Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России»





Скачать 108.17 Kb.
НазваниеУчебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России»
Дата публикации31.07.2014
Размер108.17 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Экономика > Учебник
Модульный урок "Машиностроительный комплекс России
Цель для учителя:

Познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями.

Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России.

Сформировать у уч-ся представление о машиностроительном комплексе, его значении и роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.

Дать представление о сложном отраслевом составе машиностроения и особенностях его размещения по территории России.

Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.
Оборудование урока:

Учебник «География России» 9 класс (авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе).

Атлас «Население и хозяйство России» 9 класс.

Схемы «Отраслевой состав машиностроительного комплекса России»

Таблица «Машиностроение. Специализация экономических районов».
План модуля.

Организационные моменты.

Постановка целей – УЭ-0.

Вводная беседа (выявление знаний уч-ся о МСК) – УЭ-1.

Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 10) – УЭ-2 – определение главной задачи МСК.

Знакомство с отраслевым составом МСК – УЭ-3.

Самостоятельная работа уч-ся с учебником (параграф 11) – УЭ-4 – знакомство с факторами размещения машиностроительных предприятий.

Коллективная работа уч-ся под руководством учителя – УЭ- 5 – выявление особенностей размещения МСК России.

Групповая работа – УЭ – 6 – углубление знаний по теме.

Обсуждение выполнения работы в группах.

Коллективная работа уч-ся под руководством учителя – УЭ- 7 - знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Самоконтроль – УЭ – 8 – проверка усвоенного материала.

Итог урока. Оценка работы уч-ся на уроке.


Модуль по теме «Машиностроительный комплекс России».
УЭ - 0.
Цели:

Определить значение машиностроительного комплекса России.

Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.

Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.

Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.

Знакомство со специализацией различных экономических районов России.
УЭ - 1.
Цель: определить значение машиностроительного комплекса России.

1. Запиши в тетрадь: Машиностроительный комплекс (МСК) – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.

2. Перечислите продукцию МСК и заполните схему в тетради используя рис 28 на стр. 64.



3. Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.
4. Подумайте! Машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?

Попробуйте, сформулировать значение МСК в хозяйстве России.
УЭ – 2.
Цель: определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

Прочитайте параграф учебника № 14

Ответьте на вопросы:

- Какова главная задача МСК в хозяйстве России?

- Какие условия необходимы для выполнения главной задачи?

Подумайте! Какие трудности развития МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
УЭ – 3.
Цель: познакомиться с отраслевым составом МСК России.
Рассмотрите предложенные две схемы «Отраслевой состав МСК России».
Схема 1.

Схема 2.



2. Подумайте! По каким признакам подразделены отрасли МСК?

3. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?

4. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?
УЭ – 4.
Цель: познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий.

Прочитайте параграф 15 учебника.

Ответьте на вопросы:

- Какие факторы влияют на размещение МСК по территории России?

- Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?

Составьте список терминов, относящихся к параграфам 14, 15. Всем ли терминам вы можете дать определение? Проверьте себя.

Заполните таблицу, используя карту атласа «Машиностроительный комплекс России» страница № 28-29

Отрасль машиностроения

Факторы размещения

Примеры районов и центров

Энергетическое машиностроение







Автомобилестроение







Станкостроительная и инструментальная промышленность







Сельскохозяйственное машиностроение









5. В чём особенности размещения МСК по территории России?

6. Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?

7. В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?
УЭ – 5.
Цель: выявить особенности размещения МСК России.
Практическая работа.
Используя текст параграф № 15-16 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс» стр 28-29, рисунок 30 на странице 70 учебника самостоятельно выполните следующие задания:

Какие отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?

По карте определите центры развития трудоёмкого машиностроения.

Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.

Какие отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?

По карте определите центры развития металлоёмкого машиностроения.

В чём различие машиностроения европейской и азиатской частей России?

Какие отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?

Назовите районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли, докажите правильность своего ответа.

Сравните карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии. Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они совпадают?

Подумайте! Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.

Запишите в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и наукоёмких отраслей.

УЭ – 6*.
Цель: углубить знания о МСК России.
Групповая работа.
Задание для группы № 1.

Какие особенности технологического процесса характерны для тяжёлого машиностроения?

На контурной карте обозначьте центры тяжёлого машиностроения:

Екатеринбург (Уралмаш),

Иркутск и Красноярск (заводы тяжёлых экскаваторов),

Новосибирск (производство тяжёлых станков, кузнечно-прессового оборудования, турбогенераторов),

Барнаул (производство паровых котлов).

На основе сопоставления карт (подумайте каких) определите, какой фактор оказывает ведущее влияние на размещение заводов тяжёлого машиностроения в указанных центрах.

Имейте ввиду, что в машиностроении расход сырья на 1 тонну готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 тонн, а затраты на транспортировку любой машины намного больше затрат на транспортировку металла, идущего на его производство.

Если бы вам пришлось проектировать размещение заводов тяжёлого машиностроения, какие бы коррективы в существующее размещение вы бы внесли? Какие в связи с этим перспективы развития тяжёлого машиностроения вы могли бы назвать?
Задание для группы № 2.

На контурной карте обозначьте следующие центры автостроения:

- производство грузовых автомобилей – Брянск, Ульяновск, Москва, Набережные Челны, Миасс.

- производство легковых автомобилей – Нижний Новгород, Москва, Ижевск, Тольятти.

- производство автобусов – Ликино, Павлово, Курган,Краснодар.

Какие территориальные сдвиги в размещении центров автостроения происходят в настоящее время? Как вы их можете объяснить?

Сравните размещение производства грузовых, легковых автомобилей. Какой вывод из проведенного сравнения вы можете сделать?

Практически все крупные заводы по производству автомобилей сосредоточены в европейской части России. Каким образом вы можете объяснить этот момент?
УЭ – 7.

Цель: познакомиться со специализацией различных экономических районов России.

Изучите рисунок 15 на странице 49 «Специализация и кооперирования машиностроения».

Попробуйте! Сформулируйте определение «специализация района».

Рассмотрите таблицу «Машиностроение. Специализация экономических районов России».

Таблица 1.

«Машиностроение. Специализация экономических районов России»

Экономический район

Важнейшие центры

Отрасли специализации

Факторы развития

Северный

Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск

Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение

Ориентация на потребителя, металлургия

Северо-Западный

Санкт-Петербург, Новгород,
Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение.

Высокий научный

потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия

Централь- ный

Москва, Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия

Центрально- Чернозёмный

Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск

Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия

Волго - Вятский

Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас

Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя

Северо – Кавказский

Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь

Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство тру довые ресурсы.),

Поволжский

Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс

Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя

. Уральский

Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург

Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение автомобилестроение, оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия

Западно- Сибирский

Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск

Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность

Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.

Восточно- Сибирский
Дальне-восточный

Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск


Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк

Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение

Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение

Высокая обеспеченность энергией
Ориентация на потребителя.


4. Сопоставьте данные таблицы «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.

5. В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.

6. Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.
УЭ – 8.

Цель: самоконтроль.

Определите уровень полученных знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей

А) использующих разнообразные машины;

Б) производящих разнообразные машины;

В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.

Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:

А) высококвалифицированные кадры;

Б) транспортные магистрали;

В) потребитель.
3. Установите соответствие:Отрасль машиностроения: Главный принцип размещения:

1. Тяжёлое машиностроение. А) Близость металлургической базы.

2. Автомобилестроение. Б) Близость потребителя.

3. Сельскохозяйственной машиностроение В) Наличие транспортных путей.

4. Установите соответствие: Отрасль машиностроения: Центры:

1. Автомобилестроение. А) Москва, Санкт - Петербург, Новосибирск.

2. Тяжёлое машиностроение. Б) Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан.

3. Станкостроение. В) Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород.

4. Тракторостроение. Г) Волгоград, Челябинск, Владимир.

5. Машиностроительные заводы России расположены:
А) во всех экономических районах;

Б) только на западе страны;

В) в основном в Центральной России.
Критерий оценки:

Максимальное количество баллов -10.

«5» - 10 баллов.

«4» - 8-9 баллов.

«3» - 6-7 баллов.
Домашнее задание – решить задачу:
Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство....
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconКалендарно тематический план по географии «Население и хозяйство России» 9 класс
География России. Население и хозяйство.: учебник для 9 класса /В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа,2006
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconУчебник География России. Население и хозяйство. 9 класс, авторы...
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconПубликации по результатам инновационной работы и темам самообразования 2002-2012год
Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconЭлектронное портфолио учителя – репортаж с урока в информационной образовательной среде школы
Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconКонспект урока с использованием эор тема «Пищевая промышленность...
Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconУчебник География России В. П. Дронов, И. И. Баринова В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «Дрофа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лухская средняя общеобразовательная школа
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconТематическое планирование по географии 8 класс
Учебник под редакциейДронов В. П, Баринова И. И, Ром В. Я., ЛобжанидзеА. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс....
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconРабочая программа по географии 8класс базовый уровень (2 часа в неделю)
...
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»
В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8класс»
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: «География России», В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» icon«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г
Учебник Дронов В,П,, Ром В. Я. География России. Население и хозяйство., М. «Дрофа» 2006
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconРеализация развития кадрового потенциала гимназии в 2010-2011 учебном...
Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник «География России. Население и хозяйство» Дронов В. П., Ром В. Я. М. Дрофа 2006 г
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник Дронов В. П., Ром В. Я. География России. Население и хозяйство. М., Дрофа, 2012
Учебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе). Атлас «Население и хозяйство России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебник географии 9 класс «География. Население и хозяйство России», авторы В. П. Дронов, В. Я. Ром» Москва Издательство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск