Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика»





НазваниеТомский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика»
страница1/5
Дата публикации19.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5
Томский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра политической экономии
Утверждаю

Декан ЭФ_____________

«____»___________2011г.

Учебно – методический комплект

по курсу «Микроэкономика»

для студентов ЭФ ТГУ
БАКАЛАВРИАТ

Томск - 2011

Рассмотрено и утверждено методической комиссией экономического факультета.
Протокол №___ от_____________2011г.
Председатель комиссии докт. экон. наук, проф.___________Цитленок В.С.


Составитель канд. экон. наук, доцент Соболева Е.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРОЭКОНОМИКА)

для бакалавров экономического факультета НИУ ТГУ
Курс «Экономическая теория (Микроэкономика)» охватывает главные проблемы микроэкономического анализа: рыночный спрос, основы теории производства и издержек, предложение фирмы, совершенная конкуренция и монополия на рынках готовой продукции, рынок труда, недостатки рыночной системы и экономическая роль государства. По курсу читаются лекции и проводятся семинары в течение 1-го и 2-го семестров. Курс построен как вводный курс по экономической теории. Акцент будет сделан не на формальных моделях, а на содержательной стороне микроэкономических концепций и их применении для сравнительного анализа экономической политики государства с использованием графического аппарата.

На лекциях будут представлены основные теоретические модели, проиллюстрированные соответствующими примерами из отечественной и зарубежной практики. Семинарские занятия включают в себя обсуждение теоретических проблем, их применимости к реальным практическим ситуациям, решение кейсов и задач.

Учебная задача дисциплины.

В результате изучения курса студенты должны понимать принципы рационального поведения производителей; как формируется рыночный спрос, предложение фирмы и рыночное предложение; как максимизирует прибыль монополист; как формируются спрос и предложение на рынке труда; каковы цели государственного вмешательства в рыночную экономику. Студенты также должны уметь применять данные теоретические знания для решения конкретных задач и анализа экономической политики государства.

Формы контроля:

Освоение материала и получение положительной оценки предусматривает посещение лекций, работу на семинарах и самостоятельную работу студентов.

Проверка знаний студентов в 1-м и во 2-м семестрах происходит следующим образом:

  1. - преподаватель проводит опрос студентов на семинарских занятиях и выставляет им оценки за работу на семинаре (текущий контроль);

  2. - студенты пишут контрольную работу (промежуточный контроль);

  3. - студенты пишут итоговую зачетную работу (итоговый контроль).


Оценки при всех формах контроля выставляются по 10-балльной системе:

1-3 балла - «неудовлетворительно»

(1 –неудовлетворительно, 2 – очень плохо, 3 – плохо);

4-5 баллов - «удовлетворительно»

(4 – удовлетворительно, 5 – весьма удовлетворительно);

6-7 баллов - «хорошо»

(6 – хорошо, 7 – очень хорошо);

8-10 баллов - «отлично»

(8 – почти отлично, 9 – отлично, 10 – блестяще).

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1. Работа на практических занятиях (решение задач, обсуждение теоретических проблем и практических ситуаций)

2. Письменная аудиторная контрольная работа (45 мин.). Коллоквиум по терминам (45 мин.).

3. Письменный зачет (90 мин.)

Если за зачетную работу студент получил отметку от 4-х баллов и выше, тогда итоговая оценка выставляется по совокупности баллов, но с учетом коэффициентов значимости того или иного вида выполненных работ:

  1. - оценка за контрольную работу (Ок/р) взвешивается с коэффициентом 0,2;

  2. - оценка за работу на семинарах (Ос) - с коэффициентом 0,5;

  3. - оценка за зачетную работу (Озач) - с коэффициентом 0,3.

Средневзвешенная оценка рассчитывается по формуле:
Осредняя = 0,2хОк/р + 0,5хОс + 0,3хОзач,

где: О – оценки, полученные студентом за соответствующий вид работы.

Любой положительный результат расчета средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Если, например, средняя оценка студента составляет от 6.01 до 6.50, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6.51 до 6.99, то студент получает 7 баллов.

Однако средневзвешенная оценка ниже 4 баллов не округляется до 4-х. Например, если она составляет 3,99 балла, то это означает, что студент не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по десятибалльной шкале.

Если за зачетную работу студент получил меньше 4-х баллов, тогда этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.

В первом семестре – зачет (автоматически при итоговой оценке 4 балла и выше).

Во втором семестре – экзамен по всему годовому курсу. Завершается курс устным экзаменом.

Общая оценка по дисциплине «Экономическая теория (Микроэкономика)» является среднеарифметической оценок: итоговой за первый семестр, итоговой за второй семестр, экзаменационной оценки. Оценка в зачетную книжку и ведомость выставляется по 5-бальной шкале.

Пример экзаменационного билета

БИЛЕТ № 17

1. Почему при выборе варианта экономического действия необходимо сравнивать предельные, а не средние величины? Тема 2. Выбор и ограничения в экономике.

2. Определите факторы низкой эластичности спроса на товар по доходу. Тема 5. Эластичность спроса и предложения.

3. Приведите пример одного производства, для которого краткосрочный период длится дольше, чем долгосрочный период для другого производства. Тема 8. Основы теории производства.

4. Какими показателями измеряется монопольная власть? Приведите примеры значительной монопольной власти, используя представленные показатели. Тема 11. Предложение в условиях монополии.

5. Изобразить в координатах (L;W) функционирование закрытого и открытого (отраслевого) профсоюза. Тема 14. Рынки факторов производства. Рынок труда.

6. Почему даже богатые граждане будут, по-видимому, возражать против того, чтобы бедные и богатые платили одинаковые налоги? Тема 16. Фиаско рынка и фиаско государства в экономике.
Методические рекомендации студентам:

Дорогие ребята, изучение данного курса потребует от вас большой самостоятельной работы. Предварительное знакомство с литературой, указанной в программе, облегчает и углубляет понимание лекций и обсуждаемых на семинарах проблем. Следующее за прослушанными лекциями и работой на семинарских занятиях обращение к соответствующим источникам помогает полнее разобраться в материале курса, выявить и ликвидировать пробелы, сформулировать вопросы к преподавателям, позволяет эффективно выполнять домашние задания и написать итоговую зачетную работу. Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог вашей успешной работы и положительной оценки.

Приступая к изучению экономической теории, студенты должны осознавать, что это одна из самых важных дисциплин для будущих экономистов. Поэтому от студентов потребуется высокая степень ответственности при изучении данной дисциплины. Им придется уделить много времени самостоятельной работе с соответствующими учебниками и задачниками.

Методическое обеспечение курса.

Учебники и учебные пособия

Основная литература

  1. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2000.

  2. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ кол. авт. ; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2011.

  3. Микроэкономика: учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2010.

  5. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.

  6. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Дополнительная литература

  1. Бычков А.П. Введение в экономическую теорию: курс лекций. Ч. 1. Общие основы теории экономического развития. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.

  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М, Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. - СПб: Экономическая школа, 1997.

  3. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок – микроэкономическая модель: Пер. с англ. - СПб.: Автокомп, 2010.

  4. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Чепурина М.Н. и др. – М.: ООО «АСА», 2011.

  5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.- М.: Республика, 2010.

  6. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. – М.: Бином, 2009.

  7. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010.

  8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2005.

  9. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. – М.: Новости, 2005.

Сборники задач и кейсов

  • Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / Под ред. С.Ф. Серегиной, а.В. Аносовой. – М.: Маркет ДС, 2010.

  • Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. – М.: Вита-Пресс, 2001.

  • Нуреев Р.М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

  • Рудакова, И.Е. Программа, планы лекций и семинаров, тесты, задачи, ситуации: метод. пособие / И.Е. Рудакова, Н.И. Никитина. – М.: Дело и сервис, 2011.

  • Савицкая, Е.В. Экономический анализ современных рынков [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Савицкая, Е.В. Лебединская ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

  • Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева. – М.: Издательство НОРМА, 2010.

  • Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. – ООО «АСА», 2011.

Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Лекции

Семинары

1.

Предмет экономической теории и методы экономического анализа

8

4

4

2.

Выбор и ограничения в экономике

4

2

2

3.

Рынок как экономическая система

4

2

2

4.

Рыночный механизм: основы теории спроса и предложения

8

4

4

5.

Эластичность спроса и предложения

8

4

4




Промежуточное контрольное занятие по 1 – 5 темам

2




2

6.

Теория спроса и поведение потребителей

4

2

2

7.

Предпринимательство, фирмы и рынки

4

2

2

8.

Основы теории производства

4

2

2

9.

Издержки производства

8

4

4




Итоговая контрольная работа за первый семестр

2




2

10.

Рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции

8

4

4

11.

Предложение в условиях монополии

8

4

4

12.

Олигополия и основы стратегического поведения

8

4

4

13.

Рынок монополистической конкуренции

4

2

2




Промежуточное контрольное занятие по 10 – 13 темам

2




2

14.

Рынки факторов производства. Рынок труда

8

4

4

15.

Рынок капитала и природных ресурсов

8

4

4

16.

Общее равновесие

2

2




17.

Фиаско рынка и фиаско государства в экономике

4

2

4




Итоговая контрольная работа за второй семестр

2




2

Первое рабочее семинарское занятие:
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconФакультет политологии кафедра политической теории утверждаю
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» icon«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине имитационное моделирование...
«Прикладная информатика в экономике». Составитель: доцент к ф м н., доцент Кузьмин П. И.  Барнаул, Алтайский государственный университет,...
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Аннотация умкд…
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Аннотация умкд…
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Аннотация умкд…
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconМинистерство образования и науки российской федерации томский государственный...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра политической экономии Утверждаю Декан эф 2011г. Учебно – методический комплект по курсу «Микроэкономика» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск