Протокол от №





Скачать 162.18 Kb.
НазваниеПротокол от №
Дата публикации13.07.2013
Размер162.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа




Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры философской антропологии

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________Б.В.Марков


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии
______________ Ю.Н.Солонин


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая теория личности.

специальность (направление) –

Конфликтология (Магистры)


Автор (составитель)

профессор, докт.филос.наук Б.В. Марков


Рецензент:

профессор, докт. филос. наук М.С.Уваров ___________


Санкт-Петербург

2009 г.


  1. Организационно-методический раздел




    1. Цель изучения дисциплины:

Анализ природы и структуры личности. Сравнительный анализ теорий личности с повседневными нормами поведения.
1.2. Задачи спецкурса:

Изучение основных теорий личности в психологии, социологии, культурологи и философии. Разработка теории личности с позиций философской антропологии. Построение антропологической модели воспитания личности. Формирование навыков самостоятельного решения жизненных задач методами культурной антропологии. Выявление жизненной позиции личности. Сравнение традиционных форм жизни и индивидуалистической этики. Решение проблемы прав человека с позиций философской антропологии. Исследование природы конфликтов и разработка методов их преодоления.
1.3. Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «Общая теория личности» является вспомогательной в подготовке профессионального конфликтолога и служит источником для изучения других конфликтологических дисциплин.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины –

«Общая теория личности»

- знать содержание дисциплины и иметь достаточно полное представление о возможностях применения ее разделов в различных науках о человеке и обществе;

- знать, как выглядят социальные нормы в зеркале повседневного сознания и как они воспринимаются сквозь призму представлений о личности.

- знать возможности разных проектов обоснования прав человека и разных способов их исполнения на уровне как социального, так и индивидуального повседневного бытия.


  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *




Всего аудиторных занятий


Часов


из них: - лекций


36 Часов








Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)


Часа36



Итого (трудоемкость дисциплины)


Часов 72



Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр: лекции – 36 ч..,

зачет

II. Распределение часов курса по темам и видам работ

N

п / п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоя-тельная работа

лекции

семинарские

занятия

1.

Понятие личности в философской антропологии




2

2

4

2.

Антропогенез. Становление человека




2

2

4

3.

Культурогенез личности. Повседневная культура личности




2

2

4

4.

Социология личности.




2

2

4

5.

Психология личности проблема межличностного общения




2

2

4

6.

Проблема личности в психоанализе.




2

2

4

7.

Мораль, этика и право




2

2

4

8.

Личность и конфликты




2

2

4



3. Содержание дисциплины

Тема 1. Понятие личности.

Природа человека. Биология и философия человека. Религия о происхождении и природе человека. Родовая сущность человека в философской антропологии. Личность и индивид. Индивид и род Человек и общество. Происхождение понятия личности. Теории личности. Психология и социология личности. Гуманизм. Культура и личность. Операбельный человек. Естественная и искусственная окружающая среда. Доместикация и инсуляция человека. Труд. Орудия и инструменты. Рука. Дистантная техника. Эпоха камня. Преобразование мира и покорение природы. Философия техники. Ноотехнологии. Экологическая этика.
Тема. 2 Антропогенез. Становление человека.

Идея человека: Проблемы и трудности религиозных и научных концепций происхождения человека. Человек и природа. Человек и Бог. Творение и эволюция. Теогенез и биогенез. Биология человека. Окружающая среда и мир. Человек - незавершенный продукт природы. Человек как аномалия природы. Открытость миру и пластичность. Неотения. Человек как продукт культурных технологий. Орудия труда и тело человека. Становление лица. Голос и речь. Теории происхождения языка.

Свое и чужое. Стресс войны. Защищенность и безопасность. Символическая иммунная система общества. Первичный нарциссизм. Деструктивные и защитные символические системы
Тема 3. Культурогенез.

Культурные и цивилизационные антропотехники. Дом - теплица для человека. Устройство сферы. Мать и ребенок. Человек - баловень жизни. Символическая культура как иммунная система. Сказание как форма самовосхваления рода. Теория цивилизационного процесса Н. Элиаса. Придворное общество. Рыцарь и буржуа? М. Вебер о роли протестантской этики. Дисциплинарное общество М. Фуко. Миф о цивилизационном процессе. Исследование истории интимности у П. Дюрра и Фукса. Искусство представлять себя другим. Интимное и публичное: дискурсы о страсти Н. Лумана. Реквием сексуальности Ж. Бодрияр. Общество контроля Ж. Делеза.
Тема 4. Социология личности.

Социогенез: Общество и общность. Род. Племя. Орда. Полис. Империя. Государство. Человек как политическое животное. Иерархическое общество. Понятие политического у Платона Аристотеля и Гобса. Античная теория естественного происхождения государства. Общество и государство. Общественный договор. Человек и государство. Отчуждение. Господство и рабство. Рождение гражданина. Национальное государство. Сила закона. Токвиль, Бердяев и Деррида. Либерализм и коммунитаризм. Атономность и независимость личности. Кризис государства. Социокультурные теории личности. Социальная природа человека по Марксу. Теория отчуждения. Межличностное общение. Психосоциальная теория Э. Эриксона. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Самореализация личности по А. Маслоу. Ролевая теория личности
Тема 5. Психология личности.

Душа и тело. Психо-физическая проблема. Психика и сознание. Сердце и Разум. Дух, душа, тело. Проблема желания. Когнитивная психология. Понятие рациональности. Теории социального научения: А. Бандура, Д. Келли, Д. Роттер. Саморегуляция и моделирование. Теории способностей. Тесты и оценки. Развитие личности. Возрастные особенности.

Голая обезьяна. История наготы. Тело. Культ рождения. Символы пола. Метафизика пола. Мужское и женское. Секс и гендер. История нравов. О страсти. Дискурсы о фривольном. Искусство любви и науки о сексе. Психоанализ. Сексуальная революция. От секса к тексту. Исчезновение либидо. Знаки сексуальности. Порнография.
Тема 6. Ненормальные. Проблема личности в психоанализе.

Норма и патология. Монстры природы. Человек как роскошное животное. Роль излишества для становления человека. Порядок и хаос. Опасность флексибельности. Дисциплинарные пространства и институты общества. Маргинальное поведение и маргинальные личности. Дураки, шуты, юродивые. Элита общества в эпоху перемен. Карнавальное пространство культуры. Гениальность и помешательство. Алкоголь и наркотики. Трансперсональные состояния.

Психодинамическая и топико-экономическая концепции личности у З.Фрейда. Стадии развития сексуальности. Исследование бессознательного. Эрос и Танатос: принцип наслаждения и принцип реальности. Смерть и любовь. Конструктивное и деструктивное поведение. Терапия. Аналитическая психология личности К. Юнга. Символическое и воображаемое у Лакана. Психоанализ и идеология.
Тема 7. Мораль, этика и право.

Моральное Я. Происхождение морали. Обоснование моральных норм. Христианская мораль. Аскетизм и отречение от мира. Проблема зла. Имморализм Ницше. Культура и насилие. Толстой и Ильин о непротивлении и сопротивлении злу. Универсальность морали. Мораль и другие подсистемы общества. Опасность абсолютизации морали. Мораль и этика. Понятие этоса. История нравов. Право и мораль. Личность и право. Сила и справедливость. Законодатель. Сила закона по Ж. Деррида. Этика дискурса. Профессиональная этика. Права человека. Проблема легитимации. Универсальные и особенные права. Проблема конфликтов на почве этнонациональных, религиозных и культурных различий. Право на культурное своеобразие.
Тема 8. Городской человек.

Аграрная и городская культура. Город и дух. Камень и плоть. Город как фактор антропокультурогенеза. Античный полис и политика. Забота о себе и воспитание общественных животных. Архитектура и политика. Агора. Рим. Форум Романум. Хлеба и зрелищ. Городская жизнь в средние века. Воздух городов делает людей свободными. Город и личность. Коммуникативная роль городов. Свое и чужое. Венецианское гетто.

Город и революция. Мировые столицы. Париж, Лондон, Петербург. Современные Мегаполисы. Город как плавильный тигль национального. Индивидуализ и коммунитаризм. Приватные и коллективные пространства современного города. Век толпы или эра индивида. Становление личности. Автономность и независимость. Индивидуализм и персонализм. Другой. Чужой. Гуманизм. Частная жизнь. Публичное и приватное. Политика и публика. Исповедь и покаяние. Дневники. Публичная жизнь и архитектура общественных пространств. Интерьер дома. Дом и буржуазная семья. Рождение психоанализа.
Тема 9.Повседневная культура личности.

Порядок и хаос. Практический разум. Структуры повседневности. Жизненный мир человека. Близость и дистантность. Доместификация. Сфера. Дом. Очаг. Свет. Атмосфера и климат. Одежда. Мода. Культура еды. Сырое и вареное. Этикет. Город. Храм и рынок. Эволюция жилища. Борьба за комфорт. Система вещей. Техника. Дизайн. Структуры коммуникации. Символические структуры повседневности.
Тема 10. Лицо и голос: проблема межличностного общения.

Антропология лица. Биология о происхождении лица. Биоэстетика. Родовое лицо. Фигура. Маска. Этническое лицо. Эпоха империй и государств. Лицо европейца - это лицо Христа? Три лица: Христос, Будда и Цезарь. Родное лицо: почему среди тысячи лиц только некоторые оказывают на нас магнетопатическое действие. Современные техники формирования лица. Косметика, лицевая хирургия. Фитнес. Лицо как клип. Кто красивее: красотки или старушки? Фотомодели. Имиджмейкеры. Лицо и доверие. Как мы выбираем лицо? Автопластическая функция речи.

Речь и голос. Материнский язык. Антропологическое значение речи. Биоакустика. Как мы ориентируемся в звуках. Одиссей и сирены. Магия голоса. Человек хочет быть шлягером. Песня и гимн. Хвалебные речи. Деструктивная и героическая музыка.
Тема 11. Возрастные особенности личности.

Детство. Мать и ребенок. Авторитет отца. Баловать и воспитывать. Детский труд. Права ребенка. Детские травмы. Утрата детства. Юность. Отцы и дети. Образование. Взрослые. Труд и семья.

Старость. Культ старости и культ молодости. Эволюция образа старости в истории культуры. Конфликт поколений. Жизнь и смерть. Проблема смысла жизни. Тема смерти в истории культуры. Отношение к смерти в современном обществе. Философия болезни.
Тема 12. Личность и конфликты.

Кооперация и конкуренция в животном мире. Борьба за выживание. Биология и зоопсихология о природе агрессии. Теория агрессивности К. Лоренца. Борьба. Соревновательность. Агональный дух. Гений войны у М. Шелера. Боль и насилие в культуре. Законодатель и исполнитель. Руссо и Робеспьер. Кант и Де Сад. Священное насилие. Метафизика насилия В. Беньямина. Суверенный человек Ж. Батая. Запреты и табу. Наказание. Дисциплинарные институты общества. Теория институтов А. Гелена. Психология конфликта. Страх. Стресс. Разрядка. Терапия.

Конфликты и межличностная коммуникация. Полемика, дискуссия, аргументация. Рациональная теория решений. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Дискурсивная этика. Герменевтика конфликта. Теории диалога (Бахтин, Бубер, Гадамер). Проблема Другого. Мир без другого у Ж. Делеза. Сила закона по Ж. Деррида. Толерантность и терпение. Фундаментализм. Осторожно: чужое! Формы гостеприимства. Национальное и национализм. Этнос и нация. Критерии и признаки нации. Нация и народ. Рождение нации. Сословная нация. Национальное государство и гражданские добродетели человека. Патриотизм и шовинизм. Нацизм. Судьба наций в эпоху глобализации; политическая и культурная автономия. Этикет. Ответственность. Деловая этика.

Вопросы .

  1. Проблема личности в философии и психологии.

  2. Происхождение понятия личности.

  3. Автономность и независимость личности.

  4. Личность и субъект.

  5. Индивидуализм и персонализм

  6. Биосоциальная природа человека

  7. Человек в иерархическом обществе

  8. Забота о себе в античной философии

  9. Религиозная антропология. Человек и Бог.

  10. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения.

  11. Рождение гражданина. Декларация независимости.

  12. Антропология разума Нового времени

  13. Индивидуум и общество: солидарность и справедливость

  14. Стадии человеческого существования (Кьеркегор)

  15. Индивид и воля к власти в философии Ницше.

  16. Человек и Бог в русской философии

  17. Метафизика любви: Толстой, Соловьев, Розанов.

  18. Проблема человека в марксистской философии

  19. Антропологический поворот в философии ХХ в.

  20. Аналитика человеческого бытия (Хайдеггер)

  21. Персоналистская антропология

  22. Экзистенциальная философия личности.

  23. Конфликт и насилие в культуре

  24. Тезис о "смерти человека" в современной философии

  25. Человек и власть в работах М.Фуко

  26. Метафизика желания (Фрейд, Лакан, Делез)

  27. Проблема человека в постмодернизме .

  28. Антропология лица.

  29. Человек и дом

  30. Цивилизационные параметры личности.

  31. Гостеприимство и культура еды.

  32. Конфликты и межличностная коммуникация.

  33. Человек в мире звуков и образов

  34. Бессознательное. Психоанализ и антропология.

  35. Эмоциональное и рациональное в структуре личностного сознания.

  36. Воля и разум. Проблема желания.

  37. Телесность как феномен культуры.

  38. Концепции сексуальности.

  39. Любовь и ненависть.

  40. Добро и зло, проблема агрессивности.

  41. Концепции сексуальности

  42. Психоанализ и антропология (Разум и безумие)

  43. Культура и наркотики.

  44. Гуманизм и права человека

  45. Мораль, право и справедливость.

  46. История различия мужского и женского в культуре.

  47. Смысл жизни

  48. Этнические и национальные конфликты

  49. Культурная идентичность (Россия и Европа)

  50. Тема смерти в истории культуры.

  51. Возрастные особенности личности

  52. Свобода: формы протеста и эмансипации.

  53. Я, личность, индивид.

  54. Проблема коммуникации и этика дискурса (Хабермас).

  55. Россия и Европа: проблема культурной идентичности.

  56. Я и Другой, проблема Чужого.

  57. Человек в структурах мегаполиса.

Учебная литература


Антология исследования культуры. СПб.,1997.

Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000

Волков Ю.Г., Поликаров В.С. Энциклопедический словарь .Человек. М.,1999

Марков Б.В. Человек и общество в процессе цивилизации. СПб, 2003

Марков Б.В. Знаки Бытия. СПб. 2001

Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ф. Ницше. СПб., 2005

Марков Б.В. Понятие политического. М., 2007

Проблема человека в западной философии. М.,1988.

Философская антропология как интегративная форма знанияю СпбГУ. 2001

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. М.-Спб. 2001

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Фуко М.. 1997

Литература


Аристотель Никомахова Этика. Соч в 4-х т. М. 19

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.

Августин. Исповедь. М. 1995

Батлер Ю. Психика власти. СПб., 2002

Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1995.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

Берн Э.Игры, в которые играют люди. М., 1987.

Бурдье П. Практический смысл. СПб. 2000

Бурдье П. Социология политики. М.,1993.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения. М. 1990.

Выготский Л. Психология эмоций. Соч. Т. 6. М., 1985.

Гегель Г. Философия права. Соч. Т. 6. М., 1959

Грофф С. За пределами мозга. М. 1989.

Данн О. Нации и национализм в Германии. СПб., 2003.

Дивальд М., Хьюнинк И., Хекхаузен Ю. Жизненный путь и развитие личности в период общественного перелома. // Современная немецкая социология: 1990-е годы. Спб., 2002

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М. 1999.

Зиммель Г. Проблемы социологии. //Избранное. Т. 2. М. 1996

Кант И. К вечному миру// Политические трактаты. М. 1978

Кант И. Антропология. Соч. Т.6. М.,1966.

Клакхон К.М. Зеркало для человека. СПб., 1998

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1983.

Левинас Э. Тотальность и бесконечное. М., 1999

Макинтайр А. После Добродетели. Екатеринбург. 2000.

Марков Б.В. Сердце и разум. СПб., 1993

Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Спб., 1999.

Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань. 1994

Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. Т. 2. М. 1989.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000

Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди. Избранные труды. М.,1997.

От Я к Другому. Минск. 1997.

Платон. Политик. Соч. в 3-т. М. 19

Подорога В.А. Феноменология тела. М.,1995.

Ролз Д. Теории справедливости. М., 1996

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб., 2002

Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996

Слоттердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург. 2002

Соловьев В.С. Смысл любви. // Философия искусства и литературная критика. М., 1991

Сорокин П. Кризис нашего времени. // Человек, цивилизация, общество. М. 1994.

Танатография эроса. М., 1998

Тённис Ф. Общность и общество. СПб. 2002.

Шелер М. Место человека в космосе. Избранное. М., 199

Шелер М. Человек и история. Избранные произведения. М. 1994

Шелер М. Человек в эпоху уравнивания. Избранные произведения. М. 1994

Хабермас Ю. Вовлеченность Другого. СПб. 2000

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Время и бытие. М.,1992.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.,1993.

Шарден де Т. Феномен человека. М.,1965.

Фигуры Танатоса. вып 1. 2, 3. СПБ,1992.

Хофманн И. Искусство представлять себя другим. М., 1999

Фрейд. З. Массовая психология и анализ человеческого Я.// Я и Оно. Т.1. Тбилиси. 1991

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.

Фуко М. Забота о себе. СПб. 1998

Фуко М. Надзирать и наказывать. 1999

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992
Тесты для проверки остаточных знаний по философской антропологии:

1. В чем состоит специфика человека в ряду живых существ с точки зрения философской антропологии?

Приспособленность к окружающей среде?

Открытость миру?

2. Выберите культурные механизмы антропогенеза

Адаптация

Инстинкты

Труд

Язык

3. В чем проявляется социальность человека.

Использование орудий и инструментов

Строительство жилища

Общение

4. С каким вопросом обращались к незнакомому человеку в эпоху матриархата?

Кто твои родственники?

Из каких земель ты пришел?

Какой ты национальности?

5. Кто впервые задавал вопрос «заботишься ли ты о самом себе»?

Фалес

Сократ

Аристотель

6. Каковы главные предикаты человека в религиозной антропологии

Разумность

Гуманность

Греховность

7. Назовите гуманистов в эпохи Возрождения .

Платон

Цицерон

Лоренцо Вала

8. Кто среди представителей метафизика любви в России разработал философию пола?

Толстой

Соловьев

Розанов.

9. Кому принадлежит заслуга антропологического поворота в философии ХХ в.

Хайдеггер

Шелер

Карнап
10. Кто впервые высказал тезис о "смерти человека" в современной философии?

Кьеркегор

Фейербах

Ницше

Фуко

11. Выберите определение человека, принадлежащее К. Марксу

Творение Бога

Социальное существо

Индивидуальность

12. В чем состоит открытие психоанализа?

Разум

Чувства

Бессознательное

13. Попытайтесь определить значимость факторов формирования лица.

Климат

Темперамент

Этнос

Социум

Импритинг

14. В чем проявляется антропологическое значение музыки?

Стимулирует желание

Выражает чувства

Отражает действительность

15. В чем лучше проявляется иммунная функция речи?

В построении теории

В создании мифа

17. Является «этнос» понятием

политическим?

дополитическим?

18. Что из перечисленного Вы определите как национальное и национализм?

Гордость и возвеличивание своего народа.

Шовинизм и попытка господства над другими народами.

19. Что такое власть с точки зрения философской антропологии?

Государство и властвующая элита.

Идеология и цензура,

Контроль или навязывание образа жизни через масс-медиа и рекламу

20. В какой мере является различие мужского и женского:

Биологическим?

Культурным?

Политическим?

21. В какой мере человек является продуктом:

духовных практик смопознания

техники и структур коммуникации

социальных институтов?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол от № iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Протокол от № iconПротокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Протокол от № iconПротокол № от 2011 г
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Протокол от № iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол от № iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Протокол от № iconПротокол №1 от «25» августа 2011 г
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Протокол от № iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Протокол от № iconПриказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Протокол от № iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Протокол от № iconПротокол№1 Протокол №1 Приказом школы №
Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе
Протокол от № iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Протокол от № iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Протокол от № iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол от № iconПротокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Протокол от № iconПротокол №1 от 31. 08. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
Протокол от № iconПротокол №3 от 01. 03. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск