Формирование детской речи





НазваниеФормирование детской речи
Дата публикации23.12.2014
Размер70.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Глава 1. Формирование детской речи.

§1. Что такое детская речь и зачем её изучать.

Детская речь - совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой речевой ситуации1.

Детскую речь изучают не только лингвисты, но и психологи, потому что она позволяет понять, как развиваются психические процессы, прежде всего - познавательные, а также отдельные мыслительные операции. Изучают её ещё и как источник представления о процессе социализации ребенка и как достойный отдельного внимания объект.

Речь ребенка неразрывно связана с мышлением, которое мы и рассмотрим ниже.

§2. Формы мышления ребёнка.

Существуют несколько ступеней развития мышления, но разные авторы в своих работах определяют их по-своему. Рассмотрим два варианта, один из которых принадлежит Ж. Пиаже, а второй - Л.С. Выготскому. Стоит для начала немного рассказать об обоих.

Работы Пиаже являются одними из первых систематических исследований о детской речи. Он привнес неоценимый вклад в изучение этой проблемы. Л.С. Выготский, в свою очередь, рассмотрел мышление и речь ребенка по-новому, критикуя психологические концепции других, в том числе Пиаже. Выготский понимал огромное значение исследований Пиаже, однако говорил, что они не могут быть объективными, так как Пиаже рассматривал только факты и хотел избежать какой-либо теории.

Итак, Пиаже писал, что сначала развивается внеречевое аутистическое мышление, затем эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, а последняя стадия - это социальная речь и логическое мышление. Выготский же предполагал, что социализированная речь- это первая ступень, вторая- это эгоцентрическая речь и третья- это внутренняя речь.

Прежде всего, необходимо разъяснить, что такое эгоцентрическая речь. Эгоцентрическая речь - говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка2. По мнению Пиаже, эгоцентрическая речь является прямым доказательством эгоцентрического мышления ребенка и говорит против социального происхождения его речи3. Однако Выготский не согласился с ним, и чтобы доказать свою точку зрения, видоизменил эксперимент, на основе которого Ж. Пиаже сделал свой вывод. Он организовал поведение ребенка в такой же естественной обстановке, как у Пиаже, но ввёл в нее целый ряд затрудняющих моментов. В опытах Выготского ребенок, поставленный, перед некоторой трудностью, например, обнаружив отсутствие необходимого ему цветного карандаша, дает взрыв эгоцентрической речи. Коэффициент ее стремительно возрастает, почти вдвое по сравнению с контрольными опытами по методу Пиаже. Это дает Выготскому основание полагать, что «затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь»4. Этот вывод прямо противоположен выводу Пиаже и говорит о том, что социализированная речь предшествует эгоцентрической.

Далее Лев Семёнович говорит о детях школьного возраста. Школьник, обнаруживая некие затруднения, использует уже внутреннюю речь, то есть он сам все обдумывает и решает проблему.

Затем, возникает вопрос об аутистическом мышлении. Является ли оно первоначальным, как утверждает Пиаже? Аутистическая мысль похожа на мечту, она никуда не направлена, а лишь стремится удовлетворить желание, следовательно, она индивидуальна. Пиаже утверждает, что это первая ступень, исходя из того, что мысль идет на службу непосредственному удовлетворению потребностей гораздо раньше, чем принуждает себя искать истину5. Выготский не согласился с Пиаже, он ставил аутистическое мышление после действенного, практического, основываясь на том, что все существа реагируют на действительность, но не все способны себе что-то вообразить, так как для этого необходимо обладать способностью к воспоминанию. Таким образом, по мнению Выготского мышление ребенка развивается от социального к индивидуальному.

§3. Первые слова ребёнка.

Первые слова ребенка- это вовсе не те слова, которые мы имеем в виду, когда говорим о лексиконе взрослого6. Они относятся не к отдельному объекту, действию или состоянию, а к ситуации, мыслимой как целое. Первые слова фиксируются для того, чтобы накопить побольше фактов, ведь это главное при изучении детской речи, так как оно в основном проводится описательным способом. Ясно, что практически невозможно узнать, сколько слов говорит ребёнок, и какие это слова. Во-первых, сложно понять является ли словом то, что произнес ребёнок, так как это могут быть лишь звуковые сигналы, напоминающие это слово. Во-вторых, у маленьких детей ограничены артикуляторные возможности. В-третьих, иногда дети, употребляя одно слово, подразумевают под ним сразу несколько понятий. Это называется сверхгенерализацией или сверхобобщением. Однако не всегда можно понять, когда оно есть, а когда нет, так как некоторые слова просто похожи по звучанию, а обозначают разные понятия.

Несмотря на эти трудности, существует классификация детской речи, предложенная американскими ученными в 1992 году. Выглядит она так:

  1. ПИ - простые имена, которыми ребенок обозначает ситуации и предметы одновременно.

  2. ПОДР - звукоподражания.

  3. ЛИ - личные имена.

  4. ИНТ - слова, обеспечивающие взаимодействия.

  5. ПРОЧ - другие слова

Когда у ребёнка маленький словарный запас, тогда он в основном пользуется ПОДР и ЛИ. А в случае владения большим объёмом слов, у детей преобладают ПИ (простые имена).

§4. Обобщения.

Обобщение - это объединение нескольких конкретных предметов, или вещей, не на основании только субъективных связей, устанавливаемых во впечатлении ребенка, но на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами. Это высшая ступень в развитии мышления детей, потому что ребенок, переходящий к этому типу мышления, преодолевает свой эгоцентризм7. Эту ступень Выготский назвал мышлением в комплексах. Комплексное мышление- это связное мышление и одновременно объективное мышление. Лев Семёнович приводит пример, позволяющий понять основной закон построения того или иного мыслительного комплекса - это фамильное имя. Всякое фамильное имя, например фамилия «Петровы», охватывает такой комплекс единичных предметов, который ближе всего подходит к комплексному характеру детского мышления. Ребенок, находящийся на этой ступени своего развития, мыслит как бы фамильными именами или, иначе говоря, мир единичных предметов объединяется и организуется для него, группируясь по отдельным, связанным между собой фамилиям8. В основе комплекса лежит конкретная, существующая связь между понятиями, но она может быть разной. Любая связь может повести к включению данного элемента в комплекс, лишь бы она фактически была в наличии, и в этом заключается самая характерная особенность построения комплекса9.

Выготский выделяет пять видов комплексов. Первый - ассоциативный, так как в его основе лежат ассоциативные связи, т.е. ребёнок относит к этому комплексу все предметы, которые обладают хоть каким-нибудь признаком главного из них. Например, если ребёнку дать жёлтый шар, он может добавить к нему все круглые и жёлтые предметы, причем не все из них будут одновременно обладать двумя признаками.

Второй вид объединяет конкретные предметы так, чтобы вместе они образовывали одно целое, в котором дополняли бы друг друга по какому-либо признаку. Допустим, ребёнок объединит кофту, брюки, юбку, жакет, тогда у него получится набор вещей, отличающихся друг от друга, но всё вместе - это одежда.

Далее следует цепной комплекс, который строится на временном объединении предметов для дальнейшего переноса значения по ним. Например, ребёнку дали красный треугольник, он начинает подбирать все красные фигуры, последняя из них оказывается круглой, и тогда он начинает добавлять все круглые фигуры и так далее. То есть всё время совершается переход от одного признака к другому.

Четвертый тип комплекса объединяет предметы на основе неопределенных, смутных связей, т.е. признаки в нём размыты. Ребёнок может объединить предметы, которые как ему кажется, похожи, хотя на самом деле они различаются. Например, треугольник и трапеция.

Последний вид комплекса - псевдопонятие. Здесь объединяются предметы, которые по внешнему виду сходны с понятиями, но по своему происхождению не являются ими. Например, включая в комплекс все треугольники, дети, на самом деле, ориентируются на ассоциативные признаки, в этом обобщении не лежит само понятие треугольника. То есть ребёнок, в этом случае, пришёл к тому же результату, к которому пришел бы и взрослый, но другим путем. В дошкольном возрасте этот вид комплекса является преобладающим, потому что детские комплексы развиваются по определенным направлениям, которые предначертаны для развития комплекса уже установившимися в речи взрослых значениями слов. Ребёнок усваивает речь окружающих с уже готовыми значениями слов, т.е. он не формирует комплексы сам. Однако, передавая значения слов, взрослые не способны передать свой способ мышления. И в итоге получается, что ребёнок произносит слова, похожие по значению со словами взрослых, но при этом делает это с помощью другого мышления, отсюда и название комплекса.

Псевдопонятие имеет важное генетическое значение. Оно соединяет комплексное мышление и мышление в понятиях, раскрывает процесс становления детских понятий. Благодаря псевдопонятию, переход от комплексного мышления к мышлению в понятиях совершается незаметно для ребёнка. Особенность этого вида комплекса заключается в том, что ребёнок сначала начинает использовать понятия и только потом понимает их значения.

Итак, ребенок, находящийся на стадии комплексного мышления, мыслит в качестве значения слова те же предметы, благодаря чему становится возможным понимание между ним и взрослыми, но мыслит то же самое иначе, иным способом, с помощью иных интеллектуальных операций10.

1Сайт «Большая советская энциклопедия». - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/ . - Данные соответствуют 01.12.10

2 Сайт «Академик». - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/psihologic . - Данные соответствуют 08.12.10

3 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М..: "Государственное социально-экономическое издательство", 1934. С. XII

4 Там же. С. XIV

5 Там же. С. 24

6 Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - М..: "Academa", 2001. С. 107

7 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М..: "Государственное социально-экономическое издательство", 1934. С. 122

8 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М..: "Государственное социально-экономическое издательство", 1934. С. 122

9 Там же. С. 123

10 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М..: "Государственное социально-экономическое издательство", 1934. С. 137

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование детской речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Формирование детской речи iconРабочая программа по обучению грамоте 1 класс
Целью программы является : формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению...
Формирование детской речи iconУрока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи»
Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных
Формирование детской речи iconУпотребление причастий в устной и письменной речи
Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий...
Формирование детской речи iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Формирование детской речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение знаний учащихся о частях речи, формирование умения распознавать части речи
Формирование детской речи iconУрок русского языка в 7 классе: "Употребление в речи деепричастий и наречий"
...
Формирование детской речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи. Стили речи. Художественный стиль
Формирование детской речи iconНеделя детской книги
Поздравляем вас с долгожданной весной, а весна уже давно связана с Неделей детской и юношеской книги
Формирование детской речи iconПлан урока 1 Цель: активизация и закрепление лексики по теме “Праздники...
Учебная: развивать навыки устной речи, формирование гибких и вариативных умений говорить, развитие навыков понимания иностранной...
Формирование детской речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одарённости
Формирование детской речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи
Формирование детской речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что того, чтобы поговорить о наших детях, а именно о детской речи
Формирование детской речи iconУрок математики в 1-а классе
Коммуникативные: формирование умений использовать в речи слова «плюс», «минус» работа с информацией: формирование умений
Формирование детской речи iconОтчёт о работе Центральной городской детской библиотеки имени С. Т. Аксакова
Имидж библиотеки. Формирование привлекательного образа книги, чтения, читателя в глазах общества. 39
Формирование детской речи iconВопросы к экзамену по дисциплине Методика развития детской речи с практикумом по логопедии
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск