Скачать 217.56 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУЗАНЯТИЮ № 24 ТЕМА: «Организация питания детей старше года» Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____от «____» __________20____г. Заведующий кафедрой д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. Составители: к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В. д.м.н., профессор _____________ Прахин Е.И. Красноярск 2012 1. Тема: Организация питания детей старше года. 2. Значение изучаемой темы: Питание детей старшего возраста отличается от вскармливания детей первого года жизни не только в количественном, но и в качественном отношении. Питание детей старше года можно разделить на питание от 1 до 3 лет, с 3 до 7 лет и питание детей младшего и старшего школьного возраста. Каждый из этих периодов имеет свои анатомо-физиологические особенности органов пищеварения, зубочелюстной системы, ростовых процессов и соответственно дети этих возрастов нуждаются в разных по количеству и качеству рационах питания. Кроме этого, в каждом периоде детского возраста необходима соответствующая технологическая обработка продуктов и приготовления блюд с учетом возрастных особенностей. Правильно организованное питание детей старшего возраста обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма. Учебное значение: Выработка навыков составления и расчета рационов питания детей старше 1 года. Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах питания детей старше 1 года. Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за здоровье детей, за правильное назначение питания детям старше 1 года. 3. Цели занятия: на основании знаний об анатомо-физиологических особенностях детского организма научиться правильной организации питания детей старше года. Для этого необходимо: -знать особенности организации питания детей старшего возраста; -знать основные формулы расчета рационов питания для детей старшего возраста; -уметь составлять суточные рационы питания для детей старшего возраста; -уметь рассчитывать потребности в основных пищевых веществах и энергии для детей старше года; -иметь представления о заболеваниях, связанных с нерациональным питанием. 4. План изучения темы:
5. Основные понятия и положения темы. Принципы питания детей 1-3 лет. 1. Полное удовлетворение физиологической потребности детей в энергии и пищевых веществах. 2. Изменение распределения энергетической ценности по приему пищи. В возрасте до 1-1,5 года это распределение более или менее равномерно, тогда как дети старше 1,5 лет должны получать в обед практически половину суточной энергетической ценности рациона. 3. Постепенный переход от пищи с гомогенной и пюреобразной консистенцией к пище с меньшей степенью измельчения. 4. Сохранение принципов «щажения» органов пищеварения. 5. Дальнейшее формирование навыков самостоятельного принятия пищи. 6. Достижение оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. В рационе детей этого возраста оно составляет 1:1:4. 7. Соблюдение определенного режима питания. Дети 1-1,5 лет могут получать 5-разовое, а в дальнейшем 4-разовое питание. Нормы физиологической потребности ребенка 1-3 лет в энергии и основных пищевых веществах
Объем пищи на сутки детям после года рассчитывается по формуле: 1000 мл + 100 x n (n – число лет до 15-ти). Суточный рацион распределяется следующим образом: 1) завтрак – 20-25%; 2) завтрак (полдник) – 10-15%; 3) обед – 35-40%; 4) ужин – 20-25%. Среднесуточный набор продуктов питания для детей 1-3 лет жизни (г, брутто), обеспечивающий физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.
В возрасте от 1 до 3 лет актуальна особая термическая и механическая обработка пищи. Все блюда для детей раннего возраста рекомендуется готовить в отварном виде, а также в запеченном и тушеном, но не в жареном виде. Детям до 1,5 лет целесообразно предложить в качестве пятого кормления стакан кефира, кисломолочного продукта или молока. Для детей от 3 до 5 и от 5 до 7 лет пищу готовят по одному и тому же меню. Детям старше 5 лет, получающим согласно норме больше мяса, рыбы, хлеба, масла, сыра, сметаны, крупы, картофеля и муки, увеличивают объем первого и второго блюда к завтраку и обеду. Блюда, содержащие значительное количество белка, особенно животного (мясо, рыба), а также блюда из бобовых (фасоль, горох) рекомендуется давать в дневные часы за завтраком и обедом, ужин же должен состоять преимущественно из легко усваиваемых молочно-растительных продуктов. Общий объем пищи на целый день составляет в среднем: для детей в три года – 1500-1600 г, для детей в четыре года – 1700-1750 г. Суточное количество распределяется между отдельными приемами пищи относительно равномерно: 350-400 г и 400-500 г соответственно возрасту детей; обед дается в оптимальном объеме. Суточный набор продуктов (г,мл).
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА и подростков Педагоги и врачи условно делят школьный возраст на три периода: младший (7-10 лет), средний (11-13 лет), старший (14-17 лет). Наиболее целесообразно установить следующий режим питания: 1-й прием пищи – в 8 ч. 30 мин.; 2-й – в 12-13 ч., 3-й – в 15 ч. 30 мин.-16 ч., 4-й – в 19 ч. Завтрак и ужин (1-й и 4-й приемы пищи) должны составлять по 25 % от суточной калорийности. Если ребенок занимается в первую смену, то в 11 ч. 30 мин.-12 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15 % от суточной калорийности), а обед – дома в 15 ч. 30 мин.-16 ч. (35 % от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12 ч. 30 мин.-13 ч., перед уходом в школу, а в 16 ч. – полдник в школе. Дети, находящиеся в школе на продленном дне, должны получать, кроме завтрака, обед (35 % калорийности). По возможности школьные завтраки должны быть горячими. Если это невозможно осуществить, то можно рекомендовать молочно-фруктовый завтрак (молоко – 200 мл, булочка – 80 г, сладкий творожный сырок или плавленый сыр – 50 г, фрукты свежие – 100 г). Для каждой возрастной группы школьников существуют определенные объемы пищи, которые позволяют обеспечить чувство насыщения. Примерный суточный набор продуктов (в граммах) для детей 11-14 лет
Подростковый возраст, который называется пубертатным возрастом, пубертатным периодом или старшим школьным возрастом, – это период жизни, продолжающийся в среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков. В идеале для подростков сохраняется четырехразовое питание. Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед – 35-40%, полдник – 15%, ужин – 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски на завтрак подаются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (в небольшом количестве) и т.п. Завтрак обязательно должен содержать горячее блюдо – мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). На завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (колбаски детские), мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия. В качестве горячих напитков на завтрак используются чай, чай с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т.п. Если в составе завтрака было горячее блюдо, то в качестве напитка можно использовать соки, а также витаминизированные напитки. Обед, как правило, состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед предлагать детям свежие фрукты. В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать бульоны (куриный, мясной, рыбный), готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские и молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия. На гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры. При приготовлении крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная). В рационе питания детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами, в питании используются овощные, в том числе сложные овощные гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда. Поэтому, если, скажем, каша была на завтрак, на обед и ужин нужно подать что-нибудь другое. Полдник обычно состоит из двух блюд – молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), но желательно и третье блюдо – свежие фрукты или ягоды. Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд – запеканки, пудинги и т.п. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т.п. Учитывая эти нехитрые грамотные рекомендации, родители смогут помочь своему взрослеющему ребенку сделать правильный выбор в питании и остановиться на тех продуктах и блюдах, которые необходимы ему для дальнейшего развития организма. 6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи). Входной тестовый контроль
а) богатое жирами и белками; б) соответствующее возрасту ребенка; в) обеспечивающее здоровье и гармоничное развитие детей, способствующее нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта; г) питание ребенка в определенные часы.
а) 250 мл; б) 575-680 мл; в) 800 мл; г) 920 мл.
а) 500 мл + 100*n (n – число лет до 15-ти); б) 100 мл + 200*n (n – число лет до 15-ти); в) 1000 мл + 300*n (n – число лет до 15-ти); г) 1000 мл + 100*n (n – число лет до 15-ти).
а) 800 мл; б) 300 мл; в) 500 мл; г) 1000 мл.
а) употребление пищи в определенные часы и в определенном объеме; б) соблюдение определенных часов приема пищи и интервалов между ними, наилучшее распределение количества принимаемой пищи и ее энергетической ценности в течение суток; в) употребление качественной пищи, богатой витаминами; г) соответствие рациона питания возрастным требованиям. 6. Витамин Д содержится в: а) желтке; б) овощах; в) хлебе грубого помола; г) мясе. 7. Сухой ярко-красный язык (фуксиновый) с атрофированными сосочками наблюдается при дефиците витамина: а) В2; б) В6; в) В12; г) РР. 8. Витамин А имеет название: а) ретинол; б) токоферол; в) биотин; г) цианокобаламин. 9. Витамин Е обладает всеми характеристиками, кроме: а) антиоксидантных свойств; б) защиты ненасыщенных жирных кислот в мембранах от липопероксидации; в) формирования межклеточного вещества; г) абсорбции кальция в кишечнике. 10. Витамин К обладает следующим свойством: а) принимает участие в процессах свертывания крови; б) принимает участие в синтезе аминокислот; в) участвует в процессе тканевого дыхания. 11. Уровень Нв у здорового ребенка 1 г. жизни не должен быть ниже: a) 80-90 г/л; б) 90-100 г/л; в) 100-110 г/л; г) 110-120 г/л; д) 120-130 г/л. 12. Причинами возникновения дефицита витаминов у детей могут быть все, кроме: а) несбалансированного питания; б) однообразного лечебного питания; в) рационального питания. 13. Дефицит витамина С у детей младшего возраста вызывает: а) ночную слепоту; б) скорбут; в) аплазию костного мозга. 14. Типичная триада – три Д (дерматит, диарея, деменция) – характерна для: а) пеллагры; б) квашиоркора; в) скорбута; г) спру. 15. Типичная триада – периферический неврит, дерматит и анемия – характерна для дефицита витамина: а) цианокобаламина; б) пиридоксина; в) фолацина; г) ниацина. 16. Симметричная эритема на тыле кистей, на шее (перчатки, чулки, воротник, чулки, галстук) характерна для: a) пеллагры; б) рахита; в) бери-бери; г) скорбута. 17. Дефицит витамина С у детей старшего возраста вызывает: а) цингу; б) бери-бери; в) пеллагру. 18. Болезнь бери-бери развивается при дефиците витамина: а) А; б) В1; в) В2; г) В6; д) РР. 19. Витамин В2 не содержится в: а) рисовых отрубях; б) дрожжах; в) яичном желтке; г) молоке. 20. Какой из витаминов синтезируется флорой кишечника ребенка? а) биотин; б) ретинол; в) пиридоксин; г) токоферол. 21. При дефиците фолиевой кислоты анемия: а) гипохромная; б) нормохромная; в) гиперхромная.
а) состоянием резкого (но не полного) снижения запасов витаминов в организме; б) доклинической стадией дефицита витаминов, проявляющейся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин; в) состоянием практически полного истощения витаминных ресурсов организма; г) отсутствием каких-либо клинических проявлений. 23. В каких продуктах содержится больше всего меди? а) зелень петрушки, изюм, курага, шпинат, финики, чернослив; б) бананы, апельсины; в) картофель, морковь, баклажаны; г) свекла, яблоки, зелень, косточковые плоды. Ситуационные задачи Задача №1 Мальчику 1 год и 3 месяца, мама обратилась в поликлинику за советом по питанию. Масса при рождении составляла 3 кг.
Задача №2 Ребенку 1 год и 9 месяцев, мама обратилась за советом по питанию. Масса тела при рождении составляла 3,5 кг.
Задача №3 Девочке 3 года, мама обратилась за советом по питанию.
Задача №4 Мальчику 5 лет, посещает детский сад. Мама обратилась за советом по питанию к врачу в центр здоровья.
Задача №5 Мальчику 12 лет, мама обратилась за советом по питанию.
7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой. а) Темы: 1. Нормативы БЖУ, ккал на кг массы тела у детей старше года. 2. Количество кормлений, суточный и разовый объем пищи у детей старше года, соотношение калорийности пищи в течение суток. 3. Особенности кулинарной обработки и блюд для детей старше года. 4. Нормативы потребления различных продуктов для детей старше года. б) Формы НИРС: 1) мультимедийная презентация; 2) реферат по предлагаемым темам; 3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др. 4) оформление фото, видеоматериалов. 8. Рекомендуемая литература: - обязательная:
- дополнительная:
- электронные ресурсы:
|
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение... | Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело» | ||
С курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни... Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности... |