Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 208.61 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации20.11.2014
Размер208.61 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 20

ТЕМА: «Естественное вскармливание»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., доцент ______________ Фурцев В.И.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.


Красноярск

2012

1. Тема: Естественное вскармливание.

2. Значение изучаемой темы: Для ребенка первых месяцев жизни оптимальным видом питания яв­ляется материнское молоко, соответствующее особенностям его пище­варительной системы и обмена веществ. По данным официальной статистики Минздрава России за 2002 г., лишь 42,2% получают материнское молоко до 3 месяцев и 31% - до 6 меся­цев и более 10% матерей вообще не кормят грудью детей с рождения.

Учебное значение: Выработка навыков составления и расчета рационов детей первых 10 дней жизни и до 1 года на естественном вскармливании.

Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах естественного вскармливания.

Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за здоровье детей, за правильное назначение рациона детей на естественном вскармливании до 1 года.

3. Цели занятия: Освоить основные принципы естественного вскармливания детей 1 года жизни с учетом современной программы ВОЗ и ЮНЕСЕФ. Научиться сбору анамнеза по питанию.

Обучающийся должен знать:

  1. Актуальность проблемы грудного вскармливания

  2. Политику ВОЗ/ЮНИСЕВ, направленную на поддержание грудного вскармливания.

  3. Преимущества грудного вскармливания

  4. Состав женского молока

  5. Вскармливание новорожденного и ребенка до введения прикормов.

Обучающийся должен уметь:

  1. Назначить долженствующий объем питания новорожденному ребенку

  2. Назначить долженствующий объем питания ребенку первого полугодия

  3. Рассчитать потребности в белках, жирах, углеводах и калориях новорожденному ребенку и ребенка до введения прикормов.

4. План изучения темы:

  • Организация занятия - 5 мин.

  • Формулировка темы и цели - 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.

  • Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.

  • Самостоятельная работа - 120 мин.

  • Итоговый контроль знаний - 25 мин.

  • Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.

5. Основные понятия и положения темы.

На протяжении лактации состав женского молока меняется, отра­жая меняющиеся потребности ребенка. По степени зрелости грудное молоко делят на молозиво, переходное и зрелое молоко. Они от­личаются друг от друга по количеству нутриентов и биологическим свойствам. Молозиво выделяется в конце беременности и в первые дни лакта­ции (3-5 дней).

К 3-5 дню жизни количество молока увеличивается, молочные же­лезы наполняются - это «приход», «прилив» молока. Такое молоко называется переходным, оно выделяется в течение 10-15 дней и по составу постепенно приближается к зрелому. Состав зрелого молока также меняется на протяжении периода лактации, поэтому донорское молоко матери, имеющей ребенка 2-го полугодия жизни, не будет полностью адекватным питанием для ре­бенка первых месяцев жизни.

Грудное молоко отличается по со­ставу у разных матерей и даже у одной женщины в процессе корм­ления одной грудью. В начале кормления выделяется так называе­мое «раннее» (переднее) молоко. Оно богато водой, белком, лакто­зой, но бедно жиром, поэтому имеет голубоватый оттенок. Именно с ранним молоком ребенок получает необходимое ему количество воды. Затем выделяется «позднее» (заднее) молоко, обеспечиваю­щее энергетические потребности ребенка, так как в нем значитель­но больше жира. Чем активнее сосет ребенок, тем больше примесь «позднего» молока, поэтому важно не прекращать кормление слиш­ком рано, особенно у вяло сосущих детей. Считается, что содержание жиров к концу кормления действует как регулятор насыщения. При сцеживании молока из груди в основном выделяется «перед­нее» молоко и ребенок может недополучить необходимой энергии. Достоверно доказано, что человеческое грудное молоко превосходит все заменители, в том числе детские питательные. Состав человеческого грудного молока не постоянен, а изменяется во время кормлений, в зависимости от времени суток, а также в процессе лактации. Общий объем выработки материнского молока и потребления его ребенком чрезвычайно изменчив, и хотя, говоря о среднем потреблении молока грудными детьми, часто называют цифры 650–850 мл в день, величины могут колебаться от очень малых количеств до более одного литра в день, что почти целиком зависит от частоты и эффективности сосания. Потребление грудного молока ребенком в период исключительно грудного вскармливания увеличивается, достигая постоянного уровня 700–800 мл в день примерно через 1–2 месяца, после этого возрастает незначительно.

Белки женского молока включают, в основном, сывороточные про­теины (70-80%), содержащие все незаменимые аминокислоты в опти­мальном для ребенка соотношении, а также казеин (20-30%). Содержащийся в грудном молоке казеин обладает химическими свойствами, которые позволяют ребенку легче переваривать его, чем казеин, содержащийся в молоке других млекопитающих. В противоположность этому, главный белок молочной сыворотки, присутствующий в коровьем молоке – это β-лактоглобулин, который не содержится в грудном молоке и который может вызывать отрицательную антигенную реакцию при кормлении им грудных детей.

Белки женского молока подраз­деляются на метаболизируемые (пищевые) и неметаболизируемые бел­ки (иммуноглобулины, лактоферрин, лизоцим), которые составля­ют 70-75% и 25-30% соответственно. Аминокислоты грудного молока, в основном, входят в состав белков и пептидов, но в небольшом количестве они присутствуют в свободном состоянии. В женском молоке содержится значительное количество аминокислот с разветвленной цепью (валин, лейцин, изолейцин) и меньшее - ароматических аминокислот (фенилаланин, тирозин). Отно­сительно высоко содержание метионина и цистеина, которые находятся приблизительно в равных количествах. У детей первых месяцев жизни снижен синтез серосодержащей аминокислоты таурина, оказывающей существенное влияние на формирование и дифференцировку тканей центральной нервной системы, зрительного анализатора, синтез желч­ных кислот. Поэтому таурин является эссенциальной аминокислотой для детей первых месяцев жизни. Его содержание в грудном молоке ко­леблется от 35 до 50 мг/л.

В грудном молоке присутствуют нуклеотиды, на долю которых прихо­дится около 20% всего небелкового азота. Нуклеотиды являются исход­ными компонентами для построения рибонуклеиновой и дезоксирибонуклеиновой кислот, им принадлежит важная роль в поддержании иммун­ного ответа, стимуляции роста и дифференцировки энтероцитов.

Нуклеотиды являются сложными биологическими веществами (биополимерами), основными строительными белковыми блоками, предшественниками дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот.  Они впервые были обнаружены в грудном молоке около 30 лет тому назад.  Нуклеотиды представляют собой низкомолекулярные соединения (нуклеиновые кислоты), состоящие из азотистых оснований – пуринов (аденозинмонофосфат (АМФ), гуанозинмонофосфат (ГМФ)) и пиримидинов (цитидинмонофосфат (ЦМФ), уридинмонофосфат (УМФ), инозинмонофосфат (ИМФ)), пентозного сахара (рибоза или дезоксирибоза) и от одной до трех фосфатных групп. Они входят в состав клеточного ядра (nucleus), отсюда и произошло их название – нуклеотиды. Энергетическая плотность грудного молока составляет приблизительно 280 кДж (67 ккал)/100 мл.

На долю жира приходится около 50% общей калорийности грудного молока. Основные компоненты жира грудного молока: триглицериды, фосфолипиды, жирные кислоты, стеролы. Жирнокислотный состав характеризу­ется относительно высоким содержанием незаменимых полиненасыщен­ных жирных кислот (ПНЖК), концентрация которых в женском молоке в 12-15 раз больше, чем в коровьем. ПНЖК составляют 11% от содержания всех жирных кислот грудного молока. Соотношение линолевой (-6 ПНЖК) и а-линоленовой (-3 ПНЖК) в женском молоке относительно постоянно и составляет 7(8) : 1. Эти ПНЖК - предшественники арахидоновой, эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирных кислот, которые являются важ­ными компонентами клеточных мембран; из них образуются различные классы простагландинов, лейкотриенов и тромбоксанов, они необходимы также для миелинизации нервных волокон и построения сетчатки глаз. Содержащиеся в молоке жиры также являются носителями для поглощения жирорастворимых витаминов А, D, Е и К.

Арахидоновая и докозагексаеновая жирные кислоты содержатся в не­большом количестве (0,1-0,8% и 0,2-0,9% от общего содержания жир­ных кислот (ЖК), соответственно) в женском, но практически отсутствуют в коровьем молоке. Поскольку способность детей первых месяцев жизни и, особенно, недоношенных, к образованию в организме этих незамени­мых жирных кислот из предшественников (линолевой и линоленовой ЖК) ограничена, то дети, находящиеся на искусственном вскармлива­нии, нуждаются в обогащении молочных смесей -З жирными кислота­ми, одним из источников которых может служить рыбный жир.

Жиры женского молока перевариваются легче, чем жиры коровьего молока:

  • во-первых - в большей степени эмульгированы

  • во-вторых - подвергаются воздействию присутствующего в женском моло­ке фермента липазы, участвующей в переваривании жирового компо­нента молока, начиная с ротовой полости.

Присутствие в грудном молоке L-карнитина обеспечивает транспорт жирных кислот через митохондриальные мембраны и, тем самым, спо­собствует их расщеплению на клеточном уровне.

Содержание холестерина в женском молоке относительно высоко и колеблется от 9 до 41 мг%, стабилизируясь к 15 суткам лактации на уровне 16-20 мг%. У детей на естественном вскармливании отмечается более высокий уровень холестерина, чем при использовании детских мо­лочных смесей Холестерин необходим для формирования клеточных мембран, тканей нервной системы и ряда биологически активных ве­ществ, включая витамин D, стероидные гормоны.

Углеводы грудного молока представлены в основном дисахаридом ß-лактозой (80-90%), олигосахаридами (15%) и небольшим количеством глюкозы и галактозы. В отличие от -лактозы коровьего молока, ß-лактоза женского молока медленно расщепляется в тонкой кишке ребенка, частично доходит до толстой кишки, где метаболизируется до молочной кислоты, способствуя росту бифидо- и лактобактерий. Лактоза способ­ствует лучшему усвоению минеральных веществ (кальция, цинка, маг­ния). Галактоза, образующаяся при расщеплении лактозы, исполь­зуется для синтеза галактолипидов, необходимых для формирования центральной нервной системы, миелинизации нервных волокон и фор­мирования клеточных рецепторов.

Олигосахариды - углеводы, включающие от 3 до 10 остатков моносахаридов, не подвергаются расщеплению ферментами пищеварительно­го тракта, не всасываются в тонкой кишке и в неизмененном виде дости­гают просвета толстой кишки, где ферментируются, являясь субстратом для роста бифидобактерий. При этом происходит конкурентное тормо­жение развития условно патогенной флоры. Кроме того, олигосахариды женского молока способны выступать в качестве рецепторов для бакте­рий, вирусов (в т.ч. ротавирусов) и токсинов, тем самым блокировать их связывание с мембраной энтероцита. Рассмотренные функции олигосахаридов лежат в основе пребиотических эффектов грудного молока, в значительной мере определяя его протективное действие в отношении кишечных инфекций у детей грудного возраста.

Минеральный состав женского молока значительно отличается от ко­ровьего, в котором содержится в 3 раза больше солей, в основном, за счет макроэлементов.

Относительно низкое содержание минеральных веществ в женском молоке обеспечивает его низкую осмолярность и уменьшает нагрузку на незрелую выделительную систему. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, хлор и магний. Остальные минеральные вещества являются микроэлементами и присутствуют в тканях организма человека в малых количествах. Десять из них в настоящее время отнесены к классу эссенциальных: желе­зо, цинк, йод, фтор, медь, селен, хром, молибден, кобальт и марганец. Установлено, что железо, кальций, магний, цинк усваиваются сущест­венно лучше из женского молока, чем из коровьего. Высокую биодоступность микроэлементов обеспечивают также транс­портные белки грудного молока, в частности, лактоферрин - переносчик железа, церулоплазмин - меди. Невысокий уровень железа в женском молоке компенсируется его высокой биодоступностью (до 50%).

Содержание микроэлементов в грудном молоке подвержено значи­тельным колебаниям. Недостаточность микроэлементов, являющихся регуляторами обменных процессов, сопровождается снижением адапта­ционных возможностей и иммунологической защиты, а выраженный их дефицит приводит к развитию патологических состояний: нарушению процессов построения костного скелета и кроветворения, изменению ос­мотических свойств клеток и плазмы крови, снижению активности ферментов.

В грудном молоке присутствуют все водо- и жирорастворимые вита­мины. Концентрация витаминов в молоке во многом определяется пита­нием кормящей матери и приемом поливитаминных препаратов. Однако следует подчеркнуть, что уровень витамина D в грудном молоке крайне низок, что требует его дополнительного назначения детям, находящимся на естественном вскармливании.

У детей чаще наблюдается полигиповитами­ноз, реже встречается изолированный дефицит одного из витаминов.

Кроме основных нутриентов, а также минеральных веществ и витами­нов, женское молоко содержит целый комплекс биологически активных соединений и защитных факторов, включая гормоны, ферменты (амила­за, диастаза, липаза, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа, фосфатазы, протеазы), факторы роста (эпидермальный, инсулиноподобный), стимулирующие рост и развитие, секреторный иммуноглобулин А, лизоцим, макрофаги, антитела, лактоферрин. Поэтому у детей, находя­щихся на естественном вскармливании, значительно реже возникают кишечные инфекции

Грудное вскармливание защищает грудных детей от инфекций посредством двух механизмов:

Во-первых, оно снижает или устраняет воздействие болезнетворных бактерий, передаваемых с зараженными продуктами питания и напитками.

Во-вторых, грудное молоко содержит противомикробные факторы и другие вещества, которые укрепляют незрелую иммунную систему и защищают пищеварительную систему новорожденного ребенка, тем самым создавая защиту от инфекций, в частности, инфекций желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. Молозиво (молоко, вырабатываемое в первые несколько дней после родов) особенно богато защитными белками. Основными иммуноглобулинами в грудном молоке являются секреторный иммуноглобулин А и лактоферрин. Первый действует на поверхностях слизистой оболочки и защищает их от повреждения поглощенными микробными антигенами. Второй является связывающим железо белком, который конкурирует с бактериями за железо, снижая жизнеспособность бактерий и тем самым риск желудочных инфекций, в частности, вызываемых Escherichia coli и Stаphylococcus spp.

Грудное молоко также содержит много других защитных и трофических факторов, которые могут участвовать в защите и созревании пищеварительного тракта.

Существуют также указания на протекторное действие естественного вскармливания в отношении риска развития в последующие годы таких заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, лейкозы, хронические заболевания органов пищеварения. Есть много подтверждений того, что исключительно грудное вскармливание в течение первых примерно 6 месяцев снижает младенческую заболеваемость и смертность!

Естественное вскармливание

Несмотря на то, что принципиально вопрос о преимуществе естественного вскармливания как наиболее оптимального вида питания для детей 1-го года жизни не вызывает никаких сомнений, его практическая реализация остается в нашей стране крайне неудовлетворительной: распространенность грудного вскармливания в России составляет в среднем среди детей в возрасте 3 месяцев около 30 %, прогрессивно снижаясь с возрастом детей. При анализе основных причин крайне неудовлетворительной распространенности грудного вскармливания в России обращает внимание то, что подавляющее большинство женщин в период беременности планируют кормить детей грудью, и в первые дни после родов более 90% матерей действительно начинают кормить ребенка грудью.

Распространенность грудного вскармливания снижается в конце 1-го месяца жизни младенцев и прогрессивно уменьшается на 2-3-м месяце жизни. Основными причинами этого служат отсутствие у женщин доминанты лактации, которая должна вырабатываться у них в ходе беременности; неправильное отношение к грудному вскармливанию врачей-педиатров и других медицинских работников, которые при первых же жалобах матери на нехватку молока (как правило, кажущуюся) рекомендуют вводить докорм молочными смесями в качестве профилактики гипотрофии.

Женское молоко является естественным биологическим продук­том, который вырабатывается молочными железами матери для обеспечения роста и развития ребенка в раннем возрасте. Этот процесс называется лактацией.

Естественное вскармливание способствует формированию пищевого поведения и метаболического стереотипа.

Основные направления влияния естественного вскармливания на развитие ребенка:

  • Собственно пищевое обеспечение.

  • Иммунологическая защита (специфическая и неспецифическая).

  • Регуляторная функция (материнское молоко является биологически активным продуктом, управляющим ростом, развитием и тканевой дифференцировкой ребенка).

  • Эмоциональный и поведенческий фактор.

Материнское молоко является уникальным оптимально сбалансированным продуктом питания, который отвечает индивидуальным потребностям своего ребенка. Причем состав нутриентов женского молока меняется на протяжении лактации, приспосабливаясь к из­меняющимся в процессе роста потребностям ребенка. Так осущест­вляется пищевое обеспечение растущего ребенка.

Естественное вскармли­вание оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нерв­ной системы ребенка и его психическую деятельность. Отмечено, что дети, которые вскармлива­лись материнским молоком, отличаются хорошим физическим развитием, они более спокойны, уравновешены, приветливы и доброжелательны в сравнении с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а впоследствии становятся внимательными и заботливыми родителями.

Грудное вскармливание положительно влияет и на материнский орга­низм. Так, прикладывание ребенка к груди матери сразу же после рож­дения стимулирует выделение в ее организме гормона окситоцина, кото­рый способствует отделению плаценты, более быстрому сокращению матки и, таким образом, уменьшает риск послеродовых кровотечений, а также стимулирует выработку пролактина, участвующего в становлении лактационной функции.

Сразу же после рождения здоровый младенец инстинктивно ищет пищу. Впервые несколько часов жизни вне чрева матери ребенок оживлен, активен и готов к кормлению, поэтому в идеале грудное вскармливание следует начинать в течение первого часа. В родильном доме с целью становления достаточной и длительной лак­тации здоровый новорожденный ребенок должен прикладываться к гру­ди матери в первые 30 минут после неосложненных родов, а затем нахо­диться с ней в одной палате для осуществления свободного вскармлива­ния по требованию ребенка. Следует поощрять матерей к тому, чтобы они как можно чаще находились со своими детьми в контакте “кожа к коже” и помогать им в этом в первые дни после родов, при этом мать и ребенок должны размещаться вместе в одной палате. Ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим "свободного вскармливания" или вскармливание по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может требовать от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормления обычно снижается до 7-8 раз, а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются, от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

  1. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль.

1. Ребенок массой 3600 гр., ему 4.5 мес., на естественном вскармливание. Рассчитать суточный объем питания.

а) 170 мл

б) 180 мл

в) 190 мл

г) 250 мл

2. Ребенок родился массой 3400гр., находится на грудном вскармливании. Ему 8 дней. Рассчитать разовый объем кормления.

а) 50 мл

б) 60 мл

в) 110 мл

г) 80 мл

3. Ребенку 6 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность жирах?

а) 7г/кг

б) 6г/кг

в) 5,5г/кг

г) 7,5г/кг

4. Назовите количество белка в зрелом грудном женском молоке.

а) 1.8г/л

б) 2,3 г/л

в) 1,5г/л

г) 2,2г/л

5. Какой вид имеют испражнения у детей 1 года жизни, находящегося на естественном вскармливании?

а) золотисто -желтого цвета

б) замазкообразные

в) коричневые

г) с зеленоватым оттенком

6. Ребенок родился массой 3400гр., находится на грудном вскармливании. Ему 8 дней. Рассчитать разовый объем кормления.

а) 50 мл

б) 60 мл

в) 110 мл

г) 80 мл

7. Масса ребенка при рождении 3500 гр., его возраст 4 месяца, на естественном вскармливании. Рассчитать разовый объем кормления

а) 180 мл.

б) 100 мл.

в) 150 мл

г) 50 мл

8. Ребенку 2 месяца. При контрольном взвешивании высосал 60 гр. грудного молока. Рассчитать объем необходимого докорма.

а) 50мл

б) 100 мл

в) 70 мл

г) 20 мл

9. Ребенку 8 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность в белках:

а) 2,5г/кг

б) 3,5г/кг

в) 4г/кг

г) 4,5г/кг

10. Ребенку 7 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность в белках:

а) 2,5г/кг

б) 3,5г/кг

в) 4г/кг

г) 4,5г/кг

11. Стул ребенка на грудном вскармливании во втором полугодии:

а) светло-коричневый

б) оформленный

в) светло-желтый

г) 2-3 разa в день

12. Какая формула не используется для расчета объема грудного молока новорожденному ребенку до 10 суток?

а) формула Зайцевой

б) обьемный метод

в) формула Тура

г) метод Шкарина

13. Какой фермент грудного женского молока участвует в переваривание жиров?

а) амилаза

б) липаза

в) пепсин

г) трипсин

14. В какое время суток вырабатывается больше пролактина?

а) утром

б) днем

в) ночью

г) равномерно в течении суток

15. Естественное вскармливание не показано при:

а) лактостазе у матери

б) приеме матерью цитостатиков

в) ОРВИ у матери

г) пневмонии у ребенка

16. Естественное вскармливание не показано при:

а) лактостазе у матери

б) гриппе у матери

в) психические заболевания у матери

г) плохом аппетите у ребенка

17. Каковы причины гипогалактии в современных условиях?

а) раннее первое прикладывание ребенка к груди

б) позднее первое прикладывание ребенка к груди

в) избыточное формирование "лактационной" доминанты

г) не соблюдение питьевого режима

18. Каковы причины гипогалактии в современных условиях?

а) раннее первое прикладывание ребенка к груди

б) отсутствие сформированной "лактационной" доминанты

в) избыточное формирование "лактационной" доминанты

г) не соблюдение питьевого режима

19. В женском молоке в отличие от коровьего (указать неверное)

а) более низкое содержание железа

б) более высокое содержание полиненасыщенных жирных кислот

в) более высокий уровень белка

г) более низкая концентрация натрия

20. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения не способствует:

а) быстрому становлению лактации у матери

б) формированию правильного прикуса

в) быстрой послеродовой инволюции матки

г) формированию нормального биоценоза кишечника

21. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) задержке послеродовой инволюции матки

б) ограничению длительности лактации

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) быстрому становлению лактации у матери

22. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) длительному сохранению лактации

б) задержке послеродовой инволюции матки

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) сокращению длительности лактации

23. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) быстрой послеродовой инволюции матки

б) задержке послеродовой инволюции матки

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) сокращению длительности лактации

24. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) задержке послеродовой инволюции матки

б) ограничению длительности лактации

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) формированию нормального биоценоза кишечника

25. Какие последствия неправильной техники кормления грудью?

а) лактостаз

б) лакторея

в) нарушение микрофлоры кишечника

г) увеличение прибавки массы тела

Ситуационные задачи

Задача №1

Ребенок в возрасте 7 дней кормится из-за болезни матери сцеженным грудным молоком через 3,5 часа 6 раз в день, промежутки между корм­лениями не выдерживает, беспокоен, плохо спит. Масса тела при рожде­нии 3700 г, длина 51 см. На 7 день жизни масса 3600 г.

  1. Оцените динамику массы тела.

  2. Дайте рекомендации по рациональному вскармливанию (режим, число, суточный и разовый объемы кормлений).

  3. Что такое «свободный режим» вскармливания?

  4. Составьте примерный рацион питания на 1 день.

  5. Психологические преимущества грудного вскармливания?

Задача №2

Ребенку 3 недели. Находится на грудном вскармливании, приклады­вается к груди матери через 3 часа 7 раз в день, ночного кормления нет. Мать обратилась к врачу с просьбой проверить количество молока, так как ей кажется, что ребенок не наедается. При осмотре малыш активен, спокоен, имеет массу тела 3400 г (масса при рождении 3000 г). При кон­трольных взвешиваниях высасывает из груди 80 - 90 мл молока.

  1. Достаточно ли ребенок прибавил в массе?

  2. Достаточно ли у матери молока?

  3. Дайте рекомендации по режиму и объему кормлений.

  4. Укажите потребность ребенка в основных пищевых ингредиентов и энергии.

  5. Различия грудного молока по степени зрелости?

Задача №3

Ребенку 3 месяца. Кормится грудью матери 6 раз в день через 3,5 ча­са. Мать обратилась к врачу за советом по питанию ребенка, так как счи­тает, что у нее недостаточно молока. При осмотре ребенок активен, спо­коен, психомоторное развитие соответствует возрасту. Масса тела со­ставляет 5200 г, длина 58 см (масса при рождении 2850 г, длина 49 см). При контрольных кормлениях ребенок из груди матери высасывал по 140-150 мл молока.

  1. Достаточно ли ребенок прибавил в массе, длине?

  2. Достаточно ли у матери молока?

  3. Дайте рекомендации по режиму кормлений.

  4. Укажите потребность в основных пищевых ингредиентах и энергии.

  5. Периоды лактации.

Задача №4

Две недели назад в семье родился втором ребенок. Старшему сыну 1 год, его кормили грудью до 1,5-месячпого возраста, затем стали давать молочную смесь. Младшего ребенка мать кормит исключительно грудью. Сейчас она хотела бы надолго предохраниться от наступления повой бере­менности.

  1. Какую информацию следует дать матери?

  2. Дайте рекомендации по вскармливанию ребенка.

  3. Что посоветовать матери по планированию семьи в дальнейшем?

  4. Отличия грудного молока по составу?

  5. Механизмы защиты от инфекций при грудном вскармливании.

Задача №5

В родильном доме родилась здоровая новорожденная девочка с массой 3500 г. Мама ребенка чувствует себя удовлетворительно.

  1. Значение раннего прикладывания ребенка к груди.

  2. Основные направления влияния естественного вскармливания на развитие ребенка.

  3. Что способствует успешной лактации?

  4. Условия для обучения матерей успешной лактации?

  5. Абсолютные противопоказания для грудного вскармливания?

7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой.

а) Темы:

  • Состав женского молока

  • Политика ВОЗ/ЮНИСЕВ, направленная на поддержание грудного вскармливания.

  • Составление типовых задач по теме.

  • Эмоциональный аспект грудного вскармливания

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.
8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск