Скачать 0.82 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») Магистерская программа «Экологическое образование» Красноярск 2011 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ………………………………………………………………………….…3
1. Учебная программа дисциплины
1.2. Технологическая карта внеаудиторной учебной работы студентов ……………….….. 1.3. Технологическая карта учебной проектно-исследовательской деятельности студентов …………………………………………………………………………..……….……. 1.4. Темы магистерских диссертаций………………………………………………………… 2. Учебные ресурсы 2.1. Карта литературного обеспечения дисциплины ………..................................................... 2.2. Карта обеспеченности дисциплины средствами обучения …………………………….... 3. Компоненты мониторинга учебных достижений студентов 3.1. Технологическая карта рейтинга учебных достижений студента ….…………………... 3.2. Портфолио достижений студентов в процессе обучения ……………..………………… 3.3. Фонды оценочных средств ………………………………………………………………… 3.4. Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий ……………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УМК учебной дисциплины «Развитие мыслительной деятельности в системе экологического образования» отвечает требованиям ФГОС-3 ВПО (федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») и входит в дисциплины профессионального цикла (М.2), соответствуют вариативной части, в которой знания, умения, навыки определяются ООП вуза.. Данная дисциплина учитывает специфику психолого-педагогической и методической подготовки студентов в КГПУ им. В.П. Астафьева по магистерской программе «Экологическое образование». УМК названной учебной дисциплины представляет собой совокупность взаимосвязанных организационно-методических документов, дидактических рекомендаций для студентов и учебных материалов, определяющих цели, содержание дисциплины ООП, а также методики использования материалов, необходимых для всех видов аудиторных занятий и организации внеаудиторной работы обучаемых. Разработанный УМКД включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения учебной дисциплины «Развитие мыслительной деятельности школьников в системе экологического образования». Структурно УМКД начинается с организационно-методических документов, в которые входят учебная программа, учебные ресурсы и элементы мониторинга учебных достижений. Учебная программа дисциплины состоит из «Введения», в котором определены цели, задачи преподавания курса, раскрываются особенности его содержания, характеризуются межпредметные связи дисциплины, приведен лист согласования. Здесь же определены требования к результатам освоения курса в терминах знаний, умений и компетенций, выделен состав профессионально-профильных компетенций магистров как предметных компетенций и компетенций общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Далее в рабочую модульную программу входит содержание теоретического курса, распределенного по двум модулям. Первый модуль содержит материал, раскрывающий сущность технологии развивающего обучения в системе экологического образования в основной и полной общеобразовательной школе. В данном модуле включены психолого-педагогические и методические основы формирования приемов логического мышления в процессе изучения экологического содержания, дается характеристика мышлению как основному процессу познания, теориям мышления о связи обучения и развития, его типам и видам, приемам мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование и обобщение, а также рассматриваются мыслительные (логические) приемы как составная часть методических приемов и методов обучения экологии. Второй модуль включает материал по формированию и развитию приемов мыслительной деятельности на уроках формирования экологических понятий: этапы обучения приемам мышления, словарь мыслительных умений, алгоритм процесса научения приемам логического мышления, развитие мышления учащихся средствами школьного учебника, вопросы и задания, практикующие приемы мышления, изучение массового и передового опыта учителей дисциплин естественнонаучного цикла, работающих в данном направлении. Далее в рабочей модульной программе расположена технологическая карта обучения дисциплине, представляющая собой перечень модулей курса с указанием бюджета времени на аудиторную и самостоятельную работу по каждому модулю. За ними следуют технологические карты внеаудиторной и проектно-исследовательской работы студентов, а также включена тематика рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ по проблеме формирования и развития мышления учащихся в процессе изучения экологического материала. Далее в УМКД располагается ресурсное обеспечение дисциплины: карта литературного обеспечения, карта обеспеченности учебными материалами, специализированными аудиториями и оборудованием. УМКД обеспечен рейтинг-контролем, в котором определено количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях, помещен журнал рейтинга. В УМКД содержатся дидактические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной и проектно-исследовательской деятельности. Завершается УМКД учебными материалами на бумажных носителях, в состав которых входит рукопись учебного пособия «Т.