Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»





Скачать 217.56 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»
Дата публикации10.12.2014
Размер217.56 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ


ЗАНЯТИЮ № 24

ТЕМА: «Организация питания детей старше года»
Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
д.м.н., профессор _____________ Прахин Е.И.

Красноярск

2012

1. Тема: Организация питания детей старше года.

2. Значение изучаемой темы: Питание детей старшего возраста отличается от вскармливания детей первого года жизни не только в количественном, но и в качественном отношении. Питание детей старше года можно разделить на питание от 1 до 3 лет, с 3 до 7 лет и питание детей младшего и старшего школьного возраста. Каждый из этих периодов имеет свои анатомо-физиологические особенности органов пищеварения, зубочелюстной системы, ростовых процессов и соответственно дети этих возрастов нуждаются в разных по количеству и качеству рационах питания. Кроме этого, в каждом периоде детского возраста необходима соответствующая технологическая обработка продуктов и приготовления блюд с учетом возрастных особенностей. Правильно организованное питание детей старшего возраста обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма.

Учебное значение: Выработка навыков составления и расчета рационов питания детей старше 1 года.

Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах питания детей старше 1 года.

Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за здоровье детей, за правильное назначение питания детям старше 1 года.

3. Цели занятия: на основании знаний об анатомо-физиологических особенностях детского организма научиться правильной организации питания детей старше года.

Для этого необходимо:

-знать особенности организации питания детей старшего возраста;

-знать основные формулы расчета рационов питания для детей старшего возраста;

-уметь составлять суточные рационы питания для детей старшего возраста;

-уметь рассчитывать потребности в основных пищевых веществах и энергии для детей старше года;

-иметь представления о заболеваниях, связанных с нерациональным питанием.

4. План изучения темы:

  • Организация занятия - 5 мин.

  • Формулировка темы и цели - 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний, умений – 15 мин.

  • Раскрытие учебно-целевых вопросов - 5 мин.

  • Самостоятельная работа - 120 мин.

  • Итоговый контроль знаний - 25 мин.

  • Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие - 5 мин.

5. Основные понятия и положения темы.

Принципы питания детей 1-3 лет.
1. Полное удовлетворение физиологической потребности детей в энергии и пищевых веществах.

2. Изменение распределения энергетической ценности по приему пищи. В возрасте до 1-1,5 года это распределение более или менее равномерно, тогда как дети старше 1,5 лет должны получать в обед практически половину суточной энергетической ценности рациона.

3. Постепенный переход от пищи с гомогенной и пюреобразной консистенцией к пище с меньшей степенью измельчения.

4. Сохранение принципов «щажения» органов пищеварения.

5. Дальнейшее формирование навыков самостоятельного принятия пищи.
6. Достижение оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. В рационе детей этого возраста оно составляет 1:1:4.

7. Соблюдение определенного режима питания. Дети 1-1,5 лет могут получать 5-разовое, а в дальнейшем 4-разовое питание.

Нормы физиологической потребности ребенка 1-3 лет в энергии и основных пищевых веществах

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергия (ккал)

53

53

212

1540


Объем пищи на сутки детям после года рассчитывается по формуле:

1000 мл + 100 x n (n – число лет до 15-ти).

Суточный рацион распределяется следующим образом:

1) завтрак – 20-25%;

2) завтрак (полдник) – 10-15%;

3) обед – 35-40%;

4) ужин – 20-25%.

Среднесуточный набор продуктов питания для детей 1-3 лет жизни (г, брутто), обеспечивающий физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.

Продукты

Количество

Хлеб пшеничный

75

Хлеб ржано-пшеничный

30

Мука пшеничная

20

Мука картофельная

3

Крупы, бобовые, макаронные изделия

35

Картофель

210

Овощи разные, зелень

260

Фрукты свежие

150

Сок фруктовый

150

Фрукты сухие

12

Кондитерские изделия

15

Сахар

45

Масло сливочное

30

Масло растительное

10

Яйцо диетическое шт.

0,75

Молоко, кефир и др. кисломолочные продукты

450

Творог 5,5-9%

35

Мясо 1 категории

70

Птица 1 категории п/п

30

Колбасные изделия

7

Рыба-филе

33

Сельдь

3

Сметана 10-20%

7

Сыр твердый

4.,5

Чай

0,5

Какао порошок

0,45

Кофе злаковый (суррогатный)

0,6

Дрожжи

0,4

Соль йодированная

4

Химический состав рационов


Белок, г

64

Жир, г

70

Углеводы, г

216

Энергетическая ценность, ккал

1748



В возрасте от 1 до 3 лет актуальна особая термическая и механическая обработка пищи. Все блюда для детей раннего возраста рекомендуется готовить в отварном виде, а также в запеченном и тушеном, но не в жареном виде.

Детям до 1,5 лет целесообразно предложить в качестве пятого кормления стакан кефира, кисломолочного продукта или молока.

Для детей от 3 до 5 и от 5 до 7 лет пищу готовят по одному и тому же меню. Детям старше 5 лет, получающим согласно норме больше мяса, рыбы, хлеба, масла, сыра, сметаны, крупы, картофеля и муки, увеличивают объем первого и второго блюда к завтраку и обеду. Блюда, содержащие значительное количество белка, особенно животного (мясо, рыба), а также блюда из бобовых (фасоль, горох) рекомендуется давать в дневные часы за завтраком и обедом, ужин же должен состоять преимущественно из легко усваиваемых молочно-растительных продуктов.

Общий объем пищи на целый день составляет в среднем: для детей в три года – 1500-1600 г, для детей в четыре года – 1700-1750 г. Суточное количество распределяется между отдельными приемами пищи относительно равномерно: 350-400 г и 400-500 г соответственно возрасту детей; обед дается в оптимальном объеме.

Суточный набор продуктов (г,мл).

Хлеб пшеничный

110

Хлеб ржаной

60

Мука

30

Крупа, макароны, бобовые

45

Картофель

220

Овощи разные

250

Фрукты свежие

150

Сахар

55

Кондитерские изделия

10

Фрукты сухие

15

Мясо

100

Рыба

50

Яйцо

1/2

Масло сливочное

25

Масло растительное

10

Творог

50

Молоко

500

Сметана

15

Сыр

5


ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА и подростков

Педагоги и врачи условно делят школьный возраст на три периода: младший (7-10 лет), средний (11-13 лет), старший (14-17 лет).

Наиболее целесообразно установить следующий режим питания:

1-й прием пищи – в 8 ч. 30 мин.;

2-й – в 12-13 ч.,

3-й – в 15 ч. 30 мин.-16 ч.,

4-й – в 19 ч.

Завтрак и ужин (1-й и 4-й приемы пищи) должны составлять по 25 % от суточной калорийности. Если ребенок занимается в первую смену, то в 11 ч. 30 мин.-12 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15 % от суточной калорийности), а обед – дома в 15 ч. 30 мин.-16 ч. (35 % от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12 ч. 30 мин.-13 ч., перед уходом в школу, а в 16 ч. – полдник в школе. Дети, находящиеся в школе на продленном дне, должны получать, кроме завтрака, обед (35 % калорийности). По возможности школьные завтраки должны быть горячими. Если это невозможно осуществить, то можно рекомендовать молочно-фруктовый завтрак (молоко – 200 мл, булочка – 80 г, сладкий творожный сырок или плавленый сыр – 50 г, фрукты свежие – 100 г). Для каждой возрастной группы школьников существуют определенные объемы пищи, которые позволяют обеспечить чувство насыщения.

Примерный суточный набор продуктов (в граммах) для детей 11-14 лет

Наименование продукта

Количество продуктов, г

Химический состав, г

Калорийность, ккал

Белки

Жиры

Углеводы




Хлеб пшеничный

200,0

14,0

1,40

99,80

480,0

Хлеб ржаной

125,0

6,50

1,50

55,38

267,50

Мука картофельная

5,0

0,04

-

4,05

10,75

Мука пшеничная

35,0


8,26

0,35

24,40

110,95

Крупа, бобовые и макаронные изделия

80,0

7,55

0.91

54,47

262,90

Картофель

400,0

5,20

-

60,40

268.00

Овощи

400,0

4,73

-

22,70

112,85

Фрукты сухие (яблоки)

100,0

0,20

-

10,10

42,00

Клюква (свежие фрукты)

20,0

0,08

-

1.46

6,20

Сладости

15,0

-

-

11,10

45,45

Сахар

60,0

-

-

57,30

234,00

Соль

10,0

-

-

-

-

Чай

0,2

-

-

-

-

Кофе

3,0

-

-

-

-

Какао

1,0

0,20

0,19

0,38

4,16

Масло растительное

15,0

-

14,07

-

130,80

Мясо

175,0

22,58

4,55

-

134,75

Рыба

75,0

6,15

0,30

-

27,75

Яйцо (1 шт.)

50,0

4,50

4,85

0,15

63,50

Масло сливочное

50,0

0,20

39,25

0,25

367,00

Молоко

500,0

14,00

17,50

22,50

310,00

Творог

50,0

6,00

4,25

1,65

70,50

Сметана

20,0

0,42

5,04

0,62

56,80

Сыр

15,0

3,14

3,54

0,30

46,95

Итого:

из них животного происхождения

2404
_

93,75
56,99

98,30
79,88

427,01
_

3058,81
_


Подростковый возраст, который называется пубертатным возрастом, пубертатным периодом или старшим школьным возрастом, – это период жизни, продолжающийся в среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков. В идеале для подростков сохраняется четырехразовое питание.

Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед – 35-40%, полдник – 15%, ужин – 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски на завтрак подаются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (в небольшом количестве) и т.п. Завтрак обязательно должен содержать горячее блюдо – мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). На завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (колбаски детские), мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия.

В качестве горячих напитков на завтрак используются чай, чай с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т.п. Если в составе завтрака было горячее блюдо, то в качестве напитка можно использовать соки, а также витаминизированные напитки.

Обед, как правило, состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед предлагать детям свежие фрукты.

В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать бульоны (куриный, мясной, рыбный), готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские и молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия. На гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры. При приготовлении крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная).

В рационе питания детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами, в питании используются овощные, в том числе сложные овощные гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда. Поэтому, если, скажем, каша была на завтрак, на обед и ужин нужно подать что-нибудь другое.

Полдник обычно состоит из двух блюд – молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), но желательно и третье блюдо – свежие фрукты или ягоды.

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд – запеканки, пудинги и т.п. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т.п. Учитывая эти нехитрые грамотные рекомендации, родители смогут помочь своему взрослеющему ребенку сделать правильный выбор в питании и остановиться на тех продуктах и блюдах, которые необходимы ему для дальнейшего развития организма.

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль

  1. Рациональным называется питание:

а) богатое жирами и белками;

б) соответствующее возрасту ребенка;

в) обеспечивающее здоровье и гармоничное развитие детей, способствующее нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта;

г) питание ребенка в определенные часы.

  1. Объем желудка у ребенка в возрасте трех лет:

а) 250 мл;

б) 575-680 мл;

в) 800 мл;

г) 920 мл.

  1. По какой формуле рассчитывается суточный объем пищи для детей старше года?

а) 500 мл + 100*n (n – число лет до 15-ти);

б) 100 мл + 200*n (n – число лет до 15-ти);

в) 1000 мл + 300*n (n – число лет до 15-ти);

г) 1000 мл + 100*n (n – число лет до 15-ти).

  1. Какой объем молока в сутки должны получать дети в возрасте 3-4 лет?

а) 800 мл;

б) 300 мл;

в) 500 мл;

г) 1000 мл.

  1. Под режимом питания понимают:

а) употребление пищи в определенные часы и в определенном объеме;

б) соблюдение определенных часов приема пищи и интервалов между ними, наилучшее распределение количества принимаемой пищи и ее энергетической ценности в течение суток;

в) употребление качественной пищи, богатой витаминами;

г) соответствие рациона питания возрастным требованиям.

6. Витамин Д содержится в:

а) желтке;

б) овощах;

в) хлебе грубого помола;

г) мясе.

7. Сухой ярко-красный язык (фуксиновый) с атрофированными сосочками наблюдается при дефиците витамина:

а) В2;

б) В6;

в) В12;

г) РР.

8. Витамин А имеет название:

а) ретинол;

б) токоферол;

в) биотин;

г) цианокобаламин.

9. Витамин Е обладает всеми характеристиками, кроме:

а) антиоксидантных свойств;

б) защиты ненасыщенных жирных кислот в мембранах от липопероксидации;

в) формирования межклеточного вещества;

г) абсорбции кальция в кишечнике.

10. Витамин К обладает следующим свойством:

а) принимает участие в процессах свертывания крови;

б) принимает участие в синтезе аминокислот;

в) участвует в процессе тканевого дыхания.

11. Уровень Нв у здорового ребенка 1 г. жизни не должен быть ниже:

a) 80-90 г/л;

б) 90-100 г/л;

в) 100-110 г/л;

г) 110-120 г/л;

д) 120-130 г/л.

12. Причинами возникновения дефицита витаминов у детей могут быть все, кроме:

а) несбалансированного питания;

б) однообразного лечебного питания;

в) рационального питания.

13. Дефицит витамина С у детей младшего возраста вызывает:

а) ночную слепоту;

б) скорбут;

в) аплазию костного мозга.

14. Типичная триада – три Д (дерматит, диарея, деменция) – характерна для:

а) пеллагры;

б) квашиоркора;

в) скорбута;

г) спру.

15. Типичная триада – периферический неврит, дерматит и анемия – характерна для дефицита витамина:

а) цианокобаламина;

б) пиридоксина;

в) фолацина;

г) ниацина.

16. Симметричная эритема на тыле кистей, на шее (перчатки, чулки, воротник, чулки, галстук) характерна для:

a) пеллагры;

б) рахита;

в) бери-бери;

г) скорбута.

17. Дефицит витамина С у детей старшего возраста вызывает:

а) цингу;

б) бери-бери;

в) пеллагру.

18. Болезнь бери-бери развивается при дефиците витамина:

а) А;

б) В1;

в) В2;

г) В6;

д) РР.

19. Витамин В2 не содержится в:

а) рисовых отрубях;

б) дрожжах;

в) яичном желтке;

г) молоке.

20. Какой из витаминов синтезируется флорой кишечника ребенка?

а) биотин;

б) ретинол;

в) пиридоксин;

г) токоферол.

21. При дефиците фолиевой кислоты анемия:

а) гипохромная;

б) нормохромная;

в) гиперхромная.

  1. Чем проявляется субнормальная обеспеченность организма витаминами?

а) состоянием резкого (но не полного) снижения запасов витаминов в организме;

б) доклинической стадией дефицита витаминов, проявляющейся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин;

в) состоянием практически полного истощения витаминных ресурсов организма;

г) отсутствием каких-либо клинических проявлений.

23. В каких продуктах содержится больше всего меди?

а) зелень петрушки, изюм, курага, шпинат, финики, чернослив;

б) бананы, апельсины;

в) картофель, морковь, баклажаны;

г) свекла, яблоки, зелень, косточковые плоды.

Ситуационные задачи

Задача №1

Мальчику 1 год и 3 месяца, мама обратилась в поликлинику за советом по питанию. Масса при рождении составляла 3 кг.

  1. Какова долженствующая масса тела по эмпирическим формулам?

  2. Укажите потребности в БЖУ, ккал на кг массы.

  3. Составьте примерное меню на день.

  4. Принципы здорового питания детей старше года?

  5. Перечень продуктов, обеспечивающих эти требования?

Задача №2

Ребенку 1 год и 9 месяцев, мама обратилась за советом по питанию. Масса тела при рождении составляла 3,5 кг.

  1. Составьте примерное меню на день.

  2. Дайте советы маме по выбору каш и хлеба.

  3. Дайте советы по употреблению молочных продуктов.

  4. Дайте советы по употреблению мяса и рыбы.

  5. Дайте советы по употреблению яиц.

Задача №3

Девочке 3 года, мама обратилась за советом по питанию.

  1. Каковы долженствующие масса и длина тела (по центильным таблицам).

  2. Укажите потребности в БЖУ, ккал, составьте меню на день.

  3. Дайте маме советы по употреблению сладостей ребенком.

  4. Особенности в технологии блюд.

  5. Особенности пищеварительной системы в этом возрасте.

Задача №4

Мальчику 5 лет, посещает детский сад. Мама обратилась за советом по питанию к врачу в центр здоровья.

  1. Каковы долженствующие масса и длина тела (по эмпирическим формулам).

  2. Укажите потребности в БЖУ, ккал.

  3. Составьте меню на день.

  4. Правильная организация питания в данном возрасте?

  5. Что нужно сделать маме для разнообразного питания ребенка?

Задача №5

Мальчику 12 лет, мама обратилась за советом по питанию.

  1. Каковы долженствующие масса и длина тела (по центильным таблицам).

  2. Укажите потребности в БЖУ, ккал.

  3. Составьте меню на день.

  4. Советы для составления рациона питания ребенка.

  5. Формы организации школьного питания.

7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой.

а) Темы:

1. Нормативы БЖУ, ккал на кг массы тела у детей старше года.

2. Количество кормлений, суточный и разовый объем пищи у детей старше года, соотношение калорийности пищи в течение суток.

3. Особенности кулинарной обработки и блюд для детей старше года.

4. Нормативы потребления различных продуктов для детей старше года.

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.
8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск