ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
директора
МБОУ ДОД ЦДТ г. Томари
Сахалинской области
ПРОСКУРЯКОВОЙ
МАРИНЫ ВИКТОРОВНЫ
о деятельности
образовательного учреждения
в 2012-2013 учебном году
Аннотация.
Публичный доклад директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества г. Томари, Сахалинской области (МБОУДОД ЦДТ) представляет собой информационно-аналитический материал
- об образовательно-воспитательной деятельности МБОУДОД ЦДТ;
- об основных результатах, достигнутых в 2012-2013 учебном году;
- об основных проблемах ЦДТ;
- о финансовом обеспечении учреждения.
Основное внимание в докладе уделяется информированию общественности об организации образовательно-воспитательного процесса в ЦДТ, а также привлечение её внимания к проблемам и перспективам развития ЦДТ.
Данный доклад имеет особое значение для родителей, он поможет им сориентироваться в особенностях образовательных программ, реализуемых в ЦДТ, его уклада и традиций, а также получить подробную информацию о достижениях воспитанников и педагогов за прошедший учебный год.
В подготовке Доклада активное участие принимали методист по учебно-методической работе, педагоги, администрация ЦДТ.
Общая характеристика учреждения.
Местонахождение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества (далее ЦДТ) расположен в г. Томари Сахалинской области.
Юридический и фактический адрес: Сахалинская область, г. Томари, ул. Садовая, 43. Тип, вид, статус учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества г. Томари Сахалинской области является многопрофильным бюджетным муниципальным учреждением дополнительного образования детей, удовлетворяющим потребности в дополнительном образовании, воспитании и развитии обучающихся. Имеет свою символику (эмблему, гимн), традиции. В центре занимаются дети в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет.
Система дополнительного образования Центра детского творчества выступает как педагогическая структура, -
предоставляющая обучающемуся возможности творческого и личностного развития по интересам,
обеспечивающая психологический комфорт для всех обучающихся,
дающая каждому шанс открыть себя как индивидуальность, как личность,
активно использующая возможности окружающей социокультурной среды,
побуждающая детей к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Серия РО 021637 № 10-ДО от 17 октября 2011 г. Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц
Учредителем Центра является отдел образования МО «Томаринский городской округ»
Руководитель учреждения: директор ЦДТ Проскурякова Марина Викторовна
Контактный телефон 8 (42446) 2-73-06
Контактная информация: телефон 8 (42446) 2-73-06, электронная почта:
Е-mаil: tomaridetstvo@mail.ru.
Характеристика контингента обучающихся.
В отчетном учебном году в 31-ом объединении ЦДТ занимается 352 воспитанника, а в 2011-2012 уч. г. – 370.
Анализ качественного состава обучающихся воспитанников показывает следующие данные:
Гендерный состав: мальчиков- 151чел. - 43% (в 2011-2012 уч.г.-171чел., 46%); девочек- 199 чел. - 57% (в 2011-2012 уч.г.- 199, 54%).
Возрастная характеристика детского коллектива: дошкольников- 19 (5% от общего количества обучающихся), младшего школьного возраста- 211 (60%), среднего школьного возраста- 85 (24%), старшеклассников- 37 (11%).
посещающих ЦДТ первый год- 244 чел., 69%, второй год- 75, 21%; третий и последующий год – 33 чел., 9% .
Анализ качественного и количественного состава обучающихся в ЦДТ детей показал, что в учреждении стабильно высокий процент детей в возрасте от 7 до 11 лет и низкий процент воспитанников 15 лет и старше, а также дошкольного возраста. Причину видим в том, что в учреждении недостаточно детских объединений для детей дошкольного и старшего школьного возраста.
Сохранность контингента учащихся ЦДТ в отчетном учебном году составила 99.6% (в 2011-2012 уч.г.-98%). Средняя наполняемость учебных групп – 11,3 человек (в 2011-2012 уч.г.-11,2).
В этом учебном году в ЦДТ обучаются 62 ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации, а в 2011-2012 уч.г.-83 ребенка (23%). С данной категорией детей педагогами и психологом ЦДТ проводится индивидуальная работа, вовлечение их в культурно-массовые мероприятия объединения и учреждения, что способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и занятости детей в свободное от учебы время. III. Основные позиции плана работы образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году). Целью деятельности Центра является: гармоничное развитие личности ребенка, его мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах личности, общества, государства; формирование духовно-нравственной личности. Основные задачи учреждения:
Обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5-18 лет.
Адаптация их в жизни общества;
Формирование общей культуры;
Организация содержательного досуга;
Создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов через использование разнообразных форм методической работы.
Органы государственного общественного управления и самоуправления
Управление Центром осуществляет директор, назначенный учредителем и соответствующий профессиональным квалификационным требованиям.
Формой самоуправления образовательного учреждения являются: общее собрание, педагогический совет, методический совет. IV. Наименование и характеристика программ дополнительного образования детей. Сроки реализации программ дополнительного образования детей. В 2012-2013 учебном году в учреждении реализовывалось 19 дополнительных образовательных программ (в 2011-2012 уч.году - 21 программа), с подготовительного по четвертый год обучения по срокам реализации учебного материала. Программы разрабатываются в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования и возрастными особенностями учащихся.
Количество дополнительных образовательных программ,
реализуемых в 2012-2013 учебном году
12
5
1
1
67
4
1
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Социально-
педагогическая
направленность
Спортивно-
техническая
направленность
Туристско-
краеведческая
направленность
Эколого-
биологическая
направленность
Физкультурно-
спортивная
направленность
Художественно-
эстетическая
направленность
Военно-
патриотическая
направленность
По итогам 2012-2013 учебного года в ЦДТ работало 31 группа детей следующей направленности:
спортивно-технической- 3 группы, в них занималось 30 уч-ся;
физкультурно-спортивной-9, 93 воспитанника;
туристско-краеведческой- 1, 10 уч-ся;
художественно-эстетической- 10, 124 воспитанников;
военно-патриотической – 2, 20 уч-ся;
эколого-биологической- 1, 20 уч-ся;
социально-педагогической- 5, 55 учащихся.
В сравнении с прошлым 2011-2012 учебным годом, количество учебных групп и количество реализуемых образовательных программ, уменьшилось на 2 в связи с увольнением педагога объединения «Бокс».
Срок реализации дополнительных образовательных программ:
1 год- 4, что составляет 21%
2 года- 5, 27 %
3 года- 7, 37 %
более 3 лет- 3, 15 % Целевых программ: 1 год- 2, 33%
более 5 лет- 4, 67%. Уровень реализации дополнительных образовательных программ:
предшкольное образование 5-6 лет - 1, 5 %
начальное образование 7-11 лет - 7, 37%
основное общее образование 12-14 лет - 8, 42%
среднее полное общее образование 15-18 лет - 3, 16%
Уровень освоения дополнительных образовательных программ:
общекультурный – 5, 26 %
углубленный- 10, 53 %
профессионально-ориентированный- 4, 21 %
10 4
V. Особенности образовательного процесса. В Центре детского творчества учитываются запросы детей, потребности семьи в дополнительном образовании детей, запросы других образовательных учреждений города и района. Образовательный процесс в ЦДТ осуществляется в г. Томари с учащимися СОШ № 2 и социально-реабилитационного центра несовершеннолетних, в наиболее доступных формах: кружковой, секционной, клубной и обеспечивает широкий охват детей и подростков, создает благоприятную почву для творческой деятельности ребенка.
В учреждении созданы необходимые условия для реализации образовательных программ следующих направлений:
Шесть программ художественно-эстетической направленности ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в разнообразных видах искусства, создание художественных образов, самореализацию обучающихся. 124 учащегося в возрасте от 7 до 13 лет осваивают образовательные программы: «Волшебный клубок», «Театр «Буратино», «Фломастер», Вокальная группа «Супердеточки», «Оригами», «Кукольный театр».
По четырем образовательным программам физкультурно-спортивной направленности обучается 93 учащихся в возрасте от 7 до 18 лет. Программы объединений: ОФП (волейбол), «Юные гимнасты», «Боевое восточное единоборство КУДО», «Мажоретки» - ориентированы на физическое совершенствование детей, приобщение их к культуре здорового образа жизни, укреплению здоровья учащихся.
В ЦДТ 55 учащихся занимаются в объединениях допрофессиональной подготовки по четырем образовательным программам социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации. Это образовательные программы объединений: «Юридический класс», «Клуб организаторов коллективных творческих дел», «Младшая медицинская сестра», «Планета детства» (юные журналисты). Педагоги выявляют определенные склонности, интересы и способности детей и развивают их до уровня профессионализма. Мы готовим будущих юристов, медицинских работников, журналистов, массовиков-затейников.
В течение учебного года продолжила функционировать группа кратковременного пребывания детей «АБВГДейка». В группе занимаются 13 детей 6 лет. Образовательная программа направлена на личностное развитие детей дошкольного возраста, подготовку детей к школе, развитие творческих способностей каждого ребенка. В 2013 г. 13 воспитанников объединения пойдут в 1класс школы.
Основой образовательной программы туристско-краеведческой направленности «Оздоровительный туризм», по которой обучается 10 учащихся в возрасте от 11 до 15 лет, является организация походов легкой степени сложности с использованием туристского инвентаря и оборудования. Программа включает в себя теоретическую и практическую подготовку к походам, предусматривают занятия по физической подготовке, проведение соревнований, изучение и применение правил техники безопасности и оказания первой медицинской помощи, ребята изучают природу родного края.
Образовательные программы спортивно-технической направленностей, ориентированы на расширение технического кругозора учащихся, развитие конструкторских возможностей, формирование умений и навыков работы с различными инструментами и материалами, проектирование моделей и конструкций разного функционального назначения. 30 учащихся в возрасте от 7 до 14 лет осваивают программу «Техническое творчество» (педагог И Вон Ха). Учащиеся данного объединения принимают участие в показательных запусках ракет на городских мероприятиях.
Основой образовательных программ военно-патриотической направленности - клуб «Позиция» (педагог Т.А. Гукова), по которой обучаются 20 учащихся, является развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины. Воспитанники данного объединения являются инициаторами акций «Я - сахалинец», «Вахта Памяти», проводимой в ЦДТ и СОШ №2.
В отчетном учебном году функционировало объединение эколого-биологической направленности по образовательной программе «Игровая экология». Учащиеся 4 класса под руководством ПДО Кисаровой М.Н. учатся экологической культуре, общению с природой и ответственному отношению к ней.
VI. Инновационная и экспериментальная деятельность. Решением методического совета ЦДТ в начале отчетного учебного года утверждены следующие инновации:
«ИКТ-компетентность педагога как неотъемлемое условие работы в современных условиях», руководитель Проскурякова М.В.;
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся», руководитель Гукова Т.А.
Инновационная деятельность педагогов в ЦДТ реализуется через:
деятельность экспериментальной площадки, творчески работающих педагогов для разработки и реализации отдельных направлений инновационной деятельности;
повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
обмен опытом работы в вопросах обучения и воспитания;
диссеминация передового педагогического опыта работы.
Результаты инновационной деятельности следующие:
1. В отчетном учебном году продолжила работу экспериментальная учрежденческая площадка по теме «Системный подход к развитию личности ребенка в процессе образовательной деятельности ЦДТ», цель которой - создание системы деятельности педагогов, учащихся, их родителей по развитию личности воспитанника ЦДТ.
Анализ деятельности данной площадки показывает, что в учреждении имеется вся необходимая нормативно-правовая документация, соответствующие локальные акты и положения, педагогические кадры. Согласно Программе деятельности экспериментальной площадки, эксперимент проводится в пять этапов. 2012-2013 уч. г. – это год реализации 4 этапа - обобщающего, который заключается в анализе и обобщении результатов исследований, проверки достоверности полученных в ходе эксперимента результатов, оформлении выводов, подготовке методических рекомендаций и публикаций.
В этом учебном году, на четвертом этапе реализации Программы эксперимента:
1/.Реализуются индивидуальные планы экспериментальной работы педагогов, участвующих в эксперименте;
2/. Педагогами и психологом ведется целенаправленная диагностика индивидуально - личностного развития воспитанников ЦДТ с применением различных методик и диагностик;
3/. В течение уч. г. педагогами заполняются Карты творческого роста и воспитанности обучающихся, проводят диагностики личностного развития воспитанника;
4/. Ведется мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе и мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им образовательной программы;
5/. Педагогом-психологом проведена диагностика склонностей и интересов воспитанников объединения «Юридический класс» в выборе профессии; анкетирование «Что я знаю о своих возможностях»; беседы и практические занятия «Что я знаю о мире профессий». Для воспитанников и их родителей организовано индивидуальное консультирование, а педагогам - выданы рекомендации по корректировке индивидуальной работы с ребенком;
6/. В результате исследования воспитанников ЦДТ по Тесту школьной тревожности Филипса, который дает представление об общей тревожности - эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь установлено, что 18% воспитанников ЦДТ на начало учебного года испытывают повышенную тревожность. По результатам исследования были сформированы группы коррекции. После завершения цикла была предложена повторная диагностика. Полученные результаты свидетельствуют о снижении тревожности в конце уч. г. до 10%;
7/. Результаты исследования сформированности операций логического мышления в объединении «Оригами» 1-го и 2-го года обучения, показали, что наиболее сформированными являются классификация, словесно-логическое мышление и осведомленность. Наибольшее затруднение вызвали задания субтеста, выявляющего развитие словесно-логического мышления и обобщения, сравнения. Низкий уровень обобщения может говорить о низком словарном запасе воспитанников. По результатам исследования, педагогам, родителям даны рекомендации по дальнейшей работе с обучающимися.
8/. Проведена диагностика будущих первоклассников, по итогам которой педагогу и родителям выданы рекомендации по подготовке детей к школе. Из 13 воспитанников объединения «АБВГДейка»: 6 – имеют высокий уровень школьной зрелости – 46%, 7– имеют средний уровень – 54%.
9/. В течение года отслеживался уровень общительности подростков по тесту В.Ф. Ряховского, в котором приняли участие 12 учащихся объединения «Юридический класс», результаты которого показали, что 70% учащихся имеют высокий уровень общения.
Организована рабочая группа по разработке критериев развития и социальной успешности личности воспитанников.
Подводя итог деятельности экспериментальной площадки можно отметить, что данная работа приносит положительные плоды нашим воспитанникам. В течение учебного года повысился процент участников в различных конкурсах и соревнованиях, а также качество участия.
Результаты экспериментальной работы обсуждаются на заседании методического совета, который осуществляет управление экспериментальной работой, вносятся коррективы в деятельность по эксперименту в ЦДТ.
Вместе с тем, в данной работе имеются и проблемы:
созданная рабочая группа по разработке критериев развития и социальной успешности личности воспитанников к концу учебного года не представила результаты своей работы и не определена модель развития личности ребенка;
педагоги затрудняются в разработке индивидуальной программы экспериментальной работы, требуется методическое сопровождение экспериментальной площадки методистами районного методического кабинета.
Инновация «Проектно-исследовательская деятельность учащихся»
В отчетном уч.г. в учреждении, продолжилась начатая в 2011-2012 уч.г. работа по внедрению проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс. Методистом Гуковой Т.А. проведены индивидуальные консультации по данной теме и посещены занятия объединений с целью оказания методической помощи педагогам в осуществлении исследовательской деятельности.
В ЦДТ проведен 2-ой конкурс проектно-исследовательской деятельности воспитанников и 2-ая научно-практическая конференция учащихся ЦДТ, посвященные 95-летию системы дополнительного образования детей в России, в которой приняло участие 16 воспитанников ЦДТ, подготовленные 7 педагогами дополнительного образования.
Эту работу следует продолжать в следующем учебном году с большим привлечением участников.
3. Работа по инновации «ИКТ-компетентность педагога как неотъемлемое условие работы в современных условиях» направлена на внедрение новых образовательных ресурсов и технологий в учебно-воспитательный процесс ЦДТ, в которой принимает участие 12 педагогов и 225 учащихся.
Цель данной инновации – обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся.
|