Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 161.39 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации17.11.2014
Размер161.39 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 21

ТЕМА: «Прикормы при естественном вскармливании»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., доцент ______________ Фурцев В.И.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.


Красноярск

2012
1. Тема: Прикормы при естественном вскармливании.

2. Значение изучаемой темы: Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона и введении в него дополнительных продуктов, обозначаемых за рубежом немецким термином beikost. Под этим термином понимают все продукты, кроме женского молока и его заменителей, т. е. плодоовощные соки и всю гамму других продуктов, обозначаемых в нашей стране термином "продукты прикорма" (плодоовощные пюре, каши, мясные пюре, творог и др.).

Учебное значение: Выработка навыков составления и расчета рационов детей до 1 года.

Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах естественного вскармливания.

Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за здоровье детей, за правильное назначение рациона детей на естественном вскармливании до 1 года.

3. Цели занятия: изучить принципы введения прикормов при естественном вскармливании.

Обучающийся должен знать:

  1. Что такое прикорм

  2. На какие группы делятся продукты прикорма.

  3. Показания к введению прикормов

  4. Признаки готовности ребенка к введению прикорма

  5. Оптимальные сроки введения первого блюда основного прикорма

Обучающийся должен уметь:

  1. Назначить долженствующий объем питания ребенку второго полугодия жизни

  2. Написать примерный рацион питания ребенку второго полугодия жизни

  3. Рассчитать потребности в белках, жирах, углеводах и калориях грудному ребенку.

4. План изучения темы:

  • Организация занятия - 5 мин.

  • Формулировка темы и цели - 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.

  • Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.

  • Самостоятельная работа - 120 мин.

  • Итоговый контроль знаний - 25 мин.

  • Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.

5. Основные понятия и положения темы.

Традиционное для нашей страны выделение плодоовощных соков в отдельную от остальных продуктов прикорма группу (так называемых пищевых добавок) лишено серьезных научных оснований, так как и соки и пюре, и каши представляют пищевые продукты, отличные от материнского молока и дополняющие рацион ребенка теми или иными пищевыми веществами. Распространенное возражение против этой точки зрения, указывающее на то, что соки в отличие от истинных продуктов прикорма (каши, мясного пюре и др.) не заменяют собой целый прием пищи, также не очень убедительно, поскольку такой прикорм, как творог, желток, фруктовое пюре, также не заменяет собой целый прием пищи, а лишь дополняют его. Возможно, выходом из положения могло бы стать выделение группы продуктов прикорма, к которым можно было бы отнести соки, творог, желток, сливочное и растительное масло, хлеб, печенье и группу блюд прикорма, включающих каши, овощные, фруктовые, мясные и рыбные пюре, а также кефир и молоко. В целом же обе группы этих продуктов и блюд следовало бы обозначить термином "прикорм" (или "продукты и блюда прикорма").

Прикорм - это введение в рацион питания ребенка 1-го года жиз­ни дополнительной пищи животного или растительного происхожде­ния, которая постепенно вытесняет грудное молоко и способствует переводу ребенка на питание «взрослого типа».

Дополнение мате­ринского молока блюдами прикорма на 1-м году жизни связано с:

  1. Увеличением потребности растущего ребенка в пищевых ин­гредиентах и энергии. Их поступление с женским молоком на определенном этапе (с 5-6 месяцев) становится недостаточным.

  2. Целесообразностью расширения набора пищевых нутриентов, отличных от тех, что присутствуют в груднм молоке и необходи­мых для дальнейшего роста и развития ребенка. К ним относятся растительные белки, растительные жиры, различные группы углеводов, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, бал­ластные вещества.

  3. Необходимостью приучения ребенка к новым видам пищи
    для постепенного отлучения от груди матери и перехода на питание
    «взрослого типа» и необходимостью освоения ребенком навыков по­требления густой, а затем и плотной пищи.

  4. Необходимостью дальнейшего развития и тренировки пищеварительной системы.

Введение прикорма - ответственный момент в жизни малыша. От правильной его организации во многом зависит аппетит ребенка, его вкусы, пищевые пристрастия, навыки приема еды.

Очень важно знать признаки готовности ребенка к введению при­корма, сроки и правила его введения, несоблюдение которых может привести к развитию дисфункциональных нарушений органов пище­варения (рвота, неустойчивый стул, кишечные колики, метеоризм), формированию отрицательных рефлексов на новые виды пищи на длительный срок.

Показания к введению прикорма

  • Достижение ребенком определенной степени биологической зрелости. Возраст 5-6 месяцев и более.

  • Наличие признаков готовности к введению прикорма.

  • Наличие признаков неудовлетворенности ребенка получаемым объемом молока при достаточной лактации у матери.

Симптомы:

Беспокойство;

Учащение крика;

Повторные ночные пробуждения с «голодным» криком;

Замедление темпов прибавки в массе тела.

Признаки готовности ребенка к введению прикорма

Достаточная зрелость органов пищеварения для переваривания новых продуктов питания (отсутствие диспепсии, аллергических ре­акций). Проверяется на основании переносимости фруктовых соков и пюре («обучающий прикорм»), которые вводятся первыми до ос­новного прикорма.

  1. Эмоциональное восприятие ребенком пищи и процедуры корм­ления. Голодный ребенок тянется в сторону подаваемой ложки с едой, открывает рот при приближении ложки, рукой отстраняет кормящего, когда насытится, отворачивает голову, отказываясь от еды.

  2. Желательно, чтобы ребенок уже устойчиво сидел и совершал активные целенаправленные движения головой, руками.

  3. Угасание рефлекса «выталкивания» языком, появление готов­ности к жевательным движениям, использование языка для продви­жения пищи во рту, проглатывание комочка полугустой пищи (фрук­товое пюре).

Оптимальные сроки введения прикорма определяются индивиду­ально для каждого малыша, ориентируясь на признаки готовности ребенка к его введению. Чаще всего это возраст от 5 до 6 месяцев. Однако при необходимости этот срок можно сдвинуть к 4 месяцам, особенно при гипогалактии у матери. Но если при этом у ребенка еще нет признаков готовности, то вводят не прикорм, а докорм. Вве­дение прикорма раньше 4 месяцев нецелесообразно, так как ребе­нок еще не достиг соответствующей физиологической зрелости. При раннем введении прикорма может возникнуть:

  • развитие аллергии вследствие пищевой сенсибилизации;

  • срыв пищеварения (диспепсия, дисбактериоз) вследствие незрелости органов пищеварения;

  • снижение лактации у матери вследствие уменьшения частоты и интенсивности сосания материнской груди;

  • аспирация пищи вследствие незрелости функции жевания, продвижения и глотания густой пищи.

Но и запаздывать с введение прикорма нельзя (позднее 6-8 мес.), так как могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции и отказ от пережевывания пищи на длительный срок. Таким образом, рекомендуемые сроки введения прикорма колеб­лются от 4 до 6 месяцев жизни ребенка.

Правила введения продуктов и блюд прикорма

Начинать вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоровому ребенку. Новые блюда не вводят при острых заболе­ваниях, при изменении условий жизни (поездки, переезды, смена уха­живающих лиц), при проведении профилактических прививок. Следует вводить каждое новое блюдо прикорма с малых коли­честв (1-2 чайные ложки) постепенно доводя порцию до нужного объема.

Нельзя вводить два новых вида прикорма одновременно. Введение нового вида прикорма возможно только после привыкания к предыдущему.

  1. Новые блюда и продукты прикорма лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребенка. При этом следует на­блюдать за поведением, стулом, состоянием кожи ребенка.

  2. Блюда прикорма вначале должны быть гомогенными и иметь по­лужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании, затем их следует делать более густыми, а позже и более плотными, приучая ребенка к жеванию, продвижению пищи к глотке и проглаты­ванию. С 9-10 месяцев следует практиковать «кусочковое» питание.

  3. Блюда прикорма даются перед кормлением грудью матери, когда ребенок голоден. После кормления блюдами прикорма можно прило­жить ребенка к груди для поддержки и сохранения лактации. Если ре­бенок отказывается от грудного молока, можно предложить сок.

  4. Вначале всегда следует вводить блюда прикорма из одного ви­да продуктов (монокомпоненткые) и только после привыкания посте­пенно вводят смеси из двух-трех и более видов продуктов (поликом­понентные).

  5. Блюда прикорма даются в теплом виде с ложечки, с 6-7 меся­цев ребенок должен сидеть за специальным детским столом, с 7-9 ребенка следует приучать пить из чашки.

С введением прикорма начинается «пищевое воспитание» ребенка, которое включает формирование:

    • навыков потребления густой, а затем и плотной пищи;

    • ребенок должен научиться брать пищу с ложки, жевать, проглатывать ее;

    • навыков «кусочкового» питания (с 9-10 месяцев);

    • вкусовых ощущений;

    • навыков опрятности и поведения за столом;

    • навыков пользования столовой посудой, ложкой, чашкой;

    • навыка доедать положенную в тарелку порцию, разумно подбирая блюда и объем порции.

Конечным этапом является формирование навыков самостоятель­ной еды, но это происходит на 2-м году жизни ребенка.

При введении новых блюд прикорма могут возникнуть симптомы пищевой непереносимости. Основные клинические проявления выражаются в нарушении функционального состояния пищевари­тельного тракта (срыгивания, рвота, метеоризм, кишечная колика, неустойчивый стул), в появлении кожных аллергических изменений.

Пищевая непереносимость может вызываться разными причинами.

1. Транзиторная дезадаптация («диарея ползункового возраста»). Кроме диспепсических симптомов характеризуется учащением и уве­личением объема стула, в котором видны непереваренные комочки и кусочки съеденной пищи. Срок появления симптомов от 1 до 7 суток. Состояние связано с недостаточной зрелостью органов пищеваре­ния ребенка, замедленным становлением активности ферментных систем ЖКТ или несоблюдением правил введения прикорма. В таких случаях блюда прикорма следует вводить более медленно и посте­пенно или отложить их введение на какой-то срок, продлив грудное вскармливание.

2. Транзиторная пищевая аллергия. Транзиторные проявления связаны с недостаточной зрелостью механизмов кишечного антиген­ного блокирования. Срок появления аллергических реакций от 1 су­ток до 1 месяца. В таких случаях введение соответствующего блюда прикорма (или отдельного компонента) следует отложить на длительный срок. Рекомендуется максимально долго сохранять грудное вскармливание, назначив кормящей матери гипоаллергенную диету. В части случаев требуется назначение лечебного питания. Пищевая непереносимость может быть проявлением врожден­ных или приобретенных заболеваний органов пищеварения (глютеновая энтеропатия, дисахаридазная ферментопатия, синдром мальабсорбции) или генетически детерминированной склон­ности к гиперпродукции IgE (пищевая аллергия). В таких случаях назначается лечебное питание.

В практике вскармливания детей 1-го года жизни имеются сущест­венные отличия в разных регионах мира. Эти отличия касаются вы­бора и последовательности введения различных продуктов прикор­ма, объемов блюд и сроков их введения, что связано как с различны­ми научными подходами отдельных школ нутрициологов, так и с на­циональными и климато-географическими традициями питания.

В последнее время активно дискутируются вопросы, связанные со сроками введения прикорма, особенно при естественном вскармливании.

Согласно Резолюции 55-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения (18 мая 2002г., «Дети должны быть на исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев и не менее, чем в течение первых 4 месяцев жизни (некоторым детям прикорм может понадобиться раньше 6 месяцев, но вводить его не следует до 4 месяцев)»

В данном случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России фрукто­вые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью - каша или овощное пюре, обогащенные микронутриентами. В документе отмечена необходимость учета националь­ных особенностей и традиций питания в различных странах и регионах. В нашей стране, где большинство детей находится на смешанном или искусственном вскармливании, используются утвержденные Министер­ством здравоохранения РФ в 1999 году Методические указания №225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни". Остается незыблемым принцип индивидуального подхода к ре­бенку с учетом особенностей его развития и состояния здоровья.

Более раннее введение прикорма рекомендуется крупным, быстро растущим младенцам, при анемии, рахите, гипотрофии, мальчикам по сравнению с девочками.

В соответствии с рекомендуемыми сроками введения основных про­дуктов и блюд прикорма промышленного выпуска в питание детей перво­го года жизни, разработанными на основе Методических указаний МЗ РФ (№225 от 30.12.1999 г.) и утвержденных в качестве Дополнения к этим указаниям МЗ РФ, первыми, начиная с 3-месячного возраста, назначают­ся фруктовые соки. Через 2 недели вводится более плотная пища - фрук­товое пюре, а затем последовательно овощное пюре, молочная каша, творог, желток, мясное и рыбное пюре.

По-видимому, по мере накопления клинического опыта по организа­ции прикорма и проведения дополнительных исследований в эту схему будут внесены изменения и, в частности, рекомендации по более позд­нему введению в рацион детей фруктовых соков и пюре. В питании ребенка могут быть использованы продукты, приготовлен­ные как в домашних условиях, так и промышленного производства.

В качестве прикорма используются овощные пюре, каши, растительно-мясные и растительно-рыбные блюда, которыми постепенно вытесняются кормления грудным молоком или его заменителями. В питание ребенка с учащенным стулом, гипотрофией, гастроинтестинальной формой пищевой аллергии первыми вводятся каши. При паратрофии или запорах предпоч­тение отдается овощному пюре.

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль.

1. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении;

а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма

б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей

в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи

г) уменьшается лактация у матери

2. Развитие каких нежелательных эффектов возможно при раннем введении прикормов (до 3 – 4 мес.)?

а) рахита

б) запоров

в) аллергические реакции

г) анемия

3. Развитие каких нежелательных эффектов возможно при раннем введении прикормов (до 3 – 4 мес.)?

а) рахита

б) дисбиоза кишечника

в) диспепсия

г) анемия

4.Развитие каких нежелательных эффектов возможно при раннем введении прикормов (до 3 – 4 мес.)?

а) рахита

б) запоров

в) аллергических реакций

г) анемия

5. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении;

а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма

б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей

в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи

г) в женском молоке избыток белка

6. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении;

а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма

б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей

в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи

г) в женском молоке избыток жира.

7. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении;

а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма

б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей

в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи

г) в женском молоке избыток углеводов.

8. Последовательность введения прикормов при всех видах вскармливания

а) одинаковое

б) меняется порядок при искусственном

в) меняется порядок при смешанном

г) меняется порядок при естественном

9. Что не относится к принципам введения прикормов?

а) каждый вид прикорма вводят постепенно

б) первый прикорм вводят с 6 месяцев

в) прикорм дают до кормления грудью

г) можно вводить несколько продуктов одновременно

10. Ребенку 6 мес., на грудном вскармливании. Количество прикормов в рационе?

а) 1 прикорм

б) 2 прикорма

в) не введен

г) 3 прикорма

11. Цель введения прикормов в питании детей первого года жизни.

а) коррекция витаминов

б) коррекция белков

в) переход на другой вид пищи

г) коррекция объема

12. Назовите сроки введения 1 прикорма при искусственном адаптированном вскармливании:

а) 5-5,5 мес.

б) 4-4,5 мес.

в) 4,5-5 мес.

г) 6-6,5 мес.

13. Возраст введения первого прикорма на естественном вскармливании

а) 5 месяцев

б) 6 месяцев

в) 4 месяца

г) 3 месяца

14. Первым прикормом рекомендуют:

а) кашу

б) овощное пюре

в) творог

г) мясо

15. мясные паровые котлеты рекомендованы ребенку в возрасте:

а) 6 месяцев

б) 7 месяцев

в) 8 месяцев

г) 9 месяцев

Ситуационные задачи

Задача №1

На приеме в поликлинике ребенок в возрасте 8 месяцев с мамой. Мальчик находится на грудном вскармливании. Введены прикормы: каша, овощное пюре, фруктовое пюре, соки, мясное пюре, желток. Масса тела 8600 г, длина тела 73 см. Самостоятельно стоит у барьера, переступает боком, сам садится из положения лежа.

  1. Дайте советы по введению прикормов ребенку согласно Национальной программе по вскармливанию детей до 1 года.

  2. Дайте советы матери по сохранению лактации в период введения прикормов.

  3. Оцените физическое развитие ребенка.

  4. Оцените НПР ребенка.

  5. Какие продукты предпочтительнее использовать для прикормов детям 1-го года жизни?

Задача №2

Ребенок 7 месяцев, кормится 5 раз в день через 4 часа. Ежедневно по­лучает 3 раза грудь матери, 1 раз овощное пюре, 1 раз молочную рисовую кашу, желток куриного яйца 1 шт., фруктовое пюре и соки. Мать обрати­лась к врачу за рекомендациями по питанию ребенка. При осмотре ребе­нок веселый, активный, психомоторное развитие соответствует возрасту, масса тела 8600 г, длина 69 см (масса при рождении 3200 г, длина 51 см).

  1. Оцените массу и длину ребенка.

  2. Рационально ли мать кормит ребенка? Дайте рекомендации.

  3. Укажите суточную потребность в основных пищевых ингредиен­тах и энергии.

  4. Составьте примерный рацион питания на 1 день.

  5. Дайте определение прикорма.

Задача №3

Ребенку исполнилось 6,5 мес. Сохраняется естест­венное вскармливание.

  1. С чем связано дополнение мате­ринского молока блюдами прикорма на 1-м году жизни?

  2. Показания к введению прикорма?

  3. Признаки готовности ребенка к введению прикорма?

  4. Правила введения продуктов и блюд прикорма?

  5. «Пищевое воспитание» ребенка?

Задача №4

Ребенку 7 месяцев, находится на естественном вскармливании.

  1. Ориентировочные часы кормлений?

  2. Какое питание должен получать ребенок?

  3. Составьте ему диету на 1 день.

  4. Сроки начала введения прикорма?

  5. Можно ли использовать в питании ребенка коровье молоко?

Задача №5

Ребенок в возрасте 11 месяцев находится на естественном вскармли­вании.

  1. Ориентировочные часы кормлений?

  2. Какое питание должен получать ребенок?

  3. Составьте ему диету на 1 день.

  4. Дайте советы по технологии приготовления мясного прикорма?

  5. Дайте советы по выбору кашевого прикорма?


7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой.

а) Темы:

  • Последовательность введение различных каш

  • «Пищевое» воспитание ребенка

  • Составление типовых задач по теме.

  • Признаки готовности ребенка к введению прикорма

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.
8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск