Скачать 0.63 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ МОУ «Гимназия № 9» Биологические ритмы у человека как приспособительные ритмы жизни Выполнила: Пашкова Наталья ученица 10 класса Руководитель: Кожевникова В.С. учитель биологии Заслуженный учитель РФ Шадринск, 2009 Оглавление Введение ………………………………………………………………………………….2 Глава 1. Теоретические основы исследования биологических ритмов у человека как приспособительных ритмов жизни 1.1. Природа биологических ритмов……………………………………………………3 1.2. Классификация биоритмов………………………………………………………….4 1.3. Адаптивные физиологические биоритмы………………………………………….5 1.3.1. Суточные биоритмы……………………………………………………………..7 1.3.2. «Совы» и «Жаворонки»………………………………………………………….8 1.3.3. Недельные ритмы………………………………………………………………..10 1.3.4. Месячные ритмы…………………………………………………………………11 1.3.5. Зависимость биологических часов у человека по отношению к небесным телам……………………………………………………………………………………………. 11 1.3.6. Годичные ритмы…………………………………………………………………12 1.3.7. Зимнее и летнее время: за и против…………………………………………….12 1.4. Концепция трех биоритмов…………………………………………………………13 Глава 2. Эмпирическое изучение биоритмов и хронотипа субъекта с целью оптимизации учебной деятельности ………………………………………………………….15 2.1. Методы и методики исследования………………………………………………….15 2.2. Анализ экспериментальных данных………………………………………………..16 Заключение ……………………………………………………………………………….19 Словарь терминов………………………………………………………………………..20 Список используемой литературы Приложения Введение Биологические ритмы (биоритмы)- периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений. С древних времен учеными отмечался ритмический характер многих биологических явлений и процессов, но лишь к середине 20 века было сформулировано представление о временной организации живых систем и началось интенсивное изучение биологических ритмов. Биологические ритмы изучает биоритмология, которая тесно связана с экологией, физиологией, биохимией, биофизикой и другими биологическими науками. Часто как синоним биоритмологии употребляют термин «хронобиология». Ритмический характер свойствен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека (суточные колебания артериального давления, температуры тела и др.). Установлен циклический характер физического состояния и психологических функций. Нарушение ритмов жизнедеятельности может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека. Известный терапевт М.Н. Кончаловский еще в 1935 г. писал, что если пристальнее всмотреться в эволюцию и течение болезней, то очень часто можно заметить волнообразное течение, т.е. приступы, кризы, которые сменяются относительным покоем, когда видимые признаки уходят и больной чувствует себя относительно хорошо. Но окончание приступа и криза не есть окончание болезни, а ремиссия - это временная передышка, а не выздоровление. Хорошо известна периодичность эпидемий, и глубоко изучены истоки и генезис этой ритмичности. Изучение характера биологических ритмов имеет большое значение при организации рационального режима труда и отдыха человека, особенно в экстремальных условиях ( в полярных условиях, в космосе, при быстром перемещении в другие часовые пояса и т.д.). Проведенное мной исследование является актуальным на сегодняшний день, так как изучение биологических ритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Целью моей работы является изучение биологических ритмов у человека и доказательство существования такого явления путем проведения научного исследования, а также их нормализация, улучшение состояния обучающихся и упорядочивание режима дня. Объект исследования: оптимизация учебной деятельности учащихся Предметом эмпирического изучения являются биологические ритмы и хронотип человека. В своем исследовании я исходила из следующих предположений. Любой процесс деятельности, в том числе и учебной, может быть оптимизирован при следующих условиях: - знание субъектом своего хронотипа; - при наличии желания и стремления использовать знания о хронотипе для оптимизации собственной учебной деятельности; - при наличии у субъекта средств, способствующих использованию хронотипа; Исходя из цели и гипотезы, мною были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования в целях определения основных теоретических понятий и положений исследования; 2. Подобрать соответствующие методики диагностики; 3. Провести эмпирическое изучение биоритмов и хронотипов учащихся. Практическая значимость исследования заключается в том, что я смогла скоординировать учебную деятельность, свой режим дня, общее физическое состояние. Удалось заинтересовать других, привлечь их к исследованию, при наличии знаний и средств улучшить их учебную деятельность. Объем выборки составил 11 человек. Базой исследования служило МОУ «Гимназия № 9» г.Шадринска. Глава 1. Теоретические основы исследования биологических ритмов у человека как приспособительных ритмов жизни 1.1. Природа биологических ритмов Идут часы, и мы идем, И в этом наша суть, И каждый с временем вдвоем, Проходит весь свой путь. |
Тема: Биологические ритмы Источник: Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — Спб.: Речь, 2006. 371с | Биологические ритмы : список литературы Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Биологические ритмы. Сон и его значение Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала «Биологические ритмы», ответы на вопросы | ||
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической... Тема Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания... | Форма проведения Ы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что изучает биология? Что изучает ботаника? Биологические объекты, процессы и явления. Уникальные биологические объекты. История... | Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс Ы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в... | Программа вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений.... | ||
Программа Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение... | Условно-патогенные энтеробактерии: доминирующие популяции, биологические... Работа выполнена в гбоу дпо «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздравсоцразвития России... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Влияние климата на биологические свойства почв юга россии Обобщение результатов влияния климата на эколого-биологические свойства почв юга России 110 |