Скачать 148.32 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор институтафундаментальной биологии и биотехнологии Сапожников В.А./____________/ «_____» _____________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.Ф.9«Физиология высшей нервной деятельности» Укрупненная группа 020000 - Естественные науки Специальность 020208.65 – Биохимия Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра физико-химической биологии Красноярск 2008 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки специальности 020208.65 – Биохимия Программу составили: ______________ Гершкорон, Ф.А. (фамилия, и. о., подпись) ______________ Коленчукова, О.А. (фамилия, и. о., подпись) Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А. (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________20_г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии» «______» _________________ 20___ г. протокол № _____________ Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А. (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 20___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ИФБиБТ _________________________ Сапожников, В.А. (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Физиология высшей нервной деятельности – раздел физиологии человека и животных, изучающий функции нервной системы и процессы высшей нервной деятельности. Целью изучения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» является: формирование представлений о механизмах высшей нервной деятельности, поведения животных и человека, методах изучения процессов высшей нервной деятельности, формах поведения, закономерностях интегральной деятельности мозга, механизмах памяти и целенаправленных действий. 1.2 Задачи изучения дисциплины В задачи дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» входят: 1) изучение теорий мозговых процессов и формирование представлений о регуляторных механизмах обеспечения гомеостаза у человека; 2) формирование представлений о строении и функциях центральной нервной системы, о нейрофизиологических механизмах формирования высших психических функций и их возрастных особенностях; 3) изучение нейрофизиологических механизмов изучения психики и поведения базирующихся на принципе рефлекторного отражения мира: памяти, обучения, эмоций и сознания. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: иметь представление:
знать: - понятийный арсенал предмета; - механизмы работы головного мозга; - механизмы протекания психофизиологических процессов; - регулирующие системы организма и их взаимодействие; - строение и функции центральной нервной системы и их формирование в онтогенезе; - нейрофизиологические механизмы высших психических функций; - возрастные особенности функционирования мозга; - знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем; уметь:
1.3 Межпредметная связь Для освоения дисциплины необходима общебиологическая подготовка, прохождение таких дисциплин как «Физиология человека и животных» и «Анатомия». «Физиология высшей нервной деятельности» связана с такими дисциплинами как «Экологическая физиология», «Системная экология», «Психология». 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Раздел 1. Рефлекторные подходы к решению психофизиологической проблемы Тема 1.1 Рефлекторная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Условные рефлексы 1 и 2 типа. Принципы рефлекторной теории ВНД: принцип детерминизма; принцип структурности; принцип анализа и синтеза. Общие признаки условных рефлексов. Классификация наличных условных рефлексов. Условия выработки временных связей. Безусловное и условное торможение условных рефлексов. Тема 1.2. Типология ВИД. Свойства нервной системы, определяющие тип ВНД; классификация типов ВНД. Черты типов ВНД в животном мире и в характере человека. Методы оценки основных свойств нервных процессов. Три типа людей. Роль наследственного и средового факторов в формировании темперамента. Раздел 2. Сенсорные системы Тема 2.1. Сенсорные системы. Виды рецепции. Болевая, тактильная. Вестибулярная. Адаптация рецепторов. Тема 2.2. Физиология анализаторов. Общие свойства анализаторов. Характеристика составных частей анализатора. Проекционные зоны анализаторных систем (зрительная, слуховая, общечувствительная, моторная). Характеристика зрительного, слухового анализаторов. Раздел 3. Физиология психических процессов Тема 3.1. Мышление и речь. Первая и вторая сигнальные системы. Функции речи. Монологическая и диалогическая формы речи. Внешняя и внутренняя речь. Другие виды речи. Морфологические субстраты речевой функции и мышления. Тема 3.2. Нейрофизиологические основы памяти. Виды памяти. Типы памяти. Стадии процесса памяти. Забывание, узнавание. Механизмы, лежащие в основе кратковременной, промежуточной, долговременной памяти. Морфологические субстраты процессов памяти. Тема 3.3. Сон с точки зрения физиологии. Классификация стадий сна, особенности парадоксального сна. Сновидения. Морфологические субстраты процесса сна. Тема 3.4. Сознание. Сознательные, бессознательные, подсознательные процессы. Три группы проявления бессознательного по П.В. Симонову. Морфологические субстраты сознательных процессов. Тема 3.5. Эмоции. Общая характеристика. Три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции, предметные чувства. Морфологические субстраты эмоций. Тема 3.6. Мотивация. Источники мотивации. Мотивированное поведение. Физиологический механизм «мотивации поведения». 2 фазы мотивации. Морфологические субстраты мотивации. Раздел 4. Принципы системного подхода в физиологии Тема 4.1. Теория функциональных систем П.К. Анохина. 3.3 Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине, а также разбор теоретического материала, не вошедшего в лекционный курс. Студентам также необходимо осуществлять самостоятельный подбор литературы, включая научную литературу, по тематическим разделам дисциплины. – 7 ч. Написание рефератов, объемом до 10 страниц, осуществляется по темам, предлагаемым преподавателем в начале семестра. Для выполнения работы рекомендуется литература, указанная в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине; также студенты могут осуществлять самостоятельный подбор литературы по выбранной теме. – 7 ч. Темы рефератов выдаются преподавателем в начале семестра. Сдача рефератов в печатном виде производится преподавателю в течение семестра. Рефераты представляются в виде презентаций, обсуждение проходит в интерактивной форме с участием преподавателя и студентов. Примерные темы рефератов* История исследования поведения животных и человека. Античная наука и ее попытки понять место человека в Природе. Развитие физиологии высшей нервной деятельности в России: научная деятельность И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Теории инструментального обучения. Роль эмоций в поведении животных и человека. Гипотезы сна. * Студенту предоставлено право выбора темы реферата, при условии что он будет написан на основе изучения оригинальной научно литературы. 4 Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная литература
Дополнительная литература
4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения 1. Демонстрационная презентация курса «Физиология высшей нервной деятельности». 4.3 Контрольно-измерительные материалы 1. Вопросы к зачету. 2. Контрольные вопросы по каждой теме. Итоговая аттестация – зачет. Зачет проходит в форме теста, представленного в двух вариантах. Примерные вопросы к зачету
Приложение 1 ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности специальности __020208.65 Биохимия__, института __ИФБиБТ__, __4__ курса на __7__семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РФ – реферат, ВТР – выдача темы реферата, СРФ – сдача реферата. Заведующая кафедрой: ___________ Кратасюк Е.И. Директор института: _____________ Сапожников В.А. «_______» _______________________ 2008 г. |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа | Рабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | ||
М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей... Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию... | ||
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | ||
Физиология высшей нервной деятельности Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый... | Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | ||
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» Цикл Б. 3, курс по выбору, дисциплина осваивается в 3-8 семестрах. Дисциплина состоит из 6 модулей. Модуль 6 «Адаптивная физиология»... | Физиология высшей нервной деятельности методические указания к самостоятельной работе Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин |