Скачать 282.51 Kb.
|
Министерство образования и науки РТ Институт образования РТ Кафедра профессионального и технологического образования Проект на тему: Изготовление мягкой игрушки «Собачка» Выполнила: слушатель ФПП учителей технологии по направлению «Образование и педагогика» Карпеева В.С. Проверил: доцент кафедры теории и методики профессионального и технологического образования Ю.Н. Габанов Казань 2011 Содержание
Введение местах, богатых залежами глины Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найдены на территории нашей страны, относятся ко 2 –му тысячелетию до н.э. Это миниатюрные орудия охоты – стрелы, луки, копья, предметы быта, посуда, погремушки. Иногда игрушкам придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов в места лица можно видеть узор в виде креста, ромба, квадрата. Современная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям – она исчезла из игры детей, как исчезают из жизни многие старые крестьянские ремесла. Но по прежнему есть еще ремесленники, мастера, чьи работы радуют нас своей красотой. Народная игрушка входит в нашу жизнь как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера. Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера - игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобразительность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек, свои образы и художественные средства выразительности. «…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Но мастерство достигается не каким-то наитием. Оно зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме. Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками; проявлял и развивал свою любознательность не только вопросами, но и трудом». В этих замечательных, проникновенных словах выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Человек, который «сердце отдал детям», был убежден: чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творческого труда, и тем больше уверенности в том, что из него вырастит умелец, которому будут чужды праздность, лень и скука – то, что порождает человеческие пороки. Передать свое мастерство детям – благодарная и важная задача. В старину детей начинали приучать к рукоделию – плетению, вязанию, шитью – уже с пятилетнего возраста. С большим желанием дети занимаются рукоделием. Они с радостью потом дарят вещи собственной работы: родителям, друзьям, знакомым. Владея мастерством, совсем нетрудно помочь детям изготовить забавные и смешные поделки. А если поделки эти еще и полезны, необходимые вещи – тогда от работы-игры ребенок испытывает не только радость, но и гордость, потому что выполняет нужное дело.
Я работаю в школе и по роду работы ежедневно общаюсь с детьми разного возраста. Но независимо от возраста, все дети любят играть. Игры могут быть разными и игрушки тоже. Дети постарше предпочитают компьютерные игры, интеллектуальные, а в начальной школе приходят с мягкими игрушками. На уроках технологии девочки с удовольствием осваивают азы шитья. И сколько же бывает радости, когда все получается. Подрастая, девочки становятся мамами. А маме часто приходится шить, вязать, рисовать, лепить, в общем, постоянно заниматься творческой работой, так как ее ребёнок должен пройти программу ознакомления со свойствами предметов. Это ознакомление должно пройти через накопление ребятами представлений о цвете, форме, величине и механических функциях. Естественно, это ознакомление должно быть организованно в форме игры, чтобы ребёнок был увлечён процессом и получал позитивные эмоции. И, конечно же, ничто не может порадовать детей так, как игрушки, тем более самодельные. Поэтому я решила изготовить мягкую игрушку. Итак, моя непосредственная задача заключается в изготовлении мягкой игрушки для использования в целях, указанных выше.
Функциональность. Модель. Собачка Конструирование. Материалы. Себестоимость. Технология изготовления. Инструменты, приспособления. Исследование истории, традиций. 3. Выявление основных параметров и ограничений. Чтобы продолжить работу, мне необходимо выявить параметры и характеристики, которым должно соответствовать будущее изделие, а также провести определенные ограничения, которыми я буду руководствоваться в процессе работы. Для этого мне необходимо вернуться к возникшей потребности и ее истокам, которые и дадут характер этим параметрам. Игрушка, которую я собираюсь выполнить, предназначена для детей младшего возраста. Поэтому она должна отвечать возможностям и потребностям детей. Изделие должно ярко выражать рукотворность. Игрушки-самоделки являются излюбленными у малышей, так как они обращают на себя внимание своей необычайностью, ярко отличаются от тиражных фабричных изделий. Игрушка должна привлечь внимание ребенка, радовать его, быть удобной в игре. Это обобщенные и достаточно абстрактные характеристики. Но существуют и вполне конкретные требования, которым должна соответствовать будущая игрушка. Вот они:
История и современность. О народной игрушке Искусство изготовления игрушек — один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины,— из глины и т. д. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это — миниатюрные орудия охоты — луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки. Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. Это — куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки-куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха. Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно видеть узор в виде креста, ромба, квадрата, утиный клюв и т. д. Самые ранние игрушки Древней Руси, найденные на территории древних русских городов — Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа — датируются приблизительно X—XV вв. Советскими учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X—XIII вв. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV—XVII вв. свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной Сло6оды. Мотивы игрушек этого времени: кони, медведи, птицы-свистульки и другие животные, а также забавные фигурки всадников, скоморохов-гудошников и др. В этих игрушках уже проявились основные черты, присущие всему народному творчеству: при обобщенности формы мастер-игрушечник умело выявлял характерные детали, преувеличивая и заостряя их, он добивался веселой занимательности образа. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Каждому новому мастеру не надо было заново создать образ, усилия были направлены на то, чтобы улучшить исходный образец, превзойти его, сделать занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом он работал по-своему, его изделия выходили особенными, отличными от других. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек, многие из них сохранились и успешно развиваются в наше время. Старейшим промысловым центром в Подмосковье был Троице-Сергиев Посад, ныне г. Загорск Московской области. В XVIII в. и первой половине XIX в. игрушечное дело в Троице-Сергиевом Посаде достигло невиданного расцвета. Этот район стал ведущим по производству кустарных игрушек. Производство наиболее ранних троице-сергиевских игрушек было основано на использовании трехгранной деревянной чурки и связано с искусством объемной резьбы. Форму игрушки, рассчитанную под окраску, мастер выполнял крупными срезами плоскостей, сохраняя углы и грани. Одна и та же черта служила для создания различных образов, что достигалось условной росписью, различием костюма, дополнительными деталями. Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Народный мастер самыми простыми средствами живо и красочно изображал фигуры глупой барыни, чванливых красавиц, бравого гусара. При этом черты юмоpa, добродушной насмешки показывали отношение мастера с своим персонажам. Промысел игрушек одновременно развивался и в деревне Богородской (ныне село Богородское Загорского района Московской области), принадлежащей Троице-Сергиевому монастырю. Игрушечный промысел здесь существовал уже в XVII веке и был тесно связан с производством игрушек в Троице-Сергиевом Посаде. Со временем под влиянием местных талантливых резчиков в селе Богородском сформировались свои художественные традиции, сложился своеобразный стиль резьбы. Зоркая наблюдательность, близость к природе, богатая фантазия, юмор – характерны для богородских мастеров. Изображая человека, птиц, зверей, домашних животных, мастера с большой достоверностью передавали их характерные черты, сохраняя при этом некоторую условность. Символом игрушки стала веселая композиция «кузнецы», где мужик и медведь бьют поочередно молотками по наковальне. Со временем изменились сюжеты богородской игрушки - изображая жизнь, события, людей, мастера начали создавать новый мир образов, сохранив лучшие художественные традиции резьбы по дереву. Советское время внесло в игрушку определенную эмоционально-идейную направленность. Героями образов в игрушке стали красноармейцы, рабочие, колхозники. Современные события наших дней нашли отклики в сюжетах игрушки: тот же медведь теперь участвует в спортивных состязаниях, играет в хоккей. Богородские мастера сумели в образах новой игрушки воплотить сложные темы, не нарушая сказочного мира игрушки. Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая — поменьше, в той — еще меньше и так до самой маленькой. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек у отдельных мастеров доходило до виртуозности. В Государственном музее игрушки (г. Загорск) экспонируется 100-местное яйцо, изготовленное в начал XX в. А матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Выточил ее вручную мастер игрушечных дел В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин. Наряжены первые куклы в русские сарафаны и платочек. Всем пришлась по душе веселая русская матрешка. Трудоемкую ручную работу вытачивания болванок впоследствии заменили токарным станком, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро. Подобные куклы пробовали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе присуждена золотая медаль. По-разному украшают матрешек в Загорске, Семенове, Полховском-Майдане. В Загорске - на родине матрешки - игрушку расписывают более строго, четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая блузка, передник, платочек, украшенные цветами. В Семенове – другая манера росписи . Там оставляют больше естественного фона дерева, перед матрешки украшен яркими букетами цветов. Особой декоративностью отличается городецкая игрушка (Горьковская область). К одному их ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка. Своеобразные приемы ее лепки и росписи вырабатывались многими поколениями гончаров. Промысел дымковской игрушки возник в селе Дымково, расположенном недалеко от г Кирова (Б. Вятки). Дымковская игрушка отличается особым стилем и колоритом. Поверхность ее после обжига белили мелом, разведенным на молоке, а сверху покрывали яркой краской с узорами из овалов, кружочков, полосок. Синяя, красная, желтая краски дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Современная дымковская игрушка отличается большим разнообразием форм и сюжетов. Сейчас в ассортимент игрушек, кроме нарядных модниц, красавцев индюков, фантастических козлов и оленей, входят небольшие жанровые сценки, хороводы, музыканты и др. Эти нарядные праздничные игрушки очень декоративны, хорошо вписываются в современный интерьер. Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с детьми или уточками в руках, танцующие пары украшены простым орнаментом. Все игрушки представляют собой свистульки. Филимоновские игрушки поражают фейерверком солнечных красок. Их раскрашивали анилиновыми красками, разведенными на яйце. По светлому фону игрушек наносят роспись, состоящую из тонких зеленых, малиновых, темно-синих полосок, расположенных по определенной схеме, и только голову животных и птиц покрывают одним, красным или зеленым, цветом. Большой интерес представляет северная глиняная игрушка Каргопольского района Архангельской области. Расписывали игрушку по-разному: одни в мягких приглушенных тонах, узоры из вытянутых колец, крестов, гребешков расписаны коричневой, зеленовато-голубой, черной, красной красками; другие расписаны охрой и серебряной красками по черному фону. Для изготовления игрушек никогда не существовало специального поделочного материала. В северных русских деревнях кукол «лесовиков» делали из шишек, мха, бересты. Куклы «панки» из Архангельской области — с плоскими, едва намеченными лицами, похожие на молчаливых идолов, вырезаны из куска дерева. Ловко скручены из соломы подбоченившиеся куклы «стригушки». Традиции народного искусства в настоящее время проделают жить и развиваться. Наиболее ценные черты народной игрушки — яркая образность, добродушный юмор, чувство материала - бережно сохраняются и находят воплощение в новых образцах современной игрушки. Сегодня иная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям — она исчезла из игры детей. Теперь игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений декоративно-прикладного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера. Педагоги высоко ценят ее воспитательное значение, знакомство с ней приобщает школьников к истории страны, способствует формированию у них художественного вкуса. 6. Банк идей. МОДЕЛЬ №1 «ЗМЕЙКА» МОДЕЛЬ №2 «СОБАЧКА» МОДЕЛЬ №3 «ЕЖИК» Разработка идей, вариантов. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект занятия «Изготовление комбинированной мягкой игрушки шарообразной формы» | План урока цель: изготовление куклы обско-угорских народов «акань» ... | ||
Проект по физике на тему: «Делу время…» Изготовление песочных часов в домашних условиях | Проект «Изготовление плоской настенной игрушки «Клоун» Практика показывает, что ученицы выполняют их с большим интересом, если в результате получается не просто образец, а какое-то маленькое,... | ||
Тема урока Кол час Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | Уроку Тема Искусство в твоем доме (9 ч) Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | ||
© Смирнова Елена Валерьевна моу сош №7 г. Шарья Костромская область... Практика показывает, что ученицы выполняют их с большим интересом, если в результате получается не просто образец, а какое-то маленькое,... | Проект на тему «игрушки» для детей План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обоснование выбора: изучая на уроках технологии различные виды рукоделия я решила использовать технику вязание крючком для создания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: игрушки-марионетки собачка, петух, лошадь, барашек, колобок; макет яблони с яблоками, искусственные веточки с осенними... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольного материала | ||
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки Разработчик: Л. Ю. Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской... | Пояснительная записка в объединении "художественное конструирование... Твенное конструирование и изготовление сувениров дети и подростки под руководством педагога обучаются конструировать и изготавливать... | ||
Краткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ... Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется... | Реферат Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» устройствами блочной маршрутно-релейной централизации |