Скачать 1.89 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Кафедра плавания УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.16.6 Плавание Специальность 050720.65 (033100) Физическая культура СОДЕРЖАНИЕ
1. АННОТАЦИЯ Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050720.65 (033100) Физическая культура от 31.01.05 г. (далее ГОС ВПО) устанавливает обязательный минимум содержания дисциплины ДПП.Ф.16.6 «Плавание»: Научно-теоретические основы плавания. Основы техники спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов. Прикладное плавание. Методика обучения. Организационно-методическое обеспечение работы по плаванию в различных звеньях. Основы спортивной тренировки в плавании. Организация и проведение соревнований. Цель УМКД – обеспечение выполнения требований ГОС ВПО к подготовке специалиста, повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины «Плавание». Задачи УМКД:
Учебно-методический комплекс дисциплины «Плавание» (далее УМКД) составлен на основании Положения «Об Учебно-методическом комплексе дисциплины» ТГПУ от 06.11.2008 г., в соответствии с установленными едиными требованиями к содержанию и оформлению УМКД, реализуемых в университете по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины: - ГОС ВПО по специальности 033100 Физическая культура - Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета физической культуры и спорта ___________________________ О.В. Смирнов «______»_______________200__г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.16.6 ПЛАВАНИЕ 1. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины - изучение наиболее общих закономерностей передвижений в водной среде, представленных в спортивных и прикладных способах плавания; приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания плавания. Задачи дисциплины. - изучить гидродинамические основы плавания; - ознакомить с техникой спортивных способов плавания; - ознакомить с техникой прикладного плавания; - изучить методику преподавания элементов спортивного и прикладного плавания; - ознакомить с организационными основами работы по обучению плаванию в разных типах учебных заведений. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать: - анатомо- физиологические особенности развития организма детей, подростков и взрослых; - санитарно-гигиенические и психолого-педагогические основы в работе по плаванию; - возрастно-половые закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств; - историю развития плавания как прикладного навыка; - историю развития спортивного плавания; - эстетические, нравственные, духовные ценности плавания как составной части физической культуры и спорта; - гидродинамические основы плавания; - технику спортивных и прикладных способов плавания; - средства физического воспитания и спортивной тренировки в плавании; - дидактические закономерности в плавании; - технику безопасности при занятиях по плаванию; - методику проведения оздоровительных занятий с использованием элементов нахождения в воде и плавания с различными группами населения; - основы методики спортивной подготовки в плавании; - организацию и методы комплексного контроля в плавании. Студент должен уметь:
пользоваться организационными приемами работы с группой; - вести индивидуальную работу; - уметь определять причину ошибок в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств, находить способы их устранения; - оказывать первую помощь травмированному или пострадавшему; - оценивать эффективность проводимых занятий; - формировать потребность к самостоятельной физической активности детей и взрослых, здоровому стилю жизни; - осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных занятий лиц разного возраста; - владеть профессиональной речью и специальными жестами; - владеть навыками применения лабораторного оборудования. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины. 5 сем. Теоретические занятия - 8час. Введение Плавание - жизненно важный навык. Врожденный плавательный рефлекс. Плавание как двигательное действие. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Лечебное значение плавания. Спортивное значение плавания. Плавание как средство физического воспитания и спортивной тренировки. Плавание как учебная дисциплина. Плавание как методическая дисциплина. Плавание как научная дисциплина. Научно-теоретические основы плавания. Основные понятия и термины: оси тела, плоскости тела, направления движения, угол атаки, движитель, плавание, пловец. Особенности водной среды: плотность воды, текучесть /вязкость/, инертность частиц жидкости, гидростатическое давление, теплоемкость, теплопроводность, преломление света, распространение в воде звука и т.д. Система условий для организации двигательных действий пловца: горизонтальное положение, высокое встречное сопротивление, гипогравитация, холод, подвижная опора. Особенности организма пловца: морфологические, физиологические, психологические. Статическое плавание. Действие сил на неподвижное в воде тело. Закон Архимеда. Плавучесть. Факторы, определяющие плавучесть Виды плавучести: горизонтальная, вертикальная. Влияние плавучести на технику плавания. Динамическое плавание. Внутренние и внешние силы, действующие на движущееся тело пловца, их взаимодействие. Правило «параллелограмма»: «вертикальная» и «горизонтальная» составляющие. Силы сопротивления. Сопротивление трения. Сопротивление волнообразования. Сопротивление вихреобразования. Активное сопротивление. Пассивное сопротивление. Параметры, определяющие сопротивление: скорость движения тела, плотность воды, миделево сечение, коэффициент обтекаемости. Методы оценки сопротивления.. Зависимость сопротивления от антропометрических данных. Начальное обучение плаванию. Начальное обучение плаванию. Средства для решения задач начального обучения плаванию: 1) всевозможные перемещения; 2) погружения; 3) всплывания и лежания; 4) упражнения на плавучесть; 5) скольжения; 6) упражнения на дыхание; 7) спады в воду и прыжки; 8) опорные упражнения. Игры и развлечения на воде. Вспомогательные средства, используемые на начальном этапе обучения. Спортивное плавание. Структура спортивной техники плавания. Эффективность техники. Экономичность техники. Основные характеристики техники плавания. Обучение технике плавания кролем на груди, кролем на спине. Положение тела и головы. Угол атаки туловища. Механизмы, обеспечивающие положение тела / плавучесть, положение головы, движения ногами, скорость плавания и др/. Движения ногами: функции, общая характеристика, отличие попеременных от одновременных движений. Движущие силы от движения ногами. Движения руками: функции, общая характеристика, гребок. Дыхание: техника, проблемы дыхания в спортивном плавании. Практические занятия- 46 час. Методика обучения и преподавания плавания. Двигательные действия в плавании как предмет обучения. Двигательные умения и навыки как результат обучения, закономерности их формирования. Этапность в обучении двигательным действиям в плавании: этап первоначального разучивания, этап углубленного разучивания, этап совершенствования - задачи каждого этапа, основное содержание, особенности. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы обучения: индивидуальная, групповая с индивидуальным подходом Системы обучения спортивным способам плавания: последовательная, параллельная, параллельно-последовательная. Требования к профессиональным качествам преподавателя плавания. Особенности профессиональной речи. Специальная терминология. Жесты. Метод демонстрации.. Выбор и постановка задач - важнейшая составляющая обучения и преподавания. Выбор средств и методов в соответствии с поставленными задачами. Использование в преподавании дополнительных средств обучения. Начальное обучение плаванию. Задачи начального этапа обучения. Продолжительность начального этапа обучения. Основные средства для решения задач. Вспомогательные средства, используемые на начальном этапе обучения. Организационные основы начального обучения. Методика обучения. Спортивное плавание, техника и методика обучения видов плавания. Развитие плавательного спорта на современном этапе. Структура спортивной техники плавания. Кинематические характеристики. Динамические характеристики. Общая согласованность движений. Пути сохранения механической энергии в движениях пловца. Закономерности согласованности движений. Фазовый характер движений. Цикличность движений. Обучение технике плавания кролем на груди и кролем на спине. Обучение технике плавания брассом и дельфином. Старты: значение, виды, варианты, характеристика техники. Повороты: значение, виды, варианты, характеристика техники. Правила соревнований. Судейство соревнований. 6 сем. Теоретические занятия - 6 час. Прикладное плавание, методика и средства обучения. Плавание на боку. Брасс на спине. Способы освобождения от захватов в воде. Способы транспортировки. Несчастные случаи на воде: причины, перспективы решения. Первая помощь пострадавшему. Утопление: виды, признаки. Вспомогательные средства. Спасательные средства. Формы организации занятий по плаванию. Урок плавания. Особенности урока плавания. Организационно-методические особенности работы по плаванию в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе, средней и высшей профессиональной школах, спортивно-оздоровительных лагерях, ДЮСШ. Плавание в домашних условиях. Спортивные праздники. Массовые мероприятия на воде. Лечебное плавание при нарушениях осанки. Методика обучения плаванию новорожденных. Соревновательная деятельность в плавании. Судейство соревнований, оформление документации Анализ соревнований. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Организация проведения и структура спортивной тренировки. Организационное и методическое обеспечение урока плавания в школе. Анализ школьной программы. Виды подготовки пловца. Методы спортивной тренировки. Сооружения, оборудование и особенности их эксплуатации. Бассейны открытые и закрытые, аквапарки, естественные и искусственные водоемы. Техника безопасности при занятиях плаванием. Купание и плавание только с разрешения врача. Место для занятий должно отвечать требованиям. Вход и выход только по сигналу преподавателя. Знать приемы оказания помощи тонущему. Дежурство врача. Практические занятия - 30 час. Прикладное плавание, методы и средства обучения. Плавание на боку. Брасс на спине. Способы освобождения от захватов в воде. Способы транспортировки. Несчастные случаи на воде, причины, перспективы решения. Первая помощь пострадавшему. Утопление: виды, признаки. Вспомогательные средства. Спасательные средства. Формы организации занятий по плаванию Урок плавания. Особенности урока плавания. Организационно-методические особенности работы по плаванию в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе, средней и высшей профессиональной школах, спортивно-оздоровительных лагерях, ДЮСШ. Плавание в домашних условиях. Спортивные праздники. Массовые мероприятия на воде. Лечебное плавание при нарушениях осанки. Методика обучения плаванию новорожденных. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Организация проведения и структура спортивной тренировки. Организационное и методическое обеспечение урока плавания в школе. Анализ школьной программы. Виды подготовки пловца. Методы спортивной тренировки. Правила соревнований в плавании. Соревновательная деятельность в плавании. Судейство соревнований, оформление документации Анализ соревнований. Судейство соревнований в вузе, школе. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1 .Рекомендуемая литература: а) основная литература: 1. Водные виды спорта: учебник для вузов / ред.-сост. Н.Ж Булгакова. – Москва: Физкультура и спорт, 2007. – 320 с. б) дополнительная литература: 1. Булгаков, А.М., Простейшие плавательные бассейны/ А.М. Булгаков, В.И. Иванов. – Москва: Физкультура и спорт, 1977. – 254 с. 2. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту/ Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец. – Москва: Физкультура и спорт, 1985.- 65 с. 3. Гончар, И.Л. Плавание: теория и методика преподавания /И.Л. Гончар. - Минск: Перспектива, 1995. – 386 с. 4. Лукин, И.М. Санитарно-гигиеническая характеристика воды в плавательных бассейнах // Плавание/ И.М. Лукин. – Москва: Физкультура и спорт, 1971. – Вып.1. – С.47-52. 5. Макаренко, Л.П. Юный пловец/ Л.П. Макаренко. - Москва: Физкультура и спорт, 1983.- 364 с.
10. Плавание: учебник для вузов/ ред.-сост. Н.Ж.Булгакова.- Москва: Физкультура и спорт, 2001. – 398 с. 11. Плавание/ В.Н.Платонов [и др.]. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 495с. 12. Платонов, В.Н. Тренировка пловцов высокого класса/ В.Н. Платонов, С.М. Войцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 268 с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Таблицы, рисунки, учебные фильмы: техника спортивного плавания кролем на груди, техника спортивного плавания дельфином, техника спортивного плавания кролем на спине, обучение плаванию в пионерском лагере /1987 г./. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Бассейн ТГПУ «Посейдон». Хронометры, вспомогательные средства: плавательные доски, круги, мячи, резиновые бинты. Спасательное оборудование и инвентарь / спасательный круг, шесты /. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1) Безотечество, К.И. Методика обучения плаванию: методические рекомендации для студентов ФФК, СПК и педагогического лицея/ К.И. Безотечество, С.Г. Кравченко. - Томск: изд-во ТГПУ, 1999. – 168 с. 2) Безотечество, К.И. Плавание: учебно-методическое пособие по плаванию для студентов ФФК/ К.И. Безотечество. - Томск: изд-во ТГПУ, 2004. – 245 с. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Формирование знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных, практических, семинарских занятий, самостоятельной работы, написания рефератов, курсовых и дипломных работ, ответов на тесты, контролирующие программы выступлений с докладами студентов. Основным результатом освоения дисциплины является готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего багажа знаний и умений в области физической культуры и спорта. Осваивая учебный курс, необходимо, чтобы студенты расширяли специальные знания и формировали соответствующую культуру движений; свободно оперировали методическими понятиями, понимая реальные учебные ситуации, владея различными технологическими подходами в практической деятельности. Изучение дисциплины предполагает практическую и теоретическую подготовку на занятиях посредством выполнения различных заданий и упражнений. Изучая любые дисциплины на факультете физической культуры и спорта, студенты получают знания по основам техники видов, основам методики обучения, спортивной тренировке, по спортивному отбору и прогнозированию результатов, методике тестирования и оценки уровня подготовленности на каждом курсе обучения. По организации и судейству правил соревнования. Необходимо раскрывать на занятиях сходство и различия в технике видов, подбор средств при изучении техники и методики обучения, меры предупреждения травматизма на занятиях, особенности занятий с детьми различного возраста и пола. Обучая целям и задачам тренировки, раскрывать физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральную части подготовки, их разновидности и содержание. Знать основные принципы обучения: всесторонность, сознательность, наглядность, постепенность, повторность, индивидуальность в обучении; средства , методы и динамику развития физических качеств, спортивный отбор, методику тестирования и оценки уровня подготовленности спортсменов различной специализации. Большое значение при обучении имеют формы контроля знаний:
8. 2. Методические указания для студентов. Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре и спорту, должен осуществлять обучение и воспитание занимающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствовать формированию общей культуры личности, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, обеспечивать уровень подготовки обучающихся соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в различных формах методической работы, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся. В результате освоения курса, студент должен иметь большой запас знаний: обще развивающие упражнения, упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, способности к расслаблению; специально-подводящие упражнения, специально-подготовительные упражнения, имитационные упражнения, различные игры и игровые задания. Необходимо овладение и совершенствование техникой видов и методикой обучения, технико-тактическим действиям занимающихся. Знать правила соревнований и участвовать в их организации и проведении В процессе обучения студенты обязаны:
6. Готовиться к сдаче зачета по вопросам, предлагаемым преподавателем. Самостоятельная работа студентов требует специальных умений:
Для самостоятельной работы большое значение имеет компьютерное обучение. Важным этапом является и организация контроля знаний. Это собеседование, контрольные проверки и др. 8.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы: 5 семестр.
6 семестр 1. Задачи начального обучения плаванию. Основные группы упражнений начального этапа обучения. Продолжительность начального этапа обучения. 2. Спортивные способы плавания. Значение старта, значение поворотов в спортивном плавании, преимущество правильной спортивной техники.
5. Методы спортивной тренировки в учебных группах, в учебно-тренировочных группах 1 и 2-го года обучения. Урок плавания в школе. 6. Организация и проведение праздника на воде: в общеобразовательной школе, в ДЮСШ. 7. Упражнения для совершенствования спортивных способов плавания. 8. Причины несчастных случаев на воде. Перспективы решения этой проблемы. 9. Массовое обучение плаванию. Проблемы массового обучения. 10. Правила оказания помощи потерпевшему. Искусственное дыхание, его виды. Признаки утопления /смерти/. 11. Основные упражнения для изучения техники плавания кролем на груди, кролем на спине, брассом, дельфином, брассом на спине. 12. Влияние занятий плаванием на организм человека. 13. Схема изучения спортивных способов плавания. 14. Особенности проведения урока плавания. 8.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ. Не предусмотрена. 8.5.Примерный перечень вопросов к зачету. Не предусмотрено. 8.6. Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Анализ техники стартов и поворотов в плавании. Анализ движений ногами в кроле на груди, кроле на спине, брассе, дельфине, плавании на боку. 2. Анализ движений руками в кроле на груди, кроле на спине, брассе, дельфине, плавании на боку.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 033100 (050720.65) «Физическая культура» Программу составили: Безотечество К.И. – к.п.н., доцент кафедры плавания ФФКиС __________________ Вязигин А.Ю. – к.п.н., зав. кафедрой плавания ФФКиС _______________________ Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры плавания Протокол № _______ от «_____»________________ 200__г. Зав. кафедрой _________________________ А.Ю. Вязигин Программа дисциплина одобрена методической комиссией ФФКиС ТГПУ. Председатель методической комиссии ФФКиС ТГПУ _____________Л.П. Канакова Согласовано: Декан ФФКиС ТГПУ ________________________ О.В.Смирнов 3. Учебная и учебно-методическая литература (методические пособия и разработки). 1) Безотечество, К.И. Методика обучения плаванию: методические рекомендации для студентов ФФК, СПК и педагогического лицея/ К.И. Безотечество, С.Г. Кравченко. - Томск: изд-во ТГПУ, 1999. – 168 с. 2) Безотечество, К.И. Плавание: учебно-методическое пособие по плаванию для студентов ФФК/ К.И. Безотечество. - Томск: изд-во ТГПУ, 2004. – 245 с. 4.Наглядно-иллюстративные материалы.
|