Скачать 190.46 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФМОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Направление 140700 Ядерная энергетика и теплофизика Профили подготовки: Техника и физика низких температур Теплофизика Атомные электростанции и установки Термоядерные реакторы и плазменные установки Нанотехнологии и наноматериалы в энергетике Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Москва - 2010 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально осмысливать социокультурную действительность, тем самым создавая основу собственного профессионального и личностного развития. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
Задачами дисциплины являются:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к части по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1.5 основной образовательной программы подготовки бакалавров направления 140700 Ядерная энергетика и теплофизика. Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «История», «Философия». Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при изучении других гуманитарных и социальных дисциплин по программе подготовки бакалавра и программе магистерской подготовки. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции 1. Культурология как наука Проблемное поле культурологии. Причины появления и особенности формирования культурологии как самостоятельной области знания. История культурологических учений: от античности до современности. Классическая модель культуры в европейском обществознании Нового Времени. Культурологические идеи XX века: проблемы культуры в зеркале философии жизни, неокантианства, психоанализа, экзистенциализма, структурализма. Культурологическая мысль в России. Характеристика основных школ и направлений культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Уровни культурологических исследований. Эмпирическая и фундаментальная культурология. Культурология в системе социальных и гуманитарных наук. Методы культурологии. Культурология как самосознание культуры. 2. Понятие культуры Стратегия культурологического анализа: от феноменов культуры – к понятию культуры. Понятие культуры в системе базовых категорий современной гуманитаристики. Культура и природа. Оппозиция природы и культуры как отправная точка культурологической рефлексии. Принцип ценности и демаркация природы и культуры в философии неокантианства. Понятие ценности в гуманитарном знании. Культура как ценность и ценности культуры. Иерархия ценностей и идеалы культуры. Нормативность культуры. Культура как система ценностей, идеалов и норм. Природа человека и культура. Биосоциальные основания культуры: конфликт первичных бессознательных влечений и социокультурных норм. Психоанализ и культура. Концепция культуры З.Фрейда. Культура как специфическая сфера человеческого бытия. Дихотомия жизни и культуры в философской традиции. Императив культуры и императив жизни (Х.Ортега-и-Гассет). Имманентность жизненных и трансцендентность культурных ценностей. Культура – общество – личность. Инкультурация и социализация. Культурная идентичность. Человек как творец и творение культуры. Культурное творчество как последовательное расширение экзистенциальной перспективы. Культура как самодетерминация человека. 3. Система культуры Основы системного подхода. Культура как многофункциональная и многоуровневая система. Основные концепции культуры как системы, их достоинства и недостатки. Представление о функции культуры. Основные функции культуры как целостной системы (гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксиологическая и др.). Проблема внутреннего строения культуры. Основы структурного подхода в культурологии. Категории структурного анализа культуры («ядро» и «периферия», «верх» и «низ», «официальное» и «неофициальное», «массовое» и «элитарное» в культуре). Диалектика материального и духовного как проявление структурной целостности культуры. Духовная доминанта в строении культуры. Всеобщие формы духовной культуры (миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука). Место техники в структуре культуры. Проблема многообразия и единства мира культуры. 4. Язык культуры. Культура как знаково-символическая система Язык и предметное бытие культуры. Культура как знаковая система. Коммуникационная и символическая природа культуры. Культура как «семиосфера» (Ю.Лотман). Семиотические коды культуры. Семиотика культуры: основные принципы и разделы. Знак и символ в культуре: сходство и отличия. Виды знаков и принципы семиозиса. Роль символов в религии, искусстве, науке. Культура как мир символических форм. Символизация как творческий метод в культуре. «Прасимволы» культуры (О.Шпенглер). Миф в структуре языка культуры. Мифологические символы – конденсаторы опыта человечества. Мифологической код и особый тип культурной памяти. Мифологемы и архетипы в мировой культуре. Инвариантное и акцидентное в культуре. Иерархичность пластов культурного опыта. Теория архетипов: культурологическое измерение «аналитической психологии» К.Г.Юнга. Архетипы и культурные универсалии как человекообразующие смыслы и образы. Культура как континуум смысла. Язык культуры и проблема понимания. Культура как текст: интерпретация и деконструкция. Культурология и герменевтика. 5. Динамика культуры Динамика культуры: процессы культурных изменений, их обусловленность и направленность. Логика культурно-исторического процесса: диалектика дискретного и непрерывного. Культурно-исторические эпохи как качественно определенные периоды истории культуры. Всемирно-историческая и культурно-историческая школы в культурологии. Теории линейного и циклического развития культуры. О.Шпенглер и культурологическая критика традиционной схемы мировой истории. Культурный смысл всемирной истории в концепции «осевого времени» К.Ясперса. Проблема культурного прогресса. Ритмы, движущие силы и источники культурно-исторической динамики. Анализ механизмов культурных изменений в культурологических построениях А.Тойнби: концепция «вызова – ответа» как общая основа развития цивилизаций. Теория «циклической флуктуации» культурного процесса (П.Сорокин). Органические концепции в культурологии: связь закономерностей культурного развития с общей логикой жизненных процессов. Жизненный цикл культуры: концепции К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера. Цивилизация как завершающая стадия развития культуры. Роль кризиса в развитии культуры. Кризис культуры – тупик или перепутье? Кризис как момент самопознания культуры. Исторические перспективы культуры: «конец истории» или новое начало? Традиции и инновации в культуре. Проблемы преемственности в культуре и понятие культурного наследия. 6. Типология культуры Типологизации культуры как принцип систематизации культурных проявлений. Принципы типологизации культуры. Типология культуры как метод расчленения систем объектов и их группировки с помощью обобщённой модели или типа. Типология и классификация. Целостность культуры как типологическая характеристика. Реальные типы культуры и идеальные модели. Культурно-исторические типы Н.Данилевского. «Высокие культуры» О.Шпенглера. Типы локальных цивилизаций А.Тойнби. Идеальный тип культуры как философско-культурологическая категория. Понятие идеального типа: рациональный, традиционный и харизматический типы культуры (М.Вебер). Социокультурные «сверхсистемы»: идеациональный, идеалистический и чувственный типы культуры (П.Сорокин). Информация и культура: типология культуры Ю.Лотмана и Г.М.Маклюэна. Технологические революции и типология культуры (Д.Белл, Р.Арон, Э.Тоффлер). «Запад» и «Восток» как социокультурные парадигмы и типы кульуры. Региональные типы культуры. Глобализация или мультикультурализм: актуальные проблемы современности в свете типологии культур. Социальные типы культуры. Массовое и элитарное в культуре. Культурные миры и мировые религии: религиозно-конфессиональная типология культуры. Мир индо-буддистской культуры. Буддистский тип мышления и мировосприятия. Христианский тип культуры. Христианская картина мира и система ценностных ориентаций. Православие, католицизм, протестантизм как культурообразующие основания. Мусульманский тип культуры. «Пять столпов» ислама. Система мусульманских ценностей. Мировая культура и мировые религии: концепции духовного единства человечества (Вл.Соловьев, К.Ясперс). Современное экуменическое движение и диалог культур. 7. Доминанты культурного развития России. Россия в диалоге культур Понятие национальной культуры и специфика ее исследования. Характерные особенности формирования и развития русской культуры. Русская культура как особый культурно-исторический тип. Русская ментальность. Русский национальный характер. Бинарность русской культуры как отражение антиномичности русской души. Соборность как категория русской культуры. Поиск русской национальной идентичности. «Запад» и «Восток» в русском сознании. Россия в диалоге культур. Христианская традиция и специфика русского православия. Внешние влияния и проблема самобытности русской культуры. Западничество и славянофильство в русской культурной традиции. Евразийство как философско-культурологическая концепция специфики России, ее социокультурного развития. «Русская идея»: история и современность. Проблема межкультурного взаимодействия: основные подходы к решению. Формы и принципы взаимодействия культур. Ассимиляция и транскультурация. Влияние как феномен культуры. Проблема культурной экспансии. Типология процессов межкультурной коммуникации. Диалог культур и логика развития российской и мировой культур в исторической перспективе. 4.2.2. Практические занятия
4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены 4.4. Расчетные задания учебным планом не предусмотрены 4.5. Курсовой проект (курсовая работа)учебным планом не предусмотрен 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций. Презентации лекций содержат большое количество таблиц, схем, иллюстраций, рисунков, фотоматериалов. Практические занятия включают проведение семинаров-конференций, семинаров-дискуссий, семинаров-экскурсий. Самостоятельная работа включает выполнение письменных домашних заданий, подготовку к тестам и контрольным работам, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос, защита и презентация реферата. Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,3(среднеарифметическая оценка за контрольные и тесты) + 0,3 (средняя арифметическая оценка за выполнение письменных домашних заданий и устный опрос) + 0,4оценка за реферат. В приложение к диплому вносится оценка за 6 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература а) основная литература: 1.Учебная литература
2. Труды классиков культурологии
3. Учебно-методическая литература
б) дополнительная литература
7.2. Электронные образовательные ресурсы: 1. Программные средства учебного назначения по курсу «Культурология»: а). Электронный учебник «Древние культуры»/ Кафедра истории и культурологии, ОТСО-ЦНИТ МЭИ (ТУ), 2000. б). Электронный учебник «Мир средневековья: духовные истоки и культурные традиции»/ Кафедра истории и культурологии, ОТСО-ЦНИТ МЭИ (ТУ), 2004. 2. Интернет-ресурсы: www.biblioclub.ru; www.gumer.info; www.krugosvet.ru; www.countries.ru/library www.russianculture.ru http://kulturoznanie.ru 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций, и компьютерных классов для проведения практических занятий с целью использования программных средств учебного назначения по курсу «Культурология» и тестирования через систему «Прометей». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ: кандидат исторических наук, доцент Ермишина Н.Д. кандидат философских наук, доцент Михайлов А.Н. "СОГЛАСОВАНО": Директор ИТАЭ доктор технических наук, профессор Комов А.Т. "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой истории и культурологии доктор исторических наук, профессор Смирнова М.И. |
Рабочая программа дисциплины культурология степень выпускника бакалавр... Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом кафедры общественных... | Рабочая программа учебной дисциплины 03300062 Культурология Владивосток... Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая география Востока» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03300062 Культурология... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной... | Рабочая программа учебной дисциплины культурология 2011 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Философские основы культурологии 033000. 68 Культурология Форма подготовки – Очная | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» Профили подготовки: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твёрдых полезных ископаемых | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально... | Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» Россия, и шире – в современном мультикультурном мире, опираясь на принципы толерантности и понимание типологических особенностей... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» Рабочая программа предназначена для преподавания в качестве дисциплины по выбору(Б 2 2) гуманитарного, социального и экономического... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа дисциплины Культурология Культурология для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра |