Скачать 161.39 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУЗАНЯТИЮ № 21 ТЕМА: «Прикормы при естественном вскармливании» Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____от «____» __________20____г. Заведующий кафедрой д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. Составители: к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В. к.м.н., доцент ______________ Фурцев В.И. к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В. Красноярск 2012 1. Тема: Прикормы при естественном вскармливании. 2. Значение изучаемой темы: Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона и введении в него дополнительных продуктов, обозначаемых за рубежом немецким термином beikost. Под этим термином понимают все продукты, кроме женского молока и его заменителей, т. е. плодоовощные соки и всю гамму других продуктов, обозначаемых в нашей стране термином "продукты прикорма" (плодоовощные пюре, каши, мясные пюре, творог и др.). Учебное значение: Выработка навыков составления и расчета рационов детей до 1 года. Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах естественного вскармливания. Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за здоровье детей, за правильное назначение рациона детей на естественном вскармливании до 1 года. 3. Цели занятия: изучить принципы введения прикормов при естественном вскармливании. Обучающийся должен знать:
Обучающийся должен уметь:
4. План изучения темы:
5. Основные понятия и положения темы. Традиционное для нашей страны выделение плодоовощных соков в отдельную от остальных продуктов прикорма группу (так называемых пищевых добавок) лишено серьезных научных оснований, так как и соки и пюре, и каши представляют пищевые продукты, отличные от материнского молока и дополняющие рацион ребенка теми или иными пищевыми веществами. Распространенное возражение против этой точки зрения, указывающее на то, что соки в отличие от истинных продуктов прикорма (каши, мясного пюре и др.) не заменяют собой целый прием пищи, также не очень убедительно, поскольку такой прикорм, как творог, желток, фруктовое пюре, также не заменяет собой целый прием пищи, а лишь дополняют его. Возможно, выходом из положения могло бы стать выделение группы продуктов прикорма, к которым можно было бы отнести соки, творог, желток, сливочное и растительное масло, хлеб, печенье и группу блюд прикорма, включающих каши, овощные, фруктовые, мясные и рыбные пюре, а также кефир и молоко. В целом же обе группы этих продуктов и блюд следовало бы обозначить термином "прикорм" (или "продукты и блюда прикорма"). Прикорм - это введение в рацион питания ребенка 1-го года жизни дополнительной пищи животного или растительного происхождения, которая постепенно вытесняет грудное молоко и способствует переводу ребенка на питание «взрослого типа». Дополнение материнского молока блюдами прикорма на 1-м году жизни связано с:
Введение прикорма - ответственный момент в жизни малыша. От правильной его организации во многом зависит аппетит ребенка, его вкусы, пищевые пристрастия, навыки приема еды. Очень важно знать признаки готовности ребенка к введению прикорма, сроки и правила его введения, несоблюдение которых может привести к развитию дисфункциональных нарушений органов пищеварения (рвота, неустойчивый стул, кишечные колики, метеоризм), формированию отрицательных рефлексов на новые виды пищи на длительный срок. Показания к введению прикорма
Симптомы: Беспокойство; Учащение крика; Повторные ночные пробуждения с «голодным» криком; Замедление темпов прибавки в массе тела. Признаки готовности ребенка к введению прикорма Достаточная зрелость органов пищеварения для переваривания новых продуктов питания (отсутствие диспепсии, аллергических реакций). Проверяется на основании переносимости фруктовых соков и пюре («обучающий прикорм»), которые вводятся первыми до основного прикорма.
Оптимальные сроки введения прикорма определяются индивидуально для каждого малыша, ориентируясь на признаки готовности ребенка к его введению. Чаще всего это возраст от 5 до 6 месяцев. Однако при необходимости этот срок можно сдвинуть к 4 месяцам, особенно при гипогалактии у матери. Но если при этом у ребенка еще нет признаков готовности, то вводят не прикорм, а докорм. Введение прикорма раньше 4 месяцев нецелесообразно, так как ребенок еще не достиг соответствующей физиологической зрелости. При раннем введении прикорма может возникнуть:
Но и запаздывать с введение прикорма нельзя (позднее 6-8 мес.), так как могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции и отказ от пережевывания пищи на длительный срок. Таким образом, рекомендуемые сроки введения прикорма колеблются от 4 до 6 месяцев жизни ребенка. Правила введения продуктов и блюд прикорма Начинать вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоровому ребенку. Новые блюда не вводят при острых заболеваниях, при изменении условий жизни (поездки, переезды, смена ухаживающих лиц), при проведении профилактических прививок. Следует вводить каждое новое блюдо прикорма с малых количеств (1-2 чайные ложки) постепенно доводя порцию до нужного объема. Нельзя вводить два новых вида прикорма одновременно. Введение нового вида прикорма возможно только после привыкания к предыдущему.
С введением прикорма начинается «пищевое воспитание» ребенка, которое включает формирование:
Конечным этапом является формирование навыков самостоятельной еды, но это происходит на 2-м году жизни ребенка. При введении новых блюд прикорма могут возникнуть симптомы пищевой непереносимости. Основные клинические проявления выражаются в нарушении функционального состояния пищеварительного тракта (срыгивания, рвота, метеоризм, кишечная колика, неустойчивый стул), в появлении кожных аллергических изменений. Пищевая непереносимость может вызываться разными причинами. 1. Транзиторная дезадаптация («диарея ползункового возраста»). Кроме диспепсических симптомов характеризуется учащением и увеличением объема стула, в котором видны непереваренные комочки и кусочки съеденной пищи. Срок появления симптомов от 1 до 7 суток. Состояние связано с недостаточной зрелостью органов пищеварения ребенка, замедленным становлением активности ферментных систем ЖКТ или несоблюдением правил введения прикорма. В таких случаях блюда прикорма следует вводить более медленно и постепенно или отложить их введение на какой-то срок, продлив грудное вскармливание. 2. Транзиторная пищевая аллергия. Транзиторные проявления связаны с недостаточной зрелостью механизмов кишечного антигенного блокирования. Срок появления аллергических реакций от 1 суток до 1 месяца. В таких случаях введение соответствующего блюда прикорма (или отдельного компонента) следует отложить на длительный срок. Рекомендуется максимально долго сохранять грудное вскармливание, назначив кормящей матери гипоаллергенную диету. В части случаев требуется назначение лечебного питания. Пищевая непереносимость может быть проявлением врожденных или приобретенных заболеваний органов пищеварения (глютеновая энтеропатия, дисахаридазная ферментопатия, синдром мальабсорбции) или генетически детерминированной склонности к гиперпродукции IgE (пищевая аллергия). В таких случаях назначается лечебное питание. В практике вскармливания детей 1-го года жизни имеются существенные отличия в разных регионах мира. Эти отличия касаются выбора и последовательности введения различных продуктов прикорма, объемов блюд и сроков их введения, что связано как с различными научными подходами отдельных школ нутрициологов, так и с национальными и климато-географическими традициями питания. В последнее время активно дискутируются вопросы, связанные со сроками введения прикорма, особенно при естественном вскармливании. Согласно Резолюции 55-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения (18 мая 2002г., «Дети должны быть на исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев и не менее, чем в течение первых 4 месяцев жизни (некоторым детям прикорм может понадобиться раньше 6 месяцев, но вводить его не следует до 4 месяцев)» В данном случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью - каша или овощное пюре, обогащенные микронутриентами. В документе отмечена необходимость учета национальных особенностей и традиций питания в различных странах и регионах. В нашей стране, где большинство детей находится на смешанном или искусственном вскармливании, используются утвержденные Министерством здравоохранения РФ в 1999 году Методические указания №225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни". Остается незыблемым принцип индивидуального подхода к ребенку с учетом особенностей его развития и состояния здоровья. Более раннее введение прикорма рекомендуется крупным, быстро растущим младенцам, при анемии, рахите, гипотрофии, мальчикам по сравнению с девочками. В соответствии с рекомендуемыми сроками введения основных продуктов и блюд прикорма промышленного выпуска в питание детей первого года жизни, разработанными на основе Методических указаний МЗ РФ (№225 от 30.12.1999 г.) и утвержденных в качестве Дополнения к этим указаниям МЗ РФ, первыми, начиная с 3-месячного возраста, назначаются фруктовые соки. Через 2 недели вводится более плотная пища - фруктовое пюре, а затем последовательно овощное пюре, молочная каша, творог, желток, мясное и рыбное пюре. По-видимому, по мере накопления клинического опыта по организации прикорма и проведения дополнительных исследований в эту схему будут внесены изменения и, в частности, рекомендации по более позднему введению в рацион детей фруктовых соков и пюре. В питании ребенка могут быть использованы продукты, приготовленные как в домашних условиях, так и промышленного производства. В качестве прикорма используются овощные пюре, каши, растительно-мясные и растительно-рыбные блюда, которыми постепенно вытесняются кормления грудным молоком или его заменителями. В питание ребенка с учащенным стулом, гипотрофией, гастроинтестинальной формой пищевой аллергии первыми вводятся каши. При паратрофии или запорах предпочтение отдается овощному пюре. 6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи). Входной тестовый контроль. 1. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении; а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи г) уменьшается лактация у матери 2. Развитие каких нежелательных эффектов возможно при раннем введении прикормов (до 3 – 4 мес.)? а) рахита б) запоров в) аллергические реакции г) анемия 3. Развитие каких нежелательных эффектов возможно при раннем введении прикормов (до 3 – 4 мес.)? а) рахита б) дисбиоза кишечника в) диспепсия г) анемия 4.Развитие каких нежелательных эффектов возможно при раннем введении прикормов (до 3 – 4 мес.)? а) рахита б) запоров в) аллергических реакций г) анемия 5. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении; а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи г) в женском молоке избыток белка 6. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении; а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи г) в женском молоке избыток жира. 7. Введение прикормов с 6 месяцев не основано на следующем положении; а) поступление пищевых веществ с женским молоком становиться недостаточным для растущего организма б) ребенок хорошо адаптируется к питанию более плотной пищей в) органы пищеварения достигают определенной зрелости для переваривания новой пищи г) в женском молоке избыток углеводов. 8. Последовательность введения прикормов при всех видах вскармливания а) одинаковое б) меняется порядок при искусственном в) меняется порядок при смешанном г) меняется порядок при естественном 9. Что не относится к принципам введения прикормов? а) каждый вид прикорма вводят постепенно б) первый прикорм вводят с 6 месяцев в) прикорм дают до кормления грудью г) можно вводить несколько продуктов одновременно 10. Ребенку 6 мес., на грудном вскармливании. Количество прикормов в рационе? а) 1 прикорм б) 2 прикорма в) не введен г) 3 прикорма 11. Цель введения прикормов в питании детей первого года жизни. а) коррекция витаминов б) коррекция белков в) переход на другой вид пищи г) коррекция объема 12. Назовите сроки введения 1 прикорма при искусственном адаптированном вскармливании: а) 5-5,5 мес. б) 4-4,5 мес. в) 4,5-5 мес. г) 6-6,5 мес. 13. Возраст введения первого прикорма на естественном вскармливании а) 5 месяцев б) 6 месяцев в) 4 месяца г) 3 месяца 14. Первым прикормом рекомендуют: а) кашу б) овощное пюре в) творог г) мясо 15. мясные паровые котлеты рекомендованы ребенку в возрасте: а) 6 месяцев б) 7 месяцев в) 8 месяцев г) 9 месяцев Ситуационные задачи Задача №1 На приеме в поликлинике ребенок в возрасте 8 месяцев с мамой. Мальчик находится на грудном вскармливании. Введены прикормы: каша, овощное пюре, фруктовое пюре, соки, мясное пюре, желток. Масса тела 8600 г, длина тела 73 см. Самостоятельно стоит у барьера, переступает боком, сам садится из положения лежа.
Задача №2 Ребенок 7 месяцев, кормится 5 раз в день через 4 часа. Ежедневно получает 3 раза грудь матери, 1 раз овощное пюре, 1 раз молочную рисовую кашу, желток куриного яйца 1 шт., фруктовое пюре и соки. Мать обратилась к врачу за рекомендациями по питанию ребенка. При осмотре ребенок веселый, активный, психомоторное развитие соответствует возрасту, масса тела 8600 г, длина 69 см (масса при рождении 3200 г, длина 51 см).
Задача №3 Ребенку исполнилось 6,5 мес. Сохраняется естественное вскармливание.
Задача №4 Ребенку 7 месяцев, находится на естественном вскармливании.
Задача №5 Ребенок в возрасте 11 месяцев находится на естественном вскармливании.
7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой. а) Темы:
б) Формы НИРС: 1) мультимедийная презентация; 2) реферат по предлагаемым темам; 3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др. 4) оформление фото, видеоматериалов. 8. Рекомендуемая литература: - обязательная:
- дополнительная:
- электронные ресурсы:
|
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение... | Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело» | ||
С курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни... Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности... |