Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 135.92 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации22.12.2014
Размер135.92 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 12

ТЕМА: «Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.

Красноярск

2012


1. Тема: Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Значение изучаемой темы:

Учебное значение: Одной из актуальных проблем педиатрии является лечение и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, занимающих в структуре патологии детского возраста одно из первых мест. Этими вопросами занимаются: педиатры, детские кардиологии, и др. специалисты, обслуживающие детское население

Наблюдение за детьми позволяет оценить состояние сердечно-сосудистой системы и после всестороннего обследования выявить факторы риска к заболеваниям сердца и сосудов, назначить необходимые профилактические мероприятия. Ранняя диагностика уже развившихся заболеваний дает возможность назначить адекватное лечение. Следует отметить, что в последние десятилетия в области детской кардиологии достигнуты большие успехи. Благодаря широкому использованию новейших достижений науки в работе педиатров и детских кардиологов появилась возможность глубже понять возрастные особенности физиологии кровообращения, выявить патофизиологические механизмы и морфологические изменения при различных заболеваниях сердца и сосудов.

Улучшилась диагностика врожденных и приобретенных пороков сердца, кардитов различной этиологии, возникающих как в период антенатального, так и постнатального развития ребенка. В настоящее время на первый план выступают неревматические заболевания сердца вирусно-бактериальной природы, при которых оболочки сердца поражаются непосредственно возбудителем или вследствие токсических, рефлекторных и аллергических влияний. Диагностика врожденных пороков сердца и сосудов происходит на самых ранних этапах развития ребенка. С помощью специализированных методов обследования вопрос изменения сердца при заболеваниях органов эндокринной системы в настоящее время привлекают внимание общественных педиатров.

Таким образом, вопросам детской кардиологии современная педиатрическая наука уделяет большое внимание. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы включает изучение анамнеза, осмотр пальпацию, перкуссию и аускультацию. Изучение особенностей строения и поражения сердечно-сосудистой системы поможет студенту хорошо ориентироваться в вопросах патологии детского возраста и проводить раннюю диагностику.

Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах работы с детьми.

Личностное значение темы: формирование представления о ведущем значении оценки состояния сердечно-сосудистой системы для определения состояния ребенка; формирование деонтологических аспектов через взаимоотношения Студент – Ребенок – Родитель.

3. Цели занятия: на основе знаний об особенностях анатомо-физиологического строения научиться проводить обследование и выявлять симптомы поражения сердечно-сосудистой системы у детей.

Для этого необходимо:

-знать основные симптомы поражения сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста;

-знать основные симптомы поражения сердечно-сосудистой системы у детей старшего возраста;

-знать основные синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста;

-знать основные синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей старшего возраста;

-уметь при объективном обследовании выявлять симптомы поражения сердечно-сосудистой системы у детей;

-иметь представление о заболеваниях сердечно-сосудистой системы в детском возрасте.

4. План изучения темы:

  • Организация занятия - 5 мин.

  • Формулировка темы и цели - 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.

  • Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.

  • Самостоятельная работа - 120 мин.

  • Итоговый контроль знаний - 25 мин.

  • Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.

5. Основные понятия и положения темы.

Шумы сердца.

Помимо тонов при аускультации над областью сердца и крупных сосудов можно услышать дополнительные звуки большей продолжительности — шумы. Шумы часто выслушивают у детей (даже совершенно здоровых). Выделяют две группы шумов: внутрисердечные и внесердечные. Внутри сердечные шумы делят на органические, обусловленные наличием анатомических особенностей клапанов, отверстий или перегородок сердца, и функциональные, имеющие в основе нарушение функции клапанов, ускорение движения крови через неизменённые отверстия или снижение вязкости крови.

При обнаружении шума следует определить следующие параметры.

Фаза сердечного цикла, во время которой слышен шум.

  • Систолические шумы возникают в сердце и крупных кровеносных сосудах в фазу сокращения (систолу) и выслушиваются между I и II тонами.

  • Диастолические шумы возникают в фазу диастолы и выслушиваются во время большой паузы между II и I тонами.

  • Систолические и диастолические шумы возникают в результате нарушения ламинарного тока крови и превращения его в турбулентный вследствие разнообразных причин.

  • Обнаружение в одной из точек одновременно систолического и диастолического шумов указывает на комбинированный порок сердца (недостаточность выслушиваемого в данной точке клапана и стеноз соответствующего ему отверстия).

  • Выявление в одной точке органического систолического шума, а в другой—диастолического указывает на сочетанный порок сердца (одновременное поражение двух разных клапанов).

  • При фибринозном перикардите шум над областью сердца может быть не связан с какой-либо фазой сердечного цикла; такой шум называют шумом трения перикарда.

Продолжительность шума (короткий или длительный) и его расположение относительно фаз сердечного цикла (ранний систолический, поздний систолический, пансистолический, протодиастолический,мезодиастолический, пресистолический, пандиастолический);

Громкость (интенсивность) шума (громкий или тихий) и её изменение в зависимости от фазы сердечного цикла (убывающий, нарастающий, монотонный и др.).

Громкость шумов зависит от скорости кровотока и условий проведения звука на грудную стену. Наиболее громкие шумы выслушивают при небольших
пороках с сохранённой сократительной способностью миокарда у детей со слабо выраженной подкожной жировой клетчаткой.

Интенсивность шума зависит от величины ударного объёма: чем он больше, тем сильнее шум.

Тембр шума: грубый, жёсткий, дующий, нежный, мягкий, музыкальный, скребущий и др.

Локализация шума — точка (punctum maximum) или зона его максимальной слышимости.

Направление проведения шума (левая подмышечная область, сонные или подключичные артерии, межлопаточное пространство и т.д.).

Изменчивость шума в зависимости от перемены положения тела, физической нагрузки, фазы дыхания.

Оценка указанных параметров даёт возможность расценить шум как функциональный или органический и предположить вероятную причину его возникновения. Органические шумы возникают при врождённых или приобретённых пороках сердца, воспалении эндокарда и перикарда, поражении миокарда. Шумы, связанные с изменениями клапанов сердца при их воспалительном отёке или эрозировании, выслушиваются в зоне проекции поражённых клапанов.

Функциональные шумы характерны для детского возраста. Обычно функциональные шумы бывают систолическими, они непродолжительны, редко занимают всю систолу, обычно слышны в середине систолы. По звучанию функциональные шумы чаще мягкие, нежные, могут иметь«музыкальный» тембр; слышны на ограниченном участке и не проводятся далеко от места максимального выслушивания. Они непостоянны, изменяются в зависимости от положения тела (лучше выслушиваются в положении лёжа), фазы дыхания, физической нагрузки (меняют интенсивность и тембр), не сопровождаются изменениями I и II тонов, появлением дополнительных тонов, расширением границ сердца и признаками недостаточности кровообращения [при пролапсе митрального клапана (ПМК) может определяться систолический щелчок]. Появление функциональных шумов может быть обусловлено различными причинами.

В основе возникновения динамических шумов лежит значительное увеличение скорости кровотока, что отмечают при лихорадочных состояниях, тиреотоксикозе, неврозах, физическом и психическом напряжениии т.д. Появление шумов при анемии вызвано уменьшением вязкости крови в сочетании с некоторым ускорением кровотока и тахикардией.

Появление функциональных шумов может быть обусловлено изменениями тонуса сосочковых мышц или всего миокарда, а также сосудистого тонуса, что приводит к неполному смыканию клапанов сердца и регургитации крови (дистрофия миокарда, СВД).

Преходящие шумы могут быть связаны с продолжающимся формированием сердца, а также быть следствием неполного соответствия темпов развития различных сердечных структур, что обусловливает несоответствие размеров камер и отверстий сердца и кровеносных сосудов. Кроме того, возможна неравномерность роста отдельных створок клапанов и хорд, что приводит не только к временной несостоятельности запирающей функции клапанов, но и к изменению их резонансных свойств.

Шумы возникают при наличии «малых аномалий» сердца и сосудов, когда отсутствуют гемодинамические расстройства, изменения размеров сердца и сократительной способности миокарда. Чаще всего это дополнительные хорды, аномальное расположение хорд, особенности строения сосочковых мышц и др.

Из внесердечных шумов наиболее часто выявляют шум трения перикарда(обычно слышен на определённом участке, не проводится в другие точки, усиливается при надавливании фонендоскопом на грудную клетку) и плевроперикардиальный шум (выслушивают по левому краю относительной тупости сердца, усиливается на высоте вдоха, исчезает при задержке дыхания).

Аускультация кровеносных сосудов. В норме у здорового ребёнка на сонной и подключичной артериях можно выслушать 2 тона, на бедренной—иногда только I тон, на других артериях тоны неслышны. Над крупными артериями можно выслушать шумы, возникающие в них самих при их расширении или сужении либо проводящиеся с клапанов сердца и аорты.

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль.

1. Соотношение тонов на верхушке сердца в норме

а) I тон громче II тона

б) I и II равной интенсивности

в) II тон громче I тона

г) I , II, III тоны равной интенсивности

2. Соотношение пульс/дыхание у ребенка в 12 лет:

а) 1:1,5

б) 1:4

в) 1: 3

г) 1:3,5

д) 1: 2

3. Для ЮРА появление болевого синдрома характерно

а) вечером,

б) в первую половину ночи,

в) во вторую половину ночи,

г) утром

4. Для сердечной недостаточности правожелудочкового типа характерно наличие:

а) влажных хрипов в легких

б) увеличения размеров печени

в) периферических отеков

5. Чаще всего возбудителями неревматического кардита являются

а) вирус Коксаки,

б) бактерии,

г) грибы

6. Для вторичной профилактики ревматизма используется:

а) анальгин

б) бициллин-5

в) пенициллин

7. Уровень гемоглобина у здорового ребенка первого года жизни не должен быть ниже:

a) 80-90 г/л,

б) 90-100 г/л,

в) 100-110 г/л,

г) 110-120 г/л,

д) 120-130 г/л

8. Этиология ювенильного ревматоидного артрита

а) известна,

б) не известна

9. Уровень гемоглобина в возрасте старше 1 года составляет

а) 90-110 г/л,

б) 100-140 г/л,

в) 110-130 г/л,

г) 120-140 г/л,

д) 160-180 г/л,

е) 180-240 г/л

10. Для бактериального (инфекционного) кардита характерны следующие симптомы

а) лихорадка

б) поражение аортального клапана

в) увеличение СОЭ

г) гиперкоагуляция

д ) все перечисленные

11. К дополнительным диагностическим критериям ревматизма относятся все выше перечисленное, кроме:

а) субфебрилитета,

б) носовых кровотечений,

в) удлинения атрио-внутрикулярного проведения,

г) полиартрита

12. При неревматическом кардите тоны сердца

а) приглушены,

б) звучность тонов не меняется

13. При вагоинсулярном кризе необходимо использовать:

а) мезатон (адреналин) и кровезаменители

б) аминазин или пипольфен

в) кофеин, кордиамин

14. При неревматическом кардите тоны сердца

а) приглушены,

б) звучность тонов не меняется

15. Артериальное давление на ногах по сравнению с руками:

а) такое же,

б) выше,

в) ниже

16. Решающим методам обследования при подозрении на вазоренальную форму артериальной гипертензии является:

а) ЭКГ,

б) контрастная урография,

в) УЗИ мочевыводящей системы,

г) анализ мочи по Зимницкому,

д) эхокардиография

17. Укажите синдром, не характерный для системной красной волчанки:

а) кожный,

б) суставной,

в) печеночный

18. Для вегетососудистой дистонии по ваготоническому типу характерны:

а) сердцебиение,

б) уменьшение потоотделения,

в) плохая переносимость душных помещений,

г) мраморность, цианоз конечностей,

а) корвалол, настойку валерианы, седуксен, препараты калия,

19. Для ЮРА появление болевого синдрома характерно

а) вечером,

б) в первую половину ночи,

в) во вторую половину ночи,

г) утром

20. Признаком недостаточности митрального клапана является

а) систолический шум на верхушке,

б) диастолический шум на верхушке,

в) систолический шум в 5-й точке

21. Геморрагический синдром при геморрагическом васкулите характеризуется:

а) симметричностью,

б) наличием зуда,

в) несимметричностью,

г) гемартрозами

22. При артериальной гипертензии возможны жалобы, кроме

а) головную боль,

б) энурез,

в) боли в животе,

г) рвоту

23. Сердечная недостаточность по левожелудочному типу характеризуется:

а) появлением ритма галопа,

б) увеличением размеров печени

24. Для сердечно-сосудистой системы применяются методы исследования адаптации:

а) плантография,

б) проба Мартинэ,

в) корректурные пробы,

г) кристаллография слюны,

д) тест Малиновского

25. Системная красная волчанка может включать синдромы, кроме:

а) кожный,

б) суставной,

в) висцеральный,

г) менингиальный

Ситуационные задачи

Задача №1

Мальчик 10 лет обратился к участковому врачу с жалобами на общую слабость, утомляемость, одышку при физической нагрузке, боли в области сердца. В анамнезе частые ОРЗ, 2 недели назад перенес ангину. При объективном обследовании выявлены расширения границ сердца влево, тоны приглушены, 1 тон ослаблен, тахикардия, аритмия.

  1. Ваша тактика?

Задача №2

Ребенок 10 лет выписан из стационара с диагнозом: ревматизм 1, активная фаза, активность 2, миокардит, арталгии, острое течение НКо.

  1. Ваша тактика?

Задача №3

Девочка 3 лет наблюдалась на участке после операции по поводу дефекта межпредсердной перегородки в течение месяца чувствовала себя удовлетворительно. После перенесенного ОРЗ стала вялой, апатичной, капризной, держится субфебрильная температура. В крови: лейкоцитоз с нейтрофилезом, ускоренное СОЭ.

  1. Предположительный диагноз?

  2. Ваша тактика?

Задача №4

На приеме мальчик 8 лет с мамой. Жалобы на боль при движении и в покое в обоих коленных суставах. Боль возникла около полутора недель назад, к вечеру повышается температура тела до 37,6°С в течение пяти дней. Месяц назад упал на даче с велосипеда. Объективно: кожа над суставами на ощупь горячая, видна деформация, отек суставов. Движения активные и пассивные болезненные.

  1. Предположительный диагноз?

  2. Ваша тактика?

Задача №5

У пациента 15 лет АД 200/120 мм. рт. ст. Жалуется на онемение ног. При объективном осмотре отмечается хорошо сложенная грудная клетка, узкий таз и худые ноги. При рентгенографии грудной клетки выявлены узоры на ребрах.

  1. Предположительный диагноз?

Задача №6

При осмотре двухмесячного ребенка врач выявил грубый пансистолический шум с максимумом в 3-4 межреберье, проводящийся экстракардиально. Со слов мамы ребенок высасывает 130-140 мл молока. Объективно: ребенок активен, физическое развитие соответствует возрасту. ЧСС 120 уд/мин, ЧД 36/мин. Над легкими ослабленное дыхание. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см.

  1. Предположительный диагноз?

  2. Ваша тактика?

Задача №7

У девушки 16 лет в течение 3 месяцев дважды отмечено повышение АД до 160/95 мм. рт. ст. На ЭКГ – неспецифические изменения сегмента ST. Сосуды сетчатки без патологии.

  1. Предположительный диагноз?

  2. Ваша тактика?

Задача №8

У юноши 14 лет, страдающего гормонзависимой бронхиальной астмой, отмечено повышение АД до 190/100 мм. рт. ст. При осмотре обращает на себя внимание ожирение и лунообразное лицо.

  1. Предположительный диагноз?

  2. Ваша тактика?

Задача №9

У мальчика 10 месяцев имеется отставание в физическом и нервно-психическом развитии. Наблюдается разлитой верхушечный толчок, формируется сердечный горб, выслушивается грубый систолический шум, ослабление тонов сердца.

  1. Предположительный диагноз?

  2. Ваша тактика?

Задача №10

Девочка 12 лет, страдает СКВ с 10 лет. Наблюдается у врача на педиатрическом участке.

1. Укажите комплекс симптомов при СКВ, который в наибольшей степени определяет прогноз заболевания.
7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой.

а) Темы:

1. Пороки сердца «синего» типа у детей,

2. Пороки сердца «белого» типа.

3. Ревматизм у детей.

4. Артериальная гипертония у детей.

5. Неревматические миокардиты у детей.

6. Неотложные состояния при заболеваниях ССС у детей (диагностика, тактика, догоспитальная помощь).

7. Нарушения ритма сердца у детей.

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.
8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск