Скачать 211.65 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУЗАНЯТИЮ № 2 ТЕМА: «Физическое развитие детей первого года жизни» Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____от «____» __________20____г. Заведующий кафедрой д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. Составители: д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В. . Красноярск 2012 1. Тема: Физическое развитие детей первого года жизни. 2. Значение изучаемой темы: Физическое развитие ребёнка – динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность головы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку). Знания современных методов оценки физического развития, позволят провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка. Учебное значение данной темы состоит в том, чтобы научить студента хорошо ориентироваться в непараметрических и параметрических методах оценки физического развития ребенка на первом году жизни; применять компетенции по анатомо-физиологическим особенностям детей первого года жизни для характеристики темпов физического развития и оценки биологического возраста. Профессиональное значение: подготовить будущего специалиста, умеющего квалифицированно владеть современными методами оценки физического развития детей первого года жизни, как одного из основных критериев здоровья. Личностное значение темы: развитие профессиональной и моральной ответственности будущего врача за жизнь и здоровье ребенка, за правильное проведение клинического соматометрического обследования ребенка, с учетом деонтологических принципов общения с детьми и их родителями, воспитание врачебной ответственности за качество проведенной работы. 3. Цели занятия: используя компетенции в области анатомии и физиологии детей первого года жизни, освоить новые теоретические знания и практические умения. Для этого обучающийся должен: знать основные факторы, влияющие на параметры физического развития и их динамику на первом году жизни; правила проведения соматометрии у детей первого года жизни; уметь проводить расспрос и сбор анамнестических данных у детей первого года жизни по динамике показателей физического развития; уметь проводить антропометрию (измерять длину тела, массу тела, окружности головы, грудной клетки, окружность бедра, голени, длину конечностей и др.); оценить параметры физического развития детей первого года жизни по центильным таблицам иметь представление о причинно-следственных связях возникновения отклонений физического развития от возрастных норм детей первого года жизни; значении физического развития в комплексной оценке состояния здоровья детей. овладеть навыками соматометрического исследования ребенка (измерять длину тела, массу тела, окружности головы, грудной клетки, окружность бедра, голени, длину конечностей и др.); расчета основных антропометрических индексов (масса-ростовой коэффициент (Кетле1), индексы Чулицкой упитанности, Чулицкой осевой, Тура, Эрисмана); анализа параметров физического развития детей первого года жизни с помощью центильных таблиц. 4. План изучения темы: 4.1. Организация занятия, раскрытие учебно-целевых вопросов, контроль исходного уровня знаний, умений – 30 мин. 4.2. Самостоятельная работа - 120 мин. - курация детей различных возрастных групп; - проведение антропометрии ребенка первого года жизни; - дать заключение по физическому развитию курируемого ребенка, запись результатов в рабочую тетрадь; - аналитический разбор (на примере одного из пациентов) и обсуждение полученных данных; - выявление типичных ошибок. 4.3. Итоговый контроль знаний – 30 мин.: - опрос по основным понятиям темы; - выполнение заданий (тесты, ситуационные задачи) для уяснения темы; - подведение итогов с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия; - задание на следующее занятие 5. Основные понятия и положения темы. Под термином «физическое развитие ребенка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины тела, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. Для оценки физического развития детей используются соматоскопические, соматометрические (антропометрические), физиометрические (функциональные) показатели. При соматоскопии оценивают степень развития жирового, мышечного и костного компонентов, вторичных половых признаков (у детей старшего возраста), форму грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей. Из соматометрических показателей чаще всего используют: длину тела, массу тела, окружность головы, окружность груди. При физиометрической оценке ограничиваются определением жизненной емкости легких и динамометрией. Методика антропометрических измеренийИзмерение длины телаДлину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Макушку ребёнка необходимо плотно прижать к неподвижной поперечной планке ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребёнка распрямляют лёгким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам (пальцы ребёнка расположены вертикально вверх). Измерение массы телаМассу тела грудного ребёнка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 гр. Измерение окружности головы и грудиОкружность головы и груди измеряют с помощью мягкой прорезиненной сантиметровой ленты. Для определения окружности головы ленту накладывают сзади на наружный затылочный выступ, спереди проводят по надбровным дугам. Ленту слегка сдавливают, чтобы прижать волосы. Для измерения окружности груди ленту помещают сзади под нижние углы лопаток при отведённых в сторону руках, а спереди проводят над сосками. Оценка физического развития новорожденных детей:
Оценка пропорциональности телосложения
Оценка пропорциональности телосложения.
Клинические формы нарушения роста и развития
Антропометрические показатели оцениваются по формулам, методу «стандартов» (параметрический метод), центильным таблицам (непараметрический метод). Средние показатели увеличения массы и длины тела у детей первого года жизни
Методы ориентировочных расчетов
Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни
Формулы для вычисления ориентировочной длины и массы тела
Для объективной оценки физического развития детей предложен ряд индексов:
Одновременная оценка длины и массы тела Физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%. Физическое развитие при этом также может быть пропорциональным (и длина, и масса тела ребёнка снижены или повышены в сравнении с возрастной нормой более чем на 10%) и диспропорциональным (длина и масса тела не соответствуют друг другу). Среднее физическое развитие (среднее гармоничное) - длина тела ребёнка соответствует его возрасту (±5-10%), а масса соответствует длине. Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие - соотношение длины и массы тела нарушено в любую сторону более чем на 5-10%. Центильный метод оценки физического развития В зависимости от соответствия антропометрических показателей ребенка тому или иному центилю (коридору), формулируется оценка уровня физического развития: до 3-го центиля – «очень низкий» уровень, от 3-го до 10-го центиля – «низкий» уровень, от 10-го до 25-го центиля - уровень «ниже среднего», от 25-го до 75-го центиля - «средний» уровень, от 75-го до 90-го центиля - уровень «выше среднего» от 90-го до 97-го центиля – «высокий» уровень, от 97-го центиля - «очень высокий» уровень. По результатам сопоставления центильных оценок длины, массы тела и окружности груди дается заключение о гармоничности развития. В случае если разность номеров коридоров между любыми двумя из 3-х показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более, налицо резко дисгармоничное развитие. Таких детей необходимо выделить в группу с отклонениями в физическом развитии, так как у них часто имеются нарушения деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной и др. систем. 6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи). 6.1. Тестовые задания: 6.1.1. Тестовый контроль на входе. Инструкция к тестовым заданиям: укажите один правильный ответ
а. антропометрия б. половая и зубная формулы в. физиометрические г. гемодинамические показатели д. все перечисленные
а. пропорции тела б. показатели массы и роста в. количество постоянных зубов г. появление молочных зубов д. психомоторное развитие
а. 1 – 3 года б. 3 – 4 года в. 4 – 6 лет г. 6 – 9 лет д. 10 – 11 лет
а. 46 см. б. 48 см. в. 50 см. г. 54 см. д. 56 см.
а. 2500 гр. б. 3000 гр. в. 3500 гр. г. 4000 гр. д. 4500 гр.
а. становление лактации у матери б. потеря воды через кожу и легкие при дыхании в. отпадение пуповинного остатка г. выделение мекония и мочи д. все перечисленное
а. к 1 году б. 2 годам в. 2,5 годам г. 3 годам д. 4 годам 8. В третьем квартале первого года жизни рост увеличивается: а. на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал б. на 2,5см ежемесячно или на 7,5см за квартал в. на 1,5см ежемесячно или на 4,5см за квартал г. на 1,0см ежемесячно или на 3см за квартал 9. Масса тела к одному году по сравнению с массой тела при рождении увеличивается а. в два раза б. в три раза в. на 50% г. на 150% 6.1.2. Тестовый контроль на выходе. Инструкция к тестовым заданиям: укажите один правильный ответ 1. Окружность головы ребенка составляет 46 см в возрасте: а) 11-12 месяцев б) 8-9 месяцев в) 9-10 месяцев г) 6-8 месяцев 2. Показатели массы тела 10 кг и длины тела 75 см соответствуют возрасту ребенка: а) 12 месяцев б) 1год 2 месяца в) 6 месяцев г) 9 месяцев 3. Показатели окружности головы у доношенного новорожденного равны: а) 34-36см. б) 32-34см. в) 38-40см г) 30-32см 4. Средние показатели здорового ребенка в возрасте 2 месяцев следующие: а) масса 3600 г, длина 63 см б) масса 4500 г, длина 55 см. в) масса 5100 г, длина 59 см. г) масса 5500 г, длина 54 см 5. Ребенку в возрасте 12 месяцев соответствуют следующие показатели: а) окружность головы 46 -48; окружность груди 48-50 б) окружность головы 48 -50; окружность груди 50-52 в) окружность головы 44 -46; окружность груди 46-49 г) окружность головы 42 -44; окружность груди 46-48 6. Масса- ростовой показатель используется в качестве: а) критерия доношенности б) критерия зрелости в) критерия жизнеспособности г) критерия пропорциональности физического развития 7. Масса-ростовой показатель у новорожденных равен: а) 10-20 б) 30-40 в) 35-45 г) 55-65 8. Одинаковые размеры окружности головы и груди определяются у ребенка в возрасте: а) при рождении б) в 2-3 месяца в) 5 месяцев г) 6 месяцев 9. Значение индекса Чулицкой упитанности у ребенка на первом году жизни составляет: а) 10-15 см б) 0-5 см в) 20-25 см г) 30-35 см 10. В первые три месяца первого года жизни рост увеличивается: а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал 11. Во втором квартале первого года жизни рост увеличивается: а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал 12. В третьем квартале первого года жизни рост увеличивается: а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал 13. В четвертом квартале первого года жизни рост увеличивается: а) на три сантиметра ежемесячно или на 9 см за квартал б) на 2,5 см ежемесячно или на 7,5 см за квартал в) на 1,5 см ежемесячно или на 4,5 см за квартал г) на 1,0 см ежемесячно или на 3 см за квартал 14. За первый год жизни длина тела увеличивается в целом на: а) 20 см б) 25 см в) 30 см г) 10 см 15. Длина тела по сравнению с длиной тела при рождении удваивается: а) к году б) к трем годам в) к 4 годам г) к 12 годам 16. Длина тела по сравнению с длиной тела при рождении утраивается: а) к году б) к трем годам в) к 4 годам г) к 12 годам 17. Масса тела доношенного новорожденного составляет: а) 2500-3500 г б) 2700-4000 г в) 3500-4000 г г) 2000 -4000 г 18. Убыль массы тела сразу после рождения называется: а) физиологической б) патологической в) стандартной г) классической 19. Максимальная физиологическая убыль массы тела отмечается: а) к 5 дню б) в конце 1 суток в) к 3 дню г) к 10 дню 20. Максимальная физиологическая убыль массы тела составляет: а) более 8% б) 6-8% в) менее 5% г) менее 3% 21. Восстановление массы тела после физиологической убыли происходит к: а) 7 -10 дню б) 10 - 11 дню в) 5 - 7 дню г) концу 1 месяца жизни 22. Масса тела к одному году по сравнению с массой тела при рождении увеличивается: а) в два раза б) в три раза в) на 50% г) на 150% 23. Средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение второго полугодия жизни составляет: а) 800 г б) 600 г в) 400 г г) 1000 г 24. Средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия жизни составляет: а) 800 г б) 600 г в) 400 г г) 1000 г 25. Показатели окружности головы у новорожденного составляют: а) 34-36см. б) 32-34см. в) 38-40см г) 30-32см 6.2. Ситуационные задачи 6.2.1. Оцените показатели физического развития. Катя М. 4 - х месяцев, родилась массой 3200 г, длиной 50 см, окружностью головы 34 см., окружностью груди 32 см. В настоящее время масса 6200 г, длина 62 см, окружность груди 37 см, окружность головы 38 см. За 1 - й месяц прибавка массы составила 800 г, за 2 - й месяц 800 г, 3 - й – 750 г, 4 - й 600 г. 6.2.2. Определите возраст ребенка по следующим показателям физического развития: масса ребенка 10 кг 500 г, длина тела 75 см, окружность головы 46 см, окружность груди 48 см. 6.2.3. Определите возраст ребенка по следующим данным: масса 6700 г, длина 63 см, окружность головы 37 см, окружность груди 39 см. Масса ребенка при рождении 3400 г, длина 50 см, окружность головы 34 см, окружность груди 32 см. 6.2.4. Ребенок от молодых здоровых родителей (матери – 22 года, отцу – 24 года), наследственность не отягощена. Беременность I-ая, беременность протекала без токсикоза, заболеваний во время данной беременности не отмечено. Девочка родилась с массой 3400 г., длина тела 50 см. На грудном вскармливании. Развивалась хорошо. В настоящее время масса девочки составляет 10 кг.300 г., длина ее тела –73 см., окружность головы – 46 см., окружность груди – 48 см. а) определить возраст ребенка; б) рассчитать индексы Чулицкой упитанности, Тура, Эрисмана. 6.2.5. Определить возраст ребенка, если: вес –3400 г., рост –50 см., окр. головы –34 см., окр. груди –32 см., высота головы –1/4 часть длины тела, средняя точка длины тела –на пупке.
Учебно-исследовательская работа студента осуществляется по выбору студента, исходя из предпочтений по разделам изучаемой дисциплины с учетом списка тем по НИРС и списка рекомендованной литературы в методической разработке для внеаудиторной работы студента. При проведении НИРС студент пользуется услугами библиотеки, internet-поиском, совершенствуя навыки тематического поиска и работы с компьютером. При проведении НИРС студент должен проработать не менее 5 библиографических (или электронных) источников. 7.1. Темы НИРС: 7.1.1. Физическое развитие ребенка первого года жизни 7.1.2. Задержка внутриутробного развития у доношенных новорожденных 7.1.3. Задержка внутриутробного развития у недоношенных новорожденных 7.1.4. Классификация задержки внутриутробного развития 7.2. Формы НИРС: 7. 2.1. Мультимедийная презентация «Методы оценки физического развития детей первого года жизни» 7. 2.2. Реферат по предлагаемым темам 7.2.3. Составление таблиц, алгоритмов, схем 7.2.4. Оформление фото, видеоматериалов. 8. Рекомендуемая литература: - обязательная:
- дополнительная:
- электронные ресурсы:
|
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение... | Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело» | ||
С курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни... Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности... |