Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 136.76 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации14.10.2014
Размер136.76 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 17

ТЕМА: «Семиотика поражения пищеварительной системы»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.

.


Красноярск

2012

1. Тема: Семиотика поражения пищеварительной системы.

2. Значение изучаемой темы:

Учебное значение: Современные проблемы детской гастроэнтерологии – это теоретические аспекты понимания функционального становления органов ЖКТ в процессе развития ребенка и познания сущности патологического процесса. Теоретические положения, разрабатываемые отечественной гастроэнтерологией тесно перекликаются с ее прикладными аспектами – вопросами ранней диагностики заболеваний ЖКТ, предупреждение их возникновения, а при развитии болезни – профилактика их прогрессирования.

Необходимо довести до студентов убеждение, что усилие собрать целенаправленный анамнез, определить семиотику поражения, объединить выявленные симптомы в синдромы, позволяет выбрать правильную диагностическую и лечебную тематику.

Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах работы с детьми.

Личностное значение темы: формирование представления о ведущем значении оценки состояния системы органов пищеварения для определения состояния ребенка; формирование деонтологических аспектов через взаимоотношения Студент – Ребенок – Родитель.

3. Цели занятия: отработать навыки самостоятельной работы по клиническому обследованию органов пищеварения ребенка.

студент должен знать:

  • семиотику поражений органов пищеварения ЖКТ у детей;

  • методику исследования органов пищеварения у детей;

  • дифференциально-диагностические признаки поражения кишечника, желчевыводящих путей, печени, поджелудочной железы, желудка.

студент должен уметь:

  • выявить жалобы у больного с поражением органов пищеварения;

  • собрать целенаправленно анамнез;

  • выявить основные объективные симптомы поражения различных отделов системы пищеварения;

  • оценить результаты обследования органов пищеварения и составить заключение по характеру выявленной патологии.

4. План изучения темы:

  • Организация занятия - 5 мин.

  • Формулировка темы и цели - 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.

  • Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.

  • Самостоятельная работа - 120 мин.

  • Итоговый контроль знаний - 25 мин.

  • Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.

  1. Основные понятия и положения темы.

При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на:

  • наличие в семье или у родственников заболеваний органов пищеварения;

  • связь заболевания с погрешностями в питании, предшествующими инфекционными заболеваниями и др. факторами;

  • характер вскармливания на первом году жизни и питание в последующие годы;

  • длительность заболевания;

  • последовательность появления различных симптомов (боли в животе, диспепсические расстройства, нарушения аппетита);

  • связь болей в животе после приема пищи (ранние, поздние);

  • зависимость болей от времени суток и времени года;

  • влияние приема пищи на интенсивность болевого синдрома (мойнингановский ритм болей);

  • локализация болей;

  • характер болевого синдрома (приступообразные, острые или тупые, ноющие);

  • иррадиация болей;

  • диспептические расстройства: отрыжка кислым, горьким, пищей, воздухом; изжога, тошнота, рвота, запор, неустойчивый стул, понос, метеоризм, урчание, суточное количество фекалий, окраска стула, патологические примеси в кале;

  • изменение аппетита.

При осмотре ребенка следует обратить внимание на:

  • общее состояние, сознание, положение;

  • физическое развитие;

  • цвет кожи и видимых слизистых, их влажность, наличие сыпи и ее характер;

  • выраженность подкожно-жирового слоя;

  • тургор мягких тканей;

  • окраску слизистой оболочки полости рта и зева, блеск, чистоту, дефекты слизистой оболочки, величину миндалин, состояние задней стенки глотки;

  • состояние языка (влажность, сосочки, налет);

  • состояние зубов (количество молочных и постоянных кариозных);

  • величину живота, его симметричность;

  • участие брюшной стенки в акте дыхания;

  • видимую перистальтику;

  • развитие подкожной венозной сети;

  • отечность передней брюшной стенки;

  • грыживые выпячивания.

При поверхностной пальпации необходимо обратить внимание на:

  • болезненность;

  • гиперстезия;

  • напряжение брюшной стенки;

  • наличие или отсутствие перистенальных симптомов.

При глубокой пальпации необходимо обратить внимание на:

  • форму, консистенцию, подвижность и болезненность толстого кишечника, конечного отдела, подвздошной кишки, наличие урчания, толщину;

  • место расположения желудка, состояние привратника, наличие болезненности;

  • болезненность в точках и зонах проекции поджелудочной железы;

  • размеры печени, ее консистенцию, болезненность, подвижность;

  • характеристику края печени и ее поверхности;

  • болезненность в течке проекции желчного пузыря и пузырные симптомы.


При перкуссии необходимо обратить внимание на:

  • характер перкуторного звука под областью живота;

  • размеры печени по передней аксиллярной, среднеключичной, срединной линиям, по Курлову.

При аускультации следует обратить внимание на:

  • характер перистальтики (оживление, отсутствие).

При аускульторрикации следует обратить внимание на:

  • размеры желудка.




  1. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль.

1. Какая рвота характерна для пилоростеноза у детей?

а) постоянное "подтекание" из ротовой полости

б) рвота "фонтаном" после каждого кормления

в) "ступенчатая" рвота

г) рвота во время кормления

2. Какой стул бывает при лямблиозе кишечника?

а) неустойчивый

б) колитный

в) энтеритный

г) запоры

3. При каких заболеваниях отмечается увеличение живота в объеме?

а) гастрит

б) язвенная болезнь

в) целиакия

г) ДЖВП

4. Какой симптом характерен для синдрома "острого живота"?

а) симптом Кера

б) симптом Ортнера

в) симптом Боасса

г) симптом Щеткина - Блюмберга

5. У детей раннего возраста нижний край печени пальпируется:

а) по реберной дуге,

б) на 1 – 2см ниже реберной дуги,

в) на 2 – 3см ниже реберной дуги,

г) нижний край не пальпируется,

6. Функциональная особенность печени ребенка новорожденного и первых месяцев жизни:

а) выделение желчных кислот невелико,

б) гликогенная емкость низкая,

в) обезвреживающая функция снижена,

г) белковосинтетическая функция снижена.

7. У здоровых детей нижний край печени выходит из-под реберной дуги до:

а) 3-х лет,

б) 5 лет,

в) 7 лет,

г) 12 лет,

8. С какими заболеваниями органов пищеварения связаны "ранние" боли в животе?

а) антральный гастрит

б) дуоденит

в) эзофагит

г) болезнь двенадцатиперстной кишки

9. С какими заболеваниями органов пищеварения связаны "поздние" боли в животе?

а) эзофагит

б) гастрит

в) пищевое отравление

г) язвенная болезнь

10. Какие жалобы не характерны для детей с заболеванием печени и желчевыводящих путей?

а) боли в животе

б) тошнота

в) запоры

г) полифекалия

11. При каких заболеваниях желудочно- кишечного тракта не наблюдается отрыжка?

а) гастрит

б) ДЖВП

в) грыжа пищеводного отверстия диафрагмы

г) недостаточность кардии

12. Какие свойства не оцениваются при пальпации печени у детей?

а) край ровный

б) край эластичный

в) край мягкий

г) размеры желчного пузыря

13. Фермент поджелудочной железы

а) липаза

б) пепсин

в) ренин

г) гастрин

14. Укажите симптом, определяемый при заболеваниях желчевыводящих путей

а) симптом Кера

б) симптом Менделя

в) симптом Пастернацкого

г) симптом Домбровской

15. Для желтухи новорожденных не xapaктepнo:

а) желтушность кожных покровов

б) стул желтого цвета

в) ахоличный стул

г) моча золотисто желтого цвета

16. Какой симптом можно выявить при пальпаторном обследовании живота при поражении поджелудочной железы?

а) симптом Мюсси

б) симптом Боасса

в) симптом Керра

г) точка Дежардена

17. Какой вид имеют испражнения у детей 1 года жизни, находящегося на естественном вскармливании?

а) золотисто - желтого цвета

б) замазкообразные

в) коричневые

г) с зеленоватым оттенком

18. При каких заболеваниях органов пищеварения у ребенка появляется боли в пилородуоденальной зоне?

а) дискенизия желчевыводящих путей

б) эзофагит

в) панкреатит

г) гастродуоденит

19. С какого возраста определяются размеры печени по Курлову

а) с одного года

б) с 5-7 лет

в) с 3 лет

г) с рождения

20. Каким симптомом характеризуется синдром малъабсорбции?

а) полифекалия

б) запор

в) втяжение живота

г) увеличение массы тела

21. Особенности слюнных желез к моменту рождения?

а) морфологически сформированы, но секреторная функция низкая

б) морфологически и функционально незрелые

в) морфологически и функционально зрелые

г) морфологически не сформированы и секреторная достаточно развиты

22. С особенностями какого отдела желудка связано срыгивание у детей раннего возраста?

а) пилорического

б) дно

в) кардиального

г) тело

23. При каких заболеваниях не отмечается увеличение живота в объеме?

а) синдром мальабсобции

б) лимфогрануломатоз

в) мегаколон

г) гастрит

24. При каких патологических состояниях появляется расширение венозной сети на передней брюшной стенке?

а) аппендицит

б) желчекаменная болезнь

в) портальная гипертензия

г) кишечная инфекция

25. Какими симптомами не характеризуется синдром "острого живота"?

а) боль в животе

б) нарушения отхождения стула

в) положительный симптом Щеткина - Блюмберга

г) отрицательный симптом Щеткина - Блюмберга
Ситуационные задачи

Задача №1

Первичный врачебный патронаж к новорожденному в возрасте 7 дней. Девочка от здоровой матери, первой беременности, протекавшей с токсикозом I половины. Родилась на 38-й неделе беременности с массой тела 2960 г, длиной 49 см. При осмотре: активна, крик громкий и эмоциональный, хорошо удерживает температуру тела, активно сосет грудь. Кожа чистая, слабая иктеричность кожи лица и туловища. Пупочная ранка под сухой корочкой, без воспалительной реакции, сосуды не пальпируются. Большой родничок 1,5х2 см, на уровне костных краев. Ногти переросли кончики пальцев. Пульс 146 уд/мин. Тоны сердца звучные, ритмичные. ЧДД 42 в минуту с апноэ по 2-3 сек. В легких дыхание проводится равномерно, хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный, печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5 см. Селезенка не пальпируется. Физиологические отправления в норме. Большие половые губы закрывают малые. Рефлексы новорожденных вызываются. Мышечный тонус нормальный. Волосяной покров выражен только на голове.

  1. Рассчитайте масса - ростовой коэффициент при рождении.

  2. Синдром желтухи: причины развития, клинические проявления.

  3. Укажите наиболее вероятную причину желтухи?

  4. Дайте понятие физиологическая желтуха.

  5. Назовите особенности кожи новорожденного и детей первого года жизни.

Задача №2

Максим А., 7 лет. Масса тела - 17,2 кг, длина тела 115 см. Направлен на консультацию к гастроэнтерологу после осмотра участковым врачом при оформлении в школу. Ребенок от молодых здоровых родителей. Беременность у матери протекала на фоне анемии (гемоглобин до 95 г/л), получала препараты железа. Мальчик родился доношенным (масса тела 3100 г, длина 49 см; оценка по шкале Апгар 8/9 баллов). На первом году отмечена плохая прибавка массы тела, перенес анемию, рахит 2-й степени с подострым течением, трижды ОРВИ с затяжным течением. После года часто болел простудными заболеваниями (чаще 5 раз в год). ДДУ не посещал. В массе тела по-прежнему прибавляет плохо, отмечена склонность к запорам.

При осмотре мальчик бледен, питание снижено, тени под глазами. Кожные покровы сухие, трещины в углах рта. Язык яркий, сухой, сосочки сглажены. Зев умеренно разрыхлен, слизисто-гнойное отделяемое на задней стенки глотки. Подчелюстные лимфоузлы увеличены до размеров фасоли. Пульс 102 уд/мин, ритмичный. Границы сердца не изменены. При аускультации ослаблен 1 тон, нежный систолический шум выслушивается над верхушкой и в точке Боткина. Дыхание в легких везикулярное, ЧДД 20 в 1 мин. Живот слегка вздут, умеренно болезненный в правом подреберье и около пупка. Печень выступает из-под реберной дуги на 2,5 см, край ровный, острый. Симптомы Ортнера, Кера положительны. Селезенка не пальпируется. Мочеиспускание не изменено.

Копрограмма: мышечные волокна ++, нейтральный жир ++, жирные кислоты ++, крахмал внутриклеточный +, крахмал внеклеточный +. Анализ крови: гемоглобин - 105 г/л, лейкоциты - 7,4х109/л, палочкоядерные - 1%, сегментоядерные -49%, эозинофилы -2%, лимфоциты - 44% , моноциты - 4% , СОЭ -20 мм/ч.

  1. Обоснуйте синдромный диагноз.

  2. АФО печени и желчевыводящих путей.

  3. Семиотика заболеваний печени и желчевыводящих путей.

  4. Методика определения пузырных симптомов.

  5. Оцените уровень и гармоничность физического развития ребенка.

Задача №3

Ребенок, 5 лет, поступил с жалобами на повышение температуры до 39°С, многократную рвоту, понос (стул гомогенный, желтого цвета), разлитые боли в животе. При осмотре: кожа сухая, бледная. Заостренные черты лица. Глазные яблоки запавшие. Пульс 120 уд./мин., живот несколько вздут. При пальпации живота определяется умеренная болезненность и урчание. В семье все здоровы. Накануне мальчик ел творог, хранившийся в помещении вне холодильника.

1. Какие основные синдромы выделяют при поражении органов пищеварения?

2 . Какие клинические синдромы имеются у ребенка?

3. Какое заключение можно сделать по анализу заболевания?

4. Оцените тяжесть состояния ребенка?

5. Синдром острого гастроэнтероколита: причины, клиника.

Задача №4

Осмотрена девочка 4 месяцев. Мать предъявляет жалобы на частый стул у ребенка – 7-8 раз в день, вздутие живота после кормления молочной смесью. Неделю назад девочка выписана из стационара, где находилась на протяжении 2-х недель по поводу острой кишечной ротавирусной инфекции. Получала полимиксин, симптоматические средства, в настоящее время фестал и бифидум-бактерин.

Ребенок от молодых здоровых родителей, 1 половина беременности протекала на фоне умеренного гестоза. Роды в срок, без осложнений, масса тела 3550 г, длина 52 см, оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Грудное вскармливание до 3 месяцев, затем искусственное из-за гипогалактии у матери. Развивалась по возрасту, до 3,5 месяцев ничем не болела.

При осмотре девочка вялая, на осмотр реагирует негативно. Кожные покровы бледны, суховаты, тургор несколько снижен. Зев без катаральных явлений. Дыхание ослабленное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, над верхушкой прослушивается короткий систолический шум. Большой родничок 2х2 см, не западает. Живот умеренно вздут, урчание при пальпации. Печень +3 см из-под края реберной дуги, селезенка не увеличесна. Стул водянистый, с не переваренными комочками, без патологических признаков.

1. Каковы возможные причины расстройства стула у ребенка?

2. Ваши диагностические мероприятия?

3. Тактика?

4. Ваш прогноз?

5. Чем клинически проявляется синдром мальабсорбции?

Задача №5

Осмотрен мальчик 11 лет. В течение года беспокоят боли ноющего характера в эпигастральной области, связанные с приемом жареной пищи и приемом газировки, чувство тяжести в верхней половине живота. Часто возникает отрыжка пищей, тухлым, урчание, неустойчивый стул. Изжоги не бывает, аппетит снижен. Обострения возникают от эмоционального перенапряжения, после обильной еды. К врачу не обращались, мать иногда давала ребенку фестал и альмагель. Мать страдает хроническим гастритом с секреторной недостаточностью. У ребенка на первом году жизни был дисбиоз кишечника, острые кишечные заболевания, получал левомицетин.

При осмотре мальчик астенической конституции, питание снижено, бледен, тени под глазами, признаки ваготонии. При пальпации живота выявлена умеренная болезненность в эпигастральной области, положительный симптом Менделя, урчание вокруг пупка. Язык обложен густым белым налетом.

  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Факторы, влияющие на развитие заболевания у мальчика?

  3. Каков план обследования?

  4. Порядок проведения поверхностной пальпации живота.

  5. Методы определения кислотности желудка.

7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой.

а) Темы:

  1. Оформление таблицы по характеристике болей в животе у детей.

  2. Подготовка реферата по теме «Семиотика поражений кишечника у детей».

  3. Составление типовых задач по теме.

  4. Написание алгоритма «Желтухи у детей»

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск