Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 211.65 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации15.12.2014
Размер211.65 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Математика > Методические указания


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 2

ТЕМА: «Физическое развитие детей первого года жизни»
Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.

.
Красноярск

2012

1. Тема: Физическое развитие детей первого года жизни.
2. Значение изучаемой темы:

Физическое развитие ребёнка – динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность головы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

Знания современных методов оценки физического развития, позволят провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка.
Учебное значение данной темы состоит в том, чтобы научить студента хорошо ориентироваться в непараметрических и параметрических методах оценки физического развития ребенка на первом году жизни; применять компетенции по анатомо-физиологическим особенностям детей первого года жизни для характеристики темпов физического развития и оценки биологического возраста.

Профессиональное значение: подготовить будущего специалиста, умеющего квалифицированно владеть современными методами оценки физического развития детей первого года жизни, как одного из основных критериев здоровья.

Личностное значение темы: развитие профессиональной и моральной ответственности будущего врача за жизнь и здоровье ребенка, за правильное проведение клинического соматометрического обследования ребенка, с учетом деонтологических принципов общения с детьми и их родителями, воспитание врачебной ответственности за качество проведенной работы.
3. Цели занятия: используя компетенции в области анатомии и физиологии детей первого года жизни, освоить новые теоретические знания и практические умения. Для этого обучающийся должен:

знать основные факторы, влияющие на параметры физического развития и их динамику на первом году жизни; правила проведения соматометрии у детей первого года жизни;

уметь проводить расспрос и сбор анамнестических данных у детей первого года жизни по динамике показателей физического развития; уметь проводить антропометрию (измерять длину тела, массу тела, окружности головы, грудной клетки, окружность бедра, голени, длину конечностей и др.); оценить параметры физического развития детей первого года жизни по центильным таблицам

иметь представление о причинно-следственных связях возникновения отклонений физического развития от возрастных норм детей первого года жизни; значении физического развития в комплексной оценке состояния здоровья детей.

овладеть навыками соматометрического исследования ребенка (измерять длину тела, массу тела, окружности головы, грудной клетки, окружность бедра, голени, длину конечностей и др.); расчета основных антропометрических индексов (масса-ростовой коэффициент (Кетле1), индексы Чулицкой упитанности, Чулицкой осевой, Тура, Эрисмана); анализа параметров физического развития детей первого года жизни с помощью центильных таблиц.

4. План изучения темы:

4.1. Организация занятия, раскрытие учебно-целевых вопросов, контроль исходного уровня знаний, умений – 30 мин.

4.2. Самостоятельная работа - 120 мин.

- курация детей различных возрастных групп;

- проведение антропометрии ребенка первого года жизни;

- дать заключение по физическому развитию курируемого ребенка, запись результатов в рабочую тетрадь;

- аналитический разбор (на примере одного из пациентов) и обсуждение полученных данных;

- выявление типичных ошибок.

4.3. Итоговый контроль знаний – 30 мин.:

- опрос по основным понятиям темы;

- выполнение заданий (тесты, ситуационные задачи) для уяснения темы;

- подведение итогов с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия;

- задание на следующее занятие
5. Основные понятия и положения темы.
Под термином «физическое развитие ребенка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины тела, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. Для оценки физического развития детей используются соматоскопические, соматометрические (антропометрические), физиометрические (функциональные) показатели. При соматоскопии оценивают степень развития жирового, мышечного и костного компонентов, вторичных половых признаков (у детей старшего возраста), форму грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей. Из соматометрических показателей чаще всего используют: длину тела, массу тела, окружность головы, окружность груди. При физиометрической оценке ограничиваются определением жизненной емкости легких и динамометрией.

Методика антропометрических измерений

Измерение длины тела


Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют с помощью специального
ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Макушку ребёнка необходимо плотно прижать к неподвижной поперечной планке ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребёнка распрямляют лёгким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам (пальцы ребёнка расположены вертикально вверх).

Измерение массы тела


Массу тела грудного ребёнка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 гр.

Измерение окружности головы и груди


Окружность головы и груди измеряют с помощью мягкой прорезиненной сантиметровой ленты. Для определения окружности головы ленту накладывают сзади на наружный затылочный выступ, спереди проводят по надбровным дугам. Ленту слегка сдавливают, чтобы прижать волосы. Для измерения окружности груди ленту помещают сзади под нижние углы лопаток при отведённых в сторону руках, а спереди проводят над сосками.

Оценка физического развития новорожденных детей:

  • Определение массы тела, длины, окружности головы, окружности груди, пропорциональность телосложения, сопоставление показателей с долженствующими гестационному возрасту ребенка.

  • Оценка зрелости новорожденного по совокупности клинико-функциональных показателей.

  • Оценка состояния трофики, упитанности.

  • Выявление врожденных пороков и аномалий развития.

Оценка пропорциональности телосложения


  • Определение массы тела, длины, окружности головы, окружности груди, пропорциональность телосложения, сопоставление показателей с долженствующими гестационному возрасту ребенка.

  • Оценка зрелости новорожденного по совокупности клинико-функциональных показателей.

  • Оценка состояния трофики, упитанности.

  • Выявление врожденных пороков и аномалий развития.

Оценка пропорциональности телосложения.

  • Относительно большая голова (¼ часть тела) с преобладанием мозгового отдела над лицевым, короткая шея, укороченная грудная клетка, суженная в верхней и расширенная в нижней половине, длинный выступающий живот, относительно короткие нижние конечности.

  • Окружность головы превышает окружность грудной клетки на 1-2 см.

  • Верхние конечности длиннее нижних на 0,5-1,5 см.

  • Длина рук относится к длине туловища как 1:1 (у взрослых -1,33:1).


Клинические формы нарушения роста и развития




  • «Крупная масса» к гестационному возрасту (масса тела новорожденного располагается выше 90-й перцентили, увеличение длины и других параметров физического развития, склонность к отечному синдрому, нарушения гемостаза, повышение Ht, склонность к гипогликемии).

  • «Низкая масса» к гестационному возрасту (низкая масса при рождении – используется для всех новорожденных с массой 2500 г. и ниже, а низкая масса к гестации – масса детей ниже долженствующей гестационному возрасту).

  • Задержка внутриутробного развития (дети могут быть доношенными, недоношенными и переношенными).


Антропометрические показатели оцениваются по формулам, методу «стандартов» (параметрический метод), центильным таблицам (непараметрический метод).

Средние показатели увеличения массы и длины тела у детей первого года жизни

Месяцы

жизни

Показатели увеличения

Массы тела (в г)

Длины тела (в см)

за сутки

за месяц

за весь период

за месяц

за весь период

1

30

600

600

3

3

2

26

800

1400

3

6

3

26

800

2200

2,5

8,5

4

25

750

2950

2,5

11

5

23

700

3650

2

13

6

21

650

4300

2

15

7

20

600

4900

2

17

8

18

550

5450

2

19

9

16

500

5950

1,5

20,5

10

15

450

6500

1,5

22

11

13

400

6800

1,5

23,5

12

12

350

7150

1,5

25


Методы ориентировочных расчетов

Новорождённый


Масса тела 3300-3500 гр.; Длина тела 51-53 см

Окружность головы 35-36 см

Окружность грудной клетки 33-34 см

Физиологическая убыль массы тела к 3- 5-му дню жизни составляет
3-6%; масса тела восстанавливается к 7- 10-му дню жизни

1 месяц

Прибавка массы тела (рассчитывают от массы тела при рождении) - 600 гр.

Увеличение длины тела на 3-4 см

Увеличение окружности головы на 1,5-2 см

Увеличение окружности грудной клетки на 2 см

3 месяца

Среднемесячная прибавка массы тела -700 гр.

Увеличение длины тела ежемесячно - 3 см

Увеличение окружности головы до 40 см (ежемесячная прибавка
1,5-2 см) и окружности грудной клетки до тех же размеров

6 месяцев

Среднемесячная прибавка массы тела - 700 гр.

Увеличение длины тела ежемесячно (после 3 мес.) на 2,5 см
Увеличение окружности головы до 43 см (ежемесячная прибавка
после 3 мес. -1 см)

12 месяцев

Среднемесячная прибавка массы тела (после 6 мес.) – 400-600 г, масса тела к 1 году – 10 - 11 кг

Увеличение длины тела от 6 до 9 мес. на 1,5-2 см в месяц;

от 9 до 12 мес. - на 1 см в мес.

К 1 году длина тела увеличивается на 25 см и составляет 75-77 см
Увеличение окружности головы до 46-47 см (ежемесячная прибавка
после 6 мес. - 0,5 см)

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни



Определяемый признак


Способ расчета

Длина тела

Длина тела 6-месячного ребенка равна 66 см.

На каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см. На каждый месяц свыше 6 прибавляется 1,5 см.

Масса тела

Масса тела в 6 месяцев составляет 8200 гр. На каждый месяц до 6 вычитается по 800 гр.

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 гр.

Окружность груди

В 6 месяцев составляет 45 см.

На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см.

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см.

Окружность головы

В 6 месяцев составляет 43 см.

На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5см

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см



Формулы для вычисления ориентировочной длины и массы тела


Возраст

В- возраст ребенка в годах

Формулы для определения

Длина тела, см

Масса тела, г/кг

1-6 мес.

50+3В

3300(3500)+800+В

7-12 мес.

64+В

5800 (6000)+400+В

2-3 года

64+В

2В+9



Для объективной оценки физического развития детей предложен

ряд индексов:


Название индекса

Формула (способ вычисления)

Величина индекса

Индекс упитанности Чулицкой

три окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – рост

в 3 мес. индекс равен 15-18 см., в 6 мес. –20-25 см., к 1-му году –20-22 см.

Индекс Чулицкой осевой (пропорциональности)

длина ноги – длина туловища


На первом году жизни он равен +2 +4 см.


Индекс Эрисмана (оценивает степень развития грудной клетки и, частично, упитанность)



окружность груди –полурост

у новорожденных индекс равен +8+10 см., в 5-6 мес. - +12 см., в 1 год - +10+12 см.

Индекс Тура

окружность головы – окружность груди

в возрасте 1-го мес. индекс равен +1 см., в 2-3 мес. – 0 (окр. головы и окр. груди сравниваются), в 6 мес. индекс равен –1 см., в 1 год –0 –1,5 см.


Рорера

Масса тела х100

Длина тела

До 1 года- 2,5


Вервека

_________Длина тела_________

2массы тела+окр. грудной клетки

1,35-1,25- умеренное преобладание роста в длину

1,25-0,85- гармоничное развитие

0,85-0,75- умеренная брахиморфия


Одновременная оценка длины и массы тела

Физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%. Физическое развитие при этом также может быть пропорциональным (и длина, и масса тела ребёнка снижены или повышены в сравнении с возрастной нормой более чем на 10%) и диспропорциональным (длина и масса тела не соответствуют друг другу).
Среднее физическое развитие (среднее гармоничное) - длина тела ребёнка соответствует его возрасту (±5-10%), а масса соответствует длине.
Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие - соотношение длины и массы тела нарушено в любую сторону более чем на 5-10%.
Центильный метод оценки физического развития
В зависимости от соответствия антропометрических показателей ребенка тому или иному центилю (коридору), формулируется оценка уровня физического развития:
до 3-го центиля – «очень низкий» уровень,

от 3-го до 10-го центиля – «низкий» уровень,

от 10-го до 25-го центиля - уровень «ниже среднего»,

от 25-го до 75-го центиля - «средний» уровень,

от 75-го до 90-го центиля - уровень «выше среднего»

от 90-го до 97-го центиля – «высокий» уровень,

от 97-го центиля - «очень высокий» уровень.
По результатам сопоставления центильных оценок длины, массы тела и окружности груди дается заключение о гармоничности развития. В случае если разность номеров коридоров между любыми двумя из 3-х показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более, налицо резко дисгармоничное развитие. Таких детей необходимо выделить в группу с отклонениями в физическом развитии, так как у них часто имеются нарушения деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной и др. систем.
6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).
6.1. Тестовые задания:

6.1.1. Тестовый контроль на входе.

Инструкция к тестовым заданиям: укажите один правильный ответ


  1. В комплексную оценку физического развития входят:

а. антропометрия

б. половая и зубная формулы

в. физиометрические

г. гемодинамические показатели

д. все перечисленные


  1. Критерии оценки биологического развития детей первого года жизни, кроме:

а. пропорции тела

б. показатели массы и роста

в. количество постоянных зубов

г. появление молочных зубов

д. психомоторное развитие


  1. Период первого ускорения роста:

а. 1 – 3 года

б. 3 – 4 года

в. 4 – 6 лет

г. 6 – 9 лет

д. 10 – 11 лет


  1. Средняя длина тела доношенного новорожденного:

а. 46 см.

б. 48 см.

в. 50 см.

г. 54 см.

д. 56 см.


  1. Средняя масса новорожденного:

а. 2500 гр.

б. 3000 гр.

в. 3500 гр.

г. 4000 гр.

д. 4500 гр.


  1. Причина физиологической убыли массы:

а. становление лактации у матери

б. потеря воды через кожу и легкие при дыхании

в. отпадение пуповинного остатка

г. выделение мекония и мочи

д. все перечисленное


  1. Прорезывание молочных зубов заканчивается к:

а. к 1 году

б. 2 годам

в. 2,5 годам

г. 3 годам

д. 4 годам
8. В третьем квартале первого года жизни рост увеличивается:

а. на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал

б. на 2,5см ежемесячно или на 7,5см за квартал

в. на 1,5см ежемесячно или на 4,5см за квартал

г. на 1,0см ежемесячно или на 3см за квартал
9. Масса тела к одному году по сравнению с массой тела при рождении увеличивается

а. в два раза

б. в три раза

в. на 50%

г. на 150%
6.1.2. Тестовый контроль на выходе.

Инструкция к тестовым заданиям: укажите один правильный ответ
1. Окружность головы ребенка составляет 46 см в возрасте:

а) 11-12 месяцев

б) 8-9 месяцев

в) 9-10 месяцев

г) 6-8 месяцев
2. Показатели массы тела 10 кг и длины тела 75 см соответствуют возрасту ребенка:

а) 12 месяцев

б) 1год 2 месяца

в) 6 месяцев

г) 9 месяцев
3. Показатели окружности головы у доношенного новорожденного равны:

а) 34-36см.

б) 32-34см.

в) 38-40см

г) 30-32см
4. Средние показатели здорового ребенка в возрасте 2 месяцев следующие:

а) масса 3600 г, длина 63 см

б) масса 4500 г, длина 55 см.

в) масса 5100 г, длина 59 см.

г) масса 5500 г, длина 54 см
5. Ребенку в возрасте 12 месяцев соответствуют следующие показатели:

а) окружность головы 46 -48; окружность груди 48-50

б) окружность головы 48 -50; окружность груди 50-52

в) окружность головы 44 -46; окружность груди 46-49

г) окружность головы 42 -44; окружность груди 46-48
6. Масса- ростовой показатель используется в качестве:

а) критерия доношенности

б) критерия зрелости

в) критерия жизнеспособности

г) критерия пропорциональности физического развития
7. Масса-ростовой показатель у новорожденных равен:

а) 10-20

б) 30-40

в) 35-45

г) 55-65
8. Одинаковые размеры окружности головы и груди определяются у ребенка в возрасте:

а) при рождении

б) в 2-3 месяца

в) 5 месяцев

г) 6 месяцев
9. Значение индекса Чулицкой упитанности у ребенка на первом году жизни составляет:

а) 10-15 см

б) 0-5 см

в) 20-25 см

г) 30-35 см
10. В первые три месяца первого года жизни рост увеличивается:

а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал

б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал

в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал

г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал
11. Во втором квартале первого года жизни рост увеличивается:

а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал

б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал

в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал

г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал
12. В третьем квартале первого года жизни рост увеличивается:

а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал

б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал

в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал

г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал
13. В четвертом квартале первого года жизни рост увеличивается:

а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал

б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал

в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал

г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал
14. За первый год жизни длина тела увеличивается в целом на:

а) 20 см

б) 25 см

в) 30 см

г) 10 см
15. Длина тела по сравнению с длиной тела при рождении удваивается:

а) к году

б) к трем годам

в) к 4 годам

г) к 12 годам
16. Длина тела по сравнению с длиной тела при рождении утраивается:

а) к году

б) к трем годам

в) к 4 годам

г) к 12 годам
17. Масса тела доношенного новорожденного составляет:

а) 2500-3500 г

б) 2700-4000 г

в) 3500-4000 г

г) 2000 -4000 г
18. Убыль массы тела сразу после рождения называется:

а) физиологической

б) патологической

в) стандартной

г) классической
19. Максимальная физиологическая убыль массы тела отмечается:

а) к 5 дню

б) в конце 1 суток

в) к 3 дню

г) к 10 дню
20. Максимальная физиологическая убыль массы тела составляет:

а) более 8%

б) 6-8%

в) менее 5%

г) менее 3%
21. Восстановление массы тела после физиологической убыли происходит к:

а) 7 -10 дню

б) 10 - 11 дню

в) 5 - 7 дню

г) концу 1 месяца жизни
22. Масса тела к одному году по сравнению с массой тела при рождении увеличивается:

а) в два раза

б) в три раза

в) на 50%

г) на 150%
23. Средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение второго полугодия жизни составляет:

а) 800 г

б) 600 г

в) 400 г

г) 1000 г
24. Средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия жизни составляет:

а) 800 г

б) 600 г

в) 400 г

г) 1000 г
25. Показатели окружности головы у новорожденного составляют:

а) 34-36см.

б) 32-34см.

в) 38-40см

г) 30-32см
6.2. Ситуационные задачи
6.2.1. Оцените показатели физического развития. Катя М. 4 - х месяцев, родилась массой 3200 г, длиной 50 см, окружностью головы 34 см., окружностью груди 32 см. В настоящее время масса 6200 г, длина 62 см, окружность груди 37 см, окружность головы 38 см. За 1 - й месяц прибавка массы составила 800 г, за 2 - й месяц 800 г, 3 - й – 750 г, 4 - й 600 г.
6.2.2. Определите возраст ребенка по следующим показателям физического развития: масса ребенка 10 кг 500 г, длина тела 75 см, окружность головы 46 см, окружность груди 48 см.

6.2.3. Определите возраст ребенка по следующим данным: масса 6700 г, длина 63 см, окружность головы 37 см, окружность груди 39 см. Масса ребенка при рождении 3400 г, длина 50 см, окружность головы 34 см, окружность груди 32 см.
6.2.4. Ребенок от молодых здоровых родителей (матери – 22 года, отцу – 24 года), наследственность не отягощена. Беременность I-ая, беременность протекала без токсикоза, заболеваний во время данной беременности не отмечено. Девочка родилась с массой 3400 г., длина тела 50 см. На грудном вскармливании. Развивалась хорошо. В настоящее время масса девочки составляет 10 кг.300 г., длина ее тела –73 см., окружность головы – 46 см., окружность груди – 48 см.

а) определить возраст ребенка;

б) рассчитать индексы Чулицкой упитанности, Тура, Эрисмана.
6.2.5. Определить возраст ребенка, если: вес –3400 г., рост –50 см., окр. головы –34 см., окр. груди –32 см., высота головы –1/4 часть длины тела, средняя точка длины тела –на пупке.


  1. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой:


Учебно-исследовательская работа студента осуществляется по выбору студента, исходя из предпочтений по разделам изучаемой дисциплины с учетом списка тем по НИРС и списка рекомендованной литературы в методической разработке для внеаудиторной работы студента.

При проведении НИРС студент пользуется услугами библиотеки, internet-поиском, совершенствуя навыки тематического поиска и работы с компьютером. При проведении НИРС студент должен проработать не менее 5 библиографических (или электронных) источников.
7.1. Темы НИРС:

7.1.1. Физическое развитие ребенка первого года жизни

7.1.2. Задержка внутриутробного развития у доношенных новорожденных

7.1.3. Задержка внутриутробного развития у недоношенных новорожденных

7.1.4. Классификация задержки внутриутробного развития

7.2. Формы НИРС:

7. 2.1. Мультимедийная презентация «Методы оценки физического развития детей первого года жизни»

7. 2.2. Реферат по предлагаемым темам

7.2.3. Составление таблиц, алгоритмов, схем

7.2.4. Оформление фото, видеоматериалов.
8. Рекомендуемая литература:
- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск