Когнитивный механизм сравнения в немецком языке





Скачать 447.86 Kb.
НазваниеКогнитивный механизм сравнения в немецком языке
страница1/4
Дата публикации08.01.2015
Размер447.86 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи



ДЕНИСОВА Галина Леонидовна



КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СРАВНЕНИЯ

В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ


Специальность 10.02.04 – германские языки


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук




Самара 2009

Работа выполнена на кафедре романо-германской филологии

Образовательной автономной некоммерческой организации

«Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт)




Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Людмила Ивановна Гришаева
доктор филологических наук, профессор

Валентина Николаевна Федорцова
доктор филологических наук, доцент

Раиса Ивановна Бабаева
Ведущая организация: Институт языкознания Российской академии наук

Защита состоится 22 апреля 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 в ПГСГА по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького 65/67 , корпус 1, зал заседаний ПГСГА (ауд. 9).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государственной социально-гуманитарной академии по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького 65/67.

Текст автореферата размещён на сайте ВАК: referat_vak@ministry.ru

и на сайте ПГСГА: www.pgsga.info.

Автореферат разослан «__» декабря 2009 г.
Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук,

доцент Е.Б. Борисова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Роль сравнения в когниции, проникновение компаративных единиц во все языковые подсистемы, а также их сложная внутренняя организация служат объяснением неослабевающего интереса к исследованию сравнения.

Следует отметить, что сравнение достаточно интенсивно исследовалось на материале разных языков. Решался вопрос о его компонентном составе на глубинном уровне и в плане выражения, рассматривались проблемы модификаций в плане содержания и выражения, разрабатывались вопросы синонимии компаративных единиц, принцип их организации в системе языка. Однако в предисловии к своему «Словарю сравнений и сравнительных оборотов в русском языке» К.С. Горбачевич констатирует отсутствие на настоящий момент разработанной теории сравнения. На материале немецкого языка даже не была доведена до конца работа по описанию компаративного поля, первый толчок к которой задаёт исследование Е.И. Шендельс и Е.В. Гулыга. В рамках теории функционально-семантических полей активно исследовались средства выражения интенсивности признака (И.И. Сущинский, К.Т. Рсалдинов), которые концентрируются лишь в одном из сегментов компаративного поля.

Вместе с тем методологический сдвиг, наметившийся в современной лингвистике, переход от лингвистики имманентной к лингвистике антропоцентрической, выдвигает необходимость выхода за пределы простого описания круга языковых средств, имеющихся в распоряжении говорящих на данном языке для выражения того или иного варианта определённой семантической категории. Взамен требования изучать систему или структуру языка выдвигается требование изучать язык как когнитивный механизм кодирования и трансформирования информации. Необходимость выработки комплексного подхода к описанию сравнения, играющего существенную роль в когниции, определяет актуальность данной работы. Комплексный характер описания состоит в том, чтобы, начиная от анализа механизма сравнения, через моделирование компаративных высказываний, включающих в свой состав репрезентации элементов данного механизма, подойти к роли сравнения в тексте как наиболее крупной коммуникативной единице и основной составляющей дискурса. Изучение сравнения с позиций познавательной деятельности человека и в дискурсивном аспекте соответствует когнитивно-дискурсивному характеру современной научной парадигмы.

Объектом исследования являются компаративные высказывания в речи носителя немецкого языка.

Компаративные высказывания, проецируясь на лингво-когнитивный уровень, приводят в действие механизм сравнения. Проекция механизма сравнения на высказывание определяется в данной работе как категориальная ситуация сравнения. Вслед за А.В. Бондарко категориальная ситуация определяется как содержательная структура, рассматриваемая в единстве с её формальным выражением, которая как структура, выступающая в том или ином варианте в высказывании, относится к речи. В рамках компаративного высказывания и, следовательно, в категориальной ситуации сравнения выделяется область языковых единиц, обращение к которым достаточно для приведения в действие механизма сравнения. Указанная область в составе компаративного высказывания определяется в данной работе как компаративная единица. Компаративные единицы объединяются в системе языка в функционально-семантическое поле сравнения, которое базируется на семантической категории сравнения. Из сказанного вытекает, что категориальная ситуация сравнения базируется на семантической категории и образуемом ею в данном языке функционально-семантическом поле и в этом отношении связывает языковую систему (как систему единиц и закономерностей их функционирования) с системой речи. Поэтому дальнейшие выводы о структуре механизма сравнения, о месте языкового образа сравнения – функционально-семантического поля сравнения – в системе немецкого языка, о текстовом потенциале сравнения и его дискурсивном аспекте строятся на наблюдении категориальной ситуации сравнения, выступающей в том или ином варианте в высказывании.

Актуальность темы «роль человека в языке и роль языка для человека», требование современного языкознания – изучать языковую способность идеального говорящего/слушающего, его языковые знания, его компетенцию, сформулированное Е.С. Кубряковой, отмеченная В.А. Масловой необходимость посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека и теория языковой личности, разработанная Ю.Н. Карауловым, как методологический ориентир определили предмет исследования. Предметом исследования являются механизм осуществления сравнения, его функционирование в высказывании и участие в тексте как основной составляющей дискурса.

Фактическим материалом исследования стали 10354 высказывания с компаративными единицами в их составе в художественных, научных, научно-методических, научно-популярных, публицистических, рекламных текстах, текстах справочного характера и личных письмах, а также 1543 толкования компаративных единиц и их элементов, закреплённых в словарном фонде.

Выдвигается следующая гипотеза: являясь отражением когнитивного механизма, играющего важную роль в познании человеком окружающего мира, сравнение как языковой феномен позволяет выявить своеобразие его мировидения. Отражение в сравнении своеобразия мировидения человека и заложенная в него возможность воздействия на чувственную, оценочную, эмоциональную составляющую читателя/слушателя объясняет активное включение сравнения в реализацию текстовых категорий.

Элементы логического конструкта сравнения, выделение которых стало результатом исследования глубинного уровня компаративных единиц, считаются в работе составляющими когнитивного механизма. Однако данные элементы соотносятся не с понятием, а с представлением, которое, по результатам исследований Н.К. Рябцевой, является главным «когнитивным» понятием. В работе принимаются следующие определения составляющих механизма сравнения: «темой» называется представление о сравниваемом, «модулем» – представление о признаке, являющемся основанием сравнения, «эталоном» – представление о том, с чем сравнивают. Данное уточнение является принципиальным. Оно позволяет акцентировать внимание на разной степени детализации языковых репрезентаций темы и эталона. Предложенное уточнение позволяет не только пересмотреть представление о границах компаративных единиц – языковых проекций темы и эталона, которые, по осуществлённым наблюдениям, могут быть представлены морфемой (Kartoffelnase), словом (Die Melodie klingt an ein Volkslied an), словосочетанием (Ein einzelner Mann gleicht der einen Hälfte einer Schere), неполной конструкцией (In ihrem Schatten fristete Herr Chikel sein jämmerliches Dasein wie ein Pilz im Schatten einer Eiche) и предложением (Aber wie die leere Muschel dröhnt vom Tosen des Meeres, so rauschte innen unhörbar Musik), – но и определиться по вопросу об обозначении модуля на уровне поверхностной реализации.

Мнение, согласно которому в высказывании называется модуль (К.М. Гулумянц, В.Я. Михайлов, С.В. Постникова, В.Е. Куленко, И.З. Искандерова), вызывает сомнение. Если в высказывании присутствует эксплицитно выраженный модуль, обозначением которого некоторые лингвисты считают языковую единицу, уточняемую, к примеру, сравнительным оборотом, то неясен смысл обращения адресанта к сравнению.

Смысл обращения к сравнению объясняется в данной работе свойствами слова. С одной стороны, слово обозначает не конкретный объект, а целую категорию объектов. Что касается качественных прилагательных, которые относятся рядом лингвистов к обозначениям модуля, исследования подтверждают факт обозначения качественными прилагательными непомерно обобщённых признаков. А.А. Уфимцева отмечает в этой связи, что называемый ими «качественный признак настолько обобщён, вернее «обеднён», что представляет собой семантически далеко не самодостаточный, весьма расплывчатый элемент содержания». С другой стороны, слова активируют фрагменты предшествующего опыта. Указанное свойство слова проявляется в «принципе наглядности», заложенном в механизме сравнения, действие которого позволяет адресату самостоятельно получить требуемое знание о признаке-модуле.

Компаративная единица запускает механизм движения в сторону детализации, конкретизации признака, является вербальным стимулом к сравнению как к механизму получения выводного знания – знания о модуле. С данной позиции, к примеру, прилагательное, которое определяется группой с wie, интерпретируется как уточнение области поиска признака-модуля. Регулярность использования компаративных единиц в речи объясняется в работе стремлением к детализации, конкретизации «непомерно обобщённых» представлений о признаках, объективируемых словом, и возможностью реализации «принципа наглядности».

Цель работы – осуществление комплексного, многоуровневого анализа сравнения в немецком языке – исследование его структуры, текстового потенциала и дискурсивного аспекта – предполагает решение следующих задач:

  1. определение возможностей репрезентации составляющих механизма сравнения на уровне поверхностной реализации;

  2. выделение и описание основных типов категориальных ситуаций сравнения и компаративных единиц по формальным и семантическим признакам;

  3. выявление смысловых элементов, образующих семантическую структуру компаративных единиц, и на этой основе систематизация, т.е. представление в упорядоченном виде участка системы языка, репрезентирующего ментальную категорию сравнения;

  4. определение и систематизация типов информации, получаемой адресатом в результате когнитивной обработки сравнения в его языковом отражении;

  5. выявление функций сравнения в завершённом речевом произведении.

Методологической базой работы явились основные положения ведущих отечественных и зарубежных учёных в области теории языковой личности (Ю.Н. Караулов), когнитивной лингвистики (Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Н.К. Рябцева, В.И. Карасик), функционально-семантических полей (Е.И. Шендельс, Е.В. Гулыга, А.В. Бондарко), общей и когнитивной семантики (Н.Д. Арутюнова, С.Д. Кацнельсон, В.Н. Телия, Е.М. Вольф, К.-Е. Зоммерфельдт, У.Л. Чейф, Дж. Лакофф, М. Джонсон), лингвистики текста (И.Р. Гальперин, Л.А. Ноздрина), теории дискурса (Т. ван Дейк, М.Л. Макаров). В работе осуществляется комплексное (интегративное) описание сравнения с использованием преимуществ современной полипарадигмальной ситуации в языкознании, в которой сосуществуют, не отрицая друг друга, несколько парадигм, у каждой из которых есть свои сильные стороны.

В качестве основных методов в ходе исследования были использованы функциональный, компонентный и дискурсивно-интерпретационный. Дополнительно применялись концептуальный, дефиниционный, дистрибутивный и валентный анализ, анализ по непосредственно составляющим и строчных схем зависимостей, приёмы трансформации и усечения, статистические процедуры.

Научная новизна исследования состоит в описании языковых репрезентаций механизма сравнения в форме компаративных единиц как результата органичного взаимодействия лингво-когнитивного, вербально-семантического, мотивационного уровней языковой личности. Комплексный подход позволяет наиболее адекватно описать роль сравнения как распространённого языкового явления, характерного для всех функциональных стилей.

В данной работе впервые:

- сравнение рассматривается с позиций когнитивистики как средство познания окружающего мира, как когнитивный механизм;

- сравнение рассматривается комплексно: от его структуры с определением элементов и механизма действия через употребление в высказывании с определённой прагматической целью до участия в текстовых категориях и выхода на дискурсивные характеристики;

- подробно исследуется участие сравнения в реализации текстовых категорий: информативности, персональности, интроспекции, в локальной, темпоральной и референтной структурах текста;

- уточняется языковой состав функционально-семантического поля сравнения в современном немецком языке;

- прослеживается употребление составляющих функционально-семантического поля сравнения в текстах, относящихся к разным функциональным стилям, что повышает достоверность выводов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в создании основ когнитивного подхода к анализу сравнения, отвечающего требованиям современной когнитивно-дискурсивной парадигмы в языкознании, в пополнении списка когнитивно значимых механизмов кодирования и трансформирования информации и детальной разработке одного из них.

Возможность использования результатов исследования при обсуждении вопроса о функционально-семантических полях в рамках курса по теоретической грамматике немецкого языка, при обсуждении вопроса о средствах репрезентации текстовых категорий в теоретическом курсе по лингвистике текста, на практических занятиях по интерпретации текста и переводу определяет практическую значимость работы.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 48 работ, среди них две монографии: «Сравнение в лингвосемантическом аспекте» (17,6 п.л.) и «Компаративное высказывание в познании мира» (27,1 п.л.), восемь статей в изданиях, рекомендованных ВАК. Результаты исследования излагались на восемнадцати конференциях, а также на заседаниях кафедры романо-германской филологии Волжского университета имени В.Н. Татищева в 2005-2009 годах. Разработан, апробирован и опубликован спецкурс по интерпретации текста «Функции сравнения в тексте» (15,2 п.л.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Использование компаративных единиц как вербального стимула к активации механизма сравнения в сознании другого человека предполагает присутствие в памяти коммуникантов некоторой модели данного механизма, в элементный состав которой наряду с вершинными узлами «тема», «модуль» и «эталон» входит вершинный узел «субъект сравнения». Присутствие последнего маркируется в компаративном высказывании или имплицируется на фоне контекстной определённости субъекта сравнения и при совпадении субъекта сравнения с субъектом речи.

  2. Границы компаративной единицы определяются границами языковых проекций темы и эталона, которые репрезентируются морфемой, словом, словосочетанием, неполной конструкцией и предложением.

  3. «Модуль» является выводным знанием, неопределённость которого может быть снята указанием на область поиска признака-модуля.

  4. Компаративные единицы используются для конкретизации качественной характеристики, определяемой релятивно, путём активации ассоциативной связи на представление о другом объекте через область его признаков, что соотносится с присутствием в семантике компаративных единиц совокупности смысловых компонентов «квалитативность + релятивность». Смысловой элемент «квалитативность» определяет положение компаративных единиц в функционально-семантическом поле качественности. Сема «релятивность» позволяет выявить в функционально-семантическом поле качественности область релятивной качественности – функционально-семантическое поле сравнения. Сема «квалитативность» в совокупности смысловых элементов «квалитативность + релятивность» является ведущей.

  5. Структурные характеристики компаративных единиц, их образная основа и конкретизирующая направленность предопределяют функции сравнения в завершённом речевом произведении: активное содействие формированию смысла и эффекту сообщения, участие в создании темпорально-локальной оси текста, выражение субъективно-оценочной модальности, осуществление интроспекции во внутренний мир персонажа, повышение эмоционально-эстетической ценности текста и создание опор, способствующих декодированию концептуальной информации.

Объём диссертации составляет 393 страницы. Поставленная цель и конкретные задачи, решаемые в работе, предопределили её структуру.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении даётся история вопроса, определяется степень исследованности объекта, указывается направление исследования.

В первой главе «Репрезентация элементов механизма сравнения» уточняется элементный состав когнитивного механизма сравнения и структура его фрейма.

Использование компаративных единиц как вербального стимула к запуску механизма сравнения в сознании другого человека предполагает присутствие в памяти коммуникантов некоторой модели данного ментального действия, к которому апеллирует адресант и который задаёт схему ментальных действий для адресата. Модель «В восприятии / представлении субъекта сравнения [тема характеризуется / не характеризуется признаком-модулем, которым обладает эталон]», реализация которой иллюстрируется, к примеру, высказыванием «In meiner Vorstellung (указание на субъект сравнения) ähnelt es (указание на тему) dem Tor vor dem Schacht (указание на эталон)» (E. Neutsch), рассматривается как базовая, дающая представление о механизме сравнения, об элементах, активируемых в памяти субъекта в процессе сравнения, к которым в данной работе относятся «субъект сравнения», «тема», «эталон» и «модуль».

На основании анализа компонентов компаративных высказываний, содержащих группу с wie, анализа непосредственно составляющих компаративных сложных прилагательных и прилагательных на -artig, -farbenfarbig),  förmig (-formen), которые в предшествующих исследованиях определялись как обозначение модуля, делается вывод, что в компаративных высказываниях обозначение модуля отсутствует. Вершинный узел «модуль» заполняется адресатом самостоятельно выводным знанием, получаемым в результате активации определённой области эталона. Если для определения модуля необходима активация дополнительных представлений в области темы или эталона, то в их языковые проекции вводятся языковые опоры в качестве уточнений области поиска признака-модуля, задающие для адресата необходимое направление поиска модуля. Уточнения области поиска признака-модуля обнаруживаются в эндоконтексте (в форме согласованных и несогласованных определений, придаточных определительных, уточнений при обозначениях темы и эталона, в форме отдельных лексем и словосочетаний в окружении лексем-показателей сравнительных отношений) и в экзоконтексте компаративного высказывания. Они могут присутствовать в семантической структуре лексемы, организующей компаративное высказывание, что наблюдается, к примеру, в компаративных высказываниях, организованных перцептивными глаголами: Verwechslungsmöglichkeit auch mit dem Weißen Gifterling, dessen knollige Verdickung am Stielende nach Tinte bzw. Karbol riecht (K. Bickerich-Stoll).

Вариативность проекции механизма сравнения на высказывание, вариативность категориальной ситуации сравнения, предопределяется: 1) присутствием в рамках компаративного высказывания указания на субъект сравнения; 2) форматом единиц, объективирующих тему и эталон; 3) присутствием в компаративном высказывании показателя сравнительных отношений.

По признаку наличия в составе компаративного высказывания указания на субъект сравнения различаются категориальная ситуация сравнения с объективированным субъектом сравнения (в работе описано 16 моделей) и категориальная ситуация сравнения, в составе которой указание на субъект сравнения отсутствует. Информация о субъекте сравнения имплицируется в текст на фоне контекстной определённости субъекта сравнения и в прямую речь при его совпадении с субъектом речи. В этом случае содержательная структура категориальной ситуации сравнения включает информацию о теме и эталоне и устанавливаемом между ними отношении: Die ganze rechte Seite [der Lunge] (указание на тему) glich (указание на устанавливаемое отношение) einer Kraterlandschaft vom Mond (указание на эталон) (E. Neutsch).

Рассмотрение сравнения как когнитивного механизма позволяет подойти к определению тех единиц, которыми «манипулирует» индивид в процессе сравнения. С логико-рационалистических позиций связь темы и эталона интерпретируется как отношение между понятиями, что затрудняет интерпретацию тех случаев, когда основанием сравнения служат признаки, не являющиеся наиболее общими и существенными. Подход к анализу компаративных высказываний с логико-рационалистических позиций обнаруживает возможность сравнения несравнимых понятий: предметов с животными, внутреннего состояния человека с предметом, животного с элементом одежды человека, состояния человека с природным ландшафтом. В том случае, если сравнение интерпретируется как фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым, вне сферы внимания остаются признаки, обусловленные эмоциональным восприятием объекта и оценочным отношением к нему. Необходимое расширение сферы внимания, в которую попадают не только признаки, объективно присущие объекту, но и признаки, обусловленные «переживаемостью» ментальных единиц, которые не только мыслятся, но и эмоционально переживаются, будучи предметом симпатий и антипатий, обеспечивают разработки в области когнитивной лингвистики. В современной когнитивной лингвистике статус оперативной содержательной единицы памяти признаётся за концептами (ментальными репрезентациями разного типа), рассматриваемыми как смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде «квантов» знания. Соответственно, сравнение интерпретируется в данной работе как оперирование концептами, которые выступают в разных ипостасях и предполагают разную степень абстракции. В процессе сравнения возможна активация темы и эталона в форматах целостных ментальных репрезентаций: конкретно-чувственных образов, представлений, прототипов, понятий. Целостная ментальная репрезентация темы и эталона объективируется на уровне поверхностной реализации морфемой, словом или словосочетанием. Анализ сравнения с позиций когнитивной лингвистики позволяет объяснить факт оперирования пропозициями как сравниваемыми объектами. В терминах когнитивной лингвистики в этом случае можно говорить о заполнении слотов вершинных узлов «тема» и «эталон» пропозициональными структурами, или пропозициями, которые представляют собой модели определённой области опыта. Представление о пропозитивной ситуации объективируется на уровне поверхностной реализации предложением или неполной конструкцией.

Структурное разнообразие языковых проекций темы и эталона и отмеченная в работе соотносимость их форматов относятся к факторам, предопределяющим вариативность категориальной ситуации сравнения, и объясняют многообразие типов компаративных единиц, обнаруживаемых на вербально-семантическом уровне.

По критерию наличия показателей сравнительных отношений в ряду компаративных высказываний были выявлены немаркированные компаративные конструкции, в составе которых не обнаруживаются показатели сравнительных отношений (степени сравнения прилагательных; союзы и частицы wie, als, gleich; глаголы ähneln, gleichen; прилагательные ähnlich, gleich). Немаркированные компаративные конструкции являются продуктами процессов синтаксических, они раздельнооформлены и являются конструкциями (в работе описано 52 модели), в которых объединены языковые единицы, соотносимые с этапами механизма сравнения, в схеме которого выявляется два шага: 1) активирование области, отражающей характеристику темы через признак-модуль; 2) определение признака-модуля через его связь с эталоном: Ole hatte den harthölzernen Schädel seines Großvaters (E. Strittmatter).

Результаты анализа семантической структуры показателей сравнительных отношений – многозначных глаголов (grenzen, sich berühren, sich decken, streifen, gegenüberstehen, sich absetzen, auseinander gegen, abweichen), которые, по сути, представляют собой метафорическую концептуализацию отношения сравнения, свидетельствуют об осмыслении последнего как отношения пространственного, как «наложения» или «отсутствия наложения» представлений об объектах по области их признаков. Оппозиция смысловых элементов «наложение / отсутствие наложения признаков» рассматривается во второй главе как противопоставление первого порядка, которое в ряду прочих противопоставлений обусловливает вариативность категориальной ситуации сравнения, соотносимую с семантической субкатегоризацией и представлением о структуре одноимённого функционально-семантического поля.

Во второй главе «Сравнение на вербально-семантическом уровне» выявляются сочетания смысловых элементов в семантической структуре конкретных компаративных единиц, позволяющие определить место категории сравнения в системе языка и составить мнение о структуре функционально-семантического поля сравнения как системно-языковом представлении рассматриваемой семантической категории. В семантической структуре компаративных единиц обнаруживаются следующие смысловые элементы: «квалитативность», «релятивность», «наложение признаков / отсутствие наложения признаков», «равенство признаков / неравенство признаков», «расхождение по степени проявления признака», «максимальная степень проявления признака», «эмоционально выделенная степень проявления признака».

К свидетельствам наличия смыслового элемента «квалитативность» в семантической структуре компаративных единиц относятся: 1) употребление при толковании значений лексем-показателей сравнительных отношений слов тематической группы «качество, свойство, признак»; 2) употребление в окружении лексем-показателей сравнительных отношений интенсификаторов; 3) позиция, занимаемая указанием на эталон; 4) семантика уточнений области поиска признака-модуля; 5) употребление глаголов-показателей сравнительных отношений во временных формах, набор сем которых не противоречит лексическому значению глаголов, представляющих отношение между объектами как качество, свойство.

Анализ заполнения позиции, предназначенной для указания на признак-модуль, выявил в семантической структуре всех компаративных единиц наличие смыслового элемента «релятивность»: позицию в составе компаративной единицы, предназначенную для указания на модуль, занимает обозначение эталона.

Наличие смыслового элемента «наложение признаков» в семантике компаративных единиц находит выражение: 1) в способе объединения обозначений темы и эталона в компаративную конструкцию: обозначение эталона находится в рамках обозначения темы; 2) в неполноте состава групп с wie и с als; 3) в способе объединения указаний на тему и эталон в рамках немаркированной компаративной конструкции – через актуализацию центростремительных и центробежных потенций общего для них номинативного элемента; 4) в отсутствии дискретности, или в слиянии в целостной номинативной единице качественной характеристики, на которую указывает первая непосредственно составляющая, активирующая представление об эталоне, и общего представления о теме, активируемого «ядром» компаративного существительного.

Смысловые элементы «равенство признаков / неравенство признаков» предполагают соотнесение признака темы с «точкой отсчёта на шкале признака», которая даёт представление о признаке, типичном для эталона. Отнесение к данной точке свидетельствует о «равенстве признаков». Указание на отклонение от данной точки, передаваемое прилагательным (наречием) в сравнительной или превосходной степени, констатирует «неравенство признаков». Смысловой элемент «максимальная степень проявления признака» предполагает выделение темы по интенсивности проявления признака в ряду указанных эталонов.

В семантической структуре ряда компаративных единиц обнаруживается смысловой элемент «эмоционально выделенная степень проявления признака». Констатация указанного смыслового элемента у компаративных единиц с разной конфигурацией смысловой структуры (в том числе на фоне равенства признаков) свидетельствует о том, что он не играет определяющей роли в структурировании области функционально-семантического поля сравнения.

Обязательность присутствия в семантической структуре всех компаративных единиц совокупности элементов «квалитативность + релятивность» свидетельствует о том, что совокупность данных элементов конституирует область функционально-семантического поля сравнения: функционально-семантическое поле сравнения представляет собой сегмент поля качественности.

Оппозиция смысловых элементов «наложение признаков / отсутствие наложения признаков» закладывает противопоставление первого порядка. Совокупность смысловых элементов «квалитативность + релятивность + отсутствие наложения признаков (+ эмоционально выделенная степень проявления признака)» в семантической структуре компаративных единиц конституирует область поля несходства. Данная совокупность смысловых элементов характеризует предложения, организуемые глаголами и прилагательными-предикативами с семантикой несходства; предложения с отрицанием, организуемые глаголами и прилагательными-предикативами с семантикой сходства; сложноподчинённые предложения с семантикой сходства, выражающие реальное сравнение, с отрицанием в главном предложении.

Конфигурация «квалитативность + релятивность + наложение признаков» не предполагает обязательного равенства степени проявления признаков, что соотносится в данной работе с оппозицией смысловых элементов «равенство признаков – неравенство признаков». Указанная оппозиция рассматривается в предлагаемой схеме как противопоставление второго порядка. Компаративные единицы, в семантической структуре которых представлена совокупность смысловых элементов «квалитативность + релятивность + наложение признаков + равенство признаков (+ эмоционально выделенная степень проявления признака)», объединяются в поле сходства, сечение которого даёт список его конституентов: компаративные единицы, включающие лексемы-показатели сравнительных отношений с семантикой сходства; компаративные единицы, включающие группу с wie; сложноподчинённые предложения с семантикой сходства, выражающие реальное сравнение; компаративные единицы, в состав которых входит сложноподчинённое предложение ирреального сравнения; компаративные единицы с компаративными сложными прилагательными; компаративные единицы с прилагательными на -artig, -farben (farbig), -förmigformen), -mäßig; немаркированные компаративные конструкции с «узловым» компонентом – существительным; компаративные единицы с дериватами на -ig, -isch, -haft,  lich; компаративные сложные существительные; предложения с отрицанием, организуемые глаголами и прилагательными-предикативами с семантикой несходства.

Компаративные единицы с семантической структурой «квалитативность + релятивность + наложение признаков + неравенство признаков» группируются в области поля релятивной степени признака. Дальнейшее противопоставление языковых единиц возможно по семантическому признаку «расхождение по степени проявления признака – максимальная степень проявления признака». Семантическая структура «квалитативность + релятивность + наложение признаков + неравенство признаков + расхождение по степени проявления признака (+ эмоционально выделенная степень проявления признака)» характеризует конституенты микрополя релятивного компаратива, к которым в данной работе относятся: компаративные единицы, включающие группу с als при прилагательном или наречии в компаративе; компаративные единицы, в состав которых входит сложноподчинённое предложение реального сравнения с союзом als при прилагательном или наречии в компаративе; компаративные единицы с конструкцией «nicht + so + Adj.(Adv.) в положительной степени + wie группа».

Семантическая структура «квалитативность + релятивность + наложение признаков + неравенство признаков + максимальная степень проявления признака (+ эмоционально выделенная степень проявления признака)» характеризует конституенты микрополя суперлатива, в список которых входят суперлативная конструкция; сложноподчинённое предложение с определительным придаточным предложением к существительному, уточнённому прилагательным в форме суперлатива; сложносочинённое предложение, во второй части которого употребляется прилагательное в форме суперлатива; сверхфразовое единство, в составе которого употребляется прилагательное в суперлативе.

Вышесказанное свидетельствует о нахождении функционально-семантического поля сравнения в границах макрополя качественности (рисунок 1), что обнаруживает основание для объяснения использования компаративных единиц в речи, намечает общие очертания текстового потенциала сравнения и ответа на вопрос о характере информации, получаемой адресатом в результате когнитивной обработки сравнения в его языковом отражении. Детализацию ответа на данный вопрос даёт исследование сравнения в прагматиконе.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconУрок для младших школьников на немецком языке по теме: "Мой школьный день"
Развитие таких качеств личности, как общительность, раскованность, желания вступать в контакт и общаться на немецком языке, получая...
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма дисциплины «Анализ и интерпретация текстов (на немецком...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма дисциплины «Анализ и интерпретация текста (на немецком...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconМоусош с. Воскресеновка 2009 г. Учитель: Кипина О. Ю
Ведущий: Сейчас прозвучали всем вам известные слова приветствия на немецком языке. Мне бы хотелось, чтобы они звучали в этом зале...
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconКогнитивный аспекты
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 11. /Под ред. В. А. Пищальниковой. – М.: Мгэи,...
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconМосковский гуманитарный педагогический институт
Принципы разграничения честей речи в немецком языке
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма разработана для обеспечения предпрофильной подготовки к...
Курс рассчитан на 16 часов и состоит из 4-х блоков, два из которых реализуются на немецком языке и два на русском языке
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconКраткое содержание проекта в проекте обучающиеся узнают, как названия...
В проекте обучающиеся узнают, как названия знакомых им животных произносятся на немецком языке. Данный проект должен расширить знания...
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconКогнитивный и психолингвистический аспекты материалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V березинские...
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconИсследования
Тема исследования Концепт abneigung и способы его объективации в современном немецком языке
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconСписок цор по Иностранному языку
...
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Карточка №3 (розовая): Текст баллады И. В. Гете на немецком языке и подстрочный перевод М. Цветаевой
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Большинство инструкторов говорят на английском, итальянском, немецком, французском и 2 инструктора на русском языке
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение восприятию на слух небольших текстов на немецком языке и извлечение информации из прослушанного текста
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Почему вы так решили? Ведь текст прозвучал на немецком языке (Ребята обмениваются мнениями)
Когнитивный механизм сравнения в немецком языке iconПрограмма, методические указания и контрольные задания
Целью настоящего указания является совершенствование умений читать и понимать литературу на немецком языке по специальности широкого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск