Скачать 3.12 Mb.
|
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить ученикам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Базовое школьное биологическое образование в классах VII вида обеспечивается изучением следующих курсов:
В 5 классе на уроках природоведения учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 – 9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают представление о строении веществ, их физических и химических свойствах, о различных явлениях в неживой природе. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях, закрепляются и углубляются знания об органах живых организмов, об условиях их жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. В 6 – 7 классах учащиеся получают общие представления о структуре и истории развития биологической науки, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, иметь представления об индивидуальном и историческом развитии животных и растений, структуре, функционировании, многообразии экосистем, их изменении под влиянием хозяйственной деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельхозпроизводства, медицины и здравоохранения. В 8 классе получают знания о человеке как биосоциальном существе. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся проявление биологических законов на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли человека. Таким образм выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Метода самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников. В 9 классе идет обобщение знаний о жизни и уровнях её организации, учащиеся знакомятся с мировоззренческими вопросами о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадями на печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель программы Г.М.Пальдяева) – М.: Дрофа, 2010. Используемые учебники: 5 класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. – М., Дрофа, 2010; 6 класс: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010; 8 класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. – М., Дрофа, 2010; 9 класс: КаменскийА.А., КриксуновЕ.А., Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. – М., Дрофа, 2010; Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить ученикам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Место предмета в базисном учебном плане. Предмет биология входит в образовательную область «Естествознание». Базовое школьное биологическое образование в классах VII вида обеспечивается изучением следующих курсов:
В 5 классе на уроках природоведения обучающиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 – 9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают представление о строении веществ, их физических и химических свойствах, о различных явлениях в неживой природе. Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях, закрепляются и углубляются знания об органах живых организмов, об условиях их жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. В 6 – 7 классах обучающиеся получают общие представления о структуре и истории развития биологической науки, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, иметь представления об индивидуальном и историческом развитии животных и растений, структуре, функционировании, многообразии экосистем, их изменении под влиянием хозяйственной деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельхозпроизводства, медицины и здравоохранения. В 8 классе получают знания о человеке как биосоциальном существе. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся проявление биологических законов на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли человека. Таким образм выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Метода самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников. В 9 классе идет обобщение знаний о жизни и уровнях её организации, обучающиеся знакомятся с мировоззренческими вопросами о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадями на печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Основным направлением воспитательной работы образовательного учреждения является гражданско-патриотическое воспитание. В связи с этим при изучении природоведения и биологии на ступени основного общего образовании широко применяется краеведческий материал при подготовке докладов и сообщений обучающимися и использование фото- и видеосъемок учителем при проведении уроков.
Природа живая и неживая Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования(базовый уровень) и Программы основного общего образования по природоведению 5 класса, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина и В.М. Пакуловой (2-ое издание, стереотип., М: Дрофа, 2010). Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения 2 часов в неделю (68 часов.). Место предмета в базисном учебном плане Предмет биология входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы. Курс «Природа живая и неживая» является пропедевтическим по отношению к естественным наукам. Содержание курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии. Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные элементарные научные знания. Изучение материала направлено на решение его главной задачи – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому.Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10 – 11-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что обучающиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. Курс «Природоведение. Природа живая и неживая» является пропедевтическим по отношению к естественнонаучному циклу дисциплин: биологии, химии, физике, географии в последующих классах. В настоящее время наиболее актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками сообщений и изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними (своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования. Цели изучения курса Изучение курса природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
Изложенный в программе материала соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, с перечнем необходимых ученических лабораторных и практических работ, а так же основными направлениями коррекционной работы. Роль учебного предмета в формировании компетенций Реальным объектом в сфере формирования компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии.
Учебно-тематический план
Содержание тем учебного плана Введение (2 часа) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Экскурсия: Природа живая и неживая 1. Как человек изучает природу (3 часа) Зачем и как изучают природу. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований. Лабораторные работы: Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Измерение длины, массы и температуры различными способами. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. 2. Вселенная (5 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звёзды на небе, размеры звёзд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звёзд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия и её значение для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторные работы: Определение на звездной карте созвездий Северного полушария. Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. 3. Строение и свойства вещества (11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование чедловеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Лабораторная работа: Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. 4. Воздух (6 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер, работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные наблюдения за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях Лабораторные работы: Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). Описание погоды за месяц. 5. Вода (3 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Экскурсия. Результаты работы текущих вод и ветра. 6. Горные породы (3 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, глина, песок, щебень). Использование человеком обломочных горных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторные работы: Описание минералов и горных пород, определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. 7. Почва (4 часа) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и её свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, её виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. 8. Организмы Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и много клеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природа по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды. 9. Растения. Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные и ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, в уголке живой природы. Лабораторные работы: Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Определение названия растений с помощью атласа-определителя. Экскурсия. Распознавание различных видов растений своей местности (в т.ч. редких, охраняемых и ядовитых) 10. Грибы (2 часа) Грибы, их разнообразие и значение в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей Лабораторная работа. Узнавание съедобных и ядовитых грибов 11. Животные (5 часов) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в разных средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов и фото животных. Наблюдения за жизнью животных в различных средах обитания. Лабораторная работа. Узнавание животных своей местности (в т.ч. редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. 12. Ваши любимые растения и животные (3 часа) Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Лабораторная работ. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. 13. Природа едина (2 часа) Связи живого и неживого. Цепи питания, пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. 14. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 часов) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторные работы: Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. Летние задания Наблюдения за растениями и животными в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений. Требования к подготовке уровня обучающихся, заканчивающих 5 класс В результате изучения курса природоведения обучающийся класса VII вида должен: знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России №1089... | ||
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... | Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... | ||
Рабочая программа по истории в 6 классе составлена в соответствии... Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утвержден приказом мо РФ от 05.... | Рабочая программа по истории в 7 классе составлена в соответствии... Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утвержден приказом мо РФ от 05.... | ||
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного... | Программа курса «Биология» Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов И. Н. Пономаревой, в соответствии с федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... ... | Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы... «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г в полном соответствии... | ||
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004г. №1089 и... | Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального... Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... Рф от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в... | Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской... | ||
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на... | Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на... |