В. Голикова. Логические приемы в составе методов обучения биологии. Красноярск, 2012». МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ По направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») Магистерская программа «Экологическое образование» Красноярск 2011 Рабочая программа составлена Т.В. Голиковой, к. пед. наук, доцентом Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физиологии человека и методики обучения биологии "……." ……………… 201…г. Протокол № ………….. Заведующий кафедрой Н.З. Смирнова, д. пед. наук, профессор Одобрено НМС (научно-методическим советом) …………………………………………………………………………………………………… "……." ……………… 201…г. Председатель НМС …………………………………………………………………….……. (ф.и.о., подпись) 1.1. РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Развитие мыслительной деятельности в системе экологического образования» 1.1.1. ВВЕДЕНИЕ В реализации основных задач образовательной профессиональной программы (ОПП) ФГОС ВПО учебная дисциплина «Развитие мыслительной деятельности в системе экологического образования» имеет важное значение, так как вооружает студентов-магистров знаниями и умениями в дидактическом преобразовании полученных психолого-педагогических знаний и их использовании при освоении «Теории и методики обучения экологии» и в практической деятельности – в учебно-воспитательном процессе по предмету. Вместе с тем изучение данной дисциплины способствует формированию системы профессиональных умений, направленных на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач становления личности учащихся в процессе освоения дисциплин естественнонаучного цикла. Учебная дисциплина «Развитие мыслительной деятельности в системе экологического образования» обеспечивает образовательные интересы студентов, связанные с формированием личности современного педагога, его профессиональных знаний и умений, как в предметной области, так и в области исследовательской деятельности по психологии, педагогике и методике обучения биологии и экологии. «Развитие мыслительной деятельности школьников в системе экологического образования» готовит учителя биологии и экологии, знающего и владеющего особенностями педагогической технологии развивающего обучения на ступени основного и полного среднего образования, и способного обучить учащихся владению и применению приемов мыслительной деятельности на разных этапах образовательно-воспитательного процесса. Это соответствует требованиям заказчиков к выпускникам КГПУ им. В.П. Астафьева. Изучению процесса развития мыслительной деятельности учащихся на уроках естественнонаучного направления должны предшествовать такие дисциплины, как биология во всем разнообразии её научных разделов, педагогика (дидактика, теория воспитания, история педагогики), психология общая, возрастная и педагогическая, философия, знания, по которым студенты получили при освоении программ бакалавриата (I ступень ВПО) ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОФИЛЯ На 2011/2012 учебный год
Заведующий кафедрой …………………………………………………… Председатель НМС ……………………………………………………….. Учебный материал дисциплины будет использоваться студентами в период научно-педагогической практики, при подготовке магистерской диссертации, и в будущей профессиональной деятельности. В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен: Знать - современные парадигмы образования по отношению к процессам обучения и развития (проекция ОК-4); психолого-педагогическую сущность приемов мышления, методические условия формирования и развития у учащихся приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения на уроках естественнонаучного цикла (проекция ОК-5). Уметь – внедрять приемы мыслительной деятельности в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся, интегрировать современные технологии, в том числе и информационные, в образовательную деятельность (проекция ПК-1-3). Владеть – способами, формами организации и средствами формирования приемов анализа-синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования-обобщения, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса на уроках естественнонаучного цикла (проекция ОПК-2, ПК-4, 8-10, 14-16). В процессе обучения курсу будут использоваться разнообразные виды деятельности студентов, организационные формы и методы обучения: лекции, тренинги педагогического общения, решения педагогических задач и ситуаций, тестирование, упражнения для отработки практических действий, компетентностно-ориентированные задания, интеллектуальные и имитационные игры, самостоятельная работа студентов, модульная технология, индивидуальная, фронтальная, групповая формы организации учебной деятельности студентов, их сочетание и др. Профессионально-профильные компетенции (ППК) магистра педагогического образования как требования к результату его подготовки по дисциплине «Развитие мыслительной деятельности в системе экологического образования»
1.1.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА |