Скачать 2.1 Mb.
|
Рабочая программа по биологии Рабочая программа по биологии составлена на основе
Данная программма ориентирована на использование учебников биологии лиинии Н.И.Сонина, В.Б. Захарова. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа включает разделы: - пояснительную записку, в которой представлены общая характеристика программы, цели и задачи обучения, основные требованич к уровню подготовки, сведения о количестве учебных часов, на которое расчитатана программа, информация о учебно- методическом комплекте, перечень лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки учащихся. - тематическое планирование учебного материала - календарно- тематическое планирование с указанием темы и типа урока, перечнем основных видов учебной деятельности и планируемых результатов. - описание учебно- методического и материально- технического обеспечения. В программе наряду с традиционным уроком предусматриваются разнообразные формы организации учебного процесса(частично-поисковый, проблемный), проведение лабораторных и практических работ, экскурсий. Цели курса биология: -освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как о биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания природы. -овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов -воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе -использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, профилактики заболеваний Курс биологии в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитан на изучение в 6–9-м классах и включает следующие разделы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ VI класс, 35 часов (1 час в неделю) Общая характеристика программы Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по биологии основного общего образования–М.: Дрофа, 2008г; авторской программы основного общего образования Н.И. Сонина, Захарова, Захаровой – М.: Дрофа, 2009, рекомендованной департаментом образовательных программ, учебного плана МБОУ «Абсалямовская ООШ» на 2014-2015 учебный год Курс «Живой организм» построен па основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести, определенные знания и умения. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Организм и среда» Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Задачи обучения:
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю,35 учебных недель. Из них: для проведения контрольных работ – 2 (после изучения основных тем: «Строение и основные свойства живых организмов» «Жизнедеятельность организмов»), лабораторных -8. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компонент ты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнем задания. Содержание курса обучения I. СТРОЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15ч) Основные свойства живых организмов Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение. сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Химический состав клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторные работы Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. Строение растительной и животной клеток. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Различия в строении растительной и животной клетки. Лабораторная работа Строение клеток живых организмов. Деление клетки Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза. Его биологическое значение. Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора животных и растений. Ткани растений и животных. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторные работы Ткани растительных и животных организмов. Органы и системы органов. Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Органы и системы органов животных. Растения и животные как целостные организмы. Целостность животного организма. Организм растения – как единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. Лабораторные работы Органы цветковых растений (Строение корневых систем. Строение почек. Расположение почек на стебле, простые и сложные листья.) .Строение семени. II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (16ч) Питание и пищеварение. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Дыхание. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Передвижение веществ в организме. Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови). Лабораторные работы Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю. Выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные :темы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии, мин веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов. Опора и движение. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Лабораторная работа Строение костей. Перемещение дождевого червя. Регуляция процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры)- Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Лабораторная работа Черенкование комнатных растений. Рост и развитие. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни «с гений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Лабораторные работы Прорастание семян. Демонстрация способов распространения семян и плодов III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4ч) Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природные сообщества Основные понятия. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе Цепи питания. Требования к уровню подготовки В результате освоения курса учащиеся должны знать: — основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение): — химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; — особенности строения ядерных и безъядерных клеток; — важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток; — основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов; — типы деления клеток, их роль в организме; — особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов; — основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие); — характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания. Учащиеся должны уметь: — распознавать органоиды клетки; — узнавать основные формы цветкового растения; — распознавать органы и системы органов изученных организмов; — составлять простейшие цепи питания;
— пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты. УМК курса Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями учебное пособие:
методическое пособие:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Федерального... Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 фз от 29. 12. 2012 г., минимума содержания образования и требований... | Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена... Федерального закона от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании» Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании», фз №273 от 29. 12. 2012 г., Федерального... | Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса на основе: Федерального... Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29 декабря 2012 года | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для первого класса... Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации( от 21 декабря 2012г.) | Программа составлена на основе следующих документов: Федерального... Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, ст. 47, ст.... | Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе: Закона «Об образовании» РФ и рт Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом №35/6 от 31. 08. 2012г | ||
Пояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:... Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | ||
Рабочая программа составлена на основе -федерального Закона РФ «Об... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом мо и науки РФ от 05. 03. 2004... | Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку... Федерального Закона от 29. 12. 2012 г №276- фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов разработана... Закона «Об образовании в рф» Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:... Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования | ||
Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 5 класса... Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданного на основе федерального компонента государственного... | Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны В. Я. Коровиной1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской... |