Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная





НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная
страница1/5
Дата публикации25.07.2014
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир».

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества,систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт,умение применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • человек как биологическое существо;

  • человек и другие люди;

  • человек и мир природы;

  • человек и общество;

  • история родной страны.

Данный курс носит интегрированный характер.Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира,объединёнными общими,присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний,полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю,68 часов в год.
Программа обеспечена следующим учебно -методическом комплектом:

  1. Окружающий мир:3 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в 2ч.Ч.1,2/Н.Ф.Виноградова.-М.:Вентана -Граф,2013.-(Начальная школа XXI века)

  2. Окружающий мир:3 класс:рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений:в 2ч.Ч.1,2/Н.Ф.Виноградова.-М.:Вентана -Граф,2013.(Начальная школа XXI века)

  3. Окружающий мир:3-4 классы:методическое пособие для учителя./Н.Ф.Виноградова -М.:Вентана -Граф,2012. -(Начальная школа XXI века)


Учебно - тематический план





п/п

Тема раздела

Часы

1

Введение

1

2

Земля -наш общий дом

8

3

Царства природы

23

4

Наша Родина: от Руси до России

8

5

Как люди жили в старину

9

6

Как трудились в старину

15

7

Проверочные уроки

4




Итого

68


Содержание программы (68 часов)
Введение (1ч)
Земля - наш общий дом (8ч)
Где ты живёшь.Когда ты живёшь.

Историческое время.Счёт лет в истории.
Солнечная система

Солнце -звезда.Земля -планета Солнечной системы.

«Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле

Солнце -источник тепла и света.

Вода.Значение воды для жизни на Земле.Источники воды на Земле.Водоёмы,их разнообразие.Растения и животные разных водоёмов.Охрана воды от загрязнения.

Воздух.Значение воздуха для жизни на Земле.

Воздух - смесь газов.

Охрана воздуха.

Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли.История возникновения жизни на Земле.

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятии «историческое время»;

-различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

-характеризовать Солнечную систему:называть,кратко описывать планеты,входящие в неё;

-характеризовать условия жизни на Земле:вода,воздух,свет,тепло;

-устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

-описывать свойства воды(воздуха),приводить примеры опытов,подтверждающих различные их свойства;

-называть источники воды,характеризовать различные водоёмы;

-моделировать несложные ситуации (опыты,эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Как человек изучает Землю

Наблюдения,опыты,эксперименты — методы познания человеком окружающего мира.

Изображение Земли.Глобус -модель Земли.

План.Карта (географическая и историческая).

Масштаб,условные обозначения карты.

Карта России.

Как человек исследовал Землю.История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:

-анализировать модели,изображающие Землю;

-различать географическую и историческую карты;

-анализировать масштаб,условные обозначения на карте;

-ориентироваться на плане,карте:находить объекты в соответствии с учебной задачей;

-объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Царства природы (23 ч)

Бактерии

Какие бывают бактерии.Где обитают бактерии.
Грибы.

Отличие грибов от растений.Разнообразие грибов.Съедобные и несъедобные грибы.

Правила сбора грибов.Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:

-объяснять особенности бактерий;

-объяснять отличия грибов от растений;

-различать грибы съедобные от ядовитых.
Растения

Распространение растений на Земле,значение растений для жизни.

Разнообразие растений:водоросли,мхи,папоротники,хвойные (голосеменные),цветковые.Их общая характеристика.

Растения -живые тела (организмы).Жизнь растений.Продолжительность жизни:однолетние,двулетние,многолетние.

Питание растений.Роль корня и побега в питании.

Размножение растений.Распространение плодов и семян.

Человек и растения.Растения дикорастущие и культурные.Что такое земледелие.Хлеб — главное богатство России.

Красная книга России.Охрана растений.Какие страницы есть в Красной книге.

Разнообразие растений родного края.Ядовитые растения.Предупреждение отравлений ими.
Животные

Животные — часть природы.Роль животных в природе.Животные и человек.

Животные - живые тела (организмы).

Разнообразие животных:одноклеточные,многоклеточные,беспозвоночные.

Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Поведение животных.Приспособление к среде обитания.Как животные воспитывают своих детёнышей.

Природные сообщества.Цепи питания.

Домашние и дикие животные.Как человек одомашнил животных.Животные родного края.

Охрана животных.Заповедники.
Универсальные учебные действия:

-характеризовать роль животных в природе;

-приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

-характеризовать животное как организм;

-устанавливать зависимость между внешним видом,особенностями поведения и условиями обитания животного;

-приводить примеры (конструировать)цепи питания;

-составлять описательный рассказ о животных разных классов;

-составлять рассказ -рассуждение на тему «Охрана животных в России»;перечислять причины исчезновения животных;

-ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных:перечислять признаки,приводить примеры домашних животных.
Наша Родина: от Руси до России (8ч)
Древняя Русь

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Восточнославянские племена.Первые славянские поселения,древние города(Великий Новгород,Москва,Владимир).Первые русские князья.
Московская Русь

Основные исторические события,произошедшие до провозглашения первого русского царя.Москва — столица России.Иван IV — первый русский царь.
Российская империя

Основные исторические события,произошедшие до 1917 года.

Пётр I Великий.

Екатерина II Великая.

Последний российский император Николай II.
Советская Россия.СССР.Российская Федерация

Основные исторические события,произошедшие с 1917 года до наших дней.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

-объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе;рассказывать об основных исторических событиях,происходивших в это время;

-называть даты образования Древней Руси,венчания на царство первого русского царя;отмены крепостного права;свержение последнего русского царя;

-называть имена отдельных руководителей государств,деятелей,просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (9ч)
Из истории имён

Как рождалось имя.Имя.отчество,фамилия.

Происхождение имён и фамилий.Имена в далёкой древности.
Какими людьми были славяне

Портрет славянина.Патриотизм,смелость,трудолюбие,добросердечность,гостеприимство — основные качества славянина.Славянин — работник.Славянин -защитник.Славянин — помощник.Как славяне принимали гостей.Как отдыхали славяне.
Какие предметы окружали людей в старину

Крестьянское жилище.Как дом «вышел» из -под земли.

Городской дом.Культура быта:интерьер дома,посуда,утварь в разные исторические времена.

Одежда.Костюм богатых и бедных,горожан и крестьян,представителей разных сословий (князя,боярина,дворянина).Обувь.Украшения.
Русская трапеза

Хлеб да вода — крестьянская еда.Богатый дом - обильная еда.
Верования языческой Руси

Во что верили славяне.Боги древних славян.Масленица — народный праздник.Праздник Ивана Купалы.
Принятие христианства на Руси

Крещение Руси.Христианские праздники.Пасха — Светлое Христово Воскресение.
Универсальные учебные действия:

-составлять словесный портрет славянина:отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

-описывать особенности труда,быта,одежды,трапезы славян;

-воспроизводить дату Крещения Руси,кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились в старину (15ч)
Что создавалось трудом крестьянина

Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд.Особенности труда людей родного края.Труд в крестьянском хозяйстве.Как трудились крестьянские дети.Тяжёлый труд крепостных.Крепостные крестьяне и их помещики.Отмена крепостного права.
Что создавалось трудом ремесленника

Ремёсла.Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное,ювелирное,гончарное,оружейное и другие ремёсла).Игрушечных дел мастера.Ремесло гончара.Ткацкое ремесло.Русские оружейники.
Что создавалось трудом рабочего

Мануфактуры,заводы и фабрики.Первые железные дороги.
Изобретения,которые появились в XIX — XX веках

Развитие техники в России.Пароходы.Автомобили.Самолёты и аэростаты.Освоение космоса.
Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право»,кратко характеризовать их;

-рассказывать о возникновении ремёсел на Руси,различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

-приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.
Проверочные уроки «Проверь себя» (4ч)

Практическая часть программы
Экскурсии

в природные сообщества;

на водный объект с целью изучения использования воды человеком,её охраны от загрязнения;

в исторический,художественные музеи;

на предприятие;

в учреждение быта и культуры.
Опыты

Распространение тепла от его источника.

Смена сезонов,дня и ночи.

Роль света и воды в жизни растений.
Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха);

  • различать растения разных видов,описывать их;

  • объяснять последовательность развития жизни растения,характеризовать значение органов растения;

  • объяснять отличия грибов от растений;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом,особенностямит поведения и условиями обитания животного;составлять описательный рассказ о животном;

  • приводить примеры (конструировать0цепи питания;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

  • сравнивать картины природы,портреты людей,одежду,вещи разных эпох;

  • называть даты образования Древней Руси,венчания на царство первого русского царя;отмены крепостного прав;свержения последнего русского царя;

  • работать с географической и исторической картой,контурной картой.



К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • анализировать модели,изображающие Землю (глобус,план,карту);

  • различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб,условные обозначения на карте;

  • приводить примеры опытов,подтверждающих различные свойства;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

  • проводить классификацию животных по классам;выделять признак классификации;

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны;

  • высказывать предположения,обсуждать проблемные вопросы,сравнивать свои высказывания с текстом учебника.



Планируемые результаты освоения предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных,предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей:освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

  • Достаточно высокий уровень учебной мотивации,самоконтроля и самооценки.

  • Личностные качества,позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

  • Личностные качества,позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей:формирование социальной позиции школьника,его ценностного взгляда на окружающий мир.

  • Формирование основ российской гражданской идентичности.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

  • Понимание особой роли России в мировой истории.

  • Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

  • Воспитание уважительного отношения к своей стране.

  • Воспитание уважительного отношения к истории страны.

  • Воспитание любви к родному краю.

  • Воспитание любви к своей семье.

  • Воспитание гуманного отношения к людям.

  • Воспитание толерантности к людям,независимо от возраста,национальности,вероисповедания.

  • Понимание роли человека в обществе.

  • Принятие норм нравственного поведения в природе.

  • Принятие норм нравственного поведения в обществе.

  • Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Формирование основ экологической культуры.

  • Понимание ценности любой жизни.

  • Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.


Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные,регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,обобщение,анализ,доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации,планирования различных видов деятельности,понимание специфики каждой;

  • коммуникативных как способности в связной,логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;владение рассуждением,описанием,повествованием;.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения,анализа и обработки информации (обобщение,классификация,сериация,чтение),методы представления полученной информации (моделирование,конструирование6рассуждение,описание и др.).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А. А. Окружающий...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» создана на...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, авторской программы образовательной...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая программа по предмету «окружающий мир»
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПояснительная записка рабочая программа построена на основе требований...
Изучение предмета осуществляется по программе умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПояснительная записка Программа по технологии разработана на основе...
Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая учебная программа по окружающему миру ( индивидуальное обучение)...
Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы «Окружающий мир, 1 -4 класс» А. А....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир», утверждённой...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПрограмма по окружающему миру 1класс фгос «Школа России» А. Плешаков пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconПояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Зеленый дом», утверждённой мо РФ (Москва...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск