Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Прошакова Ольга Сергеевна
|
Регион
| 34 Волгоградская область
|
Населенный пункт, в котором находится ОУ
| г. Волгоград
|
Название ОУ
| Волгоградская Государственная Сельскохозяйственная Академия
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Модель парной регрессии
|
Краткое содержание проекта
|
В эконометрике широко применяются методы статистики и математики для исследования экономических процессов. При этом вначале всегда строится математическая модель. Одна из наиболее простых моделей – нормальная простая (парная) регрессия. Несмотря на то, что в чистом виде она встречается довольно редко, ее использование помогает понять суть процессов и исследовать их. Работая над проектом, студенты рассмотрят спецификацию, методы определения параметров и критерии оценки значимости уравнения парной регрессии; научатся применять полученные знания для прогнозирования экономических процессов.
|
Предметы
|
Эконометрика.
Основные рассматриваемые направления:
1. Оценка параметров парной регрессии. Метод наименьших квадратов.
2. Оценка существенности уравнения регрессии и ее параметров.
3. Прогнозирование в линейной регрессии.
4. Ошибка аппроксимации.
5. Условия Гаусса-Маркова.
|
Специальности
|
для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
12 часов
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=060500 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление 521600 « Экономика»
Эконометрика Линейная модель множественной регрессии. Метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок МНК. Показатели качества регрессии. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК). Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. Характеристики временных рядов. Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация. Система линейных одновременных уравнений. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта студенты смогут:
определять параметры уравнения регрессии
пояснять экономическую сущность параметров уравнения парной регрессии
оценить качество уравнения парной регрессии по F-критерию Фишера
проверять значимость параметров регрессии по t-критерию Стьюдента
прогнозировать значение результативного признака
исследовать остатки модели регрессии
использовать программные средства обработки изображений, создания презентаций, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности
приобрести навыки самостоятельной работы
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Как применить модель на практике?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Как производится оценка параметров модели парной регрессии?
Как производится оценка качества уравнения парной регрессии?
|
Учебные вопросы
| Дайте определение парной регрессии?
Что такое линия регрессии?
Поясните экономическую сущность параметров уравнения парной регрессии?
Как определить параметры уравнения регрессии?
Какова концепция F-критерия Фишера?
Как проверяется значимость параметров уравнения регрессии?
Как измеряется ошибка аппроксимации?
От чего зависит точность предсказания значения зависимой переменной на основе уравнения парной регрессии?
Сформулируйте условия Гаусса-Маркова в методе наименьших квадратов (МНК).
Как анализируется график остатков модели регрессии?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы
над проектом
| Студенты работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы
над проектом
|
Вопросы Презентация преподавателя Карты ЗИУ План проекта
| Планирование презентации
Критерии оценивания
Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
Дневники наблюдений
Журнал наблюдений преподавателя
| Конференция Оценочные листы
(презентации, буклеты, рефераты) Решение задач Итоговая рефлексия
|
Описание методов оценивания
|
В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний студентов. В ходе стартовой презентации преподавателя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте по заданным темам и распределяются по группам. Студенты заполняют таблицы Знаю-Интересуюсь-Умею (ЗИУ). Таблица позволяет активизировать предварительные знания студентов и позволяет установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить.
Составляется план проведения проекта, в котором обговариваются такие компоненты проекта как цели, процесс достижения, график работы, критерии оценивания обучения. Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, реферат, сообщение), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. В течении проекта студенты заполняют дневники наблюдений.
По итогам работы каждой группы преподавателями ведутся журналы контроля, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь.
После завершения работы над проектом проводится конференция, где заслушиваются выступления студентов с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход. В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности (Презентации), которые оцениваются экспертом по предложенному листу оценивания.
Завершается проект решением задач по теме проекта, коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Общие знания по высшей математике.
Навыки поиска информации в Интернет.
Навыки подготовки и проведения презентации.
Навыки обработки различных видов информации на компьютере.
|
Учебные мероприятия
|
Проект начинается с обсуждения со студентами вопросов по темам проекта (для этого используется Презентация преподавателя, публикация о проекте). Студенты заполняют таблицы ЗИУ. В ходе обсуждения уточняется план работы по проекту. Студенты распределяются на подгруппы, каждая из которых будет исследовать свою тему. 2 часа
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, реферат, сообщение), которые затем обсуждаются и по необходимости корректируются. Осуществляется поиск информации по тематике проекта. Выполнение практических работ по проекту, в соответствии с вопросами проекта, - сопровождается ведением дневника наблюдений, в котором студенты фиксируют свои этапы, размышления, наблюдения. Далее происходит обработка материала, оценивание списка наблюдений, проводится совместное обсуждение промежуточных итогов. 4 часа
В завершении работы над проектом создаются отчеты о проделанной исследовательской работе (презентации), идет подготовка к конференции. 2 часа
Проводится итоговая конференция, где каждая подгруппа выступает с итогами своей работы (при выступлении оценивается умение задавать и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход). Оценивание ведется с помощью оценочных листов. 2 часа
Завершается проект решением задач по теме проекта, коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах? 2 часа.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Для таких учеников проводятся дополнительные занятия, составляется график и список источников на каждый этап, информацию из которых он должен проанализировать, результаты анализа описываются учеником в блоге. Таким образом, происходит контроль за усвоением материала и оперативная корректировка знаний.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Для организации обучения студентов на не родном языке необходимо использование ассоциативного иллюстративного материала с минимумом текста. При необходимости организовать языковую поддержку можно использовать двуязычные словари и другие средства для перевода. Интернет технологии позволяют делать это оперативно
|
Одаренный ученик
| В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам студент. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование
|
Цифровой фотоаппарат, компьютеры, принтер, сканер, сеть Интернет, съемные носители информации, оборудование для видеоконференций
|
Технологии – программное обеспечение
|
Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные программы, электронные таблицы
|
Материалы на печатной основе
| Варюхин А.М., Панкина О.Ю., Яковлева А.В. Эконометрика: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 191 с.
Кочетыгов А.А., Толоконников Л.А. Основы эконометрики: учеб. пособие – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ» 2007. – 344 с.
Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика:Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 311 с.
Луговская Л.В. Эконометрика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.
Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Н.М. Гордеенко и др.; Под ред. И.И. Елисеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 344 с.
Рогачев А.Ф. Эконометрика: Учебное пособие / А.Ф. Рогачев, О.А. Заяц.– Волгоградская ГСХА. Волгоград, 2009. – 80 с.
Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика: Учебник / Н.П. Тихомиров, Е.Ю. Дорохина – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 512 с.
|
Другие принадлежности
| -
|
Интернет-ресурсы
| www.vgsha.ru
http://www.e-college.ru/xbooks/xbook019/book/index/index.html?part-006*page.htm
http://seminar.rosnou.ru/prog.php?tool=facultie&type=infosys&spec=econom&prog=econom
http://revolution.allbest.ru/emodel/00042585.html
|
Другие ресурсы
| Для успешного проведения необходимо организовать открытую лекцию по теме проекта
|