Скачать 7.19 Mb.
|
В .И. Прокопцов ЭДУКОЛОГИЯ: ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ 2, 3, 4САНКТ-ПЕТЕРБУРГ2004 Министерство образования и науки Российской Федерации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕЖВУЗОВСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЭДУКОЛОГ» – ФИЛИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В.И. ПрокопцовЭДУКОЛОГИЯ: ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ НАУКА ОБРАЗОВАНИЯФРАКТАЛ 2ЭДУКОЛОГИЯ: АВАНПРОЕКТНАЯ ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМНОЙ СВЕРХЗАДАЧИ СОЗИДАНИЯПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЙ НАУКИ ОБРАЗОВАНИЯ –ЭДУКОЛОГИИФРАКТАЛ 3ЭДУКОЛОГИЯ: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯМОДЕЛЬ ЭДУКОЛОГИИ И ЕЕ АВАНПРОЕКТНАЯРЕАЛИЗАЦИЯФРАКТАЛ 4ЭДУКОЛОГИЯ: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ И ДЕЛАЙ СВОЕ ДЕЛО ПрепринтСанкт-Петербург 2004 ББК 74 Э1 П 13 Рассмотрено и рекомендовано к изданиюНаучно-методическим советом Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии 20 июня 2002 г. А в т о р В.И. Прокопцов, научный руководитель Межвузовского учебно- научно-методического центра «Эдуколог» – филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов при СПбГЛТА, академик Академии акмеологических наук, член Петровской академии наук и искусств Н а у ч н ы й р е д а к т о р В.А. Извозчиков, доктор физико-математических наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена) Р е ц е н з е н т ы : Р.Ф. Жуков, доктор технических наук, профессор (СПб ГИЭУ), В.И. Спицнадель, доктор экономических наук, профессор (БГТУ) П 13 П р о к о п ц о в В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования. В 4 фракталах. Фракталы 2, 3, 4. (Препринт). (Авторская версия-нави-гация). СПб.: СПбГЛТА, 2004. 568 с. Работа посвящена «пространственно-объемному», синтагмоинтегративному представлению, концептуализации, рассмотрению, обсуждению и в первом приближении решению проблемных вопросов развития современных образовательных наук в целом и проблемной сверхзадачи созидания принципиально новой науки образования – эдукологии, в частности. В многозначном контексте изложены результаты авторского многолетнего опыта осуществления инициативного и участия в выполнении коллективного (в частности, по программе и планам работы МУНМЦ «Эдуколог» – филиала ИЦ ПКПС) «перманентного» Комплексно-Системного Интердисциплинарного Исследования и Разработки (КСИИР) оснований и приложений названных наук. Базальную основу этих результатов составляют следующие новации (ноу-хау автора): концептуальная модель теории эргопедагогических систем (теоретических оснований эргопедагогики); СИМПТОМ: Педагогики; Симптомология; концепция «тройного опережения»; эдукологическая картина мира и диалектическая и/или созидательная эклектика как целокупные философско-логико-методолого-теоретические основания последней; позитивный ноумен «бесконечно-бесконечнозначное разнообразие» – ББР, диалектический партнер «бесконечно-бесконечнозначного соответствия» – ББС; фрактально-диалектическая и/или фронтально-диатропическая Авторская Концептуальная Модель Эдукологии – АКМЭ и ее ФУНИКУЛЕР; эдукологический гипертекст. Работа составлена в форме проблемоориентированного гипержурнала. Адресована специалистам образования и в первую очередь магистрантам, адъюнктам и аспирантам, начинающим со-исследователям, со-разработчикам и пользователям эдукологии. ББК 74 Э1 П 13 © В.И. Прокопцов, 2004 © Санкт-Петербургская государственная Темплан 2004 г. Изд. № 183. лесотехническая академия (СПбГЛТА), 2004 ISBN 5–9239–0011–4 © МУНМЦ «Эдуколог» – филиал ИЦ ПКПС, 2004 Дорогому и любимому сыну Евгению Викторовичу посвящаю ПРОТОПРЕДВАРЕНИЕ Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений. Р.Декарт Вы думаете, я чему-нибудь научился в школе? Преподаватели, обученные в университете, объясняли нам формальные вещи и упускали из виду великие тайны природы. Б.Джозефсон Инакомыслие тесно связано с полезной творческой деятельностью человека… Чтобы появилось желание начать творить, в основе должно быть недовольство существующим, то есть надо быть инакомыслящим… П.Л. Капица Это чудо, что современные методы обучения не полностью задушили святое любопытство и независимость. А.Эйнштейн …Я больше чем когда-либо убежден, что непременно появится такое поколение, которое по опыту узнает, что учение не требовало и десятой доли времени и усилий, которые обыкновенно для этого требуются. И.Г. Песталоцци Как быстро, непрерывно уплотняясь, зримо-ощутимо летит время. События…События…События. Лавинообразный поток глубинно-сущностных событий мешает все планы. И как в этом контексте, безусловно, прав автор «Опыта телеграфного мышления», утверждая: ОСР-Б: Прв Сейчас наука развивается такими темпами, что на осмысление результатов ее развития времени часто не остается: гигантский поток новой информации буквально смывает незавершенную конструкцию новой концепции. Остается одно – научиться мыслить телеграфно. Оперативно и четко корректировать концепцию в зависимости от новой информации». А.С. Драбкин, 1975 Но еще более прав в этом же контексте, но в ином аспекте автор «О грамматологии», заявляя: ОСР-Б: Прв Конец линейного письма – это конец книги, даже если еще и сегодня именно в виде книги так или иначе собираются воедино новые формы письма – литературного или теоретического. Впрочем, речь идет не столько о том, чтобы собрать под обложкой книги неизданные письмена, сколько о том, чтобы, наконец, прочитать в этих томах то, что издавна писалось между строк. Вот почему начало нелинейного письма потребовало перечесть все прежде написанное – но уже в другой организации пространства. Проблема чтения – это сейчас передний край науки именно потому, что мы находимся сейчас в подвешенном состоянии (suspenc) между двумя эпохами письма. Коль скоро мы начинаем писать, и писать по-новому, мы должны учиться иначе читать… Ж. Деррида, 1967 В данном конкретном случае подобные «оперативные» коррективы потребовались дважды. Первый из них был обусловлен задержкой публикации (главным образом по причине финансовых затруднений) подготовленных для этого материалов 2, 3, 4-го фракталов настоящей работы. В этом контексте, чтобы «оперативно» соотнести основную суть последних с тремя указанными ниже обстоятельными событиями, с опытом 10-летней деятельности трех интересующих нас научно-образовательных сообществ, автором было принято решение подготовить и «оперативно» осуществить данную своеобразную публикацию. Своебразную, специально отметим и подчеркнем, как по содержанию, так и по «содержательной форме». А именно. Чтобы эта публикация, с одной стороны, отвечала общему замыслу-проекту автора, отражала основы Авторской Концептуальной Модели Эдукологии (АКМЭ), с другой – в явном виде демонстрировала основную суть упомянутого «оперативного» корректива, в ней (публикации) представлен и конкретно изложен целокупный процесс трансформационной динамики актуализации АКМЭ и коадаптики (выделенные термины В.Ф. Венды) последней в соответствующее современное самоорганизующееся и саморазвивающееся когнитивно-семантическое пространство. При этом названный корректив имеет как свое собственное инновационное содержание, так и не менее новационную «содержательную форму» – форму порождения, упаковки и представления знаний и, в свою очередь, своеобразный жанр научного сочинения. Стержневую основу отмеченного содержания поясняемого «оперативного» корректива составляет, в контексте поиска путей и методов достижения Истины, симбиотическая (на основе принципа распределенного интеллекта) интеграция широко и –––––– * * * –––––– Смыслонесущая вставка ОСР-Б: Симбиотические системы… Существующие системы такого рода еще несовершенны. Можно сказать, однако, что подход, основанный на гипертекстовой технологии, заслуживает самого пристального внимания. Гипертекст – это форма организации текстового материала, при которой его семантические единицы представлены не в обычной линейной последовательности, а как сетевая структура с явно указанными связями. Гипертекстовая связь организуется в виде открытой системы, где могут быть легко отображены идеи, соображения, аргументы различных участников творческого коллектива, объединенных общей деятельностью (напр., разработкой какой-либо программы или проекта). Работать с такой сетью можно только при помощи специальной компьютерной технологии. Идею создания систем распределенного интеллекта в концептуальном плане можно рассматривать как продукт синтеза социальной теории интеллекта и современной компьютерной парадигмы. Первая из них сформулирована М. Минским и постулирует принципиальное сходство структуры интеллектуальной деятельности индивида и научного сообщества в процессе решения проблемы. Вторая идея заключается в децентрализации и распределенной обработке информации вычислительными комплексами (традиционный метод затруднял реализацию таких идей). А.И. Букаченко, 1989 |
Новые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2 Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,... | Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)... Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,... | ||
Экскурсионные туры в карелию Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога... | Dhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие... | ||
Методическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007 В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова... | Методические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004... Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С | ||
Государственное и муниципальное управление Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону · Екатеринбург · Самара · Новосибирск Киев · Харьков · Минск... | Санкт-Петербург, 2004 Выходные данные: Дипломный проект. Требования... Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 073500 Управление инновациями | ||
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое... Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий... | Чуянова е. В. Уровень свободнорадикального окисления в ферментативной... | ||
Патентам и товарным знакам (19) Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву | Реальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия | ||
За 2011 год Санкт-Петербург 2011г Показатели административных правонарушений по районам Санкт-Петербурга в 2010 году 47 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 3, Европейский Университет в Санкт-Петербурге | ||
Роберт Дилтс Коучинг с помощью нлп санкт-Петербург «прайм-еврознак»... Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Гбоу школа №619 Калининский район Санкт-Петербург Министерства образования и науки Российской Федерации, Комитета по образованию Санкт-Петербурга и школьным Положением «Об информационном... |