Треьое
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом требований ФГОС)
Цель дисциплины – изучение теории, выработка компетенций и получение навыков применения приемов и методов анализа бизнес-процессов.
Задачами дисциплины «Анализ бизнес-процессов» являются: изучение понятия, принципов, форм и задач анализа бизнес-процессов, его комплексного характера и основных этапов проведения анализа, формирование у будущих специалистов отечественных предприятий современного подхода к управлению предприятием с позиций анализа бизнес-процессов, а также приобретение необходимых навыков и практического опыта по их практическому применению.
Дисциплина «Анализ бизнес-процессов» предполагает системное изложение теоретического материала, который дает представление о методологиях моделирования и анализа бизнес-процессов и реализующих их инструментальных средствах. Дисциплина обеспечивает возможность эффективной работы выпускника, способного проводить аналитические исследования процессов, моделировать бизнес-процессы организации, разрабатывать методики для их мониторинга.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать: теорию бизнес-процессов;
современные методы моделирования и анализа бизнес-процессов;
методологию анализа бизнес-процессов и инструментальные системы, используемые для описания бизнес-процессов,
основные принципы анализа бизнес-процессов.
| Обучающийся должен уметь: использовать процессный подход в управлении организацией, методологии описания бизнес-процессов и реализующие их инструментальные средства.
| Обучающийся должен владеть:
навыками микроэкономического моделирования с применением современных инструментов;
методикой оценки эффективности инвестиционных решений; методологией исследования инвестиционных процессов в условиях риска и неопределенности;
методикой составления технико-экономического обоснования инвестиционных проектов;
методологией и методикой проведения научных исследований; навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;
навыками количественного анализа для принятия управленческих решений; методикой построения организационно-управленческих моделей;
информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами.
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);
способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| История экономического анализа; Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (продвинутый уровень); Маркетинговый анализ; Экономика организации; Микроэкономика (продвинутый уровень).
| Методология экономического анализа деятельности организации; Научные основы аналитических исследований;
Стратегический анализ и прогнозирование; Особенности экономического анализа организаций различных видов деятельности.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час.
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 1-18
| 14
| 10
| Практические занятия
|
|
| 1-8
| 6
| 4
| Модуль 1. «Анализ бизнес-процессов как элемент управления организацией»
|
|
| 1-4
| 2
| -
| Тема 1. «Сущность, цель и задачи анализа бизнес-процессов».
Понятие, цель и значение анализа бизнес-процессов. Терминология и классификация бизнес-процессов. Организация бизнес-процессов.
| П, Д, ПБ
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
| 5-6
| 2
| 2
| Тема 2. «Оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов».
Понятие и сущность оптимизации бизнес-процессов. Понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов.
| М, П, Д
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
| 7-8
| 2
| 2
| Тема 3. «Описание бизнес-процессов».
Вертикальное и горизонтальное описание бизнес-процессов. Способы описания бизнес-процессов. Описание окружения бизнес-процесса. Классификация входов и выходов бизнес – процесса.
| П, Д, М
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
| 9-18
| 8
| 6
| Модуль 2. «Моделирование и методика анализа бизнес-процессов»
|
|
| 9-10
| 2
| 2
| Тема 4. «Моделирование бизнес-процессов».
Понятия моделирования и модели бизнес-процесса. Шаги по решению задачи по моделированию бизнес-процессов. Использование бизнес-моделей для совершенствования управления компанией.
| М, П
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
| 11-14
| 2
| 2
| Тема 5. «Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов».
Классификация методов и инструментов анализа и оптимизации бизнес-процессов. Разработка целей и показателей оптимизации бизнес-процессов.
Анализ современных средств моделирования бизнес-процессов.
| М, П, Д
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
| 15-18
| 4
| 4
| Тема 6. «Методика комплексного анализа бизнес-процессов».
Обследование, моделирование. Структуры документов.
| Д, ПБ
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
|
Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. час.
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Реализуемые компетенции
| 1-18
| 6
| Реферат
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
| 1-18
| 2
| Темы и вопросы, определяемые преподавателем, с учетом интересов студентов
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
| 1-18
| 14
| Подготовка к зачету
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-12.
|
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения
| Часы
|
| Компьютерные симуляции
| Проведение практических занятий с элементами мультимедиа.
| 2
|
| Деловые и ролевые игры
| Деловая игра по КС
| 4
|
| Разбор конкретных ситуаций
| Конкретная ситуация Компания ООО «Зеленый мир».
| 4
|
| Психологические и иные тренинги
| -
|
|
| Семинары в диалоговом режиме
| По темам 1-6.
|
|
| Дискуссии
| По темам 1-6.
|
|
| Групповые дискуссии
| По темам 1-6.
|
|
| Результаты работы студенческих исследовательских групп
| -
|
|
| Вузовские и межвузовские телеконференции
| -
|
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Статистическая отчетность, специальные публикации, официальные справочные издания, Интернет-ресурсы, экономические обзоры и пр.; результаты проведения специальных опросов; компьютерная презентация по темам курса.
|
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Бизнес-анализ деятельности организации: учебник / Л.Н. Усенко, Ю.Г. Чернышева, Л.В. Гончарова [и др.]; под ред. Проф. Л.Н.Усенко. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. – 560 с.: ил. + доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http: //www.znanium.com]. – (Магистратура).
|
|
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Примерные программы дисциплины, рекомендации УМО. Использование в образовательном процессе современных учебных, учебно-методических, монографических и практических разработок, обеспечивающих актуальный уровень рассмотрения вопросов рабочей учебной программы дисциплины.
|
|
| Применение предпринимательских идей в содержании курса
| Интеграция в учебный процесс практического опыта анализа бизнес-процессов и новых технологий.
|
|
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Дисциплина «Анализ бизнес-процессов» неразрывно связана с экономикой организации, комплексным экономическим анализом хозяйственной деятельности и др.
|
|
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| Мультимедийные занятия, использующие результаты анализа бизнес-процессов конкретных организаций.
|
|
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Применение результатов анализа бизнес-процессов конкретных предприятий.
|
|
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Работа в малых аналитических группах по конкретной ситуации Компания ООО «Зеленый мир».
|
|
| Другие
| Применение модульной системы обучения и рейтингового промежуточного и итогового контроля знаний.
|
|
Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
| Основная литература:
| 1.
| Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / В.В. Репин. - М.: Стандарты и качество, 2007. - 240 с.
| 5
| 2.
| Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / - 7-е изд. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 408 с.
| 2
| 3.
| Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология / Ю.Ф. Тельнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 320 с.
| 25
| 4.
| Харрингтон Д. Совершенство управления процессами. Искусство совершенствования управления процессами / Дж. Харрингтон; под науч. ред. В.В. Брагина; пер. с англ. А.Л. Раскина. - М.: Стандарты и качество, 2007. - 192 с.
| 5
| Дополнительная литература:
| 1.
| Бизнес-анализ деятельности организации: учебник / Л.Н. Усенко, Ю.Г. Чернышева, Л.В. Гончарова [и др.]; под ред. Проф. Л.Н.Усенко. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. – 560 с.: ил. + доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http: //www.znanium.com]. – (Магистратура).
| -
| 2.
| Джестон Д. Управление бизнес-процессами. практическое руководство по успешной реализации проектов. - М.: Символ-Плюс, 2008. - 512 с.
| -
| 3.
| Долженко А.И., Тимченко Н.А. Информационный менеджмент. Моделирование бизнес-процессов: лаборатор. практикум / А.И. Долженко, Н.А. Тимченко; Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ". - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ "РИНХ", 2006. - 96 с.
| 44
| 4.
| Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. (Серия: «Учебники для программы MBA») - М.: Инфра-М, 2011. - 319 с.
| -
| 5.
| Кутелев П.В. Организационный инжиниринг: технологии реинжиниринга бизнеса: учеб. пособие / П.В. Кутелев. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.
| 31
| 6.
| Кутелев П.В. Технология реинжиниринга бизнеса: Учеб. пособие / П.В. Кутелев, И.В. Мишурова. - М.: Март, 2003. - 176 с.
| 289
| 7.
| Масленников В.В., Крылов В.Г. Процессно-стоимостное управление бизнесом / В.В. Масленников, В.Г. Крылов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 285 с.
| 5
| 8.
| Менеджмент процессов Prozess-Management: [пер. с нем.] / под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
| 5
| 9.
| Методы и модели информационного менеджмента: учеб. пособие / под ред. проф. А.В. Кострова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
| 17
| 10.
| Организация производства и управление предприятием: Учеб. / Под ред. О.Г. Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 528 с.
| 40
| 11.
| Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева, Л.Ш. Лозовский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
| 6
| 12.
| Филина Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов: Проблемы и решения. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 208 с.
| -
| 13.
| Хоуп Дж. Финансовый директор новой эпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех компании на рынке / Дж. Хоуп; под общ. ред. Д.А. Рябых; пер. с англ. Н.И. Кобзаревой. - М.: Вершина, 2007. - 304 с.
| 1
| 14.
| Ширяев В.И., Ширяев Е.В. Управление бизнес-процессами: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 080116 "Математ. методы в экономике" и другим междисциплинар. спец. / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009. - 464 с.
| 20
| 15.
| Шполянская И.Ю. Имитационное моделирование бизнес-процессов и систем: науч.-практ. пособие / И.Ю. Шполянская; Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ". - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ "РИНХ", 2005. - 224 с.
| 47
| 16.
| Журнал «Российская экономика: прогнозы, тенденции»
| 1
| 17.
| Журнал «Российский экономический журнал»
| 1
| 18.
| Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения» (адрес в Интернет: http://www.fin-izdat.ru)
| -
| 19.
| Журнал «Финансовый бизнес»
| 1
| 20.
| Журнал «Финансовый вестник»
| 1
| 21.
| Журнал «Финансовый менеджер»
| 1
| 22.
| Журнал «Финансовый менеджмент»
| 1
| 23.
| Журнал «Экономика и управление»
| 1
| 24.
| Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
(адрес в Интернет: http://www.fin-izdat.ru)
| 1
| 25.
| http://www.betec.ru: Информационный портал Betec.Ru. Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов организаций.
|
|
Материально-технические
№
ауд.
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 501, 502, 516.
| Телевизионная аудитория
| Обучающее (практические)
| 516.
| Компьютерная техника
| Обучающее (практические)
| 501, 502, 516.
| Наглядные пособия
| Обучающее (практические)
|
Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
4.1 Текущий, промежуточный контроль знаний студентов по Модулю 1 «Анализ бизнес-процессов как элемент управления организацией»
№
| Вопросы для текущего контроля, презентации студентов, темы рефератов
| 1.
| Вопросы для текущего контроля по темам дисциплины:
Тема 1. «Сущность, цель и задачи анализа бизнес-процессов»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Понятие анализа бизнес-процессов.
Цель анализа бизнес-процессов.
Понятие бизнес-процессов.
Классификация бизнес-процессов.
Организация бизнес-процессов.
Значение анализа бизнес-процессов в управлении организацией.
Тема 2. «Оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что такое оптимизация бизнес-процессов?
Когда проводится оптимизация бизнес-процессов?
Что такое реинжиниринг бизнес-процессов?
Когда проводится реинжиниринг бизнес-процессов?
Тема 3. «Описание бизнес-процессов»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Вертикальное и горизонтальное описание бизнес-процессов.
Способы описания бизнес-процессов.
Описание окружения бизнес-процесса.
Классификация входов и выходов бизнес-процесса.
| 2.
| Презентации студентов по результатам конкретных ситуаций:
Тема 2. «Оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов», Тема 3. «Описание бизнес-процессов»: рассмотрение конкретной ситуации.
Задание:
На основе ситуации разработайте новую программу мероприятий для данной организации.
Устная презентация аналитического проекта отдельными аналитическими группами.
| 3.
| Темы рефератов по Модулю 1:
Основные понятия и этапы реорганизации деятельности предприятий.
Теоретические основы управления процессами.
Функциональный и процессный подходы к управлению организацией.
Процессное управление - как инструмент повышения эффективности бизнеса и обеспечения качества менеджмента в компании.
Бизнес-процессы организаций: свойства, классификация, нотации описания бизнес процессов.
Методика выделения бизнес-процессов на основании жизненного цикла продукта.
Информационная поддержка моделирования бизнес-процессов.
Этапы проведения анализа бизнес-процессов.
Оптимизация бизнес-процессов компании - как средство снижения негативных последствий глобального кризиса и завоевания стратегических преимуществ перед конкурентами.
|
4.2 Текущий, промежуточный контроль знаний студентов по Модулю 2 «Моделирование и методика анализа бизнес-процессов»
№
| Вопросы для текущего контроля, темы рефератов, мультимедийные презентации студентов, вопросы для подготовки к зачету
| 1.
| Вопросы для текущего контроля по темам дисциплины:
Тема 4. «Моделирование бизнес-процессов»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Понятия моделирования и модели бизнес-процесса.
Шаги по решению задачи моделирования бизнес-процессов.
Использование бизнес-моделей для совершенствования управления компанией.
Тема 5. «Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Классификация методов и инструментов анализа и оптимизации бизнес-процессов.
Разработка целей и показателей оптимизации бизнес-процессов.
Анализ современных средств моделирования бизнес-процессов.
Тема 6. «Методика комплексного анализа бизнес-процессов»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что представляет собой этап обследования бизнес-процессов?
Что представляет собой этап моделирования бизнес-процессов?
Какие документы заполнятся при проведении анализа бизнес-процессов?
Структуры документов при проведении анализа бизнес-процессов.
| 2.
| Мультимедийные презентации студентов по результатам конкретных ситуаций:
Деловая игра (к Практическим занятиям 4-6)
Задание:
Разработайте план мероприятий по реализации проекта.
«Деловая игра» (использование конкретной ситуаций):
Цель «Деловой игры» - разработка аналитического проекта по результатам анализа.
Деление аудитории на малые группы.
Необходимо представить решение проблемы отдельными аналитическими группами.
Устная презентация аналитического проекта отдельными группами.
Подготовка (домашнее задание) и представление малыми группами мультимедийных проектов по результатам анализа.
Обсуждение проектов.
Подведение итогов.
| 3.
| Темы рефератов по Модулю 2:
Обзор видов и методов анализа бизнес-процессов.
Анализ регламентированности бизнес-процессов: приемы и методы.
Анализ управляемости бизнес-процессов: приемы и методы.
Анализ стоимости и эффективности бизнес-процессов: приемы и методы.
Методы экспресс-диагностики бизнес-процессов компании.
Измерение и анализ показателей бизнес-процессов.
Построение моделей бизнес-процессов.
Концепция управления процессом.
Методология комплексного анализа бизнес-процессов.
Методологии ARIS - общие сведения, функциональное назначение.
Обзор приемов и методов оптимизации бизнес-процессов.
Типовые ошибки в бизнес-процессах и методы их устранения.
Алгоритмы оптимизации бизнес-процессов в соответствии с различными критериями.
Долгосрочные и комплексные стратегии оптимизации бизнес-процессов компании.
Реинжиниринг бизнес-процессов: современное понимание и области эффективного применения.
Приемы и методы реинжиниринга бизнес-процессов.
Построение системы непрерывного совершенствования бизнес-процессов компании.
Типовые структуры проектов в области оптимизации бизнес-процессов.
Организация работы, планирование и контроль работы команды по совершенствованию бизнес-процессов компании.
Эффективное внедрение изменений в бизнес-процессах компании.
Контроллинг и мониторинг процессов.
| 4.
| Вопросы для подготовки к зачету:
Понятие, цель анализа бизнес-процессов.
Значение анализа бизнес-процессов в управлении организацией.
Понятие, классификация бизнес-процессов.
Организация бизнес-процессов компании.
Оптимизация бизнес-процессов компании.
Реинжиниринг бизнес-процессов: современное понимание и области эффективного применения.
Вертикальное и горизонтальное описание бизнес-процессов.
Способы описания бизнес-процессов.
Описание окружения бизнес-процесса.
Классификация входов и выходов бизнес-процесса.
Моделирования и модели бизнес-процесса.
Шаги по решению задачи моделирования бизнес-процессов.
Использование бизнес-моделей для совершенствования управления компанией.
Классификация методов и инструментов анализа и оптимизации бизнес-процессов.
Разработка целей и показателей оптимизации бизнес-процессов.
Анализ современных средств моделирования бизнес-процессов.
Этапы проведения анализа бизнес-процессов.
Этап обследования бизнес-процессов.
Этап моделирования бизнес-процессов.
Перечень и структура документов, заполняемых при проведении анализа бизнес-процессов.
|
Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
| Следующие записи относятся к п.п.
| Автор
| Зав. кафедрой
|
|
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________
|