Скачать 0.64 Mb.
|
I четверть. Я учусь, я расту, я умею. Урок 1. Культура и организация труда Задачи урока: Знакомство учащихся со спецификой уроков технологии. Знакомство с ТБ. Формирование навыков работы с ножницами. Ход урока Сообщение темы урока. - Рассмотрите обложку учебника, прочитайте его название. Как вы думаете, что мы будем делать на уроках технологии. Работа с учебником. — Откройте учебник. Перелистайте страницы учебника, чтобы в общих чертах представить себе, чем именно мы будем заниматься в течение учебного года. (Школьники рассматривают учебник.) Правило № 1. К работе надо хорошо готовиться Правило № 2. На рабочем месте необходимо постоянно поддерживать порядок. Правило № 3. Все действия и операции нужно выполнять правильно и красиво. Подведение итогов урока. — Проверьте, убраны ли ваши места. Понравился ли вам урок? Урок 2. Материал и образ Тема: Коллаж «Салют школе». 1. Формирование первоначальных представлений о передаче настроения и впечатления с помощью определенных художественных средств. 2. Формирование умения работать с учебником. 3. Обучение приемам создания композиции на плоскости. 4. Развитие воображения и образного мышления. 5. Развитие мелкой моторики, сенсорного опыта. 6. Создание учебной мотивации, положительного отношения к школе. Материалы, инструменты, оборудование У учителя: учебник «Умелые руки»; фотографии большого формата с изображением салюта (или слайды); лист бумаги и разные материалы для демонстрации приема приклеивания (увеличенные макеты семян, ниток, пуговиц и пр.); клей, кисточка для клея. У учащегося: учебник «Умелые руки» на подставке; лист Приложения 2; в коробочках на столе лежат пуговицы, бусинки, семена, разноцветные нитки (длиной 1-10 см), конфетти и пр.; кисти в подставках, клей; макулатура; спичка или палочка для приклеивания мелких деталей. Оформление доски: фотографии, изображающие салют, закрыты шторой; оставлено место для демонстрации приемов работы. Перед уроком первоклассники одеваются в рабочую одежду. Столы сдвигаются по 2-4; на каждый общий стол ставятся коробочки с различными материалами (чтобы у учеников была возможность выбора); расставляются кисти в подставках; стопка макулатуры кладется для каждого ученика. 1. Сообщение темы урока — Вы стали школьниками, это большое событие в вашей жизни. Его следует как-то отметить. Как обычно отмечаются значительные события в жизни людей? — Устраиваются праздники. — Что особенного бывает на праздниках? — Люди веселятся, нарядно одеваются, готовят вкусное угощение, устраивают концерты, готовят сюрпризы... Особенно торжественные события отмечают салютом. — Мы сегодня тоже отметим начало вашей школьной жизни салютом — создадим картины с изображением салюта. 2. Обсуждение образа салюта — Открываем учебник на с. 8-9. Сверху крупными буквами написана тема; я прочту, а вы следите: «Салют». А это лист для вашей картины. Художник немного вам помог, поместил внизу изображение зданий со светящимися окнами. Все остальное пространство картины занимает вечернее небо, огромное, но пока пустое и скучное. Ваша задача — сделать его праздничным, осветить салютом. Почему дома на картине занимают так мало места, а небо много? (Чтобы хорошо разместить салют; он является в картине главным: именно он показывает, что это праздник.) — Кто видел праздничный салют? Какой он? (На фоне темного неба — яркие разноцветные вспышки, похожие на цветы, сияющие звезды или солнца, искры, брызги, фонтан.) В данный момент беседы учитель демонстрирует иллюстрацию на С. 8 и подготовленные к уроку фотографии с изображением салюта, показывает, что вспышки похожи на фонтан, и на цветы, и на звезды и т. д. 3. Обсуждение приемов создания образа А как вы думаете, для чего в учебнике на соседней странице помещены картинки с изображением салюта и написано, что это «образцы»? (Они тоже изображают, каким разным может быть салют. А еще показывают и подсказывают, из чего и как можно сделать такую картину.) — Как же, по-вашему, сделаны эти картины? (Они не нарисованы красками, а просто мелкие кусочки наклеены на темную бумагу — чтобы получились вспышки в виде цветов, звезд, брызг фонтана.) — Мы с вами учимся у других мастеров. Здесь показаны две картины, и каждый мастер сумел изобразить салют по-своему. А вы теперь сумеете придумать свои способы и сделать свою картину. 4. Анализ и подготовка материалов; демонстрация приема приклеивания — Рассмотрите имеющиеся у вас материалы, подумайте, какие из них вы используете в своей работе. Представьте, какой салют у вас получится. — Посмотрите, как нужно работать, как следует приклеивать материалы к бумаге. Наносим немного клея на то место, где будет центр вспышки, и сразу же накладываем на него материалы. Помогая себе спичкой, распределяем материалы, чтобы получилось то, что задумали: «лучи», «лепестки», «брызги»; по необходимости добавляем понемногу клея. (Все объяснения сопровождаются показом приемов на заранее подготовленном листе.) — Рабочую страницу положите перед собой, а учебник поставьте на подставку в открытом виде. Во время работы вы можете снова смотреть на эти образцы, продолжать учиться у мастеров. Что-то можно и позаимствовать, ведь вы еще только учитесь, но, конечно, более ценно будет то, что вы сможете придумать сами. 5. Практическая работа Ученики работают над своими композициями. Учитель помогает индивидуально, демонстрирует классу работы товарищей, отмечая наиболее интересные идеи. С доски все убирается. По мере готовности произведения учеников вывешиваются на доску в виде большого коллективного панно. При этом важно, чтобы здания были видны только на работах нижнего ряда; картинки верхних рядов нужно немного заправить под нижние — чтобы получилось большое небо над освещенной линией зданий. 6. Подведение итогов урока, обсуждение работ — Итак, наша работа завершена. Получился большой праздничный салют — школьная жизнь начинается довольно успешно! — Какие материалы использованы в ваших картинах? — Чья помощь нам потребовалась на уроке? (Нам помогал учебник; в нем помещены изображения таких же картин с салютом, и мы смогли учиться у их авторов. Кроме того, художник подготовил для нас рабочую страницу, нарисовал вечернее небо, дома с огоньками — и работать стало проще и интереснее.) — Надеюсь, вам помогли и те фотографии, которые я принесла сегодня на урок, а также ваше внимание, память и фантазия: ведь мы рассматривали праздничный салют на картинках, вспоминали то, что видели сами, — и, наконец, сделали не совсем обычный салют из пуговиц, бусин, семян... — В каких работах, по-вашему, авторы проявили больше выдумки, где салют получился интереснее? Почему? — Ваши картинки я склею в одну большую картину, и мы повесим ее на стенд. 7. Уборка рабочих мест — Урок закончен. Каждый приводит в порядок рабочее место, чтобы дежурные могли все убрать: оставшиеся материалы оставляете в коробочках, кисти в подставках. Использованную макулатуру и спичку каждый выбрасывает сам, выходя из класса; чистую соберут дежурные. Уроки 3-5. Разрезание бумаги по прямолинейной разметке. Приемы наклеивания деталей. Задачи на плоскостное конструирование . Тема: Аппликация из геометрических фигур («Парусник» или «Елочка»). Цели: 1. Обучение разрезанию бумаги по прямым линиям. 2. Обучение приему наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу. 3. Формирование представлений о приемах рациональной работы (при вырезании фигур). 4. Развитие внимания, пространственного мышления. 5. Развитие моторики рук, координации движений. 6. Воспитание аккуратности и культуры труда. Материалы, инструменты, оборудование У учителя: учебник «Умелые руки», ножницы, большая кисть, клей, макет квадрата, расчерченного на треугольники (Приложение 1), макеты деталей из бумаги и контрастный по цвету лист бумаги, макулатура, скрепки. У учащегося: учебник на подставке, листы Приложения 1 и 1 а; коробочка для вырезанных деталей; ножницы, клей в розетке или в баночке, кисточки для клея в подставках, фломастеры, макулатура. Оформление доски Посредине доски висит увеличенный макет квадрата, расчерченного на треугольники; рядом лист бумаги для демонстрации приема приклеивания. Перед уроком первоклассники одеваются в рабочую одежду. 1. Сообщение темы, постановка учебных задач — Откройте учебник на с. 7. Здесь дано несколько заданий, которые мы постепенно выполним. — Внизу помещены две картинки (парусник и елочка) — это образцы. Сначала составим по ним картинки из отдельных деталей, а потом одну из них наклеим на специальный лист. Вполне возможно, что одного урока для выполнения всей этой работы нам будет мало, поэтому не будем торопиться, а сразу настроимся на аккуратную и тщательную работу, которую мы можем завершить лишь на следующем уроке. На уроках предстоит решить много самых разных задач: вы будете учиться работать ножницами, чтобы они вас слушались; кроме того, я научу вас правильно работать с клеем, чтобы детали приклеивались аккуратно, быстро и красиво. А еще мы будем решать задачи на сообразительность — так что работа предстоит большая. Все эти задачи ставит перед нами учебник, и показывает он их специальными значками: вот ножницы — значит, будем вырезать; а это кисточка — будем приклеивать. Однако здесь есть и другие значки. Что же мы еще будем делать на уроке? (Знак вопроса — «подумай» — показывает, что необходимо будет думать, размышлять; широко раскрытый глаз означает, что нужно внимательно рассматривать; карандаш подсказывает, что нужно будет что-то рисовать.) 2. Вырезание фигур для аппликации На листе Приложения 1 помещены детали, которые необходимо вырезать. Положите лист перед собой, возьмите ножницы. (Учитель демонстрирует, как взять ножницы правильно, и проверяет, как это сделали дети.) Слегка приподнимите другой рукой лист бумаги и так придерживайте его. Отрезаем точно по линии, которая идет от нас, работаем средней частью лезвий; разрез делаем до конца листа. (Ученики выполняют работу вместе с учителем.) — Вы отрезали прямоугольник, в котором уже намечены нужные нам детали. Отрежем от этого прямоугольника зеленый квадрат; сегодня для работы понадобится только он. (Учитель показывает, проверяет, напоминает об аккуратности и точности выполнения операции.) Другую деталь (красно-зеленый прямоугольник) пока отложите в сторону. — Рассмотрите зеленый квадрат. На какие фигуры он разделен? (На треугольники.) Сколько их получится, если мы разрежем квадрат по обозначенным линиям? (Пять.) — Подумайте, сколько всего разрезов нам придется сделать. (Четыре.) Покажите, как именно вы будете разрезать квадрат на треугольники. (Один ученик по вызову учителя демонстрирует порядок работы на макете у доски: проводит указкой по прямым линиям разреза, и все вместе считают количество разрезов.) — Итак, разрезаем только по прямым линиям, а не вырезаем каждый треугольник по отдельности. При разрезании ножницы всегда направлены лезвиями от вас. — Положите ножницы в сторону, треугольники сложите в коробочку. 3. Упражнение в составлении картинки с парусником — Какого цвета треугольники у нас получились? (С одной стороны белые, а с другой — зеленые.) — Положите перед собой лист Приложения 1а; на нем обозначен квадрат голубого цвета — это место для составления картинки. Из всех треугольников составьте сначала картинку с парусником. Смотрите на образец и постарайтесь расположить парусник в голубом квадрате точно так же: не выше и не ниже, не правее и не левее. На дополнительные детали (солнышко, волны) пока не обращайте внимания. (По ходу работы учитель проверяет ее правильность и по ситуации делает общие или индивидуальные замечания.) 4. Составление картинки с елочкой — Снимите треугольники и составьте из них в этом же квадрате картинку с елочкой. В этой картинке также нужно использовать все пять треугольников! Подумайте, в чем тут секрет. (Если ученики испытывают затруднения, нужно подсказать им, что нижний треугольник является составным.) 5. Приклеивание деталей — Теперь будем приклеивать картинку. Каждый из вас может сделать любую из этих картинок: елочку или парусник. (Нужно дать немного времени, чтобы желающие могли быстро изменить картинку.1) — Работая вместе со мной, вы научитесь правильно приклеивать детали. Всю картинку не ломаем, а лишь слегка отодвинем вверх и раздвинем детали. Снимаем их по одной. Обратите внимание: когда картинка составлена, детали имеют лицевую и изнаночную стороны. Какая сторона является лицевой для картинки с парусником? (Белая, а изнаночная — зеленая; для картинки с елочкой изнаночная сторона деталей белая.) — Возьмите из стопки макулатуры один листочек и поместите его перед собой. На него положите деталь изнаночной стороной вверх. Обмакните кисточку в клей и быстро равномерно нанесите его на деталь; работайте смело, не бойтесь испачкать газету. — Приложите деталь на свое место на картинке, сверху прикройте чистым листочком макулатуры и хорошо пригладьте. (Учитель демонстрирует прием.) Оба использованных листочка макулатуры отложите на противоположный край стола, они уже испачканы клеем. — Все остальные детали картинки приклейте точно так же. Под каждую деталь подкладывайте чистый листочек и приглаживайте ее на месте через другой чистый лист. (Учитель оказывает помощь ученикам по ситуации: дает общие или индивидуальные советы о том, какое количество клея следует брать на кисточку, как своевременно исправлять положение деталей в картинке, как поддерживать порядок на рабочем столе и пр.) Исходя из конкретной ситуации, учитель может предложить всему классу делать не разные картинки, а одну и ту же ( если дети еще плохо справляются с работой, медленно все делают, медленно соображают. 6. Завершение композиции. Дорисовывание — Закончить картинку можно с помощью фломастеров. А солнышко лучше вырезать из цветной бумаги и приклеить. (По мере готовности работ учитель выставляет их на стенде или на доске.) 7. Подведение итогов Посмотрите, какие работы у нас сегодня получились: вы придумали и подрисовали разные детали, но парусники и елочки почти одинаковые. Хорошо это или плохо? (Это хорошо, т. к. требовалось как можно лучше рассмотреть образец, догадаться, как он сделан, и как можно точнее повторить его. В этой работе самое главное — точность и аккуратность.) — В дальнейшем мы будем выполнять разные виды работ: и такие, которые требуют выдумки, и другие, требующие внимательного изучения и точного повторения; и то и другое важно уметь. — Какие же работы сегодня получились самыми точными и аккуратными, т. е. где лучше всего вырезаны детали, точнее расположение картинки, аккуратнее приклеены детали? (Ученики высказываются по поводу выполненных изделий в соответствии с поставленными критериями.) 8. Уборка рабочих мест Урок окончен. Тетради я соберу. Каждый собирает использованную макулатуру и выбрасывает ее в урну; чистые листочки макулатуры отложите на край стола, дежурные их соберут. Урок 6. Новые приемы обработки бумаги. |
Урока I. Сообщение темы и целей урока Цель урока: вспомнить, что известно о морфологическом разборе существительного из 5 кл., сравнить с новым разбором, научиться разбирать... | Урока: обучающие Организационный этап – 2 мин: проверка наличия учащихся на уроке, сообщение им темы и целей урока | ||
Тема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание») Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сообщение темы урока, формулирование целей урока и мотивация учебной деятельности | ||
Вопросы учителя: Подумайте над вопросами Сообщение темы и постановка цели и задач урока. (На начало урока используется проектор, где на экране представляется главное окно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока, создать эмоциональный настрой урока | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устный счет. Сообщение темы урока -решив примеры и заполнив таблицу,вы сумеете прочитать тему урока | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель математики: Сообщение темы, целей урока, практической значимости рассматриваемой темы | ||
Тема: Стойка на лопатках (согнув ноги и выпрямив ноги) Сообщение задач урока, темы урока. Акцентирует внимание детей на точное и быстрое выполнение элементов по акробатике. Корректирует... | План-конспект урока по физической культуре. Тема: Кувырок назад в... Водная часть: 10 минут. Построение, приветствие, рапорт, сообщение темы, цели урока ходьба, медленный бег, ходьба, общеразвивающие... | ||
Занятия Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока | Учебник по истории Саплина Е. В., Саплин А. И. Ход урока I. Организационный... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | ||
Конспект урока по лёгкой атлетике для учащихся 10 классов (девушки). Задачи урока Подготовительная часть – 10 мин в том числе – приветствие, сообщение задач урока, комплекс ору и специальные упражнения | План урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы... Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов» | ||
Тема урока : Тип урока Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организационный момент. Сообщение темы, целей урока, плана работы, мотивация деятельности |