Рабочая программа учебной дисциплины «культурология»





Скачать 204.19 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Дата публикации30.03.2015
Размер204.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Направление 140400 Электроэнергетика и электротехника

Профили подготовки:

Высоковольтные электроэнергетика и электротехника

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем

Электрические станции

Электроэнергетические системы и сети

Гидроэлектростанции

Электроснабжение

Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Цикл:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл




Часть цикла:

вариативная




№ дисциплины по учебному плану:

ИЭЭ Б.1.5




Часов (всего) по учебному плану:

144




Трудоемкость в зачетных единицах:

4

5 семестр

Лекции

18 час

5 семестр

Практические занятия

18 час

5 семестр

Лабораторные работы

нет

5 семестр

Рефераты

22 час самостоят. работы

5 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

108 час




Зачет




5 семестр

Курсовые проекты (работы)

Уч.пл.не предусмотр.




Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально осмысливать социокультурную действительность, тем самым создавая основу собственного профессионального и личностного развития.
По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • к письменной и устной коммуникации на государственном языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; к использованию одного из иностранных языков (ОК-2);

  • к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);

  • в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);

  • к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

  • к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);

  • научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

  • к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);

  • понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);

  • понимать основные понятия и категории культурологии, место культурологии в системе гуманитарного знания, интерпретировать основные культурологические концепции, анализировать динамические и морфологические характеристики культуры, ее структуру и функции, формы виды и типы культуры (ОК-1,13);

  • уверенно пользоваться основными категориями и понятиями современной культурологии, освоить технику научного анализа и интерпретации многообразных феноменов культуры, через опыт теоретической дискуссии формировать и обосновывать собственную позицию по отношению к фундаментальным и актуальным проблемам культуры (ОК-1,13).


Задачами дисциплины являются:

  • помочь студентам овладеть категориально-понятийным аппаратом современной культурологии, основными методологическими подходами к изучению феноменов культуры;

  • способствовать пониманию сущности культуры, изучению ее структуры и функций;

  • дать представление о формах и типах культуры, способах приобретения, хранения и передачи социокультурного опыта, принципах межкультурного взаимодействия;

  • сформировать у студентов научные представления о закономерностях развития культуры, основных культурно-исторических эпохах, месте и роли российской культуры в мировом культурном процессе;


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1.5 основной образовательной программы подготовки бакалавров направления 140400 Электроэнергетика и электротехника.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «История», «Философия».

Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы

при изучении других гуманитарных и социальных дисциплин по программе подготовки бакалавра и программе магистерской подготовки.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:

  • основные категории теории культуры, ведущие культурологические концепции и методы культурологического анализа (ОК-10,13);

  • структуру, функции, формы и типы культуры(ОК-13);

  • закономерности развития культуры, особенности и отличительные черты основных культурно-исторических эпох, движущие силы, ритмы и источники социокультурной динамики, принципы соотношения имманентного развития и взаимодействия культур(ОК-13);

  • особенности развития и функционирования российской культуры, вклад культуры России в мировую культуру(ОК-13);

  • место и роль техники и инженерной деятельности в культуре(ОК-10, 13).


Уметь:

  • самостоятельно анализировать культурологическую литературу (ОК-1,12);

  • работать с разноплановыми в концептуальном и мировоззренческом отношении источниками культурологической информации на основе их критического восприятия (ОК-1,12);

  • применять общетеоретические и прикладные аспекты культурологического знания для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной деятельности(ОК-10);

  • формировать, обосновывать, аргументировано отстаивать свою личную позицию по отношению к актуальным проблемам культуры (ОК-1);

  • ориентироваться в многообразной и противоречивой культурной информации, осмысливать процессы, события и явления в культурной жизни России и мира в их динамике и взаимосвязи (ОК-13).


Владеть:

  • навыками самостоятельного анализа и оценки сложных и многогранных явлений культуры(ОК-1,2,10,12);

  • навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения(ОК-1,2,10,12);

  • навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики по проблемам культуры, практического анализа логики различного рода культурологических рассуждений(ОК-1,2,10,12);

  • навыками толерантного восприятия культурных различий между разными социальными, религиозными, гендерными, этническими и профессиональными группами, основывающегося на понимании феномена многообразия культур и цивилизаций(ОК-13).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1


Предмет и структура культурологического знания


24

5

4

4




16

Устный опрос.

Письменное задание.

Тест 1.



2



Культура как система

26

5

4

4




18

Устный опрос.

Письменное задание. Контрольная работа №1.


3


Динамика культуры

20

5

2

2




16

Устный опрос.

Письменное задание. Тест 2.


4


Типология культуры

24

5

4

4




16

Устный опрос.

Письменное задание. Тест 3.




5

Россия в диалоге культур

58

5

4

4




40

Устный опрос.

Тест 4.

Контрольная работа №2.

Подготовка реферата.




Зачет

2

5










2







Итого:

144




18

18




108






4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

Раздел 1.Предмет и структура культурологического знания

Лекция 1. Культурология как наука
Проблемное поле культурологии. Причины появления и особенности формирования культурологии как самостоятельной области знания.

История культурологических учений: от античности до современности. Классичес­кая модель культуры в европейском обществознании Нового Времени. Культурологические идеи XX века: проблемы культуры в зеркале философии жизни, неокантианства, психоанализа, экзистенциализма, структурализма. Культурологическая мысль в России. Характеристика основных школ и направлений культурологии.

Структура и состав современного культурологического знания. Уровни культурологических исследований. Эмпирическая и фундаментальная культурология. Культурология в системе социальных и гуманитарных наук. Методы культурологии. Культурология как самосознание культуры.
Лекция 2. Понятие культуры
Стратегия культурологического анализа: от феноменов культуры – к понятию культуры. Понятие культуры в системе базовых категорий современной гуманитаристики.

Культура и природа. Оппозиция природы и культуры как отправная точка культурологической рефлексии. Принцип ценности и демаркация природы и культуры в философии неокантианства.

Понятие ценности в гуманитарном знании. Культура как ценность и ценности культуры. Иерархия ценностей и идеалы культуры. Нормативность культуры. Культура как система ценностей, идеалов и норм.

Природа человека и культура. Биосоциальные основания культуры: конфликт первичных бессознательных влечений и социокультурных норм. Психоанализ и культура. Концепция культуры З.Фрейда.

Культура как специфическая сфера человеческого бытия. Дихотомия жизни и культуры в философской традиции. Императив культуры и императив жизни (Х.Ортега-и-Гассет). Имманентность жизненных и трансцендентность культурных ценностей.

Культура – общество – личность. Инкультурация и социализация. Культурная идентичность. Человек как творец и творение культуры. Культурное творчество как последовательное расширение экзистенциальной перспективы. Культура как самодетерминация человека.

Раздел 2. Культура как система

Лекция 3. Система культуры
Основы системного подхода. Культура как многофункциональная и многоуровневая система. Основные концепции культуры как системы, их достоинства и недостатки. Представление о функции культуры. Основные функции культуры как целостной системы (гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксиологическая и др.).

Проблема внутреннего строения культуры. Основы структурного подхода в культурологии. Категории структурного анализа культуры («ядро» и «периферия», «верх» и «низ», «официальное» и «неофициальное», «массовое» и «элитарное» в культуре). Диалектика материального и духовного как проявление структурной целостности культуры. Духовная доминанта в строении культуры. Всеобщие формы духовной культуры (миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука). Место техники в структуре культуры. Проблема многообразия и единства мира культуры.
Лекция 4. Язык культуры. Культура как знаково-символическая система
Язык и предметное бытие культуры. Культура как знаковая система. Коммуникационная и символическая природа культуры. Культура как «семиосфера» (Ю.Лотман). Семиотические коды культуры. Семиотика культуры: основные принципы и разделы.

Знак и символ в культуре: сходство и отличия. Виды знаков и принципы семиозиса. Роль символов в религии, искусстве, науке. Культура как мир символических форм. Символизация как творческий метод в культуре. «Прасимволы» культуры (О.Шпенглер).

Миф в структуре языка культуры. Мифологические символы – конденсаторы опыта человечества. Мифологической код и особый тип культурной памяти.

Мифологемы и архетипы в мировой культуре. Инвариантное и акцидентное в культуре. Иерархичность пластов культурного опыта. Теория архетипов: культурологическое измерение «аналитической психологии» К.Г.Юнга. Архетипы и культурные универсалии как человекообразующие смыслы и образы. Культура как континуум смысла.

Язык культуры и проблема понимания. Культура как текст: интерпретация и деконструкция. Культурология и герменевтика.
Раздел 5.Динамика культуры

Лекция 5. Динамика культуры
Динамика культуры: процессы культурных изменений, их обусловленность и направленность. Логика культурно-исторического процесса: диалектика дискретного и непрерывного. Культурно-исторические эпохи как качественно определенные периоды истории культуры.

Всемирно-историческая и культурно-ис­торическая школы в культурологии. Теории линейного и циклического развития культуры. О.Шпенглер и культурологическая критика традиционной схемы мировой истории. Культурный смысл всемирной истории в концепции «осевого времени» К.Ясперса. Проблема культурного прогресса.

Ритмы, движущие силы и источники культурно-исторической динамики. Анализ механизмов культурных изменений в культурологических построениях А.Тойнби: концепция «вызова – ответа» как общая основа развития цивилизаций. Теория «циклической флуктуации» культурного процесса (П.Сорокин).

Органические концепции в культурологии: связь закономерностей культурного развития с общей логикой жизненных процессов. Жизненный цикл культуры: концепции К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера. Цивилизация как завершающая стадия развития культуры.

Роль кризиса в развитии культуры. Кризис культуры – тупик или перепутье? Кризис как момент самопознания культуры. Исторические перспективы культуры: «конец истории» или новое начало?

Традиции и инновации в культуре. Проблемы преемственности в культуре и понятие культурного наследия.
Раздел 4. Типология культуры

Лекция 6. Типология культуры
Типологизации культуры как принцип систематизации культурных проявлений. Принципы типологизации культуры. Типология культуры как метод расчленения систем объектов и их группировки с помощью обобщённой модели или типа. Типология и классификация. Целостность культуры как типологическая характеристика. Реальные типы культуры и идеальные модели.

Конкретно-исторические типы культуры. Культурно-исторические типы Н.Данилевского. «Высокие культуры» О.Шпенглера. Типы локальных цивилизаций А.Тойнби.

Идеальные типы культуры как философско-научные абстракции, создающие возможность изучения множества явлений культуры. Понятие идеального типа: рациональный, традиционный и харизматический типы культуры (М.Вебер). Социокультурные «сверхсистемы»: идеациональный, идеалистический и чувственный типы культуры (П.Сорокин). Типология культуры сквозь призму учения об эонических архетипах (В.Шубарт). Информация и культура: типология культуры Ю.Лотмана и Г.М.Маклюэна. Технологические революции и типология культуры (Д.Белл, Р.Арон, Э.Тоффлер).
Лекция 7. Полифония мировой культуры. Мир культуры и культурные миры
Многообразие и единство мира культуры. Полифония мировой культуры как основа культурологического анализа. Партикуляризм и универсализм – историческая оппозиция исследования мировой культуры.

«Запад» и «Восток» как социокультурные парадигмы и культурные миры. Идея европоцентризма: философское обоснование и критика. Региональные типы культуры. Глобализация или мультикультурализм: актуальные проблемы современности в свете типологии культур.

Культурные миры и мировые религии: религиозно-конфессиональная типология культуры.

Мир индо-буддистской культуры. Историко-культурные основы индо-буддистской духовной традиции. Буддистский тип мышления и мировосприятия. «Четыре благородных истины» буддизма. Буддизм и этнокультурные традиции: тибетский буддизм, чань-буддизм, дзен-буддизм. Эстетика дзен и западная художественная культура.

Христианский тип культуры. Общественно-исторические условия и культурно-идеологические предпосылки возникновения и развития христианства. Библия: состав и структура. Христианская картина мира и систе­ма ценностных ориентаций. Новозаветная мораль: основные черты христианского нравственного идеала. Православие, католицизм, протестантизм как культурообразующие основания.

Мир исламской культуры. Становление и расцвет классической исламской культуры. Коран и Сунна в системе арабо-исламской культуры. «Пять столпов» ислама. Система мусульманских ценностей. Художественно-эстетическая парадигма ислама. Ислам и научное знание. Суфизм и мусульманский мистицизм. Модернизм и фундаментализм в современном исламе.

Мировая культура и мировые религии: концепции духовного единства человечества (Вл.Соловьев, К.Ясперс). Современное экуменическое движение и диалог культур.

Национальное и вселенское в культуре. Национальный образ мира. Почвенничество и космополитизм в культуре. Проблема взаимоотношения мировой и национальных культур.
Раздел 5. Россия в диалоге культур

Лекция 8. Доминанты культурного развития России.
Понятие национальной культуры и специфика ее исследования. Характерные особенности формирования и развития русской культуры. Русская культура как особый культурно-исторический тип.

Поиск русской национальной идентичности. «Запад» и «Восток» в русском сознании. Россия в диалоге культур. Христианская традиция и специфика русско­го православия. Внешние влияния и проблема самобытности русской культуры. Западничество и славянофильство в русской культурной традиции. Евразийство как философско-культурологическая концепция специфики России, ее социокультурного развития. «Русская идея»: история и современность.

Русская ментальность. Русский национальный характер. Бинарность русской культуры как отражение антиномичности русской души. Соборность как категория русской культуры.
Лекция 9. Взаимодействие культур: обособленность, взаимосвязь диалог
Проблема межкультурного взаимодействия: основные подходы к решению. Партикуляризм и его историко-философские основания. Феномен партикулярного сознания. Универсализм в философии и культурологии. Идейные истоки и основные парадигмы универсалистского подхода.

Формы и принципы взаимодействия культур. Ассимиляция и транскультурация. Влияние как феномен культуры. Проблема культурной экспансии. Типология процессов межкультурной коммуникации.

Культурные контакты и проблема диалога культур. Диалогизм как один из ведущих способов осмысления проблемы взаимодействия культур. Философские основания диалогизма. Концепция диалога в философии (М.Бубер) и ее актуализация в культурологии (М.М.Бахтин, В.С.Библер). Проблема понимания в диалоге культур.

Диалог культур и логика развития мировой культуры в исторической перспективе.
4.2.2. Практические занятия


  1. Феномен культуры

  2. Культура как система ценностей. Основные культурологические концепции

  3. Структура и функции культуры

  4. Знак, символ, миф, архетип в системе культуры

  5. Культурно-исторические эпохи. Закономерности развития культуры

  6. Принципы типологизации культуры

  7. Религиозно-конфессиональные типы культуры

  8. Русская культура. Россия в диалоге культур

  9. Культура на пороге нового тысячелетия


4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.4. Расчетные задания учебным планом не предусмотрены
4.5. Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций. Презентации лекций содержат большое количество таблиц, схем, иллюстраций, рисунков, фотоматериалов.

Практические занятия включают проведение семинаров-конференций, семинаров-дискуссий, семинаров-экскурсий.

Самостоятельная работа включает выполнение письменных домашних заданий, подготовку к тестам и контрольным работам, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос, защита и презентация реферата.

Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет

Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,3(среднеарифметическая оценка за контрольные и тесты) + 0,3 (средняя арифметическая оценка за выполнение письменных домашних заданий и устный опрос) + 0,4оценка за реферат.
В приложение к диплому вносится оценка за 5 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература

а) основная литература:
1.Учебная литература


  1. Ермишина Н.Д., Михайлов А.Н. Культурология: учебное пособие.-2-е изд., перераб и доп. - М.: Издательский дом МЭИ. 2009.

  2. Ермишина Н.Д. Культурология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. Трикста. 2006.

  3. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие. – М.: Юнити. 2008.

  4. Культурология: учебник для студентов технических вузов / колл. авт.; под ред Багдасарьян Н.Г. – М.: Высшая школа. 2007.


2. Труды классиков культурологии


  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Любое изд.

  2. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: Введение философию человеческой культуры. Любое изд.

  3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Любое изд.

  4. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – М.: Аст, 2008.

  5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

  6. Фрейд З. Тотем и табу. – М.: Аст, 2008.

  7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: АСТ, 2004.

  8. Шпенглер О. Закат Европы. Любое изд.

  9. Юнг К.Г. Архетип и символ. Любое изд.

  10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Любое изд.


3. Учебно-методическая литература


  1. Культурология: программа курса и планы семинарских занятий / Сост. Ермишина Н.Д., Михайлов А.Н., Подкопаева И.А, .Прокопьев С.М. - М.: Издательство МЭИ, 2006.

  2. Ермишина Н.Д., Михайлов А.Н., Подкопаева И.А, Прокопьев С.М. Введение в культурологию. Учебно-методическое пособие по курсу «Культурология» для студентов всех институтов и факультетов МЭИ (ТУ)/ под ред. Михайлова А.Н. – М.: Издательство МЭИ, 2006.

  3. Михайлов А.Н., Михайлова Л.Б. Культурологический практикум. – М.: Издательство МГМСУ, 2000.

  4. Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. – М.: Книжный сад, 1999.


б) дополнительная литература


  1. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Эксмо. 2004.

  2. Вебер М. Избранное. Образ общества. Любое изд.

  3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. Любое изд.

  4. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. Любое изд.

  5. Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация. Любое изд.

  6. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2002.


7.2. Электронные образовательные ресурсы:

1. Программные средства учебного назначения по курсу «Культурология»:
а). Электронный учебник «Древние культуры»/ Кафедра истории и культурологии, ОТСО-ЦНИТ МЭИ (ТУ), 2000.

б). Электронный учебник «Мир средневековья: духовные истоки и культурные традиции»/ Кафедра истории и культурологии, ОТСО-ЦНИТ МЭИ (ТУ), 2004.
2. Интернет-ресурсы:

www.biblioclub.ru; www.gumer.info; www.krugosvet.ru; www.countries.ru/library www.russianculture.ru http://kulturoznanie.ru
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций, и компьютерных классов для проведения практических занятий с целью использования программных средств учебного назначения по курсу «Культурология» и тестирования через систему «Прометей».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника».
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ:
кандидат исторических наук, доцент Ермишина Н.Д.

кандидат философских наук, доцент Михайлов А.Н.
"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИЭЭ

кандидат технических наук,

старший научный сотрудник Кузнецов О.Н.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой истории и культурологии

доктор исторических наук, профессор Смирнова М.И.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа дисциплины культурология степень выпускника бакалавр...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины 03300062 Культурология Владивосток...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая география Востока» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03300062 Культурология...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины культурология 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Философские основы культурологии 033000. 68 Культурология Форма подготовки – Очная
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Профили подготовки: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твёрдых полезных ископаемых
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Россия, и шире – в современном мультикультурном мире, опираясь на принципы толерантности и понимание типологических особенностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Культурология»
Рабочая программа предназначена для преподавания в качестве дисциплины по выбору(Б 2 2) гуманитарного, социального и экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconПрограмма дисциплины Культурология
Культурология для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск