Рассмотрена
на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол №1
от 20 августа 2012 г.,
Руководитель: ________
А. Г.Ахметзянов
| Согласована
заместитель директора по УР
________ Ф.Ш.Мухаметшина
«_____» «__________ » 2010 г
20 августа 2012 г.
| Утверждена
директор МБОУ СОШ с.Олуяз
_____Г.Х.Хазиев
Введена в действие приказом №35
от 31 августа 2012 г.
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 9 класса учителя
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с.Олуяз»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Фаляховой Илюсы Раисовны
на 2012-2013 учебный год
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 22 августа 2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании» РФ и РТ
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
примерной программы среднего общего образования по биологии (базовый уровень),
биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.сост. Г.М.Пальдяева. М.Дрофа, 2011. – 92, [4]с.
образовательной программы МБОУ «СОШ с. Олуяз» Кукморского муниципального района РТ, утвержденной приказом №35/6 от 31.08.2012г.
учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Олуяз» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год
(Приказ №35/4 от 31.08. 2012 г.)
Изучение биологии в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов
и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
Задачи изучения биологии:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Олуяз» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Согласно рабочей программы проводится 10 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются обучающими ,
4 контрольных тестирований которые оцениваются. Виды письменных работ (лабора-торные, контрольные работы) в календарно-тематическом плане выделены жирным шрифтом. Используемый учебно-методический комплект:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2010
Учебно – тематический план
№
| Тема
| Кол –во часов
| Кол-во лаб. работ
| Кол- во контр.работ
| 1
| Биология как наука. Методы научного познания
| 2
|
|
| 2
| Признаки живых организмов
| 38
| 4
| 2
| 3
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды
| 19
| 6
| 1
| 4
| Основы учения об эволюции
| 9
| -
| 1
|
Содержание программы
Биология как наука. Методы научного познания
Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Экскурсия Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе.
Признаки живых организмов
Общая характеристика химического состава живых организмов. Неорганические вещества.
Органические вещества Углеводы. Липиды. Белки. Состав и строение. Функции белков, их роль в организме. Биологические катализаторы.
Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.
Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Органоиды клетки. Ядро. Хромосомный набор клетки. Гены и хромосомы. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Энергетический обмен в клетке. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция Транспортные РНК. Трансляция.
Деление клетки. Митоз. Нарушения в строении и функцционировании клеток –одно из причин заболеваний организмов. Бесполое размножение организмов. Половое размножение
организмов. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости:
модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость.
Основы селекции. Порода, сорт. Работы Н.И. Вавилова. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Приемы выращивания культурных растений и домашних животных ухода за ними. Критерии вида. Признаки вида.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток растений и животных под микроскопом
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Выявление изменчивости у организмов
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Экология – как наука.. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы .Влияние экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.Состав и структура сообщества.
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Популяция. Взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Круговорот веществ в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Система органического мира. Биологическая классификация.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)
Изучение и описание экосистемы своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Экскурсия Агроэкосистема своей местности
Основы учения об эволюции
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Движущие силы и результаты эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Изменчивость организмов. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Видообразование.
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Календарно-тематический план
№
уро-ка
|
Тема урока
| Дата проведения
|
Примечание
| план
| Факт
|
| Биология как наука. Методы биологии (2 часа)
|
| Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии.
| 7.09
|
|
|
| Сущность жизни и свойства живого.
Экскурсия Наблюдение за сезонными изменениями
в живой природе.
| 8.09
|
|
| Признаки живых организмов (38 часов)
|
| Общая характеристика химического состава живых организмов. Неорганические вещества.
| 14.09
|
|
|
| Органические вещества Углеводы. Липиды.
| 15.09
|
|
|
| Белки. Состав и строение.
| 21.09
|
|
|
| Функции белков, их роль в организме.
| 22.09
|
|
|
| Биологические катализаторы. Л.р.№1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
| 28.09
|
|
|
| Нуклеиновые кислоты.
| 29.09
|
|
|
| АТФ и другие органические
соединения клетки.
| 5.10
|
|
|
| Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами
| 6.10
|
|
|
| Основные положения клеточной теории.
| 12.10
|
|
|
| Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Л.р.№2 Изучение клеток растений и животных под микроскопом
| 13.10
|
|
|
| Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Органоиды клетки.
Л.р.№3Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
| 19.10
|
|
|
| Органоиды клетки.
| 20.10
|
|
|
| Ядро. Хромосомный набор клетки. Гены и хромосомы.
| 26.10
|
|
|
| Различия в строении клеток прокариот и эукариот.
| 27.10
|
|
|
| Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов
| 2.11
|
|
|
| Энергетический обмен в клетке
| 16.11
|
|
|
| Питание. Различия организмов по способу питания
| 17.11
|
|
|
| Фотосинтез и хемосинтез.
| 23.11
|
|
|
| Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция
| 24.11
|
|
|
| Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция
| 30.11
|
|
|
| Деление клетки-основа размножения,роста и развития организмов.. Митоз. Нарушения в строении и функцционировании клеток –одно из причин заболеваний организмов.
| 1.12
|
|
|
| Тестирование «Клетка»
Бесполое размножение организмов.
| 7.12
|
|
|
| Половое размножение
организмов. Оплодотворение.
| 8.12
|
|
|
| Индивидуальное развитие
организмов. Биогенетический закон.
| 14.12
|
|
|
| Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
| 15.12
|
|
|
| Закономерности наследования
признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.
| 21.12
|
|
|
| Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
| 22.12
|
|
|
| Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
| 28.12
|
|
|
| Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
| 29.12
|
|
|
| Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
| 11.01
|
|
|
| Взаимодействие генов.
| 12.01
|
|
|
| Генетика пола. Сцепленное
с полом наследование.
| 18.01
|
|
|
| Закономерности изменчивости:
модификационная изменчивость.
Л.р. №4 Выявление изменчивости организмов
| 19.01
|
|
|
| Закономерности изменчивости:
мутационная изменчивость.
| 25.01
|
|
|
| Основы селекции. Порода, сорт. Работы Н.И. Вавилова. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
| 26.01
|
|
|
| Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Приемы выращивания культурных растений и домашних животных ухода за ними.
| 1.02
|
|
|
| Контрольно-обобщающей урок:
«Организменный уровень».
| 2.02
|
|
|
| Критерии вида. Признаки вида.
| 8.02
|
|
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды (19 часов)
|
| Экология -как наука .Среда - источник веществ,
энергии и информации.
| 9.02
|
|
|
| Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы.
| 15.02
|
|
|
| Влияние экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы.
Л.р.№5 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
| 16.02
|
|
|
| Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Л.р.№6 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)
| 22.02
|
|
|
| Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Л.р.№7 Изучение и описание экосистемы своей местности
| 23.02
|
|
|
| Состав и структура сообщества.
Пищевые связи в экосистеме
Л.р.№8 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
| 1.03
|
|
|
| Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
| 2.03
|
|
|
| Саморазвитие экосистемы.
| 8.03
|
|
|
| Популяция.
| 9.03
|
|
|
| Взаимодействия разных видов
( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Л.р.№9 Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме
| 15.03
|
|
|
| Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
| 16.03
|
|
|
| Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.
| 22.03
|
|
|
| Распространение и роль живого вещества в биосфере.
| 23.03
|
|
|
| Круговорот веществ в биосфере.
| 5.04
|
|
|
| Антропогенное воздействие на
биосферу. Роль человека в биофере.
| 6.04
|
|
|
| Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
| 12.04
|
|
|
| Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы.
Л.р.№10 Последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
| 13.04
|
|
|
| Система органического мира. Биологическая классификация.
| 19.04
|
|
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»
| 20.04
|
|
| Основы учения об эволюции( 9 часов)
|
| Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
| 26.04
|
|
|
| Движущие силы и результаты эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный от-
бор. Искусственный отбор..
| 27.04
|
|
|
| Изменчивость организмов
| 3.05
|
|
|
| Борьба за существование и
естественный отбор.
| 4.05
|
|
|
| Формы естественного отбора.
| 10.05
|
|
|
| Видообразование.
| 11.05
|
|
|
| Макроэволюция.
| 17.05
|
|
|
| Основные закономерности эволюции.
| 28.05
|
|
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»
| 24.05
|
|
|
Требования к уровни подготовки обучающихся должны знать • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
должны уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Перечень учебно – методического обеспечения:
1.В мире дикой природы. ООО «Интернейшн Мастерс Паблишерс»
2. Елкина Л.В.биология весь школьный курс в таблицах. Минск, “Букмастер” “Кузьма,2012.
3.Красная книга Республики Татарстан « Животные рстение грибы» Издательство « Природа» Казань 1995
4.Ф.Г. Ситдиков , Р.К. Закиев Биологический русско-татарский толковый словарь, Казань, Магариф,1998
Интернет ресурсы :http// shcool- collection.edu.ru.,http// fcior.edu.ru ,http// interneturok.ru |