А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд





НазваниеА. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд
страница1/6
Дата публикации14.07.2013
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический

институт им.А.П.Гайдара»

кафедра мед.подготовки и БЖД

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

И

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
учебное пособие

для студентов педагогического института

издание второе (дополненное)




г.Арзамас 2005 год
УДК 612,6 (075,8)

ББК 57,3 я73

А64


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Арзамасского государственного педагогического института

им.А.П.Гайдара


Рецензент

Ю.И.ГОРШКОВ,

профессор кафедры мед.подготовки и БЖД,

доктор медицинских наук,

заслуженный врач РФ.


Рыбаков А.И. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.

Иванченко Ю.Н.

А64 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2005 – 96 с.

Данное учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения педагогического института.

В учебном пособии представлены основные сведения по отдельным разделам анатомии и физиологии, учитывая возрастные особенности развивающегося детского организма.


ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам, они являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строении и основных функциях своего тела, своего организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему. Поэтому уже в школьные годы, наряду с биологией — наукой обо всем живом, изучаются анатомия и физиология человека как представителя животного мира, занимающего в нем особое место. Человек отличается от животных не только своим более совершенным строением, но и развитием мышления, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются комплексом социальных условий жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические особенности человека. Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек — частью животного мира.

Анатомия — наука о строении и закономерностях развития строения организма.

Физиология — наука о функциях всего организма и отдельных органов и систем органов и законах их развития. Так как строение организма и его функции взаимно обусловливают друг друга, физиология взаимосвязана с анатомией. При этом следует учесть, что решающее значение для формирования строения организма принадлежит его функциям.

Изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития, изучает возрастная анатомия и физиология.

Педагогика органически связана с психологией. «Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них - предмет этих наук, - утверждает П.И. Пидкасистый. - Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности)... Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости, знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативными способностями использовать знания в практических целях, владению приемами примитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предметной эвристики и многими другими показателями.
Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми высту­пают сдвиги в психике, мышлении и поведении учащихся».

Педагогика органически связана и с физиологией, которая «рас­крывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности».

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, пе­дагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п.

Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания. Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться.

Целью данного учебного пособия является оказание помощи студентам очных и заочных отделений педагогического института в подготовке к экзаменам в межсессионный период в связи с недостаточным количеством необходимой литературы по данной дисциплине.

В учебном пособии представлены основные сведения по отдельным разделам анатомии и физиологии, учитывая возрастные особенности развивающегося детского организма.

В основу учебного пособия положен опыт учебно-методической работы преподавателей кафедры медицинской подготовки и БЖД Арзамасского педагогического института.


Тема 1. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Учебные вопросы:

1. Строение клетки.

2. Виды тканей.

3. Физиологические и функциональные системы.

1.1. Строение клетки

Среди живых организмов встречаются два типа организации клеток:

- прокариотические (доядерные) клетки – бактерии, водоросли;

- эукариотические (ядерные) клетки, присущие большинству растений и животным.

Несмотря на четкие морфологические отличия, и прокариотические и эукариотические клетки имеют много общего, что позволяет отнести их к одной, клеточной, системе организации живого. Исходя из вышесказанного, клетке можно дать следующее общее определение.

Клетка представляет собой упорядоченную систему биополимеров (белков, нуклеиновых кислот), составляющих ядро, цитоплазму, заключенных в клеточную оболочку (рис.1.1).

Клетки в организме человека чрезвычайно разнообразны по форме. Они могут быть круглыми, овальными, веретеновидными, призматическими, звездчатыми. Своеобразная форма многих клеток обусловливается их функцией.

Размеры клеток могут варьировать от нескольких микрометров, например малый лимфоцит, до 200 мкм – яйцеклетка.

Несмотря на большое многообразие все эукариотические клетки имеют ряд общих структурных признаков и состоят из трех основных компонентов: ядра, цитоплазмы, клеточной оболочки.

Цитоплазма образует внутреннюю среду клетки, снаружи она ограничена клеточной мембраной, в ней располагаются ядро и органеллы. Важнейшая роль цитоплазмы заключается в объединении всех внутриклеточных структур и в обеспечении химического взаимодействия их друг с другом. В цитоплазме осуществляется синтез белков, необходимых для жизнедеятельности и функций клетки. Она является основным вместилищем молекул АТФ и местом отложения запасных продуктов: гликогена, жировых капель.

Клеточная оболочка построена из двух слоев молекул фосфолипидов, в которые погружены белковые молекулы. Клеточная оболочка покрывает клетку снаружи, отграничивает ее от внешней среды, обеспечивает транспорт различных веществ как внутрь клетки, так и из нее, функции рецепции и образования межклеточных контактов.

Снаружи ее покрывает надмембранный слой – гликокаликс, образованный различными углеводами в виде длинных ветвящихся цепочек полисахаридов.

Органеллами называют дифференцированные структуры цитоплазмы постоянно встречающиеся в клетках и выполняющие определенные жизненно важные функции.

Эндоплазматическая сеть подразделяется на две разновидности: гранулярную и гладкую. Обе они образованы цистернами и каналами. Эндоплазматическую сеть, к наружной поверхности которой прикреплены рибосомы, называют гранулярной эндоплазматической сетью, а лишенную рибосом – гладкой эндоплазматической сетью.

Одной из основных функций эндоплазматической сети является транспорт веществ. Кроме того, для гранулярной характерен синтез белков, для гладкой - синтез и расщепление гликогена, липидов.

Аппарат Гольджи представлен в виде плотно лежащих плоских цистерн и расположенных по их периферии многочисленных мелких пузырьков. Аппарат Гольджи выполняет функцию накопления и химической перестройки продуктов, которые синтезирует эндоплазматическая сеть, участвует в процессах выведения готовых секретов за пределы клетки и является источником формирования клеточных лизосом.

Лизосомы представляют собой шаровидные структуры. Наличие в лизосомах ферментов, расщепляющих различные сложные вещества, свидетельствует об участии их в процессах внутриклеточного переваривания.

Митохондрии являются органеллами, имеющими

1) гладкую внешнюю мембрану и

2) внутреннюю мембрану с выростами в виде гребней (кристами).

Полость митохондрии между кристами заполняет матрикс, имеющий тонкозернистое строение. В его состав входят молекулы ДНК и рибосомы.

Основная функция митохондрий – окисление органических соединений и использование освобождающейся при этом энергии для синтеза молекул АТФ.

Рибосомы – это элементарные аппараты синтеза белковых, полипептидных молекул. Они представляют собой гранулы, в состав которых входят белки и молекулы РНК.

Работающая рибосома состоит из двух неравных субъединиц – большой и малой. Помимо одиночных рибосом имеются группы рибосом (полисомы).

 

Рис.1.1. Ультрамикроскопическое строение клетки:

1 — плазматическая мембрана; 2 — пиноцитозные пузырьки;

3 — клеточный центр; 4 — цитоплазма;

5,7 — эндоплазматическая сеть

(а — мембраны эндоплазматической сети, б — рибосомы);

6 — ядро; 8 — ядерные поры; 9 — ядрышко; 10 — аппарат Гольджи;

11 — секреторные вакуоли; 12 — митохондрии; 13 — лизосомы;

14 — три последовательные стадии фагоцитоза.

 

 

 

Микротрубочки представляют собой длинные, прямые, неветвящиеся цилиндры, имеют сходный состав и состоят из белков тубулинов. Микротрубочки выполняют скелетную и двигательную функции. Располагаясь в цитоплазме, они стабилизируют форму клетки и создают систему упорядоченного движения клеточных компонентов.

Клеточный центр состоит из центросомы и центросферы. По форме центросома является полым цилиндром, стенка которого построена из девяти триплетов (9х3) микротрубочек и соединяющих их структур.

Лежащие под прямым углом друг к другу две центросомы (в интерфазной клетке) образуют диплосому. Диплосома окружена зоной более светлой цитоплазмы, так называемую центросферу. При подготовке к митотическому делению число центросом в клетке удваивается. Центросомы служат центрами формирования и роста микротрубочек веретена деления и микротрубочек аппаратов движения клетки – ресничек и жгутиков.

Включения цитоплазмы временные образования, являющиеся продуктом деятельности клетки, они появляются и исчезают в зависимости от функционального состояния клетки. Различают включения трофические, секреторные и пигментные.

Трофические включения бывают белковыми, жировыми и углеводными. Они являются запасами питательных веществ, ассимилируемых клеткой.

Секреторные включения являются продуктами деятельности железистых клеток, содержат биологически активные вещества, необходимые организму.

Пигментные включения – это окрашенные вещества, которые, скапливаясь в клетке, обусловливают ее цвет. Они могут быть экзогенные (каротин, красители и др.) и эндогенные (гемоглобин, билирубин, меланин, липофусцин).

Ядро является обязательным компонентом клетки, содержащим генетическую информацию и регулирующим белковый синтез. Генетическая информация заложена в молекулах ДНК. При делении клетки эта информация в равном количестве передается дочерним клеткам. Ядро неделящейся клетки чаще имеет сферическую или овоидную форму и состоит из хроматина, ядрышка, кариоплазмы и ядерной оболочки.

В состав хроматина входит ДНК в комплексе с белком. В начальных фазах митотического деления весь хроматин конденсируется, образуя видимые хромосомы. У человека соматические клетки содержат 46 хромосом: 22 пары гомологичных хромосом и две половые хромосомы. У женщин они парные (ХХ – хромосомы), у мужчин – непарные (ХY– хромосомы).

 

Ядрышко – это производное хромосомы. В настоящее время, известно, что ядрышко является местом образования рибосомальных РНК и рибосом, на которых происходит синтез белка.

Ядерная оболочка состоит из внешней и внутренней ядерных мембран. В ядерной оболочке имеются поры с поровыми определенными химическими комплексами, обеспечивающие прохождение макромолекул в цитоплазму.

 

1.2. Виды тканей

Клетки и их производные объединяются в ткани. Ткань – это сложившаяся в эволюции совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функцию. Учитывая (происхождение и развитие тканей, морфологические и физиологические свойства их можно объединить в четыре типа: эпителиальные ткани; соединительные; мышечные ткани; нервная ткань.

ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ

Эпителиальные ткани образуют поверхностные слои кожи, покрывают слизистую оболочку полых органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата, поверхности серозных оболочек, а также образуют крупные и малые железы. В связи с этим выделяют покровный эпителий и железистый эпителий.

Покровный эпителий отделяет внутреннюю среду от внешней, располагаясь на поверхности тела и его слизистых оболочек. По­кровный эпителий защищает организм от внешних воздействий, а также выполняет функции обмена веществ между организмом и внешней средой. Покровный эпителий кожи или слизистых оболочек образует сплошной пласт, состоящий из плотно расположенных клеток. Эпителиальные клетки соединены одна с другой с помощью различных видов контактов и всегда лежат на базальной мембране, которая отделяет эпителиальные клетки от подлежащей ткани.

Питание клеток покровного эпителия осуществляется путем диффузии тканевой жидкости из подлежащей соединительной ткани через базальную мембрану. С учетом положения эпителиальных клеток в эпителиальном пласте различают однослойный и многослойный эпителий.

У однослойного эпителия все клетки лежат на базальной мембране, а сами клетки образуют один слой. У многослойного эпителия к базальной мембране прилежат клетки только самого глубокого слоя. Однослойный эпителий, в клетках которого ядра располагаются на одном уровне, называют однорядным. Эпителий, ядра клеток которого лежат на разных уровнях, носит название многорядного.

 


Многослойный эпителий бывает неороговевающим и ороговевающим.

Многослойный плоский неороговевающий эпителий имеется у роговицы глаза, влагалища, у слизистой оболочки полости рта, глотки и пищевода, конечного отдела прямой кишки. У этого эпителия выделяют три клеточных слоя: базальный, шиповатый и поверхностный. Клетки базального слоя лежат на базальной мембране, они способны к митотическому делению. Эти клетки, размножаясь, возмещают гибнущие клетки «изнашивающегося» поверхностного слоя.

Многослойный плоский ороговевающий эпителий образует эпителиальный покров кожи — эпидермис. У этого эпителия различают пять клеточных слоев: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой (ороговевающий). В клетках эпидермиса (кожного эпителия) синтезируются и накапливаются специфические белки (кератины), обусловливающие превращение этих клеток в роговые чешуйки. Клетки эпидермиса постепенно ороговевают и слущиваются. Клетки базального слоя являются ростковыми. В базальном слое расположены также клетки, в которых накапливается пигмент меланин.

Переходный эпителий так назван потому, что его форма и стро­ение меняются в зависимости от состояния органа. Например, при наполнении мочевого пузыря эпителиальный покров его слизистой оболочки уплощается. При опустошении мочевого пузыря (мо­чеиспускании) эпителиальные клетки расправляются, эпителиальный покров утолщается.

Покровный эпителий при повреждениях способен быстро вос­станавливаться митотическим делением клеток. Эпителиальные клетки, интенсивно размножаясь по краям повреждения, как бы наползают на раневую поверхность, восстанавливая целостность эпителиального покрова.

Железистый эпителий образует железы, различные по форме, расположению и функциям. Эпителиальные клетки желез синтезируют и выделают вещества — секреты, участвующие в различных функциях организма. Поэтому железистый эпителий называют также секреторным эпителием.

Секреция является сложным физиологическим процессом, состоящим из следующих фаз: поглощения исходных продуктов, синтеза и накопления секрета, выделения секрета и восстановления структуры клетки. Секреция лежит в основе многих важнейших функций: образования молока, слюны, желудочного и кишечного сока, эндокринной регуляции.

 

Рис.1.2. Строение эпителиальной ткани:

А — простой сквамозный эпителий (мезотелий);

Б — простой кубический эпителий;

В — простой столбчатый эпителий;

Г — реснитчатый эпителий;

Д — переходный эпителий;

Е — неороговевающий многослойный (плоский) сквамозный эпителий



СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Соединительная ткань образована клетками и межклеточным веществом, в котором всегда присутствует значительное количество соединительнотканных волокон. Соединительная ткань, имея различное строение и расположение, выполняет механические функции (опорные), трофическую (питания клеток), а также защитные функции (механическая защита и фагоцитоз).

В соответствии с особенностями строения и функций клеток и межклеточного вещества выделяют собственно соединительную ткань, а также скелетные ткани и кровь.

Разновидности соединительной ткани (рис.1.3):

1. Собственно соединительная ткань. В организме человека занимает значительный объем: окружает кровеносные сосуды, подстилает эпителиальную ткань, заполняет промежутки между органами и тканями в органах. Состоит из клеток (фибробласты, макрофаги, тучные клетки) и межклеточного вещества.

Различают рыхлую собственно соединительную ткань, которая находится во всех органах и по ходу кровеносных сосудов, и плотную собственно соединительную ткань, входит в состав кожи, сухожилий, связок.

2. Хрящевая ткань. Состоит из клеток, которые расположены группами в особых полостях межклеточного вещества имеющего сложный химический состав и обладающего гидрофильностью.

Различают: гиалиновый хрящ (соединяет ребра с грудиной, входит в состав суставных поверхностей костей, хрящей гортани и др.), эластический хрящ (образует ушную раковину, надгортанник), волокнистый хрящ (входит в состав межпозвоночных дисков).

3. Костная ткань. Состоит из клеток отростчатой формы, расположенных в костных полостях, а также из межклеточного вещества, образованного органическими и неорганическими соединениями. Образует кости организма.

4. Жировая ткань – состоит из жировых клеток и межклеточного вещества. Ее функция заключается в синтезе, накоплении и обмене жиров. Образует подкожный жировой слой, сальник.

5. Пигментная ткань содержит большое количество пигментных клеток Она образует родимые пятна, радужную оболочку глаз и др.

 

6. Кровь и лимфа. Являются разновидностью соединительных тканей, т.к. тоже состоят из клеток и межклеточного вещества. В состав крови входят клетки (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) и межклеточное вещество – плазма (рис.3.1.стр.23). Лимфа – слегка желтоватая жидкость белковой природы, которая образуется в лимфатических сосудах.

Она состоит из клеток (лимфоцитов, моноцитов и др. видов лейкоцитов) и межклеточного вещества – лимфоплазмы.

 

Рис.1.3.

Виды соединительной ткани:

1 – рыхлая,

2 – хрящевая,

3 – жировая,

4 – костная.

 


МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ.

Мышечные ткани – это группа тканей, имеющих различное происхождение и строение, но объединенная по функциональному признаку – сократимости.

Гладкая мышечная ткань представлена веретенообразной формы клетками с характерным палочковидным ядром, при отсутствии поперечной исчерчённости. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок всех внутренних органов и сосудов.

Поперечнополосатая мышечная ткань образована мышечными волокнами, содержащими миофибриллы (белковые нити), - специальные органоиды клетки, расположенные вдоль волокна. Каждая миофибрилла состоит из правильно чередующихся светлых и темных дисков. Темные и светлые диски в соседних миофибриллах расположены на одном уровне, что при большом количестве миофибрилл создает впечатление поперечной исчерчённости. Эта ткань образует скелетную мускулатуру организма.

Мышечное волокно может быть до 12 см в длину и содержать до 100 ядер. Снаружи каждое волокно покрыто оболочкой – сарколеммой.

В мышечных волокнах имеется миоглобин – пигментный белок. Мышечные волокна, имеющие много миоглобина, имеют красный цвет.

Белые мышечные волокна бедны миоглобином.

 

 

Рис.1.4. Виды мышечной ткани:

1 – гладкие волокна,

2 – поперечно-полосатые волокна

 

 

Сердечная поперечнополосатая мышечная ткань входит в состав стенки сердца и образует миокард. Как и скелетная, она построена из поперечнополосатых мышечных волокон. Эти волокна в определенных участках соединяются. В месте соединения располагаются вставочные диски. Они прочно соединяют клетки сердечной мышцы и обеспечивают электрическую связь между ними.

 

 
НЕРВНАЯ ТКАНЬ

Нервная ткань является основным структурным элементом органов нервной системы. Она состоит из нервных клеток – нейронов и связанных с ними клеток нейроглии.

Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервный импульс. Они также участвуют в переработке, генерации, хранении и извлечении из памяти информации.

В нейроне различают тело, отростки и нервные окончания. Существует два типа отростков. Один отросток длинный – аксон, который проводит нервные импульсы от тела нервной клетки (рис.10.1.стр.75).

Второй вид отростков нервных клеток называется дендритами. В большинстве случаев они сильно ветвятся. Дендриты отличаются от аксонов тем, что они, как правило, короче, воспринимают нервный импульс и проводят его в направлении к телу нервной клетки.

Клеточная оболочка — мембрана — является хорошим электрическим изолятором. По обе стороны мембраны существует электрическая разность потенциалов — мембранный потенциал, уровень которого изменяется при активации синаптических контактов.

По функциональному значению нервные клетки делятся на:

- афферентные (чувствительные) нейроны, приносящие возбуждение в ЦНС,

- эфферентные (двигательные) – передающие импульс из ЦНС на сократительные или секреторные элементы рабочего органа;

- ассоциативные (вставочные) – осуществляющие связь между приносящими и выносящими нейронами.

Нейроглия. Помимо нейронов нервная ткань содержит клетки нейроглии, что означает «нервный клей». Клеток нейроглии очень много. В некоторых отделах нервной системы их в 10 раз больше, чем нервных клеток. Клетки нейроглии находятся в белом веществе мозга, располагаются вдоль нервных клеток и являются их спутницами. В некоторых отделах мозга располагаются рядом с кровеносными сосудами и выполняют функцию фагоцитоза.

Из тканей построены органы. Органэто часть тела, имеющая определенную форму, отличающаяся особой конструкцией, занимающая определенное место в организме и выполняющая характерную функцию. В образовании каждого органа участвуют различные ткани, но одна является главной – ведущей, рабочей. Для мозга это нервная ткань, для мышц – мышечная ткань, для желез – эпителиальная. Другие ткани, присутствующие в органе, выполняют вспомогательную функцию.

 

1.3 . Физиологические и функциональные

системы

Органы, имеющие общий план строения, общее происхождение, выполняющие единую функцию, составляют физиологическую систему органов. Выделяют следующие системы органов: пищеварительную систему, дыхательную, сердечно-сосудистую, лимфатическую, репродуктивную и др. Так, пищеварительная система имеет вид трубки с расширениями или сужениями в определенных местах, развивается из первичной кишки и выполняет функцию пищеварения. Печень, поджелудочная железа, большие слюнные железы являются выростами эпителия пищеварительной трубки.

Выделяются также аппараты органов: опорно-двигательный, мочеполовой и эндокринный. В аппарате органы связаны единой функцией, но могут иметь разное строение и происхождении.

Например, опорно-двигательный аппарат, образованный костями и мышцами, имеющими разное происхождение и разное строение, выполняет функции опоры и движения. Эндокринный аппарат состоит из желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа и другие), имеющих разное происхождение и разное строение, вырабатывающих биологически активные вещества — гормоны, участвующие в жизненно важных функциях организма.

Системы и аппараты органов образуют единый целостный че­ловеческий организм.

Функциональная система – временное объединение органов и систем органов для достижения полезного организму результата. Например: быстрый бег обеспечивается функциональной системой, состоящей из большого числа органов и физиологических систем – нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха.

Одной из важнейших функциональных систем для человека является система высшей нервной деятельности, т.е. функционально объединенная работа подкорковых и корковых структур головного мозга. В настоящее время физиологи говорят о функциональной системе социального поведения, отмечая, в частности, что формирование группового поведения реализуется после двухлетнего возраста. Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Основное конструктивное различие между одноклеточным и многоклеточным организмом состоит в том, что органы многоклеточного организма построены из миллионов отдельных клеток, которые по


принципу подобия и функциональному родству объединяются в ткани, тогда как органеллы одноклеточного представляют собой элементы одной единственной клетки.

В чем же реальное преимущество многоклеточного организма? В возможности разделять функции в пространстве и во времени, а также в специализации отдельных тканевых и клеточных структур для выполнения строго очерченных функций.

По сути дела, эти различия сходны с тем, чем различается средневековое натуральное хозяйство и современное индустриальное производство. Клетка, представляющая самостоятельный организм, вынуждена решать все проблемы, встающие перед ней, за счет имеющихся у нее ресурсов.

Многоклеточный организм выделяет для решения каждой из функциональных задач особую популяцию клеток или комплекс таких популяций (ткань, орган, функциональную систему), максимально приспособленных для решения именно этой задачи. Ясно, что эффективность решения задач многоклеточным организмом намного выше. Точнее, у многоклеточного организма гораздо больше шансов приспособиться к широкому набору ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Отсюда следует и принципиальное различие между клеткой и многоклеточным организмом в стратегии адаптации:

♦ первая на любое средовое влияние реагирует целостно и генерализованно,

♦ второй способен адаптироваться к условиям жизни за счет перестройки функций только отдельных из своих составляющих частей — тканей и органов.

Важно подчеркнуть, что ткани многоклеточного организма весьма разнообразны и каждая наилучшим образом приспособлена к выполнению небольшого числа функций, необходимых для жизнедеятельности и адаптации всего организма. При этом клетки каждой из тканей умеют в совершенстве осуществлять только одну-единственную функцию, а все многообразие функциональных возможностей организма обеспечивается разнообразием входящих в его состав клеток.

Это необходимо учитывать при прогнозировании результатов любых реорганизаций: никакая специализированная подсистема не способна изменить характер своего функционирования, если не изменяется ее собственная структура.

 
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconРеферат в номинации «Питание» на тему «Какой мёд полезнее?»
С древнейших времён он известен как диетическое и целебное средство. Ещё Авиценна утверждал: «Если хочешь сохранить молодость, то...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconВестник балтийской педагогической академии
Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconРабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Разработаны и утверждены рабочие программы по дисциплине обж и бжд, календарно-тематические планы, тестовые задания по дисциплине...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconПубличный отчет о деятельности муниципального автономного общеобразовательного...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №47 имени А. П. Гайдара – многопрофильное образовательное учреждение,...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconЭкзаменационные вопросы по бжд для студентов специальности 110203....
Экзаменационные вопросы по бжд для студентов специальности 190603. 65 – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconРабочая программа по дисциплине В. В методы математической статистики в бжд в техносфере
Дисциплина «Методы математической статистики в бжд в техносфере» является одной из важнейших дисциплин естественнонаучного цикла
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconУчебно-методический комплекс
Программа курса «Анатомия» предназначена для студентов факультета фк и бжд мгпу и составлена с учетом Государственного образовательного...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconМедицинские учреждения
Материалы и оборудование: ребусы по теме «Медицинские учреждения», предметы для игры «Аптека» мяч, карточки с названиями мед учреждений...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд icon«Семья и психическое здоровье» Общественный совет по вопросам психического здоровья
Т. А. Солохина (составление, обобщение, анализ, общая редакция); канд мед наук Э. Г. Рытик; канд экон наук Л. С. Шевченко; канд мед...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconМинздрава России Кафедра физиологии А. А. Кромин, Ю. П. Игнатова
Кромин, А. А. Физиология висцеральных систем: сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconОценка уровня саливации и состояния полости рта при патологии верхних...
Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconРеферат на тему: «Мёд и продукты пчеловодства. Биологическое влияние на организм»
Главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар. Мёд...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconСовершенствование диагностики возбудителей периимплантитов с использованием...
Оформление. Портрет писателя; плакат "Приходите в Остер-класс, как-нибудь поучат вас"; книжная выставка "Веселые уроки Григория Остера";...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconСовершенствование методов диагностики и эндодонтического лечения...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Рецензенты: Чеканов В. И., гл специалист управления гоу «Управления по делам гражданской обороны защиты населения от чс и пб мурманской...
А. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд iconПрограмма дисциплины «Стратегические финансы фирмы» для направления...
Авторы: проф. Ивашковская И. В.(кафедра экономики и финансов фирмы), преп. Теплицкий А. В. (кафедра экономики и финансов фирмы, компания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск