Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 100.85 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации02.11.2014
Размер100.85 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 11

ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.

Составители:

к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.
Красноярск

2012

1. Тема: Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Значение изучаемой темы:

Учебное значение: Сердечно-сосудистая система включает сердце, коронарные сосуды, магистральные сосуды (аорта и легочный ствол), периферические кровеносные сосуды (артерии и вены), капилляры. Важнейшими функциями органов кровообращения являются поддержание постоянства внутренней среды организма; доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям; удаление и выведение углекислоты и других продуктов обмена из организма. При рождении происходит перестройка кровообращения: прекращается плацентарное кровообращение; закрываются основные фетальные сосудистые коммуникации; в полном объеме включается сосудистое русло малого круга кровообращения. С рождения ребенка по мере адаптации к внеутробным условиям жизни и перехода от плацентарного типа газообмена к легочному в физиологии кровообращения, в строении органов кровообращения возникают существенные изменения. Эти изменения обуславливают особенности клиники при поражении сердечно-сосудистой системы. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы включает изучение анамнеза, осмотр пальпацию, перкуссию и аускультацию. Изучение особенностей строения и поражения сердечно-сосудистой системы поможет студенту хорошо ориентироваться в вопросах патологии детского возраста, проводить раннюю диагностику и адекватное лечение.

Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах работы с детьми.

Личностное значение темы: формирование представления о ведущем значении оценки состояния сердечно-сосудистой системы для определения состояния ребенка; формирование деонтологических аспектов через взаимоотношения Студент – Ребенок – Родитель.

3. Цели занятия: на основе знаний об особенностях анатомо-физиологического строения научиться проводить обследование и выявлять симптомы поражения сердечно-сосудистой системы у детей.

Для этого необходимо:

-знать основные анатомо-физиологические особенности строения сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста;

-знать особенности кровообращения плода;

-знать особенности кровообращения новорожденного;

-уметь провести обследования ССС у детей разного возраста;

-иметь представление о предрасполагающих факторах в развитии патологии сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста.

4. План изучения темы:

  • Организация занятия - 5 мин.

  • Формулировка темы и цели - 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.

  • Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.

  • Самостоятельная работа - 120 мин.

  • Итоговый контроль знаний - 25 мин.

  • Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.

  1. Основные понятия и положения темы.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

(смотри в практикуме)

  1. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль.

1. У плода кровь, поступившая из нижней полой вены, попадая в правое предсердие, преимущественно идет:

    1. В легочные артерии

    2. Через овальное окно в левое предсердие

    3. Через правое венозное отверстие в правый желудочек

2. У плода после формирования плацентарного кровообращения ЧСС составляет:

    1. 15-35

    2. 125-130

    3. 140-180

  1. Может ли у детей первых месяцев жизни возобновляться шум из правого предсердия в левое предсердие?

    1. Да, при повышении давления в аорте

    2. Да, при повышении давления в легочной артерии

    3. Нет, не может

    4. Он есть в норме.

  2. Темп роста сердца относительно темпа роста магистральных сосудов:

    1. Выше

    2. Ниже

    3. Такой же

  3. Анатомически сердце у новорожденных расположено:

    1. Более каудально

    2. Без особенностей

    3. Более краниально

  4. Правая граница относительной сердечной тупости находится у детей до 1 года

    1. На 0,5см кнаружи от правой парастернальной линии

    2. На 0,5см кнутри от правой парастернальной линии

    3. По правой парастернальной линии

    4. На середине расстояния между правой парастернальной линией и правым краем грудины

  5. Для расчета среднего систолического АД (в мм.рт.ст.) у детей старше года используется формула:

    1. 60+2п

    2. 90+п

    3. 90+2п

    4. 100+п

  6. Верхняя граница абсолютной сердечной тупости у детей старше 7 лет находится на уровне:

а. межреберья

b. 3 ребра

c. 3 межреберья

d. 4 ребра

  1. У детей с 11 до 13 лет второй тон лучше прослушивается во втором межреберье

    1. Слева от грудины

    2. Справа

    3. Одинаково

  2. Аускультативная картина пролапса митрального клапана:

    1. Усиление 1 тона

    2. Усиление 2 тона

    3. Щелчок на верхушке сердца после 1 тона

    4. Щелчок во втором межреберье справа

    5. Щелчок во втором межреберье слева

  1. Сердечно-сосудистая система образуется из:

    1. Эктодермы

    2. Выпячивания передней стенки кишки

    3. Мезодермы

    4. Энтодермы

  1. У плода кровь из верхней полой вены, попадая в правое предсердие, преимущественно идет в:

    1. Через овальное окно в левое предсердие

    2. Через правое венозное отверстие в правый желудочек

    3. В легочные артерии

  2. Парасимпатическая нервная система у плода развивается:

    1. Раньше симпатической

    2. Позже симпатической

    3. Одновременно

  3. Относительная масса сердца новорожденных (по сравнению со взрослыми):

    1. Больше

    2. Меньше

    3. Одинакова

  4. У новорожденных просвет аорты относительно легочной артерии:

    1. Больше

    2. Меньше

    3. Такой же

  5. Форма сердца у новорожденного

    1. Капельная

    2. В форме сапожка

    3. Шарообразная

  6. Правая граница относительной сердечной тупости находится у детей 2-6 лет

    1. На 0,5см кнаружи от правой парастернальной линии

    2. На 0,5см кнутри от правой парастернальной линии

    3. По правой парастернальной линии

    4. На середине расстояния между правой парастернальной линией и правым краем грудины

Ситуационные задачи

Задача 1

Больная 3., 3 лет, планово поступила в стационар. Из анамнеза известно, что у ребенка с рождения отмечался диффуз­ный цианоз кожи и видимых слизистых. В возрасте 7 дней проведена про­цедура Рашкинда (закрытая атриосептостомия). С 3 месяцев и до настоя­щего времени находилась в доме ребенка.

При поступлении: кожные покровы и видимые слизистые умеренно цианотичные, акроцианоз, пальцы в виде "барабанных палочек", ногти - "часовых стекол", деформация грудной клетки. Границы относительной сердечной тупости: правая - на 1,0 см вправо от правой парастернальной линии, левая - по левой аксиллярной линии, верхняя - П ребро. Аускультативно: тоны ритмичные, ЧСС - 160 уд/мин, в III межреберье по левому краю грудины выслушивается средней интенсивности систолический шум, акцент второго тона во II межреберье слева. ЧД - 40 в 1 минуту, дыхание глубокое, шумное. Печень выступает из-под реберного края на 3,0 см.

Сформулируйте предварительный диагноз.

Задача 2

Мальчик Ц., 1 года 2 месяцев, поступил в отделение с жалобами на снижение аппетита, рвоту, потерю массы тела, влажный кашель.

Из анамнеза известно, что до 1 года ребенок развивался соответственно возрасту, ходит самостоятельно с 10 месяцев. В возрасте 11 месяцев перенес острое респираторное заболевание, сопровождавшееся катаральными явлениями и абдоминальным синдромом (боли в животе, жидкий стул), отмечалась субфебрильная температура. Указанные изменения сохранялись в течение 7 дней.

Через 2-3 недели после выздоровления родители отметили, что ребенок стал быстро уставать при физической нагрузке во время игр, отмечалась одышка. Состояние постепенно ухудшалось: периодически появлялись симптомы беспокойства и влажного кашля в ночные часы, рвота, ухудшился аппетит, мальчик потерял в весе, обращала на себя внимание бледность кожных покровов. Температура не повышалась. Участковым педиатром состояние расценено как проявление железодефицитной анемии, ребенок направлен на госпитализацию для обследования.

При поступлении состояние расценено как тяжелое, аппетит снижен, неактивен. Кожные покровы, зев бледно-розовые. Частота дыхания 44 в 1 минуту, в легких выслушиваются единичные влажные хрипы в нижних отделах. Область сердца: визуально - небольшой сердечный левосторонний горб, пальпаторно - верхушечный толчок разлитой, площадь его составляет примерно 8 см2, перкуторно - границы относительной сердечной тупости: правая - по правому краю грудины, левая - по передней подмышечной линии, верхняя - II межреберье, аускультативно - ЧСС - 140 уд/мин, тоны сердца приглушены, в большей степени I тон на верхушке, на верхушке выслушивается негрубого тембра систолический шум, занимающий 1/3 систолы, связанный с I тоном. Живот мягкий, печень +6 см по правой срединно-ключичной линии, селезенка +1 см. Мочеиспускание свободное, безболезненное.

Ваш предварительный диагноз?

Задача 3

Больной И., 12 лет, поступил в стационар с жалобами на слабость, утомляемость, субфебрильную температуру.

Анамнез заболевания: 2 года назад перенес ревматическую атаку с по­лиартритом, поражением митрального клапана, следствием чего было фор­мирование недостаточности митрального клапана. Настоящее ухудшение состояния наступило после переохлаждения.

При поступлении обращает на себя внимание бледность, одышка до 26 в минуту в покое. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Область сердца визуально не изменена. При пальпации: верхушечный толчок раз­литой и усиленный, расположен в IV-V межреберье на 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии. В области IV-V межреберья слева опреде­ляется систолическое дрожание. Границы сердца при перкуссии: правая - по правому краю грудины, верхняя - во II межреберье, левая - на 2 см кна­ружи от средне-ключичной линии. При аускультации на верхушке сердца выслушивается дующий систолический шум, связанный с I тоном и зани­мающий 2/3 систолы; шум проводится в подмышечную область и на спину, сохраняется в положении стоя и усиливается в положении на левом боку. Во II-III межреберье слева от грудины выслушивается протодиастолический шум, проводящийся вдоль левого края грудины. Частота сердечных сокращений 100 уд/мин. АД 105/40 мм рт.ст. Живот мягкий, доступен глу­бокой пальпации, печень и селезенка не увеличены.

Ваш предварительный диагноз?

Задача 4

Больная Д., 14 лет, поступила с жалобами на частые головные боли, сердцебиение, беспокойный сон и раздражительность.

Анамнез заболевания: данные жалобы появились впервые около года назад после развода родителей. В это время ухудшилась успеваемость и начались конфликты с товарищами по школе. Приступы головной боли в последнее время отмечаются по несколько раз в месяц, проходят после анальгетиков или самостоятельно после отдыха.

Анамнез жизни: девочка росла и развивалась нормально. Наблюда­лась в поликлинике по поводу хронического тонзиллита. Мать ребенка страдает нейроциркуляторной дистонией, у бабушки по линии матери - гипертоническая болезнь.

При поступлении состояние ребенка удовлетворительное, температура нормальная. Девочка астенического телосложения. Кожные покровы обычной окраски, на коже лица угревая сыпь. Отмечается гипергидроз подмышечных впадин, кистей рук и стоп. Конечности холодные. Пальпи­руются увеличенные тонзиллярные лимфоузлы. Зев не гиперемирован, миндалины гипертрофированы. В легких перкуторный звук легочный, ды­хание везикулярное. Границы относительной сердечной тупости: правая - по правому краю грудины, верхняя - по III ребру, левая - на 1 см кнутри от левой средне-ключичной линии. Тоны сердца звучные, ритмичные, в по­ложении лежа выслушивается короткий негрубый систолический шум на верхушке, исчезающий в положении стоя. Пульс 96 ударов в минуту, удов­летворительного наполнения, симметричный на обеих руках. Перифериче­ская пульсация на нижних конечностях сохранена. АД 150/80 мм рт.ст. на обеих руках. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увели­чены. Стул оформленный, мочеиспускание не нарушено.

Ваш предварительный диагноз?
7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой.

а) Темы:

1. Методы обследования ССС у детей.

2. ЭКГ, проведение, оценка у детей.

3. Кровообращение плода и новорожденного.

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск