Скачать 0.63 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир». Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества,систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт,умение применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Данный курс носит интегрированный характер.Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира,объединёнными общими,присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний,полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю,68 часов в год. Программа обеспечена следующим учебно -методическом комплектом:
Учебно - тематический план
Содержание программы (68 часов) Введение (1ч) Земля - наш общий дом (8ч) Где ты живёшь.Когда ты живёшь. Историческое время.Счёт лет в истории. Солнечная система Солнце -звезда.Земля -планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле Солнце -источник тепла и света. Вода.Значение воды для жизни на Земле.Источники воды на Земле.Водоёмы,их разнообразие.Растения и животные разных водоёмов.Охрана воды от загрязнения. Воздух.Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли.История возникновения жизни на Земле. Универсальные учебные действия: -ориентироваться в понятии «историческое время»; -различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; -характеризовать Солнечную систему:называть,кратко описывать планеты,входящие в неё; -характеризовать условия жизни на Земле:вода,воздух,свет,тепло; -устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; -описывать свойства воды(воздуха),приводить примеры опытов,подтверждающих различные их свойства; -называть источники воды,характеризовать различные водоёмы; -моделировать несложные ситуации (опыты,эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Как человек изучает Землю Наблюдения,опыты,эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли.Глобус -модель Земли. План.Карта (географическая и историческая). Масштаб,условные обозначения карты. Карта России. Как человек исследовал Землю.История возникновения карты. Универсальные учебные действия: -анализировать модели,изображающие Землю; -различать географическую и историческую карты; -анализировать масштаб,условные обозначения на карте; -ориентироваться на плане,карте:находить объекты в соответствии с учебной задачей; -объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Царства природы (23 ч) Бактерии Какие бывают бактерии.Где обитают бактерии. Грибы. Отличие грибов от растений.Разнообразие грибов.Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.Предупреждение отравлений грибами. Универсальные учебные действия: -объяснять особенности бактерий; -объяснять отличия грибов от растений; -различать грибы съедобные от ядовитых. Растения Распространение растений на Земле,значение растений для жизни. Разнообразие растений:водоросли,мхи,папоротники,хвойные (голосеменные),цветковые.Их общая характеристика. Растения -живые тела (организмы).Жизнь растений.Продолжительность жизни:однолетние,двулетние,многолетние. Питание растений.Роль корня и побега в питании. Размножение растений.Распространение плодов и семян. Человек и растения.Растения дикорастущие и культурные.Что такое земледелие.Хлеб — главное богатство России. Красная книга России.Охрана растений.Какие страницы есть в Красной книге. Разнообразие растений родного края.Ядовитые растения.Предупреждение отравлений ими. Животные Животные — часть природы.Роль животных в природе.Животные и человек. Животные - живые тела (организмы). Разнообразие животных:одноклеточные,многоклеточные,беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Поведение животных.Приспособление к среде обитания.Как животные воспитывают своих детёнышей. Природные сообщества.Цепи питания. Домашние и дикие животные.Как человек одомашнил животных.Животные родного края. Охрана животных.Заповедники. Универсальные учебные действия: -характеризовать роль животных в природе; -приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных; -характеризовать животное как организм; -устанавливать зависимость между внешним видом,особенностями поведения и условиями обитания животного; -приводить примеры (конструировать)цепи питания; -составлять описательный рассказ о животных разных классов; -составлять рассказ -рассуждение на тему «Охрана животных в России»;перечислять причины исчезновения животных; -ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных:перечислять признаки,приводить примеры домашних животных. Наша Родина: от Руси до России (8ч) Древняя Русь Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Восточнославянские племена.Первые славянские поселения,древние города(Великий Новгород,Москва,Владимир).Первые русские князья. Московская Русь Основные исторические события,произошедшие до провозглашения первого русского царя.Москва — столица России.Иван IV — первый русский царь. Российская империя Основные исторические события,произошедшие до 1917 года. Пётр I Великий. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II. Советская Россия.СССР.Российская Федерация Основные исторические события,произошедшие с 1917 года до наших дней. Универсальные учебные действия: -воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи; -объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе;рассказывать об основных исторических событиях,происходивших в это время; -называть даты образования Древней Руси,венчания на царство первого русского царя;отмены крепостного права;свержение последнего русского царя; -называть имена отдельных руководителей государств,деятелей,просветителей Руси и России. Как люди жили в старину (9ч) Из истории имён Как рождалось имя.Имя.отчество,фамилия. Происхождение имён и фамилий.Имена в далёкой древности. Какими людьми были славяне Портрет славянина.Патриотизм,смелость,трудолюбие,добросердечность,гостеприимство — основные качества славянина.Славянин — работник.Славянин -защитник.Славянин — помощник.Как славяне принимали гостей.Как отдыхали славяне. Какие предметы окружали людей в старину Крестьянское жилище.Как дом «вышел» из -под земли. Городской дом.Культура быта:интерьер дома,посуда,утварь в разные исторические времена. Одежда.Костюм богатых и бедных,горожан и крестьян,представителей разных сословий (князя,боярина,дворянина).Обувь.Украшения. Русская трапеза Хлеб да вода — крестьянская еда.Богатый дом - обильная еда. Верования языческой Руси Во что верили славяне.Боги древних славян.Масленица — народный праздник.Праздник Ивана Купалы. Принятие христианства на Руси Крещение Руси.Христианские праздники.Пасха — Светлое Христово Воскресение. Универсальные учебные действия: -составлять словесный портрет славянина:отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»; -описывать особенности труда,быта,одежды,трапезы славян; -воспроизводить дату Крещения Руси,кратко рассказывать о значении этого события. Как трудились в старину (15ч) Что создавалось трудом крестьянина Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд.Особенности труда людей родного края.Труд в крестьянском хозяйстве.Как трудились крестьянские дети.Тяжёлый труд крепостных.Крепостные крестьяне и их помещики.Отмена крепостного права. Что создавалось трудом ремесленника Ремёсла.Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное,ювелирное,гончарное,оружейное и другие ремёсла).Игрушечных дел мастера.Ремесло гончара.Ткацкое ремесло.Русские оружейники. Что создавалось трудом рабочего Мануфактуры,заводы и фабрики.Первые железные дороги. Изобретения,которые появились в XIX — XX веках Развитие техники в России.Пароходы.Автомобили.Самолёты и аэростаты.Освоение космоса. Универсальные учебные действия: -ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право»,кратко характеризовать их; -рассказывать о возникновении ремёсел на Руси,различать характер ремесла по результату труда ремесленника; -приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России. Проверочные уроки «Проверь себя» (4ч) Практическая часть программы Экскурсии в природные сообщества; на водный объект с целью изучения использования воды человеком,её охраны от загрязнения; в исторический,художественные музеи; на предприятие; в учреждение быта и культуры. Опыты Распространение тепла от его источника. Смена сезонов,дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Практические работы Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Требования к уровню подготовки учащихся К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
Планируемые результаты освоения предмета Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных,предметных и метапредметных результатов обучения. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Первая группа целей:освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.
Вторая группа целей:формирование социальной позиции школьника,его ценностного взгляда на окружающий мир.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные,регулятивные и коммуникативные действия:
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения,анализа и обработки информации (обобщение,классификация,сериация,чтение),методы представления полученной информации (моделирование,конструирование6рассуждение,описание и др.). |
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А. А. Окружающий... | Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» создана на... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, авторской программы образовательной... | Рабочая программа по предмету «окружающий мир» Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа построена на основе требований... Изучение предмета осуществляется по программе умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический... | Пояснительная записка Программа по технологии разработана на основе... Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» | Рабочая учебная программа по окружающему миру ( индивидуальное обучение)... Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы «Окружающий мир, 1 -4 класс» А. А.... | ||
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной... | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир», утверждённой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | ||
Программа по окружающему миру 1класс фгос «Школа России» А. Плешаков пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Зеленый дом», утверждённой мо РФ (Москва... | Рабочая программа по литературному чтению пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.... |