я болен, вял и нездоров,
Лечусь у лучших докторов.
Могу и с жизнью распрощаться,
Если не буду правильно питаться.
Я составил меню на обед
И считаю, его лучше нет:
Торт с пепси - колой, чипсы и варенье –
Любимая моя еда и угощенье. - Ребята, как вы думаете, почему Карлсон заболел?
- Какие продукты ел Карлсон на обед?
- А что вы едите на обед?
- Вы тоже, наверно, когда - то болели. Как вы себя чувствовали во время болезни?
- Так что же такое болезнь?
Вывод.
- Болезнь – любое нарушение работы организма.
- А что нужно делать человеку, чтобы не заболеть?
Примерные ответы детей: заниматься спортом, соблюдать режим дня, одеваться по погоде, ставить прививки, правильно питаться и т.д. - Если человек не болеет, говорят у него хороший иммунитет. Иммунитет – способность организма не болеть, бороться с болезнями.
| 3. Постановка
темы урока целей
| - Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
- Цель урока узнать, как укреплять иммунитет, т.е. помогать своему организму, чтобы не болеть и какую роль в этом играют овощи и фрукты.
|
4. Актуализация
знаний Упражнение на развитие мышления
Упражнение на анализ и синтез
|
Загадки (читают дети)
(На доску вывешиваются картинки – отгадки овощей и фруктов)
Сидит красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.(Лук)
Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
На грядке зеленый, а бочке – соленый. (Огурец)
Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
Я сладкий, рос на юге, как солнышко в листве
Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (Апельсин) - А теперь разделите эти предметы на две группы.
- По какому признаку вы делили?
- Где выращивают овощи? Где выращивают фрукты?
(На доске картинки «Сад» и «Огород»)
- Назовите другие овощи и фрукты.
- Для чего человек выращивает овощи и фрукты?
Вывод.
Овощи и фрукты – растения, выращиваемые человеком для еды.
| 5. Работа по теме
урока
Обогащение словаря
Работа по учебнику
с. 39
| - Что же такого ценного есть в овощах и фруктах?
- Чтобы узнать отправимся в лабораторию.
(На доске портрет Н.И.Лунина) Рассказ учителя
Сто лет назад русский врач Н.И.Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других добавлял их. Оказалось, что животные, которые не получали витаминов, быстро погибали. Недаром, слово витамин происходит от латинского слова вита, что означает «жизнь». Витамины необходимы организму ежедневно. При недостатке в питании витаминов даже у самого здорового человека появляется слабость, быстрая утомляемость, понижается сопротивляемость организма к заболеваниям и возникают нарушения в деятельности организма, человек заболевает. Овощи и фрукты – основные источники витаминов. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему овощи и фрукты нужно употреблять в пищу ежедневно.
- Обозначают витамины буквами латинского алфавита А, В, С, Д, Р и т.д. - Давайте прочитаем, как влияют на организм человека витамины каждой группы.
- В каких овощах и фруктах содержатся витамины А, В, С? Рассказ детей
Лук и чеснок известны людям более 6 тысяч лет. С давних пор они славились своими лечебными свойствами. Лук и чеснок помогают при кашле, ангине, при насморке. Эти растения служат и лекарством и пищей.
Свекла – принадлежит к числу самых полезных овощей. В ней много витаминов С и В.
(Буквы для названия витаминов взяты из латинского алфавита).
Морковь – в ней содержится много витамина А, который укрепляет организм и защищает от инфекций, оказывает положительное действие на зрение.
Редис – один из первых овощей появляется на нашем столе после долгой зимы. В редисе большое количество витаминов А и В.
Помидоры или томаты сначала служили как украшение клумб, потом выращивались как лекарственное растение, а теперь помидоры употребляют в пищу, потому что в них содержится витамины А и С. Рассказ учителя
Яблоки – придают силу, продляют молодость, помогают бороться с болезнями.
Груши – сок снижает температуру, утоляет жажду.
Лимоны – богаты витамином С, который помогает бороться с инфекционными и простудными заболеваниями.
Рекомендуют при гриппе. - А теперь давайте прочитаем очень важный совет. (Перед едой хорошо мойте овощи и фрукты!)
- Почему - подумайте сами.
| 6. Физминутка
Упражнение на расслабление мышц туловища
Упражнение на профилактику зрения, коррекцию пространственных представлений
| «Вершки – корешки»:
Если едим подземные части растений, надо присесть.
Если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
(Картофель, помидор, морковь, свекла, огурец, редис, репа, баклажан). По классу расклеены картинки овощей и фруктов. Дети глазами находят их, называют положение в пространстве.
| 7. Закрепление
Упражнение на развитие слухового восприятия, внимания
Расширение кругозора
| Работа в парах
Задание: заполните таблицы.
● - А, ●- В, ●- С. - В каких овощах и фруктах содержатся витамины А, В, С?
Витамин А:
Меня запомнить просто. Меня в моркови вы ищите,
Я – витамин роста, Луке зеленом, который едите.
Скорее вырасти хотите? В репе, редисе, перце, салате,
Тогда со мною вы дружите! А также в щавеле и даже в
А еще я помогаю вам шпинате.
Сохранить зрение, ребята!
Витамин С:
Я прячусь в помидорах, чесноке,
Капусте, свекле, луке.
Залез и во все фрукты я от скуки.
Апельсины, груши, сливы, абрикосы,
Яблоки, лимоны в руки возьмёте –
Непременно меня в них найдет. Витамин В:
В огород скорей идите,
Витамин там В найдите.
Чтобы вам не уставать,
Никогда не унывать
И учиться лишь на «5»
Ешьте чаще помидоры,
Свеклу, репу и морковь
С картофелем дружите
Редисом похрустите. - Рассмотрите в таблицы полученные результаты. Сделайте вывод.
Вывод.
Витамины содержаться во всех овощах и фруктах.
| 8. Инсценировка Упражнение на развитие речи, актерских способностей
| Сценка «Спор овощей» Овощи. Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней? Ведущий. Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка! Горох. Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу
Всех детишек угощу! Ведущий. От обиды покраснев,
Свекла проворчала… Свекла. Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету! Капуста. Ты уж свекла помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные. Огурец. Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно! Морковь. Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким. Ведущий. Тут надулся помидор
И промолвил строго.. Помидор. Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем! Ведущий. Мясистый красный перец
Издал свой сладкий стон: Перец. «По сумме витаминов
Я чистый чемпион» Лук. Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук! Картошка. Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым! Ведущий. Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
(Слышится стук в дверь. Все овощи замолкают.) Овощи. Кто-то, кажется, стучит…
Это доктор Айболит. Айболит. Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья? Овощи. Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней? Айболит. Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И судить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
|
9. Региональный
компонент Расширение кругозора
|
- Какие из этих растений, выращивают в нашей местности?
- Кто из вас выращивает овощи у себя на огороде?
- Назовите растения, которые привозят из других мест или других стран.
- Какие растения нам доступнее и не уступают по содержанию витаминов?
- Сделайте вывод.
- В случае неурожая овощей или фруктов на помощь придут ягоды, которые растут в нашей местности и очень богаты витаминами.
Показ слайдов ягод на компьютере (клюква, брусника, черника, смородина, шиповник…).
| 10. Итог урока Упражнение на соотнесение знаний и практических умений 11. Тест
Проверка усвоения материала
| - А теперь ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока.
- Почему нужно есть много овощей и фруктов?
- Давайте составим меню для Карлсона и отправим ему в больницу. Учебник с.38
Задание.
I вариант – закройте фишками продукты для борща.
II вариант - закройте фишками продукты для компота.
- Отправим меню Карлсону в больницу.
- А пока ждем от Карлсона ответ выполним тест.
Работа проводится с сигнальными карточками.
Зеленый цвет ответ да, красный цвет – нет. - Все овощи и фрукты содержат витамины.
- Витамин С помогает не простужаться и быстрее выздоравливать.
- Витамины сами образуются и накапливаются в организме.
- Пепси – кола, чипсы, не содержат витаминов и даже считаются вредными продуктами.
- Иммунитет – способность организма не болеть и бороться с болезнями. - А вот и ответ от Карлсона.
Учитель читает письмо:
На прощанье хочу вам, друзья, пожелать
Учиться, трудиться только на пять.
Весело в школе живите,
Здоровье свое берегите! Как только из больницы прибегу,
Питаться я по-новому смогу:
От чипсов, пепси -колы откажусь,
А с витаминами я лучше подружусь!
|
|