Скачать 0.7 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЗАХАРОВ А.А., ЗАХАРОВА Т.Г. ДНЕВНИК АСПИРАНТА (АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ДИССЕРТАЦИИ) Издание 3-е, доработанное Москва 2003 ББК 87 3 38 Рецензент: Зав. кафедрой практической психологии Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой (г Москва) профессор И.Ф. Неволин. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта / в помощь студентам, аспирантам, докторантам, научным сотрудникам . - 3- изд. - М.: Московский философский фонд. 2003. - 47 с. Захаров А.А. Окончил филос. ф-т РГУ (1980), аспирантуру Института философии АН СССР (1987), докторантуру филос. ф-та МГУ (1999). Работал в ЧИМЭСХ г. Челябинска, Институте философии и права АН Таджикистана. Доктор философских наук, Член Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург), член Ученого Совета Международного Союза Ученых и Педагогов (СУПЕР), профессор Нового гуманитарного университета (г. Москва). Захарова Т.Г. Окончила филос. Ф-т РГУ (1980), аспирантуру Института философии АН Таджикистана. Кандидат философских наук. Работала в Челябинском гос. пед. институте, Институте философии АН Таджикистана, доцент ОТИ МИФИ. Авторы делают попытку собрать из разнообразных литературных источников такой "букет" мыслей, идей, технологических приемов, которые позволили бы студентам, аспирантам, соискателям, научным работникам целостно представить этапы своей творческой текстовой деятельности, или оценить, определить степень полноты операциональных действий, направленных к созданию завершенного научно-учебного или научного произведения. Первое издание вышло в 1992 г. в Издательстве "Знание" Узбекистана. ISBN 5-85133-077-5 ©Захаров А.А., Захарова Т.Г. 2003 ВВЕДЕНИЕ Основная масса научных работников, получив хорошую подготовку по специальности, плохо знает, как организовать свой труд; в большинстве случаев они руководствуются здравым смыслом и традицией. Не лучше подготовлен и руководящий персонал. В результате эти вопросы нередко решаются поверхностно и бессистемно. Варшавский М.К. (1975) В ходе проведения занятий с аспирантами мы пришли к выводу, что подготовка диссертационного исследования затруднена из-за недостаточного овладения ими в вузе системой методологических и методических знаний. Как замечают Т.А. Сергеева и Н.В. Агеева, для педагогической науки проблема, связанная с вопросами усиления методологической подготовки, не является новой, однако в дидактике, а тем более в методике она еще недостаточно разработана. С точки зрения этих авторов, остаются не выявленными следующие вопросы: а) какой комплекс знаний необходим для усвоения студентами методологического компонента; б) как включить эти знания в содержание образования в целом и каждого предмета в отдельности; в) какое влияние оказывают методологические знания на формирование умений и навыков в описании какого-либо эксперимента. Ссылаясь на Л.Я. Зорину, авторы объясняют это следующими причинами: отсутствием в дидактике однозначного ответа на вопрос о том, зачем нужны студентам знания о знаниях и методах научного исследования, т.е. каково значение этих знаний для повышения эффективности обучения; многозначностью термина "методы научного познания" и т.д. Эти вопросы влекут за собой и другие: каков результат усвоения предметных знаний после включения методологического компонента, как результат сказывается на процессе усвоения знаний. К сожалению, то, что было описано в статье Т.Д. Сергеевой и И.В. Агеевой характерно не только для студентов, но и для аспирантов, у которых также нет "методологической озабоченности". Приступая к занятиям с аспирантами по методике информационно-поисковой деятельности исследователя, были заданы вопросы: с чего вы будете начинать исследование, какими методами вы будет пользоваться. На эти вопросы некоторые аспиранты не могли дать четкого ответа. Это опрос позволил сделать вывод, что степень сформированности методологических знаний у начинающих аспирантов находится на низком уровне. Было выяснено, что некоторые аспиранты не имеют даже представления о структуре и видах определения. Исходя из такого положения дел, можно прийти к выводу, что аспиранты, особенно те, кто не имел большого опыта проведения исследования, находятся в "неработоспособном состоянии", т.е. состоянии: "когда хотя бы одна из основных единиц деятельности индивидом выполняется неправильно или не усвоено хотя бы одно из основных положений". Чтобы достичь "работоспособного состояния" т.е. "состояния индивида отличающегося правильным выполнением основных единиц деятельности или знанием основных положений" аспиранты должны прослушать спецкурс с обязательным обсуждением того, как ими были конкретно применены те или иные методы в их исследовании, как им помогло то, что в науковедении называется "технологией научного исследования". Первым шагом при подготовке к таким занятиям должно быть составление дневника исследования, где в общих чертах должны быть перечислены все необходимые действия исследователя-аспиранта в ходе проведения исследования и оформления результатов его в диссертации. Такое перечисление позволит иметь представление об общей структуре предстоящей деятельности. В приложении к дневнику должно быть дано более детальное описание некоторых составляющих операций. Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда имеешь представление обо всех ее элементах и этапах в целом. Но планировать их надо для того, чтобы заранее учесть возможные затруднения, а главное для того, чтобы, выполняя какую-то часть работы, не утратить представления о целом. При этом нужно иметь в виду, что границы между этими этапами достаточно размыты и весьма субъективны.
|
Урок по теме. История России. Учебник для 9 класса общеобразовательных... История России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 5-е издание, доработанное и дополненное. Москва, «Просвещение»,2008... | История (профиль) История России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 5-е издание, доработанное и дополненное. Москва, «Просвещение»,2008... | ||
Программа рассчитана на 70 часов. Изменений в авторскую программу... Учебник: Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин – 12 издание, доработанное Москва, Дрофа 2008... | Ботвинников А. Д. и др. Черчение: учебник для общеобразовательных... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных... | ||
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 8 классов составлена... ... | Рабочая программа по английскому языку для учащихся 5 классов составлена... ... | ||
Описание модели взаимодействия государственной и корпоративной... Описание модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров (доработанное с учетом результатов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов. Проверить знание и понимание детьми терминов «информатика», «информация»,... | ||
Литература для подготовки к экзамену: Спиркин А. Г. Философия: учебник.... Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г | Бюллетень новых поступлений за апрель 2003 года В настоящий «Бюллетень» включены книги и диссертации, поступившие во все отделы Научной библиотеки в апреле 2003 года. «Бюллетень»... | ||
Программа дисциплины основы подготовки магистерской диссертации ... | Дневники том 50 Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 50, Государственное Издательство... | ||
Аспиранты, соискатели ученой степени кандидат технических наук Документы... Развернутый план подготовки диссертации с темой диссертации (бланк Учебного плана аспиранта, соискателя) | Программа дисциплины «Организационное проектирование и реконструкция»... Магистерская программа 521504 «Управление человеческими ресурсами» Москва 2003 г | ||
Практикум по информатике Москва 2003 г Практикум по информатике / Сост. Коробочкин М. И., Гарбер Г. З., Дмитриева Е. Е., Егудин А. Б., Калинова Е. В., Красницкий В. С.,... | Базовый курс Часть 2 Учебное пособие Второе издание, переработанное Томск 2003 удк 628. 91 Карташова И. Н, Гартман Л. Д. Английский язык. Базовый курс. Часть 2: Учеб пособие/ Том политех ун-т. – 2-е изд., перераб. – Томск,... |