Скачать 72.79 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУЗАНЯТИЮ № 8 ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего возраста» Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____от «____» __________20____г. Заведующий кафедрой д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. Составители: к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В. к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В. Красноярск 2012 1. Тема: Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего возраста. 2. Значение изучаемой темы: Учебное значение: Особенности заболеваний органов дыхания у детей раннего возраста связаны с возрастом, полом, временем года, географическими и социальными условиями. Внутриутробное присоединение цитомигаловирусной инфекции может привести к пневмонии у новорожденного. Незрелость легких в этом периоде жизни ребенка может привести к болезни гиалиновых мембран. Относительно короткая и открытая слуховая труба у новорожденных и детей раннего возраста дает возможность поступать инфекции из глотки в полость среднего уха, что обуславливает развитие среднего отита. Небольшие размеры просвета бронхов и бронхиол у детей первых лет жизни предрасполагает к развитию бронхиолита. Оценка состояния системы органов дыхания включает изучение анамнеза, осмотр пальпацию, перкуссию и аускультацию Изучение особенностей строения и поражения системы органов дыхания поможет студенту хорошо ориентироваться в вопросах патологии детского возраста, проводить раннюю диагностику и адекватное лечение. Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах работы с детьми. Личностное значение темы: формирование представления о ведущем значении оценки состояния дыхательной системы для определения состояния ребенка; формирование деонтологических аспектов через взаимоотношения Студент – Ребенок – Родитель. 3. Цели занятия: Научить студентов особенностям оценки дыхательной системы у детей раннего возраста. Для этого необходимо: -знать анатомо-физиологические особенности строения системы органов дыхания у детей раннего возраста; -уметь обследовать систему органов дыхания у детей раннего возраста; -иметь представление о предрасполагающих факторах к развитию заболеваний органов дыхания. 4. План изучения темы:
5. Основные понятия и положения темы. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ (смотри впрактикуме) Методика обследования органов дыхания включает сбор анамнеза, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию, лабораторные и инструментальные исследования.
Входной тестовый контроль.
а) 1:2 б) 1:3 в) 1:4 г) 1:3,5 д) 1:5
а) с 1 года б) с 3 лет в) с 5 лет г) с 7 лет д) с 15 лет
а) заглоточном абсцессе б) бронхиальной астме в) бронхиолитах г) пневмонии д) опухолях
а) эмфиземе б) при повышении внутрибрюшного давления в) остром вздутии легких г) бронхите д) ателектазе
а) бронхите б) аспирации инородным телом в) парезе и параличе межреберных нервов г) сужение просвета бронхов и бронхиол вследствие гиперсекреции д) полиомиелите
а) бронхит б) пневмония в) ларингит г) плеврит д) бронхопневмония
а) 1 см от середины ключицы б) 2-4 см от середины ключицы в) 3 см от середины ключицы г) верхнего края ключицы д) нижнего края ключицы
а) бронхите б) сужении бронхов в) ларингите г) трахеите д) бронхиальной астме 11. На какой неделе эмбрионального развития формируются сегментные бронхи? 12. Какова частота дыхания в минуту у годовалого ребенка: а) 16-18 минуту б) 30-35 в минуту в) 40-50 минуту г) 25 в минуту д) 20 в минуту 13. К какому возрасту развивается кавернозная часть подслизистой ткани носа? а) 8-9 лет б) 1-2 года в) 5-7 лет г) 12-15 лет д) 10-11 лет 14. Втяжение уступчивых мест грудной клетки указывает на: а) слишком мягкие ребра б) поражение дыхательных путей в) отит г) ангину д) гайморит 15. Нижняя граница легких справа у детей по паравертебральной линии находится на уровне: а) 10 ребра б) 11 ребра в) остистого отростка 11 грудного позвонка г) 12 ребра д) остистого отростка 10 грудного позвонка 16. Ослабленная бронхофония отмечается: а) у полных детей б) выпотном плеврите в) пневмонии г) бронхиальной астме д) гемотораксе 17. Поверхностная болезненность грудной клетки при пальпации отмечается при: а) воспалении надкостницы б) заболевании межреберных мышц в) плеврите г) бронхите д) трахеите 18. Симптом де-ла Кампа выслушивается при: а) пневмотораксе б) гидротораксе в) увеличение паратрахеальных лимф узлов г) увеличении бронхопульмональных л/узлов д) выпотном плеврите 19. Нижняя граница легких у детей слева по средне-подмышечной линии определяется на уровне: а) 7 ребра б) 8 ребра в) 9 ребра г) 6 ребра д) 4 ребра 20. Почему у детей легко возникает эмфизема при различных легочных заболеваниях? Ситуационные задачи Задача 1 Заболел ребёнок 11 мес. При субфебрильной температуре появился кашель, чихание, ринит. Стал беспокойным, снизился аппетит. При осмотре отмечается только гиперемия слизистой ротоглотки и другие катаральные симптомы. В семье сложные материальные условия. Отец не работает, уволен с предприятия, мать в декретном отпуске. Дома ещё ребёнок 3 лет. Синдромный диагноз. Тактика в отношении больного. Задача 2 У ребёнка 5 мес была в течение 2 дней высокая температура, слабость, потливость, боли за грудиной. На 3 день появился резко изменённый голос и затруднённое дыхание. В течение 2-3 часов тяжесть состояния нарастает, появилось втяжение уступчивых мест грудной клетки. Кашель не частый. Бледность и потливость кожи, диапедезные кровоизлияния. Дыхание проводится. Тахикардия. Синдромный диагноз. Неотложная помощь. Задача 3 Ребёнку 7 мес. Заболел 3 дня назад, когда появилась слабость, недомогание, повышение температуры, светобоязнь, головная боль. На момент осмотра температура 37,5° С, утомляемость, влажный кашель, слизистая мокрота. Дыхание через нос не затруднено, ЧД 40 в мин. Перкуторно звук лёгочный, дыхание жесткое, по всем полям сухие и влажные хрипы крупнопузырчатые. В зеве слабая гиперемия, бугристость задней стенки глотки. Синдромный диагноз. Тактика ведения больного. 7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой. а) Темы: 1. Заболевания дыхательной системы у детей раннего возраста. 2. Врожденные пороки развития дыхательных путей у детей. 3. Неотложные состояния при заболеваниях органов дыхания у детей и догоспитальная помощь при них. б) Формы НИРС: 1) мультимедийная презентация; 2) реферат по предлагаемым темам; 3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др. 4) оформление фото, видеоматериалов. 8. Рекомендуемая литература: - обязательная:
- дополнительная:
- электронные ресурсы:
|
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение... | Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело» | ||
С курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни... Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности... |