№
п\п
| Содержание
| Время
| Деятельность
учителя
| Деятельность
учащихся
| Валеологизация
(тренинги)
| Формирование
ОУН
| Поза
| ТСО,
дидактический материал
|
I.
| Оргмомент
| 1′
| Организация детей на работу, отрабатывание навыка включения на работу
| Организация рабочего места
| Учитель следит за посадкой учащихся за партой
| Умение включатся в работу
| Дети стоят у рабочего места
|
|
1.
| Сообщение темы и целей урока
Прозвенел звонок, начался урок.
Спинки ровно, рот закрыт.
Носик дышит, рот молчит.
Тишина в лесной глуши,
Все замолкли малыши.
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Д.Родари. Будем учиться выделять главную мысль произведения; учиться характеризовать персонажей по их поступкам, действиям, речи.
| 1′
| Организация положительного эмоционального фона урока
|
| Тренинг №4
(положительный настрой на урок)
| Закрепление навыков самомассжа БАТ
|
| Портрет писателя
|
2.
| - А сейчас мы разбудим свой организм и подготовим его к работе на уроке. Проведем пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пошли пальцы в лес гулять.
Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
Он стоит посередине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Пальчик, пальчик, ты мой друг,
Лечишь ты от всех недуг, Будет всяк из нас здоров
И не надо докторов.
| 2′
| Организует пальчиковую гимнастику
| Проводит:
Фолина Т.,
Остальные дети выполняют пальчиковую гимнастику
| Тренинг №2
(самомассаж
БАТ
кисти руки) «Птицы в лесу»
(музыка для релаксации)
|
| Стоя
| Магнитофон
|
II.
1.
| Проверка домашнего задания
Доклад о Д. Родари.
К какой сказке иллюстрация?
Назовите главных героев?
А какую пользу для человека приносят эти овощи и фрукты?
Какие витамины в них содержатся?
| 4′
|
|
Читает доклад
Персидская В. Сообщения о пользе овощей и фруктов
(по сказке)
Козлова И.,
Михайлин Ж.,
Андреева Н.
|
|
|
|
|
2.
| Отработка навыков техники чтения: Чтение текста «про себя».
| 5′
| Производит замер времени и подводит итог
| Работа с памяткой
«Учись читать правильно»
Чтение 4 части сказки
| Снятие напряжения с мышц спины
| Формирование навыков беглого чтения
| Дети с нарушением осанки
(первая группа) работают за конторками
| Памятка
«Учись читать правильно»
|
III.
| ПОВТОРЕНИЕ
Викторина
Вопросы и задания:
Людям каких профессий посвящены стихи, отрывки из которых вы сейчас прочитаете?
Нынче много для ботинок
Надо выловить сардинок,
Осьминога с каракатицей –
Дочке маленькой на платьице. (Рыбаку. «Рыбак»)
На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком. (Точильщику. «Точильщик»)
— Через дорогу
В последний дом
К одной синьоре
Спешу с письмом. (Почтальону. «Почтальон»)
Пусть ревет пожар, бушуя,
Как свечу, его тушу я. (Пожарному. «Пожарный»)
Человек на этом кране
Еле видит нас в тумане.
Но зато со всех сторон
Видит синий небосклон. (Крановщику. «Человек на подъемном кране»)
При перепечатывании этого отрывка выпали некоторые буквы. Вставьте их и назовите стихотворение. ( Буква е. «Сколько всего детей на свете?»)
Сколько вс...го д...т...й на св...т...?
...сли бы д...ти
На ц...лой план...т...
Вс... засм...яться сразу могли,
Только раздастся команда: «Пошли!»
- Посчитайте, сколько букв е вы вставили?
| 4′
|
Организует викторину
Осуществляет
межпредметные связи с русским языком и математикой
|
Вставляют карточку с заданием в кодоскоп Завалишина К.
Сергеев В.
Милосердов С.
Сороковых Н.
Дети меняют позу, подбегают к доске вставляют пропущенные буквы
| Подобрать по порядку название частей сказки.
|
Развитие орфографичес-кой зоркости
| Дети меняют позу, (подбегают к доске, встают и т.д.)
|
Кодоскоп
На доске плакат
|
IV.
| Изучение темы урока
Вспомните стихотворение «Чем пахнут ремесла?» и вставьте в четверостишия пропущенные строчки.
Пахнет маляр______________
Пахнет стекольщик______________
Куртка шофера_____________ Блуза рабочего - _____________
Пахнет кондитер_____________ Доктор в халате – ____________
- А теперь мы продолжим работу по произведению Дж.Родари «Принцесса Веселина». Дома вы прочитали сказку самостоятельно. Мы попытаемся с вами составить план и восстановить кратко сюжет сказки.
Составление плана. Озаглавьте части сказки по событиям.
Словарная работа.
- Дайте толкование слов, которые встретились в сказке? Подберите синонимы (близкие по значению слова).
Кузина, простолюдин, кортеж, претендент, хижина
- Какая она Веселина? Выберите то, что подходит для характеристики Веселины. Почему?
- Знаешь ли ты русскую народную сказку о царевне, которая была прямой противоположностью Веселины? Вспомни, как ее зовут. Подходят ли к ее характеру оставшиеся карточки?
У.: - Веселина и Несмеяна – это слова-антонимы. Образованы они от слов, близких по смыслу. Какие это слова? («веселиться, «смеяться»).
- Джанни Родари редко обходится в своих произведениях без доброй шутки, без юмора.
-Прочитай четвертую часть сказки.
Какие шутки королевы Веселины построены на том, что переносные значения слов истолкованы в прямом смысле?
- Почему Веселина выбрала себе в мужья простого деревенского парня, инвалида?
- Познала ли Веселина жизнь простых людей? Докажи.
| 11′
|
Организация и нацеливание детей на работу с текстом
Направляет
беседу
|
Коллективная деятельность (отвечают хором)
Предлагают названия частей сказки и записывают на доске
Прикрепляют карточки к Веселине.
Прикрепляют карточки к Несмеяне
Читают цепочкой и отвечают на вопросы
| Тренинг №8
(гимнастика для зрительного анализатора)
|
Развитие памяти
Формирование орфографичес-ких навыков
Умение обобщать и выделять главное
|
Дети с нарушением осанки
(вторая группа) работают за конторками
|
Карточки со словами на доске
Текст 4 части сказки на листах Ф4
|
VI.
| ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа над пословицами русского народа.
- Какие пословицы подходят к образу Веселины. Почему?
Кто в радости живёт, того и кручина неймёт.
Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
Веселье лучше богатства.
- Чему хотел научить своей сказкой Д. Родари?
(Сказка учит тому, что веселый нрав – это не помеха для серьезного дела. Веселый нрав и умение видеть смешное не мешают чувствовать чужое страдание, быть добрым, отзывчивым человеком, серьезным и разумным правителем. Веселый нрав помогает переносить все трудности жизни).
Тест
(обратная информация)
| 8′
|
|
Дают объяснение пословицам
Заполняют бланк теста
| Ритмика
Динамическая пауза (2′)
Проводит
Малюгина А.
Рефлексия
|
Развитие аналитических навыков
|
Смена позы по желанию
|
Магнитофон
Плакат с пословицами
Тест по содержанию сказки
|
VI.
| Итог урока
- Как вы понимаете фразу:
«Веселый нрав – в жизни помощник»
- Скажите, жизнерадостность, всегда хорошее настроение, доброе отношение к людям как-то сказывается на здоровье самого человека?
- Какие черты характера Веселины вы хотели бы воспитать у себя?
- Хотели бы вы быть похожими на Веселину? Чем?
- Можно ли сказать, что у Веселины «золотое сердце»?
Как вы понимаете «золотое сердце»? Какие еще выражения в переносном значении знаете с прилагательным «золотой»? Объясните.
(«Золотые руки», «золотой ребенок», «золотая серия сказок» и т.д.).
| 5′
| Содействие формирования мотивации на здоровый образ жизни
(психическое здоровье)
|
|
| Формирование навыков образно-логического
мышления
|
|
|
VII.
| Домашнее задание
- Составить 5 вопросов по сказке (1 группа)
- Сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду сказки (2 группа).
| 1′
| Учитель следит за посадкой при письме
Дает дифференциро-ванное
д/з
| Записывают
д/з
|
| Формирование навыка самостоятельной работы
|
|
|
VIII
| Выставление оценок за урок
- Все ребята хорошо работали на уроке.
За тесты и технику чтения вы узнаете оценки на следующем уроке, а кто активно работал и помогал приготовить этот урок получают отличные оценки.
Благодарю всех ребят за урок.
Прозвенел и смолк звонок,
Это кончился урок.
- Урок наш закончился, но с Джанни Родари мы не прощаемся.
На страницах нашего учебника мы еще познакомимся с другими его произведениями.
А в библиотеке вы найдете книги Д. Родари.
| 3′
| Оценивает работу на уроке наиболее активных детей;
подготовку доклада и викторины
(Персидская В.
Завалишина К.
Сергеев В.
Милосердов С.
Сороковых Н.).
Организация положительного эмоционального фона урока
|
| Эмоциональное завершение урока
|
|
| Выставка книг
|