Скачать 87.15 Kb.
|
Биологические ритмы. Сон и его значение. Составитель учитель биологии Никифорова Валентина Анатольевна Задачи урока: Доказать, что любая деятельность человека носит циклический характер, а эти циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. Показать экологическое значение чередования сна и бодрствования. Разъяснить, что сон имеет сложную природу и состоит из нескольких фаз. Раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование. Развивающие: развитие индивидуальности у учащихся, умений работать в сотрудничестве; монологическую речь; аналитические способности; умение выделять главное. Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки, ответственность, самостоятельность. Контроль знаний: Фронтальная беседа о вкладе И.М. Сеченова в развитие учения о высшей нервной деятельности. Индивидуальные ответы о безусловном и условном торможении, о законе взаимной индукции возбуждения и торможения, об учении А.А. Ухтомского о доминанте. Изучение нового материала: Природные ритмы и ритмическая деятельность организма. Сон и бодрствование, значение сна, обсуждение иллюстрации "Общая продолжительность сна у людей". Стадии сна: медленная и быстрая, работа с таблицей "Фазы сна". Причины сновидений, демонстрация интерактивного рисунка "Периоды сна человека в течение ночи". Обсуждение гигиены сна, использование интерактивных схем "Причины бессонницы", "Профилактика бессонницы". Ход урока I. Организационный момент - Сегодня мы проводим интегрированный урок биология + психология . - Давайте, попробуем отнестись к этому с разных точек зрения. Для этого вам необходимо произнести фразу «Сегодня проводится открытый урок» с разной интонацией и чувством: - вопросительно - торжественно - мечтательно - испуганно - удивлённо -безразлично - громко. - Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что обучение и учение два разных дела? Обучение – это дело преподавателей, они вас обучают, излагают учебный материал, заинтересовывают, спрашивают, контролируют, оценивают. А учитесь вы сами. И эта ваша деятельность по овладению ЗУН и есть учение. - В народной притче говорится: «Если дать человеку одну рыбу – он будет сыт один день; двух рыб – хватит на два дня. Но если человека научить ловить рыбу, он будет жить долго». - Учитель тоже немного учит вас «ловить рыбу» - уметь самим добывать знания, давая советы, отсылая к учебникам, дополнительной литературе. От того как вы будете уметь усваивать содержание обучения, превращая его в собственные достояния, свой ум и будут зависеть ваши успехи. Актуализация: Тема нашего урока «Сон и его значение» На уроке мы должны решить следующие проблемы 1.Почему Сеченов называл сновидения – небывалыми композициями бывалых явлений? 2. Необходимо опровергнуть несостоятельность предрассудков, связанных с верой в «вещие сны». - Для того чтобы решить данные проблемные задачи, что вам сегодня необходимо узнать о сне? (постановка целей урока детьми) II. Изучение нового материала. учитель биологии: - Как вы понимаете высказывание И.П.Павлова «Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм». - Всё живое, что существует на нашей планете, как бы несёт отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный или циркадный биологический ритм. Это наиболее наглядный пример экологического ритма, который занимает центральное место среди всех ритмических процессов и которому подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадно – околосуточную ритмику. - Что же такое биологические ритмы и какая наука их изучает? ( запись определений в тетрадь) Учитель: -Сегодня нас будут интересовать ваши способности, проявляющиеся в учебной деятельности. И здесь, кроме общеучебных играют большую роль индивидуальные психофизиологические особенности человека, индивидуальные качества каждого у вас. Например: некоторые из вас продуктивно работают рано утром (жаворонки), другие вечером (совы), у некоторых работоспособность в течение дня резко не меняется – это аритмики. А в целом это звучит как – индивидуальность биоритма человека. - Давайте попробуем сейчас определить ваш биоритм, с помощью мини – анкеты. Для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В. 1. Трудно ли вам вставать рано утром? А) да Б) не всегда В) нет 2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать? А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч. 3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно? А) утром Б) в обед В) вечером 4. Когда вам легче учить уроки? А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы Интерпретация ответов: - если больше ответов А – вы сова - если больше ответов В – вы жаворонок - если больше ответов Б – вы аритмик. Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна. учитель : - Именно о ритме сна – бодрствования пойдёт речь в следующей части урока. Попробуем для начала определить, что такое сон? (мозговой штурм, уч-ся отвечают на вопрос, учитель предлагает сравнить с определением, записанным на закрытой доске, а затем записать его в тетрадь) СОН – это одно из основных состояний организма, наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители. - Чтобы понять значение и физиологическую природу сна люди изучали человеческий мозг и мы сейчас тоже попытаемся это сделать. - Вы знаете, что человеческий мозг делится на 2 полушария – левое и правое. Левое работает со словесно-знаковой информацией, выполняет сознательные, мыслительные операции (чтение, счёт, решение задач), правое – заведует эмоциями, оперирует образами. Часто у человека развитие обоих полушарий идёт неравномерно, отсюда и различие стилей деятельности, подхода к анализу изучаемого учебного предмета. - Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведём следующий эксперимент. На полях тетради напишите цифры:1,2,3. 1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот-же большой палец левой или правой руки (напишите букву Л или П). 2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? (Л или П). 3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху? Если в эксперименте у вас доминирует буква «Л» - левое полушарие – вы яркие мыслители. В учении вам легче опираться на чёткость понятий, логику связей, умозаключений. Вы продуктивны и восприимчивы в области абстрактно-логического мышления. Если преобладает буква «П» - правое полушарие – вы художники. Склонны всё воспринимать через опыт, практику, эмоциональную сторону предмета. . биолог. – А теперь мы переходим к работе в группах. Каждая группа получает свою инструктивную карточку. С материалом § вы уже знакомы, т.к. это было ваше опережающее д/з – прочесть §59 учебника. Сейчас на работу по инструктивным карточкам вам отводится 5 мин и затем вы сообщаете о результатах своей работы классу. 1 гр.: «Значение сна» Используя тексты учебника «Сон и его значение», пункт «Физиологическое значение сна» найдите ответы на вопросы: 1. Что происходит с физиологическими функциями организма? 2. Какого значение такой реакции организма во время сна? 3. Какова потребность во сне у людей разного возраста? Функции сна: Сон обеспечивает отдых организма. Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов. Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю. Сон — это приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь). Сон восстанавливает иммунитет. Продолжительность сна обычно составляет 6—8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах (4-10 часов). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких минут до нескольких суток. Продолжительность сна у новорожденных, взрослых и пожилых людей составляет 12—16, 6—8 и 4—6 часов в сутки соответственно. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы. Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически «проваливается» в пограничное состояние со спутанным сознанием. Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем активного сознания и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, а также насекомым (например, дрозофилам). 2 гр.: «Сновидения» Используя тексты учебника «Сновидения» дайте объяснение высказыванию Сеченова о том, что «сновидения – это небывалые композиции бывалых явлений»; раскрыв при этом причины возникновения сновидений и приведя примеры, когда во сне находились решения каких-либо задач. Сновидения возникают из всплеска электрических импульсов, которые проходят через ствол мозга каждые 90 минут во время быстрого сна. За всю жизнь человек в среднем видит сны в эквиваленте шести лет.Кроме того, словом «сон» называют те последовательности фантастических образов, которые человек иногда помнит после окончания сна , то есть сновидения. От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации гормона мелатонина (основной гормон шишковидного тела мозга - эпифиза). Повышение уровня мелатонина вызывает непреодолимое желание спать. 3 гр.: «Гигиена сна» Используя тексты учебника «Гигиена сна» - 1. раскройте причины расстройства сна; 2. составьте памятку по гигиене сна. Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю. Сон — это приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь). Сон восстанавливает иммунитет. Продолжительность сна обычно составляет 6—8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах (4-10 часов). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких минут до нескольких суток. Продолжительность сна у новорожденных, взрослых и пожилых людей составляет 12—16, 6—8 и 4—6 часов в сутки соответственно. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы. Работа в группах – 5мин. - Сообщения учащимся о результатах работы. 1 гр. 2 гр. 3 группа объяснит нам характер сновидений и ответит на один из проблемных вопросов по поводу высказывания Сеченова, расскажет о мероприятиях по гигиене сна. III. Закрепление – Итоговая беседа о значении сна, о фазах сна и их смене в течение ночи, о гигиене сна; альтернативный диктант. 1. Сновидения – это нормальная работа мозга в фазе быстрого сна. да 2. Сон состоит из двух фаз: быстрый сон и медленный да 3. Причиной возникновения бессонницы является нервное переутомление, длительная напряжённая умственная работа, волнения и др. да 4. Ритмические изменения в живом организме называется биоритмами. да 5. Третью часть своей жизни человек проводит во сне. да Подводим итоги диктанта: «5» - ; «4» - ; «3» - ; IV Д/З §59 прочитать и устно ответить на вопросы в конце параграфа, по желанию: сообщения «Лунатизм»; «Гипноз»; «Летаргический сон» V Рефлексия- итог- учитель: За период обучения в средней школе учащийся решает около 30 тыс. задач, прочитывает 800 тыс. страниц текста, он получает около 2000 оценок. Учение подходит под определение профессиональной деятельности, а результатом труда являются индивидуальные знания человека. И в заключении нам хотелось бы знать ваше мнение об уроке. Проведём приём «Живая газета». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. 1. Когда и где вам могут пригодиться сегодняшние знания и опыт? 2. Как ваши индивидуальные способности помогали вам сегодня учиться? Закрепление знаний: Итоговая беседа о значении сна, о фазах сна и их смене в течение ночи, о гигиене сна. |
Тема: Биологические ритмы Источник: Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — Спб.: Речь, 2006. 371с | Биологические ритмы : список литературы Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала «Биологические ритмы», ответы на вопросы | Биологические ритмы у человека Теоретические основы исследования биологических ритмов у человека как приспособительных ритмов жизни | ||
Сон, сновидения, «быстрый» и«медленный» сон, летаргический сон Оно обеспечивает коре больших полушарий условия для восстановления работоспособности во время сна. Согласно представлениям И. П.... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Руководство по усвоению учебного материала Интегрирующая цель: выявить, какие химические элементы входят в состав клеток и их биологическое значение; изучить биологические... | Библиотека будущего. Какая она? Самый красивый, самый несбыточный, самый желанный сон, который никогда не посетит тебя ночью. Он приходит лишь вечером, этот непокорный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в... | Урок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Топливно-энергетический комплекс (тэк), его значение и проблемы. Состав, место и значение | Программа Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что изучает биология? Что изучает ботаника? Биологические объекты, процессы и явления. Уникальные биологические объекты. История... | Программа по преодолению бессонницы. Cодержание Сон и квантовомеханическое... До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрирующая цель: выявить, какие химические элементы входят в состав клеток и их биологическое значение; изучить биологические... | Программа дополнительного образования «экор» для детей 11-14лет Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся... |