Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 169.42 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации31.10.2014
Размер169.42 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 29

ТЕМА: «Семиотика важнейших поражений органов кроветворения у детей»
Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., доцент ______________ Поздякова Л.И.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.
Красноярск

2012

1. Тема: Семиотика важнейших поражений органов кроветворения у детей.

2. Значение изучаемой темы:

Учебное значение: Клинический анализ крови – наиболее распространенное исследование в медицинской практике, позволяющее врачу предположить врачу наличие того или иного заболевания, а так же определить дальнейшую тактику ведения и лечения. При выявлении тех или иных изменений со стороны клеточного состава крови не следует ограничиваться однократным исследованием. Гемограмма приобретает диагностическое значение лишь в совокупности с клиническими признаками при исключении всех случайных моментов, которые могли изменить состав крови. У детей правильная оценка результатов клинического анализа крови невозможна без знания физиологических особенностей крови ребенка в различные возрастные периоды. Оценка состояния системы органов кроветворения включает изучение анамнеза, осмотр пальпацию, перкуссию. Изучение особенностей строения и поражения системы органов кроветворения поможет студенту хорошо ориентироваться в вопросах патологии детского возраста, проводить раннюю диагностику и адекватное лечение.

Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах патологии особенностей органов кроветворения и методов обследования у детей.

Личностное значение темы: формирование представления о ведущем значении оценки состояния системы кроветворения для определения состояния ребенка; формирование деонтологических аспектов через взаимоотношения Студент – Ребенок – Родитель.

3. Цели занятия: на основе знаний об особенностях анатомо-физиологического строения и объективного исследования научиться выявлять симптомы поражения крови у детей.

Для этого необходимо:

-знать основные симптомы поражения системы органов кроветворения у детей раннего возраста;

-знать основные симптомы поражения системы органов кроветворения у детей старшего возраста;

-знать основные синдромы поражения системы органов кроветворения у детей раннего возраста;

-знать основные синдромы поражения системы органов кроветворения у детей старшего возраста;

-уметь объективно диагностировать основные симптомы и синдромы поражения системы органов кроветворения у детей разного возраста;

-иметь представление о заболеваниях органов кроветворения

4. План изучения темы:

  • Организация занятия - 5 мин.

  • Формулировка темы и цели - 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.

  • Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.

  • Самостоятельная работа - 120 мин.

  • Итоговый контроль знаний - 25 мин.

  • Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.

5. Основные понятия и положения темы.

Изменения эритроцитов

Анемия. Это наиболее частая патология крови, возникающая у детей. Анемия -патологическое состояние, характеризующееся снижением концентрации Нb менее 110 г/л, нередко при одновременном уменьшении содержания эритроцитов менее 4,0х1012/л.

В случае равномерного снижения содержания эритроцитов и Нb цветовой
показатель приближается к 1,0. Такие анемии называют нормохромными.
Они возникают после острой кровопотери и при гемолитических кризах.

Педиатру в практической деятельности чаще приходится иметь дело с гипохромными анемиями (цветовой показатель ниже 0,85), преимущественно железодефицитными.

Уменьшение содержания эритроцитов и Нb при цветовом показателе более
1,05 характерно для гиперхромной анемии. Наиболее часто она развивается при дефиците витамина В12 и реже при дефиците фолиевой кислоты. У
детей такая форма анемии возникает при глистной инвазии широким лентецом (Diphyllobothrium latum).

Эритроцитоз. Увеличение содержания эритроцитов в периферической крови — эритроцитоз — возникает при всех видах гипоксии и в первую очередь
при ВПС. Развитие эритроцитоза возможно при обезвоживании. Истинная
полицитемия (эритремия) обусловлена гиперплазией красного костного мозга, преимущественно эритроцитарного ростка.

Другие изменения эритроцитов

Ретикулоцитоз (увеличение количества эритроцитов с базофильной сеточкой при суправитальной окраске), полихроматофилия (способность эритроцитов окрашиваться несколькими красками) и анизоцитоз (неравномерная величина эритроцитов) указывают на усиленную регенерацию красного костного мозга. Эти изменения эритроцитов характерны для новорождённых. Появление в периферической крови родоначальных, незрелых клеток может быть физиологическим в ранний период новорождённости, а в
последующем служит показателем усиленной работы красного костного
мозга под влиянием каких-либо патологических раздражителей.

Базофильная зернистость эритроцитов — признак патологической регенерации - возникает при врождённом сифилисе, малярии, свинцовом и ртутном отравлениях.

Наличие пойкилоцитов (эритроцитов неправильной формы), микроцитов
при сниженном количестве ретикулоцитов свидетельствует о пониженной
регенерации эритроцитов.

При некоторых заболеваниях (некоторые анемиях, наследственных заболеваниях и др.) в периферической крови находят эритроциты с остатками ядра (тельцами Жолли, кольцами Кебота).

Изменения лейкоцитов и тромбоцитов

Лейкоцитоз и лейкопения возможны как сопутствующие реакции организма при разнообразных заболеваниях и физиологических состояниях организма. Большое значение в лабораторной диагностике придают оценке лейкоцитарной формулы — соотношению между отдельными формами лейкоцитов, выраженное в процентах по отношению ко всем лейкоцитам.

Нейтрофильный лейкоцитоз возникает при гнойно-воспалительных процессах. Особенно высоких степеней он достигает при лейкемоидных реакциях
и лейкозах. Лейкемоидные реакции — реактивные обратимые состояния кроветворной системы, при которых картина периферической крови напоминает таковую при лейкозе. Истинный лейкоз от лейкемоидной реакции можно отличить на основании данных, полученных при исследовании костномозгового пунктата. При лейкемоидной реакции не бывает такой значительной степени омоложения красного костного мозга, как при лейкозах.

Появление в периферической крови незрелых лейкоцитов наблюдают обычно
наряду с общим значительным увеличением количества лейкоцитов. Иногда
в этом случае (при наличии соответствующей клинической картины) необходимо исключить лейкоз, проведя исследование красного костного мозга.

Лейкопению наблюдают при таких инфекциях, как корь, краснуха, вирусный гепатит, брюшной тиф, а также при гиперспленизме. Значительное
уменьшение количества гранулоцитов может быть вызвано воздействием
радиоактивных веществ, рентгеновских лучей, приёмом некоторых лекарственных препаратов (цитостатиков, сульфаниламидов, амидопирина и др.), особенно при повышенной индивидуальной чувствительности к ним. Резкое снижение (вплоть до полного исчезновения) содержания гранулоцитов называют агранулоцитозом. В некоторых случаях поражаются все функции кроветворных органов: лейко-, эритро-, тромбоцитопоэз. Насту-
пает истощение красного костного мозга — панмиелофтиз.

Эозинофилию (увеличение содержания эозинофилов свыше 5%) наблюдают при гельминтозах, бронхиальной астме, сывороточной болезни и других аллергических состояниях.

Эозинопения часто возникает при острых инфекционных заболеваниях
(кори, сепсисе, брюшном тифе) и имеет неблагоприятное прогностическое значение.

Лимфоцитоз характерен для вирусных инфекций (ОРВИ, кори, эпидемического паротита и др.), коклюша, лимфобластного лейкоза, а также лимфатико-гипопластического и экссудативного диатезов. Может быть при туберкулёзной интоксикации.

Лимфопения возникает в начале большинства инфекционных заболеваний,
сопровождающихся лихорадкой, при лимфогранулематозе, лимфосаркоматозе, ВИЧ-инфекции.

Моноцитоз характерен для инфекционного мононуклеоза, некоторых вирусных заболеваний.

Моноцитопения часто развивается при тяжёлых септических и инфекционных заболеваниях, лейкозах.

Тромбоцитоз наблюдают при полицитемии, иногда — при пневмонии, ревматизме, сепсисе. Количество тромбоцитов нарастает после спленэктомии.

Тромбоцитопения характерна для тромбоцитопенической пурпуры, лейкозов, апластической анемии.

Изменения системы гемостаза

Нарушения в системе гемостаза приводят к развитию гипокоагуляции
(склонности к кровоточивости) либо гиперкоагуляции (склонности к тромбообразованию).

Гипокоагуляция возникает при снижении количества тромбоцитов или
нарушении их функции, при дефиците факторов свёртывающей системы
крови. Гиперкоагуляция возникает у детей, особенно раннего возраста, при снижении концентрации физиологических антикоагулянтов - антитромбина III, протеинов С и S, а также плазминогена.

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль.

1. Оцените анализ крови ребенка 3 лет: эр.З.2х1012, Нв 120 г/л, цп 0.9, лейкоц. 8х109, э 1%, П 2%, сегм.32%, лимф.56%, моноц. 10%, СОЭ 6 мм/час .

а) анемия

б) лейкоцитоз

в) ускоренное СОЭ

г) эозинофилия

2. Мальчику 8 лет. Заболел год тому назад, когда впервые появились: общая слабость, бледность, головные боли, головокружения, боли в животе, костях. В настоящее время состояние ухудшилось, наросли слабость, тошнота, боли в костях. В анализе крови выявлен гиперлейкоцитоз. Был госпитализирован в стационар. При поступлении состояние средней тяжести. Бледный, пониженного питания, вялый. Афтозный стоматит. Перифирические лимфоузлы величиной с фасоль, множественные, плотные, безболезненные. Приглушенность тонов сердца, систолический шум функционального характера. Живот увеличен в размерах за счет увеличения селезенки, нижний полюс, которой пальпируется в малом тазу и печени. В анализе крови: эр. 2,3х1012 /л, Hb 66 г/л, тромбоц. 123х109 /л, промиелоциты 3%, миелоциты 24%, метамиелоциты 13%, п/я 11%, с/я 28%, лимфоц. 2%, моноц. 5%, СОЭ 53 мм/час.

а) болезнь Верльгофа

б) лейкоз

в) болезнь Ходшкина

г) геморрагический васкулит

3. Мальчику 2 года. При обследовании в анализах крови /Нв 92 г/л. С 1.5 лет ежемесячно болеет ОРВИ, после каждой ОРВИ отмечается снижение гемоглобина. При осмотре бледен, "тени" под глазами, лобные бугры. Гаррисонова борозда. Ваш синдромный диагноз?

а) анемический синдром

б) геморрагический синдром

в) токсический синдром

г) синдром увеличения лимфатических лимфоузлов

4. Оцените анализ крови ребенка 4 месяцев: эр.2.8x1012 , Нв 90г/л, цп 0.7, лейк.12x109/7л. э 3%, ю 2%, п 8%, сегм. 19%, лимф.59 %, моноц. 10%, СОЭ 8 мм/час.

а) анемия гиперхромная

б) анемия нормохромная

в) анемия гипохромная

г) лейкоцитоз

5. Какие особенности свертывающей системы крови характерны для новорожденного ребенка?

а) высокая активность факторов свертывания

б) низкая активность факторов свертывания

в) такая же как у детей старшего возраста

г) такая же как у годовалого ребенка

6. Оцените анализ крови ребенка 4 месяцев: эр.2.8x1012 , Нв 90г/л, цп 0.7, лейк.12x109/7л. э 3%, ю 2%, п 8%, сегм. 19%, лимф.59 %, моноц. 10%, СОЭ 8 мм/час.

а) анемия гиперхромная

б) анемия нормохромная

в) анемия гипохромная

г) лейкоцитоз

7. Оцените анализ крови ребенка 3 лет: эр. 3,2x1012 , Нв 120 г/л, ц. п. 0,9, лейкоц. 8x109, э.1%, п.2%,сегм. 32%, лимф. 56%, маноц. 10%, СОЭ 6мм/ч:

а) норма

б) гипохромная анемия

в) лейкоцитоз

г) лейкопения

8. Какие свойства лимфатических узлов не нужно оценить при пальпации?

а) размер

б) количество

в) подвижность

г) прозрачность

9. Увеличение подмышечных и паховых лимфоузлов отмечается при:

а) ангине

б) стоматите

в) усиленной физической работе

г) нагноениях на руке и ноге

10. Какое заболевание ведет к развитию гемолитической желтухи в периоде новорожденности?

а) родовая травма

б) несовместимость по группе и резус фактору

в) атрезия желчных ходов

г) атрезия желчного пузыря

11. Какое заболевание ведет к развитию гемолитической желтухи у детей старшего возраста?

а) болезнь Верльгофа

б) болезнь Ходжкина

в) анемия Минковского - Шаффара

г) болезнь Шенлейн -Геноха

12. Мальчику 11 лет. Заболел 6 лет назад, когда стали появляться частые носовые кровотечения, высыпания на коже туловища и конечностей геморрагического характера. Последние полгода участились носовые кровотечения, вновь появились подкожные кровоизлияния, в связи с чем и поступил в клинику для обследования. При осмотре: на коже конечностей имеются несимметрично расположенные подкожные кровоизлияния неправильной формы, размером 4-5 см., которые при растягивании кожи не исчезают, фиолетового, желто-зеленого цвета. Симптом "жгута" положительный. По внутренним органам без особенностей. В анализе крови тромбоциты 185х109 /л. Синдромальный диагноз.

а) тромбоцитопения

б) тромбоцитопатия

в) тромбоцитоз

г) аплазия

13. Оцените анализ крови у ребенка в возрасте 12 месяцев: эр.3,6х1012, Hb 120 г/л., цп. 0,9, лейкоц. 8Х109, эозин. 1%, П. 2%, с. 31%, лимф. 57%, моноц. 12%, СОЭ 4 мм/час.

а) эритропения

б) лейкоцитоз

в) лимфоцитоз

г) эозинофилия

14. Какому возрасту соответствует анализ крови: эр. 6.6x1012 ,Нв 200 г/л, цn.1.0, лейкоц. 18х109 , эозин. 1%, пал. 6%, сегм. 61%, лимф.23%, моноц. 10 %, СОЭ 2 мм/час.

а) 1 месяц

б) 2 месяца

в) 12 месяцев

г) новорожденнный

15. Какие клинические проявления не характерны для анемии:

а) бледность кожи

б) бледность слизистых

в) тахикардия

г) геморрагическая сыпь

16. Первые клетки крови в кровяных островках желточного мешка и в хорионе это:

а) мегалобласты

б) гемоцитобласты

в) мегакариоциты

г) блуждающие клетки

17. Чем характеризуется синдром лейкоцитоза новорожденного:

а) нейтрофилезом

б) лимфоцитозом

в) наличием «перекреста» лимфоцитов и нейтрофилов

г) сдвиг формулы в право

18. Что обозначает термин – «геморрагический синдром»:

а) повышенная кровоточивость

б) пониженная кровоточивость

в) повышенная свертываемость крови

г) пониженная свертываемость крови

19. При каких заболеваниях отмечается нейтрофильный лейкоцитоз:

а) аллергические заболевания

б) гнойно-воспалительные заболевания

в) злокачественные заболевания крови

г) опухолевые заболевания

20. При каких заболеваниях отмечается лимфоцитарный лейкоцитоз:

а) вирусные инфекции

б) гнойно-воспалительные заболевания

в) аллергические заболевания

г) опухолевые заболевания

21. Содержание эритроцитов и гемоглобина через несколько часов после рождения:

а) увеличено количество эритроцитов и гемоглобина

б) уменьшено количество эритроцитов

в) не изменено содержание эритроцитов и гемоглобина

г) уменьшена концентрация гемоглобина

22. Оцените анализ крови ребенка 3 лет: эр. 3,2x1012 , Нв 120 г/л, ц. п. 0,9, лейкоц. 8x109, э.1%, п.2%,сегм. 32%, лимф. 56%, маноц. 10%, СОЭ 6мм/ч:

а) норма

б) гипохромная анемия

в) лейкоцитоз

г) лейкопения

23. Что означает термин «синдром анемии»?

а) снижение количества гемоглобина и эритроцитов

б) снижение количества лейкоцитов

в) снижение количества тромбоцитов

г) снижение СОЭ

24. СОЭ (по Панченкову) имеет следующие особенности у детей:

а) у новорожденных ускорена

б) у новорожденных замедленна

в) с 2 лет значительно ускоряется

г) одинакова по сравнению со взрослыми

25. При каких заболеваниях отмечается диффузное увеличение затылочных, заднешейных,

тонзилярных лимфатических узлов:

а) лимфогранулематоз

б) лимфосаркома

в) инфекционный мононуклеоз

г) туберкулёз

Ситуационные задачи

Задача №1

В краевую больницу доставлен ребенок 2-х лет в тяжелом состоянии. Обращает на себя внимание адинамия, резко выраженная бледность кожных покровов с иктеричным оттенком, единичные «синяки» на коже голеней. В легких жестковатое дыхание, ЧДД 38 в 1 мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные, тахикардия, выслушивается довольно грубый систолический шум у верхушки сердца. Живот увеличен в объеме, печень выступает из-под реберного края на 4,5 см, селезенка +2 см. Отмечается болезненность при постукивании в области трубчатых костей.

1. О чем можно думать?

2. Какие дополнительные обследования необходимо провести?

3. Что за болезнь – острый лейкоз?

4. Кроветворение после рождения.

5. Прогноз?

Задача №2

Мальчик Ю., 2,5 лет, поступил в отделение с жалобами на появившуюся желтушность кожных покровов.

Мальчик родился от первой, нормально протекавшей беременности, срочных родов. При рождении отмечалась длительная выраженная желтушность кожных покровов, по поводу чего проводилось заменное переливание крови. Когда ребенку было 7 месяцев, родители заметили, что он немного пожелтел, но к врачу не обратились. 3 дня назад у мальчика повысилась температура до 37.8оС, ребенок пожелтел в поликлинике был сделан анализ крови, в котором выявлена анемия – гемоглобин 72 г/л. Из семейного анамнеза известно, что мать здорова, а у отца периодически желтеют склеры.

Состояние ребенка тяжелое. Мальчик вялый, сонливый. Кожа и слизистые оболочки бледные с иктеричным оттенком. Обращает на себя внимание деформация черепа: башенный череп, седловидная переносица, готическое небо. Периферические лимфатические узлы мелкие, подвижные. Тоны сердца учащены, выслушивается систолический шум на верхушке. Живот мягкий, безболезненный. Печень +1 см., селезенка +4 см. ниже края реберной дуги. Стул, моча интенсивно окрашены.

Общий анализ крови: Нв- 72 г/л, Эр- 2.0 х 1012/л, ЦП-1.1, Ретик.- 16%, Лейк.-10.2х109/л, п/я-2%, с-45%, э- 3%, л- 37%, м- 13%. СОЭ- 24 мм/ч.

Биохимический анализ крови: общий белок- 82г/л, билирубин: непрямой- 140,4 мкмоль/л, прямой- нет, свободный гемоглобин- отсутствует.

Осмотическая резистентность эритроцитов: min-0,58, max- 0,32. 60% эритроцитов имеют сферическую форму.

  1. О каком диагнозе идет речь?

  2. Какой вид гемолиза при этом заболевании?

  3. Какой метод лечения является оптимальным, показан ли он данному больному и почему?

  4. Перечислите осложнения при этом заболевании.

  5. По какому типу наследования передается этот заболевание?

Задача №3

Мальчик Р., 12 лет, поступил в отделение с жалобами на слабость, тошноту, рвоту, повышение температуры, боли в ногах. В течении последних 3 месяцев мальчик стал быстро уставать, снизился аппетит. 2 недели назад родители заметили, что ребенок побледнел. Ухудшение состояния отмечалось 10 дней назад, когда повысилась температура до 39,30С, увеличились подчелюстные лимфатические узлы. В амбулаторном анализе крови выявлен гиперлейкоцитоз до 200х109/л, с подозрением на хронический лейкоз мальчик был госпитализирован.

При поступлении состояние ребенка тяжелое. Резко выражены симптомы интоксикации. Кожные покровы и видимые слизистые бледные, на конечностях многочисленные экхимозы. Пальпируются подчелюстные, шейные лимфатические узлы размерами до 2,5 см, подвижные, безболезненные; подмышечные, паховые лимфатические узлы до 1,5 см в диаметре. В легких дыхание везикулярное, в нижних отделах справа ослаблено, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень + 4,0 см, селезенка + 2,0 см ниже края реберной дуги. Отмечается ригидность затылочных мышц, положительный симптом Кернига.

Общий анализ крови: Нв-86г/л, Эр- 3,2 х 1012/л, Тромб. – единичные, Лейк. –208х 109/л, бласты – 76%, п/я – 1%, с – 4%, л- 19%, СОЭ- 35мм/ч.

Миелограмма: костный мозг гиперплазирован, бласты - 96%, нейтрофильный росток – 3%, эритроидный росток – 1%, мегакариоциты – не найдены.

Цитохимическое исследование костного мозга: ШИК-реакция гранулярная в 95% бластов, реакция на миелопероксидазу и Судан отрицательная.

Иммунологическое исследование костного мозга: выявлены маркеры зрелой Т-клетки.

Исследование ликвора: цитоз -200/3, белок – 960 ммоль/л, реакция Панди- +++, бласты-100%.

  1. Поставьте синдромный диагноз.

  2. Что явилось решающим в постановке Вашего диагноза?

  3. Что явилось причиной развития неврологической симптоматики?

  4. Объясните патогенез клинических симптомов.

  5. Прогноз?

Задача №4

Ребенок 1 г. 10 мес. обратился в поликлинику с жалобами на резкую бледность, плохой аппетит, снижение количества эритроцитов и Нв в анализах крови. Девочка заболела 6 мес. назад, стала плохо есть, выпивала до 1,5 л. молока за сутки. На свежем воздухе в течение осени и зимы не была.

При осмотре беспокойна, резкая бледность кожных покровов и видимых слизистых. Телосложение правильного типа, подкожно жировой слой развит удовлетворительно, масса тела 11,5 кг, тонус мышц ослаблен, размеры лимфатических узлов 0,3 x 0,3 см. В легких дыхания пуэрильное, на верхушке сердца и в 5-й точке выслушивается интенсивный систолический шум. Живот при пальпации мягкий, безболезненный, печень на 2 см. вступает из-под реберного края, определяется край селезенки.

  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Какие лабораторные обследования дополнительные нужно назначить для подтверждения диагноза?

  3. Какие изменения в анализе крови Вы найдете?

  4. Каков может быть уровень сывороточного железа?

  5. Ваша тактика ведения данного ребенка (медикаментозная лечение, питание).

Задача №5

Ребенок 1 г. 1 мес. От 2-й беременности, протекавшей с гестозом. У матери было кровотечение в родах. Масса при рождении 2880 г. На искусственном вскармливании с 1 месяца смесями, которые мать готовит дома сама. Прикорм в виде овощного пюре введен в 1 год, соки нерегулярно. Твердую пищу есть не умеет. Выпивает в день 1,5-2 литра молока. В НПР отстает: сидит с 7 мес., ходит с 1 года, слоги произносит с 12 мес. возраста.

Часто болеет простудными заболеваниями, кишечными инфекциями. При осмотре масса 8100 г, длина тела 72 см, Огр 49 см, Огол 47 см. Кожные покровы восковидные, бледные ушные раковины просвечивают, мышечный тонус дряблый, тургор и эластичность снижены. Аппетит резко снижен, тоны сердца приглушены, грубый систолический шум на верхушке и в точке Боткина. Пульс достаточного наполнения 120 в мин. Печень плотной консистенции выступает из-под реберной дуги на 3 см, селезенка на 2,5 см. Анализ крови: Нв 34 г/л, эритроциты 2,04x109, ЦП 0,5, СОЭ 4 мм/ч. Резко выражен анизоцитоз, пойкилоцитоз, полихромазия, микро- и макроцитоз. Содержание железа в сыворотке крови 3,5 мкмоль/л. В анализе мочи изменений нет. На ЭКГ признаки нарушения процессов метаболизма.

  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Какие дополнительные обследования вы назначите?

  3. Что послужило причиной развития болезни у данного ребенка?

  4. Какие изменения во внутренних органах Вы нашли?

  5. Какое лечение на Ваш взгляд целесообразно проводить?

7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой.

а) Темы:

  1. Анемический синдром у детей

  2. Поражение других органов и систем при заболеваниях органов кроветворения у детей

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск