Рабочая программа учебного курса «Физика»





Скачать 357.01 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Физика»
страница1/3
Дата публикации23.03.2015
Размер357.01 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3

МОУ СОШ №2 г.Катав-Ивановска Челябинской области


Согласовано

Заместитель директора по УВР: __________________/ Скачкова Н.Е.

« » __________________2013г


Утверждено

Директор школы:

________________/ Емельянова И.Ю.

« »______________________2013г


Рабочая программа

учебного курса

«Физика»

9 класс

МОУ СОШ №2

г. Катав - Ивановска

на 2013-2014 учебный год

Составитель:

Михайлова В.В.,

учитель физики

высшей категории

2013г

Содержание рабочей программы.





Пояснительная записка



Стр.3



Цели и задачи обучения предмета физика


Стр.3



Основное содержание программы


Стр.4-5



Требования к уровню подготовки


Стр.6



Результаты освоения курса


Стр.7



Учебно-тематический комплекс


Стр.8



Учебно-тематический план


Стр.8



Поурочное планирование


Стр .9-24



Тематическое наполнение регионального компонента в содержании физического образования в 9 классе

Стр.25



График контрольных и лабораторных работ


Стр.26



Литература.


Стр.27



Контрольно-измерительные материалы


Стр.28-











Пояснительная записка
В 2013-2014 учебном году обучение физике в основной в общеобразовательных учреждениях Челябинской области осуществляется на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).

Организация учебного процесса по учебному предмету «Физика», планирование учебно-методической работы, разработка рабочей программы и составление календарно-тематических планов проводилась с учетом нормативных, инструктивных и методических документов:

1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. • №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2.Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 № 01-269).

3.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03- 1263).

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

5.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Статья 12 «Образовательные программы». Программа отдельного учебного предмета «Физика»

6.Образовательная программа МОУ СОШ №2 г.Катав-Ивановска

7.Учебный план МОУ СОШ №2 г.Катав-Ивановска

Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии с областным базисным учебным планом (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 № 01-269). В основу областного базисного учебного плана положен федеральный базисный учебный план, который разработан на основе федерального компонента стандарта общего образования (продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель).

На обучение физике в 7-9 классах основной школы предусматривается не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и проводить опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы: Гутник Е. М., ПерышкинА. В. Физика. 7-9 классы. — М. : Дрофа, 2008.

Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:







по программе-ч

планирование-ч


1

Законы взаимодействия и движения тел

29

28

2

Механические колебания и волны. Звук

11

11

3

Электромагнитное поле

14

12

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

14

14

По программе за год учащиеся должны выполнить 5 контрольных работ и 5 лабораторных работ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Механика

Основы кинематики

Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.

Демонстрации

Относительность движения.

Прямолинейное и криволинейное движение.

Стробоскоп.

Спидометр.

Сложение перемещений.

Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона).

Определение ускорения при свободном падении.

Направление скорости при движении по окружности.

Основы динамики

Инерция. Инертность тел.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса — скалярная величина. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.

Фронтальная лабораторная работа

Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации

Проявление инерции.

Сравнение масс.

Измерение сил.

Второй закон Ньютона.

Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.

Третий закон Ньютона.

Законы сохранения в механике

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.

Значение работ К. Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

Демонстрации

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Модель ракеты.

Механические колебания и волны

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.

Демонстрации

Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.

Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины.

Вынужденные колебания.

Резонанс маятников.

Применение маятника в часах.

Распространение поперечных и продольных волн.

Колеблющиеся тела как источник звука.

Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

Электромагнитные явления

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа

Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации

Обнаружение магнитного поля проводника с током.

Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.

Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.

Применение электромагнитов.

Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.

Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

Модель генератора переменного тока.

Взаимодействие постоянных магнитов.

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вза¬имодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, мас¬са, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;


уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений и представлять их с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса «физика»
Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089; авторская программа курса «Физика. 7-9 классы» Е. М. Гутник, А. В. Перышкин
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса «физика»
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса «Физика» для 11 а класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса «Физика» для 10А класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса Физика 8 класс
Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса «Физика»
Проверочная работа (заполнить таблицу): по теме «Кинематика колебательного движения» 10 кл
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconПрограмма элективного курса «Математика, физика, компьютер»
Программа предназначена для обучения студентов 2-3 курса техникума, имеющих базовую подготовку по дисциплинам «Математика», «Физика»,...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного предмета «Физика 7»
Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика 7-9» автора А. В. Перышкина....
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconЦели и задачи учебного курса 7 абвг классов, решаемые при реализации рабочей программы
«Физика 7», составители Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика....
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа по дисциплине «Физика» раздел «Физика (общая)»...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса по физике основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 7 класса, которые имеют средний уровень мотивации. Основная доля, а это...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного предмета физика 11 класса Калугиной Любовь...
Понятие модуля рационального числа относится к финальным категориям курса математики 5-6 класса, интегрирует в себе большую часть...
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа по физике для 7 класса составлена в соответствии...
О преподавании учебного предмета “Физика” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования....
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....
Рабочая программа учебного курса «Физика» iconРабочая программа учебного предмета «Физика»
Курс «Физика в быту» направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск