А. С. Барбашина учитель биологии и химии





Скачать 65.21 Kb.
НазваниеА. С. Барбашина учитель биологии и химии
Дата публикации24.06.2013
Размер65.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Система работы учителя в организации

исследовательской деятельности школьников
А. С. Барбашина

учитель биологии

и химии

МОУ СОШ №3 г. Усмани
Учебные занятия, моделируемые на основе исследовательских методов, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские…. Учащиеся, включенные в выполнение проектно-исследовательских заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому исследовательский метод обучения обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению интеллектуального уровня подрастающего поколения. К организации исследовательской деятельности учащихся осуществляется системный подход, в результате которого необходимо:

- создать мотивацию;

- создать образовательную среду;

- определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

- представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

- организовывать работу (в группах, индивидуально);

- владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументированных выводов;

- консультация по оформлению исследовательских работ;

- иметь критерии объективной оценки: познавательная активность, логика построения и реализация проекта, качество использования источников информации и их интерпретации, корректность выводов, эффективность презентации результатов, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта.

Нашей школе присвоен статус «Муниципальная экспериментальная площадка». Четвертый год школа работает по программе развития «Школа гражданского становления». Через организацию исследовательской деятельности школьников в классах социально-гуманитарного, социально-экономического профиля, с углубленным изучением иностранных языков, биологии, элективных курсов «Физика и искусство», «Химия в моей жизни», «Избранные вопросы математики», «Мой выбор», внеклассную работу прослеживаются механизмы реализации программы развития, на основе чего происходит становление гражданской личности учащихся.

В течение нескольких лет на базе МОУ СОШ №3 г. Усмани мною ведется работа по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Главными задачами проектно-исследовательского обучения считаю –

научить школьников логически мыслить, самостоятельно добывать знания и использовать их в дальнейшем для решения жизненно важных проблем.

Система по организации исследовательской работы с учащимися осуществляется по следующим направлениям:

- урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: семинары, лекции, проблемные уроки, практические и лабораторные занятия, уроки-проекты, элективные курсы с использованием современных образовательных технологий;

- внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

Выбор темы для исследования определяется в первую очередь учителем. Прежде, чем приступить к выбору темы исследования, необходимо детально ознакомиться с темой, изучить имеющуюся литературу, составить план-схему предполагаемой работы. От правильного выбора темы зависит увлеченность школьников процессом выполнения исследований и высокая результативность работы.

Примерная тематика исследовательских проектов

Биология:

  1. Органические соединения клетки: углеводы и липиды;

  2. Биополимеры – белки;

  3. Обмен веществ и превращение энергии;

  4. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Химия:

  1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

  2. Дисперсные системы и растворы;

  3. Химические реакции;

  4. Полимеры.

Мною разработаны уроки-проекты по биологии и химии, осуществляется работа по подготовке и защите исследовательских работ. Предлагаю пример проекта по теме: «Обмен веществ и энергии (8 класс)». Проблемные вопросы и темы исследований: есть ли взаимосвязь обмена веществ и энергии с окружающей средой? (Этапы и виды обмена веществ). Возможен ли обмен веществ без витаминов? (Роль витаминов в обмене веществ). Вред или польза алкоголя, никотина, наркотиков, гиподинамии для обмена веществ? (Причины нарушения обмена веществ).

Учащиеся выясняли этапы и виды обмена веществ, взаимосвязь обмена веществ и энергии с окружающей средой; проводили исследования в области физиологии: как и каким образом осуществляется поступление из внешней среды в организм одних веществ и выделение из организма во внешнюю среду других веществ; в области химии (какой закон лежит в основе обмена веществ и энергии); в области физики (как происходит превращение энергии в организме); в области истории (витамины: история открытия); в области медицины (установить причины нарушения обмена веществ, гиповитаминозов, гипервитаминозов, авитаминозов, роль витаминов в обмене веществ).

На основе проведенных исследований учащиеся сделали выводы:

- главное свойство живых организмов – постоянный обмен веществ и энергии с окружающей средой;

- между обменом веществ и энергии с окружающей средой существует тесная взаимосвязь;

- обмен веществ подтверждает закон сохранения массы веществ и энергии;

- согласно закону сохранения энергии, энергия не возникает и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида в другой;

- при недостатке витаминов или их отсутствии в организме происходит нарушение обмена веществ;

- алкоголь, никотин, наркотики, гиподинамия оказывают вредное влияние на обмен веществ.

По видам учебной деятельности данный исследовательский проект интегрирует элементы информационного, исследовательского, продуктивного, практико-ориентированного проектов. Данный проект – межпредметный, обобщающий знания, умения и навыки большинства предметов школьного цикла.

Одним из приоритетных направлений обновления системы школьного образования является усиление практической ориентации общего среднего образования. Организация научно-исследовательской работы в школе является тем звеном, которое обеспечивает развитие практической направленности и будет способствовать формированию творческой личности учащихся. В целях реализации программы развития школы «Школа гражданского становления» функционирует научное общество «Кириллица». Цель – развитие познавательных интересов и способностей учащихся, формирование навыков научно-исследовательской работы. НОУ «Кириллица» состоит из следующих структурных подразделений:



Гуманитарное отделение

Естественно-

научное

отделение

Отделение

точных

наук




Русский Химия Физика

Литература Биология Математика

Иностранные языки Экология Информатика

История География

Обществознание
Я являюсь руководителем естественно-научного отделения. Деятельность НОУ осуществляется по следующим направлениям:

- подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня;

- выполнение индивидуальных исследовательских работ по разной тематике;

- размещение опыта работы членов НОУ на сайте школы;

- организация и проведение школьных научно-практических конференций.

Мои ученики постоянно занимаются проектно-исследовательской работой, участвуют в научно-практических конференциях школьного, муниципального, областного, федерального уровней, являются победителями и лауреатами районных и областных олимпиад, всероссийских конкурсов.

Результатами моей работы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся являются:

2006 год – II Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ, посвященный 175-летию Д. И. Менделеева, г. Москва.

Тема: «История создания обобщенного уравнения состояния идеального газа» (уравнение Клапейрона-Менделеева) – автор Фролов А. (лауреат)

2007 год – III Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ, посвященный 175-летию Д. И. Менделеева, г. Москва.

Тема: «Использование знаний периодического закона Д. И. Менделеева при изучении экологических проблем атмосферы Липецкой области» - автор Коровина Е. (3 место).

Тема: « Вклад Д. И. Менделеева в развитие промышленности России» - автор Киреева Н. (3 место)

2007 год – Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских работ, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» - г. Москва.

Тема: « Исследование экологических проблем атмосферы Липецкой области» - автор Коровина Е. (3 место)

2008 год – Девятая Всероссийская Олимпиада научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» « Созвездие» - г. Королев Московской области.

Тема: «Космонавтика» - межпланетные полеты и космические проекты» - автор Сериков Е. (лауреат)

Областной уровень ежегодной Всероссийской олимпиады научных работ по профилактике наркомании ( 1 место заняли 4 уч-ся. в разных номинациях).

Исследовательский метод обучения является способом актуализации и стимулирования познавательной деятельности школьников. Учебные занятия, организованные по проектно-исследовательской технологии на основе системного подхода, имеют практико-ориентированный характер. Участие в работе над исследовательскими проектами позволяет учащимся приобрести не только знания, но и умения, которые им пригодятся в жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconВидоизменения подземных побегов Учитель
Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconРабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) Учитель биологии и химии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Желтинская средняя общеобразовательная школа» Саракташского района Оренбургской...
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconРабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconВнеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школьное методическое объединение учителей естественно математического цикла входят 5 человек: 2 учителя математики – Андреева...
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconАнализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год
Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconМбоу одинцовская гимназия №13 брейн – ринг «Науки чудес и превращений»...
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бартошевич М. Б. Материалы для работы мо учителей химии и биологии по теме «Разноуровневое обучение на уроках химии и биологии»
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconУрок химии и литературы. Учитель химии и биологии гбоу специальная...
Суворове А. В., способствовать формированию интереса к изучению Отечественной истории и истории Кубани, создать атмосферу здорового...
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconРабочая программа По природоведению
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconКонкурсной комиссии
Должность, преподаваемый предмет: учитель химии, биологии I квалификационной категории
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconАнализ работы мо учителей биологии и химии за 2012-2013 учебный год
Мо учителей химии и биологии работало над темой «Повышение качества образования»
А. С. Барбашина учитель биологии и химии iconХарактеристика-представление на учителя биологии муниципального бюджетного...
За последние пять лет учитель систематически проходил курсы повышения квалификации в гоу дпо то «ипк и ппро» по дпоп «Теория и практика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск