Скачать 235.86 Kb.
|
Рабочая программа по экологии животных Тамбовской области для 7 класса Пояснительная записка- Нормативные документы
Роль и место дисциплины «Экология животных изучается в 7 классе параллельно изучению дисциплины «Зоология» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность курса обусловлено нарастающей значимостью экологических проблем и осознанием роли человека в охране окружающей среды. Соответствие Государственному образовательному стандарту. Рабочая программа составлена на основе действующего Государственного стандарта основного общего образования по биологии, а также Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология животных». Цели и задачи. Цели курса: - овладение учащимися знаниями об экологии животных на примере фауны Тамбовской области. - воспитание патриотизма, любви к своей местности, региону, стране. В процессе изучения программы реализуются задачи: - раскрыть взаимодействие животных с представителями всех царств живой природы, с абиотическими и антропогенными факторами окружающей среды. - продолжить формирование экологической культуры обучающихся. - развить познавательный интерес к изучению животного мира, природоохранной и исследовательской деятельности. Специфика программы Образовательно-воспитательные задачи решаются комплексно. Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с ботаникой, зоологией, гигиеной, географией, физикой и способствует углублению и расширению знаний обучающихся. Требования к результатам. Личностные результаты: - осознание обучающимися себя как жителя планеты Земля, гражданина России, Тамбовской области. - воспитание ответственности за природу своей местности, страны, планеты. - осознание целостности природы, населения и хоз-ва Земли. Метапредметные результаты: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. - способность вести самостоятельны поиск, анализ, отбор информации; сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий. Предметные результаты: - обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. - способность применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных и комбинированных уроков, экскурсий, урока-зачета. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Объем и сроки изучения. На изучение экологии животных отводится 0.5 ч в неделю, всего 17 ч. Технологии обучения Игровые технологии Проблемное обучение Технология уровневой дифференциации Технология проведения дискуссии Технология групповой деятельности Информационные технологии Умения познавательной компетентности обучающихся 7 классов:
Умения информационной компетентности обучающихся 6 классов:
Содержание программы Раздел 1. Введение(1 ч) Тема 1. Введение в экологию животных Экология животных как раздел экологии. Предмет изучения. Объект изучения (популяции, сообщества). Основные методы экологических исследований. Роль животных в природе. Взаимодействие животных с представителями других царств в естественных условиях. Роль животных в образовании горных пород и почвы. Значение знаний экологии животных в хозяйственной деятельности человека. Основные понятия: экология животных, растительноядные животные, механические повреждения растительного покрова, вытаптывание, животные - паразиты, нектароядные птицы, насекомые – опылители, расселение растений, осадочные породы, коралловые рифы, почвообразование, животные – почвообразователи, животные – землерои. Раздел 2. Условия существования животных (5 ч) Тема 2. Среда обитания и условия существования животных 1ч Понятия о средах обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной и живом организме как среде обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологическая валентность. Пределы выносливости животных. Понятия об оптимуме и ограничивающем факторе. Эврибионты и стенобионты. Основные понятия: среда обитания, экологические факторы, экологическая валентность, оптимум, ограничивающий фактор, эврибионты, стенобионты. Тема 3. Пища и способы ее добывания 1ч Способы питания живых организмов. Понятие о гетеротрофах. Классификация животных по пищевому объекту (фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги). Способы добывания пищи: пассивный и активный. Паразитический способ питания, разделение паразитов на внешних и внутренних. Основные понятия: фитофагия, зоофагия, полифагия, сапрофагия, копрофагия, фильтрация, эктопаразиты, эндопаразиты, пастьба, преследование, подкарауливание. Тема 4. Абиотические факторы в жизни животных 2ч Вода как экологический фактор. Значение воды в жизни животных. Основные пути поступления воды в организм. Регуляция оптимального содержания воды в организме. Приспособления к экономному расходованию влаги. Воздух как экологический фактор для наземных организмов. Понятие о газовом составе атмосферы. Роль кислорода в жизнедеятельности животных. Пути поступления кислорода в организм животных наземно-воздушной, почвенной сред обитания. Потребность в кислороде у водных обитателей. Температура как экологический фактор. Характеристика температурных условий поверхности планеты. Температура как ограничивающий фактор. Группы животных по способу поддержания температуры тела: пойкилотермные и гомойотермные. Адаптации к колебаниям температуры у пойкилотермных и гомойотермных животных. Свет как экологический фактор. Понятие о спектре солнечного света. Основные зоны солнечного спектра, их воздействие на животные организмы. Роль ультрафиолетового излучения, видимой части спектра и инфракрасного излучения. Дневные и ночные животные. Фотопериодизм как эволюционное приспособление к изменению длины светового дня. Основные понятия: содержание воды, уровень потери воды, поступление воды в организм, соленость, выделение и испарение воды, адаптация организма, газовый состав, окисление, дыхание; пойкилотермия и гомойотермия, двигательная активность, спячка, оцепенение, солнечный спектр, ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение, дневные и ночные животные, фотопериодизм. Тема 5. Жилища животных 1ч Жилище как условие существования животных. Разнообразие жилищ. Среда обитания как жилище у некоторых животных. Основные понятия: жилище, дупло, нора, логово, лежка, гнезда. Раздел 3. Основные экологические группы животных (3 ч) Тема 6. Сухопутные животные Тамбовской области 1ч Специфические особенности наземно-воздушной среды обитания живых организмов. Природно-климатические условия Тамбовской области. Понятие о биотопе. Характеристика основных наземных биоценозов Тамбовской области (леса, лесостепные и степные участки). Основные виды, их приспособления к условиям существования. Основные понятия: сезонные и суточные колебания температур, плотность среды, перемещения воздушных масс, атмосферное давление, осадки, климатические условия, биотоп, зооценоз, биоразнообразие, господствующие и сопутствующие виды, ярусность, суточная активность, пищевые взаимосвязи. Тема 7. Водные животные Тамбовской области 1ч Особенности воды как среды обитания. Основные типы водных биоценозов Тамбовской области, их характеристика. Понятие о гидробионтах. Экологические группы водных обитателей: нейстон, планктон, нектон, бентос. Основные представители каждой группы и их приспособления к условиям существования. Основные понятия: плотность и вязкость воды, содержание кислорода, световой режим, давление, соленость, гидробионты, нейстон, планктон, нектон, бентос. Тема 8. Животные – обитатели почв Тамбовской области 1ч Свойства почвы как среды обитания. Основные почвы Тамбовской области и их характеристика. Почвенная фауна. Группы животных по отношению к почве. Основные представители и их приспособления к условиям обитания. Основные понятия: почва, плотность почвы, кислородный режим, температурные колебания, гумус, плодородие почвы, рыхление. Раздел 4. Взаимосвязь между животными и условиями их обитания (3 ч) Тема 9. Сезонные изменения в жизни животных (экскурсия) 1ч Тема 10. Внутривидовые взаимоотношения животных 1ч Формы совместного существования особей одного вида: одиночный, семейный, колониальный, стайный и стадный образы жизни. Борьба за жизненное пространство. Этология – наука о поведении животных. Понятие о территориальном поведении животных. Иерархические взаимоотношения в группах. Поведение животных, связанное с размножением. Понятие о демонстрационном поведении. Выбор брачного партнера. Биологический смысл полового поведения. Взаимоотношения между родителями и детенышами. Забота о потомстве. Запечатление и распознавание. Воспитание и обучение. Основные понятия: этология, образ жизни животного, жизненное пространстве, индивидуальный участок, ресурсы, внутривидовая конкуренция, территориальное поведение, иерархия, демонстрационное поведение, токование, турниры, выбор партнера, забота о потомстве, запечатление, распознавание, воспитание, обучение. Тема 11. Межвидовые отношения животных 1ч Типы межвидовых взаимоотношений. Симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм. Комменсализм: нахлебничество, квартиранство. Нейтрализм. Аменсализм. Хищничество, паразитизм, межвидовая конкуренция. Основные понятия: симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм, комменсализм: нахлебничество, квартиранство, нейтрализм, аменсализм, хищничество, регуляция численности популяции, паразитизм, межвидовая конкуренция. Раздел 5. Человек и животный мир (4 ч) Тема 12. Человек и животные 1ч Роль диких животных в хозяйственной деятельности человека. Одомашнивание животных. Значение домашних животных. Животные населенных пунктов. Животные – синантропы. Их роль в жизни человека. Основные понятия: дикие и домашние животные, биологический метод борьбы с вредителями, одомашнивание, утилитарные и декоративные цели, введение в культуру, марикультура, животные - синантропы. Тема 13. Изменения в животном мире и их причины 1ч Многочисленные и малочисленные виды животных. Вымершие и реликтовые виды. Виды – эндемики. Причины сокращения численности животных. Межвидовая конкуренция. Антропогенное воздействие: изменение условий обитания, загрязнение среды, прямое истребление, переселение животных. Животные, истребленные человеком. Основные понятия: вымершие виды, реликтовые виды, виды – эндемики, антропогенное воздействие, интродукция, загрязнение среды. Тема 14. Охраняемые животные Тамбовской области 2ч Охрана животных. Формы природоохранной деятельности. Заповедники, заказники, национальные парки. Воронинский заповедник. Основные заказники Тамбовской области. Красная книга. Категории животных, занесенных в Красную книгу. Красная книга Тамбовской области. Основные понятия: природоохранная деятельность, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга. Раздел 6. Итоговый урок (1 ч) Тема 15. Итоговый контроль знаний 1ч Учебно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса В результате изучения курса «Экология животных» учащиеся должны знать: - определение основных понятий и терминов в курсе «Экология животных»; - основные экологические факторы и степень их воздействия на фауну Тамбовской области; - роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза; - основные формы и методы охраны редких животных области; - виды животных из региональной Красной книги; уметь: - обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека; - распознавать принадлежность животных к основным экологическим группам; - устанавливать взаимосвязь между особенностями морфологии животных и условиями их обитания; - характеризовать основные региональные биоценозы и их животных обитателей; - выявлять факторы негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные зооценозы, отдельные виды животных и по возможности стараться предпринимать шаги по их ликвидации; - применять экологические знания для охраны животного мира. НОРМЫ ОЦЕНОК Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. ЛИТЕРАТУРА 1.Л. А.Фионова, Л.Б.Трунова, Т.В. Карпачёва «Экология животных» 7 класс Издательство «Юлис» Тамбов, 2007 2.Л.А.Фионова, Л.Б.Трунова Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология животных», ТОИПКРО, Тамбов, 2006 3. Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. Методические рекомендации к региональному курсу «Экология животных». – Тамбов: ТОИПКРО, 2006 4. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. Профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
Календарно – тематическое планирование Экология животных, 7 класс
|
Рабочая программа по экологии для 7 класса Пояснительная записка Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост.... | Рабочая программа по экологии для 6 класса пояснительная записка... Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост.... | ||
Рабочая программа по экологии животных для учащихся 7 класса на 2011-2016 учебный год ... | Управление образования и науки тамбовской области Управление образования и науки Тамбовской области информирует, что Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина проводит... | ||
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение... Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы... | Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель... Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной... А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии... | ||
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... | Пояснительная записка Курс мировая художественная культура в практике... «Об утверждении базисного учебного плана для оу, расположенных на территории Тамбовской области и регулирующих программу общего образования»,«О... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по обж для 7 класса Нормативно-правовые... Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного... | Тематическое планирование на 2012 2013 учебный год по экологии животных... Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по риторике для 4 класса Рабочая программа по риторике для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Отчет о научно-исследовательской работе Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,... | ||
Рабочая программа по экологии для 8 класса Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека и ориентирована на учебник М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г.... | Управление сельского хозяйства тамбовской области тамбовское областное... Аксенов А. В., Шлыкова Т. В., Кулаков А. Н.(Управление сльского хозяйства Тамбовской области), Балобаев Р. В.(Фгу ппз «Пригородный»),... |