ГАОУ СПО Орский медицинский колледж
Рассмотрено
На заседании ЦМК ОПД
Протокол №_____
от «_____» _________20____г
Председатель ЦМК
__________________________
Утверждаю
Зам.директора по УР ________________________ «_____» ___________20___г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАСЕДАНИЯ КРУЖКА «АТЛАНТ»
ДИСЦИПЛИНА
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» тема:
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Составил:
руководитель кружка
«АТЛАНТ»
Ю.А.СОТНИКОВ Орск, 2013
Введение Высшая нервная деятельность – сочетание особенностей характера и темперамента. Высшая нервная деятельность обеспечивает поведение человека и животных в окружающей среде и является результатом работы коры большого мозга и подкорковых образований. Высшая нервная деятельность осуществляется за счёт двух механизмов: инстинктов и условных рефлексов.
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы:
художественный - доминирует первая сигнальная система, образное мышление
мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию
средний тип - характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей
Эти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется в том, что правое и левое полушария мозга выполняют различные функции. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие, а правое - за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов. Перед каждым человеком в определённое время встаёт вопрос о выборе профессии. Для его решения необходимо знать о своих индивидуальных особенностях, интересах, склонностях. На основе развития стойких интересов формируются склонности, стремления человека к определённому виду деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Знания типов ВНД и их особенности необходимы в клинической практике для выработки тактики общения с пациентами и повседневной жизни для установления межличностных контактов при работе в коллективе и др. ЦЕЛЬ:
Сформировать у студентов знания о ВНД как разделу физиологии, изучающим функции высшего отдела ЦНС – коры больших полушарий мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней средой ЗАДАЧИ:
Обучающая – способствовать формированию умений и навыков определять типы ВНД людей по внешним признакам (проявлениям), уметь применить свои знания при определении типов ВНД, темперамента, характера.
Развивающая – создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности; создать условия для развития умений формулировать проблемы и предлагать пути их решения; развивать исследовательские и творческие навыки, потребность в творческой деятельности
Воспитывающая – воспитывать у студентов уважительное отношение друг к другу МЕТОД: заседание кружка ФОРМА: конференция ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знать и понимать основные физиологические и анатомические понятия
Уметь пользоваться полученными знаниями в области анатомии и физиологии, ориентироваться в типах ВНД, определять типы ВНД.
Объяснять основные отличия типов ВНД и их особенности
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: анатомия, ВНС, ЦНС, психология, психиатрия, неврология, терапия ОСНАЩЕНИЕ: доклады, презентации, тестовые задания, напитки для каждого типа ВНД, экран, проектор, ноутбук, плакаты с высказываниями известных деятелей АУДИТОРИЯ: №404 ВРЕМЯ: 1 час
ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ КРУЖКА «АТЛАНТ»
дата проведения 17 АПРЕЛЯ 2013
№
| Ф.И.О студентов
| Группа №
| Выполняемая нагрузка
| 1
|
|
|
| 2
|
|
|
| 3
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
№
| Технология
| Ход заседания кружка
|
1
| Актуализация знаний и опыта студентов по теме ВНД. Постановка проблемных вопросов
| Вступительное слово руководителя кружка о значении данной темы в предстоящей трудовой деятельности студентов. Дальнейшее заседание ведёт секретарь кружка.
Секретарь: -
Кто из вас знает, что такое ВНД?
Как формируется ВНД?
Какие типы ВНД вам известны?
Оказывается, в бытовой практике мы знаем о ВНД не так уж и много, а некоторые наши знания носят неполный, искажённый характер. (показ слайдов)
|
2
| Сообщение общей цели и ожидаемых результатов при изучении данной темы
| Секретарь: - Изучая данную тему, мы значительно расширим свои знания о ВНД. Узнаем много интересного и удивительного о типах ВНД, о их формировании, о роли ВНД в жизни человека. (показ слайдов)
|
3
| Сообщение плана заседания кружка, формы проведения, конкретных целевых установок
| Секретарь: - Данная тема рассчитана на одно заседание, ориентируемся на результат освоения темы. С этой целью выступят с докладами 4 студента с объёмом понятий, которые необходимо усвоить. (показ слайдов)
| 4
| Предъявление алгоритма характеристики типов ВНД как последовательность изучения учебных элементов
| Секретарь: - дадим общую характеристику типам ВНД, которую будем осуществлять в следующем порядке:
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик (Ван Гог,
| Элемент 1.
Проблемный вопрос
| Секретарь: - Кто такие холерики? Доклад с презентацией нам предоставит студентка –
(показ слайдов)
| Элемент 2.
Проблемный вопрос
| Секретарь: - Кто такие сангвиники? Доклад с презентацией нам предоставит студентка –
(показ слайдов)
| Элемент 3.
Проблемный вопрос
| Секретарь: - Кто такие флегматики? Доклад с презентацией нам предоставит студентка –
(показ слайдов)
| Элемент 4.
Проблемный вопрос
| Секретарь: - Кто такие меланхолики? Доклад с презентацией нам предоставит студентка –
(показ слайдов)
|
5
| Закрепление изученного и самоконтроль по зачётному листу
| Секретарь: - сейчас мы вам предложим тест «Типы ВНД». Решите, правильно или неправильно каждое из приведённых суждений. Впишите номера заданий в соответствующую строку ответов
| АЛГОРИТМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
докладчик
/время/
| Тип ВНД
| художник
| картины
| композитор
| произведения
|
1 студент
10 мин
| холерик
|
А.Дюрер
| |
Ф.Лист
| |
С.Дали
| Лебеди, отражающиеся в слонах
Тайная вечеря
|
А.Пьяцолла
| Тангасо
Мария из Буэнос-Айреса
| презентация
|
2 студент
10 мин
| сангвиник
|
Рембранд Хармес Ван Рейн
|
Ночной дозор
Возвращение блудного сына
| А.Лучо Вивальди
| | Д. Антонио
Россини
| | презентация
|
3 студент
10 мин
| флегматик
| Ф.А.
Малявин
| | А.П.
Бородин
| Князь Игорь
В Средней Азии
| Б.М.
Кустодиев
| | К.Г.
Глазунов
| | презентация
|
4 студент
10 мин
| меланхолик
| В. Ван
Гог
| | П.И.
Чайковский
| Лебединое озеро
Снегурочка
| Микеланджело
Буонароти
| |
Ф. Шопен
| Революционный этюд
Реквием
| презентация
|
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
№
| утверждения
| 1
| Условные рефлексы отсутствуют у новорождённых
| 2
| Слабый тип нервной системы формируется при воспитании в «оранжерейной» обстановке, когда отсутствуют сильные и необычные раздражители
| 3
| Главным признаком, позволяющим разделить животных на две большие группы, является подвижность нервных процессов
| 4
| Условные рефлексы могут вырабатываться и осуществляться только высшим отделом ЦНС
| 5
| Условные рефлексы временные, они могут исчезать
| 6
| Подвижность определяют по силе нервных процессов
| 7
| Процесс торможения делает условные рефлексы механизмом тонкого, точного и совершенного приспособления к окружающей среде
| 8
| Нервные процессы отличаются по двум основным показателям: по силе и подвижности
| 9
| Тип нервной системы является приобретённым, формирующимся под влиянием окружающей среды
| 10
| Неподвижному инертному типу перестройка даётся с трудом и происходит медленно
| ДА
| №
| НЕТ
| №
|
Секретарь: - свои ответы вы можете проверить с правильными, которые
выведены на экран в виде слайда.
Секретарь: - и в заключение мы предлагаем вам продегустировать напитки,
соответствующие каждому из типов ВНД
Секретарь: - на этом заседание нашего кружка мы заканчиваем.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПРОЯВЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС К НАШЕМУ КРУЖКУ
И ДАННОЙ ТЕМЕ.
ПЛАКАТЫ Люди с определённым типом сложения имеют определённые психические особенности.
Э.Кречмер
Структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
У.Шелдон
Темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности даёт четыре темперамента.
И.Кант
В основе различий поведения лежат фундаментальные свойства нервных процессов - сила возбуждения и торможения их уравновешенность и подвижность.
И.П.Павлов НАПИТКИ ДЛЯ ДЕГУСТАЦИИ Напитки холериков
Соки: огуречный, сливовый
Напитки сангвиников
Соки: тыквенный, яблочный (из сладких яблок)
Напитки для флегматиков
Соки: виноградный (сладкий), клюквенный
Напитки для меланхоликов
Соки: грейпфрутовый, папайи |