Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования





Скачать 163.17 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
Дата публикации26.06.2013
Размер163.17 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_______________Е.А.Марянин

Приказ №_____________

от «_____» _________________20____г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_____________/_____________________________

от «_____» ____________________20_____г.

Рассмотрено на МО учителей-предметников МБОУ «Кадетская школа-интернат»

Спасского муниципального района РТ

Протокол № ______

от «_____» ________________________20____г

Руководитель МО

______________/_________________________



Рабочая учебная программа по
_____________________Биологии____________________________

(наименование учебного предмета)

_________6_______________

(класс)

Год разработки __2012_

Срок реализации программы ____1 год___

Составлена на основе __ Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии 6-9 классы В.В.Пасечник, С.В.Суматохина, Г.С.Калинова. М. Просвещение, 2008 г._

Программу составил ___Кутлаев Александр Михайлович__

Пояснительная записка

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.

В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Данная программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. (Учебник «Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005».)
Основное содержание
1. Введение. Клеточное строение организмов (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

2. Царство бактерии (1 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство грибы (3 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Изучение строения листа.

Изучение макро- и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (8 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия: зимние явления в жизни растений.

7. Классификация растений (4 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

8. Природные сообщества (2 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

9. Развитие растительного мира (1 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:

- строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.


Тематическое планирование курса «Биология» 6 класс (35 ч) (Базовый уровень)


Название раздела

и темы

К-во

часов

Тема урока

Форма

урока

Лабораторные работы

Основные понятия темы

Умения и навыки

Форма контроля

Дата

план

факт

Раздел 1.

Введение.

Клеточное строение растений.

2

1. Строение и жизнедеятельность растительной клетки.

Комбинированный урок




Микроскоп, клетка, органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ткань.

Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь.

Тест, к/р







2. Ткани растений.

Л.р.№1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом».







Раздел 2. Царство бактерии

1

1. Общая характеристика бактерий, их значение в природе и жизни человека.







Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека.

Узнавать бактерии на рисунках, таблицах.

тест








Раздел 3. Грибы

3

1. Общая характеристика грибов и их значение в природе.

Урок-практикум

Л.р.№2 «Изучение строения тел шляпочных грибов».

Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека.

Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках.

тест







2. Плесневые грибы. Грибы – паразиты.

Л.р.№3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»













3. Лишайники, общая характеристика и значение в природе.
















Раздел 4. Царство Растения

6

1. Водоросли. Общая характеристика.

Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;

Л.р.№4 «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточ-ных водорослей».

Систематика растений, низшие растения (водоросли) – многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение; высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) – особенности организации, разнообразие, среды обитания, приспособленность к жизни в разных условиях, роль в природе и практическое значение.


Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой; узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой.



Тест, к/р








2. Моховидные как представители высших растений.

Л.р.№5 «Изучение строения мха».







3. Папоротниковидные как представители высших растений.

Л.р.№6«Изучение строения спороносящего папоротника».







4. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе.

Л.р.№7«Изучение строения хвои и шишек хвойных».







5. Отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение в природе.
















6. Обобщающий урок по теме «Царство Растения»










Раздел 5. Строение покрыто-семенных растений.

8

1. Семя, его строение и значение для растения.


Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;


Л.р. №8 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».

Части семян двудольных и однодольных растений, зоны корня, видоизменения корней, побег и почки, лист, стебель, цветок, соцветия, плоды.


Находить в тексте учебника необходимую информацию; проводить наблюдения и делать по ним выводы; сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и назвать семена растений в коллекциях и на рисунках; объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями; различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни; различать виды почек; различать виды листьев, типы жилкования; определять возраст дерева по годичным кольцам; различать и называть соцветия, типы плодов.

Контр. раб., тест







2. Корень, его внешнее и внутреннее строение.

Л.р.№9 «Типы корневых систем».







3. Побег и почки.

Л.р. №10 «Изучение строения почек».







4.Лист – часть побега. Значение листа для растения.

Л.р. №11 «Изучение строения листа».







5. Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение.

Л.р. №12 «Изучение строения стебля».







6. Видоизменения побегов.

Л.р. №13 «Изучение видоизменения побегов».







7. Цветок. Соцветия.

Л.р. №14 «Изучение строения цветка».







8. Плод, его значение и многообразие форм.

Л.р. №15 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».







Раздел 6. Жизнедея-тельность растений



8


1. Корневое и воздушное питание растений. Фотосинтез.

Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;





Химический состав растений; фотосинтез; дыхание, испарение воды; размножение; оплодотворение.


Пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать, делать выводы, используя результаты наблюдений,

полученных в ходе лабораторной работы.


Тест, к/р.







2. Дыхание растений и обмен веществ.










3. Значение воды в жизни растений.

Л.р. №16 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».







4. Способы размножения растений.










5. Размножение споровых растений.










6. Размножение голосеменных растений.










7. Размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение.










8. Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений»










Раздел 7. Классифи-кация растений.


4


1. Основы систематики растений. Семейство крестоцветные.

Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;

Л.р.№17 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Классы двудольные и однодольные; семейства растений.

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.



Тест








2. Класс Двудольные. Семейства пасленовые и розоцветные.










3. Класс Однодольные. Семейство Злаки.










4. Класс Однодольные. Семейство Лилейные.










Раздел 8. Природные сообщества

2

1. Основные экологические факторы и их влияние на растения.







Экологические факторы; растительные сообщества.


Узнавать и различать растения различных экологических групп.



Сам.раб








2. Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества.




Л.р. №18 «Изучение особенностей строения Растений различных экологических групп».







Раздел 9. развитие растительного мира

1

1. Основные этапы развития растительного мира.







Основные этапы развития растительного мира; охрана растений.

Работать с текстом учебника, делать сообщения.










Итого

35







18
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по геометрии составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.)...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального «Закона об образовании в рф»
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПрограмма по математике составлена на основе федерального компонента...
Перми, гражданина России; развитие воспитательной и образовательной системы, обеспечивающей образование повышенного уровня в соответствии...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа базового уровня по биологии...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе...
Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта...
Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по биологии для 7- го класса учителя 1-ой квалификационной категории
Данная программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск