Рабочая программа учебной дисциплины «культурология»





Скачать 184.02 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Дата публикации08.04.2015
Размер184.02 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 130101

зав. кафедрой МКП

проф. Ю.Б. Марин




Зав. кафедрой русского языка и литературы

проф. Д.А. Щукина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Направление подготовки: 130101 «Прикладная геология»

Профили подготовки: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твёрдых полезных ископаемых;

Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания;

Геология нефти и газа;

Прикладная геохимия, петрология, минералогия

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная

Составитель: доц. С.А. Рассадина


Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной системы этических норм, технических достижений и эстетических ценностей современного человечества.

Основные задачи курса:

- познакомить студентов с функциями культуры, её ролью в преобразовании природного мира, значением для развития человеческого общества и становления личности каждого человека;

- сформировать у студентов базовые навыки культурологического мышления с использованием таких понятий, как «язык культуры», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «типологические характеристики культуры», «культурная самоидентичность»;

- сформировать представление о многообразии культурных норм и ценностей, заложить основы толерантного поведения в мультикультурной и многоконфессиональной среде;

- осветить роль инженерной деятельности в истории мировой и отечественной культуры;

- научить студентов находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры, социализации личности;

- помочь выпускникам высшей школы ориентироваться в реалиях современного мира.



2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Культурология» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.
Для изучения дисциплины «Культурология» достаточно знаний, умений и компетенций по гуманитарным предметам в объёме среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология» и «Этика и деловой этикет» (при наличии в учёбном плане).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    - готовность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-1);

    - готовность к категориальному видению мира, умение дифференцировать различные формы его освоения (ОК-2);

    - способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

    - готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

    - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

    - осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

    - готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

    - готовность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельное формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК-14);

    - готовность к пониманию многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16);

    - способность осознания ценностей российской культуры, понимание её места во всемирной культуре, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17);

    - готовность к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18);

    - способность к адаптации к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20).



В результате изучения дисциплины студент должен:


    Знать:

    - функции культуры; осознавать многообразие этнических, религиозных, социальных традиций и культурных ценностей в истории человечества, понимать значение этих ценностей для саморазвития личности;

    - место и роль своей будущей профессии в системе культуры;

    - основные этапы развития цивилизации, исторические формы отношения человека к миру природы, к обществу, к другим людям и к самому себе;

    - значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

    - типологические особенности различных региональных и конфессиональных культур, значимые для формирования толерантного поведения и навыков межкультурной коммуникации в профессиональной и социальной деятельности;

    - место и роль культуры России в истории человечества и в современном мире.

    Уметь:

    - осуществлять профессиональную деятельность в полиэтничном и многоконфессиональном коллективе;

    - самостоятельно находить и систематизировать информацию, необходимую для формирования мировоззренческой позиции, саморазвития личности, решения социальных и профессиональных задач;

    - аргументированно и ясно излагать свою позицию по вопросам общекультурного характера;

    - уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

    - осуществлять осмысленный выбор предметов осмотра при посещении музеев и культурно-исторических достопримечательностей Петербурга, а также других регионов России и мира.

    Владеть:

    - понятийным аппаратом для осмысления исторического и современного многообразия культур;

    - базовыми навыками толерантного поведения в мультикультурной (полиэтничной, многоконфессиональной) среде на основе принятых в обществе моральных норм и основных принципов межкультурной коммуникации;

    - навыками адаптации к различным социальным и культурным условиям;

    - навыками самостоятельного поиска информации общекультурного характера в глобальных компьютерных сетях для аргументированного обоснования собственной мировоззренческой позиции и расширения кругозора (саморазвития личности).



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____3_______ зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4
















Аудиторные занятия (всего)

34

34










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17

17










Практические занятия (ПЗ)

17

17










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

74

74










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат / презентация

20

20










Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий и проверочных работ для текущего контроля знаний.

54

54










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

зачёт










Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108










3

3











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Теория культуры: культура в жизни человека и общества.

1. Определение культуры. Культура как предмет изучения гуманитарных дисциплин.

2. Функции культуры.

3. Культура и природа. Культура и общество. Место и роль инженерной деятельности в системе культуры. Культура и глобальные проблемы современности.

4. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность.

5 Основные понятия, используемые в теоретической и прикладной культурологии для описания исторического многообразия культур: «язык культуры», «символы культуры», «культурные коды», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «морфология культуры».

2

Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.

1. Культурогенез и происхождение цивилизации

2. Античная цивилизация: специфика отношения человека к природе, к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Античная идея калокагатии – гармоничного развития духовных и физических способностей человека. Важнейшие достижения в области науки, техники, искусства и социально-политической жизни. Культурное наследие Античности в современном мире.

3. Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.

4. Развитие цивилизации в Новое время. Эпоха Возрождения: становление антропоцентрического видения, формирование понятия «гуманизм», важнейшие образцы ренессансной литературы, живописи, науки. Установка на активное преобразование действительности – основополагающий императив европейской культуры. Культурное значение научных открытий XVI-XVII вв. и понятие «механистической картины мира». Эпоха Просвещения: «Энциклопедия» и энциклопедисты, концепция «прогресса». Индустриализация как культурный феномен. Культурные достижения XIX- нач. XX вв.

5. Историческое своеобразие российской цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.

3

Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.

1. Современная типология локальных культур: этнические и национальные формы культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры.

2. Культурные традиции в контексте культурной модернизации. Процессы глобализации и тенденции культурной универсализации в современном мире. Своеобразие региональных культур.

3. Основные принципы взаимодействия в мультикультурном (полиэтничном или многоконфессиональном) коллективе.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология» и «Этика и деловой этикет» (при наличии в учебном плане).

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1

«Философия»

+

+






















2

«Социология»

+

























3

«Этика и деловой этикет»







+




















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.

1

Теория культуры: культура в жизни человека и общества.

3

5







18

26

2

Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.

10

8







38

56

3

Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.

4

4







18

26


6. Лабораторный практикум: не предусмотрен
7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость

(час.)

1

1

Культура и личность. Культура и общество.

1

2

1

Структура и функции культуры.

2

3

1

Культурная самоидентификация. Многообразие этнических традиций в культуре России: история и современность.

2

4

2

Культурогенез и происхождение цивилизации. Культурное наследие древности.

2

5

2

Мировые религии в истории культуры: этические ценности, история, искусство. Буддизм, ислам, христианство в России.

2

6

2

Классическое наследие Античности в культуре Европы и России.

2

7

2

Классическое наследие Возрождения и Нового времени в культуре Европы и России.

2

8

3

Традиционное наследие Индии, Китая, Японии в культуре современного мира.

2

9

3

Основы межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

Курсовой проект не предусмотрен
Для получения итоговой аттестации студенты выполняют самостоятельную работу (реферат/презентацию) в рамках одной из следующих общих тем (конкретная формулировка согласуется с преподавателем):

1. Многообразие этнических традиций в культуре России.

2. Буддизм и мировая культура.

3. Буддизм в культуре России.

4. Христианство и мировая культура.

5. Христианство в культуре России.

6. Ислам и мировая культура.

7. Ислам в культуре России.

8. Традиционное наследие Индии в культуре современного мира.

9. Традиционное наследие Китая в культуре современного мира.

10. Традиционное наследие Японии в культуре современного мира.

11. Классическое наследие Античности в культуре современного мира.

12. Классическое наследие эпохи Возрождения в культуре современного мира.

13. Классическое наследие эпохи Нового времени в культуре современного мира.

14. Западноевропейское искусство в музеях Петербурга.

15. Отечественное искусство в музеях Петербурга.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Бондарева О.Н., Рассадина С.А. Культурология. Тематический словарь понятий. – СПб.: СПГГИ, 2008.

Кириленко С.А. Культурология: Практикум. – СПб.: СПГГИ, 2005.

Науменко Н.В. Культурология. Психология искусства. – СПб.: СПГГИ, 2010.
б) дополнительная литература

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. –М., 2007.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2006.

Драч Г.В. Культурология. Учебное пособие. – М., 2006.

Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие. 10-е изд. – М., 2010.

Круглова Л.К. Культурология. Учебник для студентов вузов. – СПб., 2008.

Культурология : Учебник. / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2007.

Культурология. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. 4-е изд. – М., 2009.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2006.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. / под ред. С.А. Токарева. – М., 2008.

Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие. – СПб., 2008.

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры. Учебник для студентов вузов. – М., 2009.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2008.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2008.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии. – М., 2009.

Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 2007.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2006.
в) программное обеспечение

Для изучения дисциплины «Культурология» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Для изучения дисциплины «Культурология» не требуются специальные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:

Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/

Библиотека по культурологии: http://www.countries.ru

Информационный сайт по культурологии: http://culturolog.ru

Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/

История древних культур и цивилизаций: http://www.ancient.gerodot.ru/default.htm

Искусство Античности: http://www.antica.lt/

Портал по изучению христианства: http://mystudies.narod.ru/index.htm

Ислам: история и современность: http://www.islam.ru/

Буддизм: основы вероучения: http://buddhism.org.ru/

Журнал «Гео»: http://www.geo.ru/

Журнал «Вокруг света»: http://www.vokrugsveta.ru/

Сайт о горном профессиональном сообществе дореволюционной России: http://www.russmin.narod.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «Культурология» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Культурология» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин.
При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества. 3. Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации. Или два модуля: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества, современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.
Изучение дисциплины «Культурология» требует активного привлечения аудио- и видеоматериалов для полноценного отражения многообразия культур. Поэтому лекции и практические занятия по данной дисциплине должны сопровождаться мультимедийными презентациями и/или демонстрацией образовательных фильмов. Рекомендуется также (при наличии организационных возможностей) сопровождать изучение дисциплины «Культурология» экскурсиями в историко-культурные и художественные музеи Петербурга.

В целях развития навыков аналитического мышления и самостоятельного поиска информации, необходимой для развития общей культуры и социализации личности, студентам предлагаются задания для самостоятельной подготовки к дискуссиям на практических занятиях, задания на сопоставление различных культурных феноменов, ситуативные задачи по межкультурной коммуникации, а также творческие задания для самостоятельного изучения отдельных достижений мировой культуры.
Примерами средств для текущего контроля являются тестовые или развёрнутые контрольные работы на усвоение понятийного аппарата культурологии и знание важнейших историко-культурных реалий.

Для получения промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины «Культурология» студенты выполняют самостоятельную творческую работу (реферат/презентацию) по одной из тем, указанных в п. 8.

_____________________________________________________________________________

Разработчик:

Кафедра русского языка и литературы доц. С.А. Рассадина


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа дисциплины культурология степень выпускника бакалавр...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины 03300062 Культурология Владивосток...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая география Востока» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03300062 Культурология...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины культурология 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Философские основы культурологии 033000. 68 Культурология Форма подготовки – Очная
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Россия, и шире – в современном мультикультурном мире, опираясь на принципы толерантности и понимание типологических особенностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Культурология»
Рабочая программа предназначена для преподавания в качестве дисциплины по выбору(Б 2 2) гуманитарного, социального и экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconПрограмма дисциплины Культурология
Культурология для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск