Скачать 112.58 Kb.
|
© Смирнова Елена Валерьевна МОУ СОШ №7 г.Шарья Костромская область Проект – «Изготовление плоской настенной игрушки «Клоун» 6 класс с элементами РО. Уроки 3 и 4 При обучении любым трудовым операциям важная роль отводится упражнениям, направленным на повторение определенных действий. Практика показывает, что ученицы выполняют их с большим интересом, если в результате получается не просто образец, а какое-то маленькое, но законченное изделие, которое в дальнейшем можно использовать как сувенир, игольницу, панно, прихватку и т.п. Например, в 6-м классе при изучении темы «Пришивание фурнитуры» я предлагаю учащимся изготовить плоскую настенную игрушку или панно. Этим занимаюсь уже 6 лет подряд. Первый раз я предложила ученицам выполнить клоуна, эта идея, увидев в журнале «Школа и производство», сразу понравилась. Но с опытом поняла, что останавливаться не стоит, и теперь каждый год предлагаю ученицам новые варианты настенной игрушки или панно (как я называю). Каждый год стараюсь давать работы по выбору учениц, так в прошлом учебном году это мог быть Дед Мороз, Снегурочка или Снеговик, в нынешнем году – сказочные герои: животные, люди. Школьницы выбирали и собачек, и кошек, и зайчиков, и принцесс, и медведей, и даже Бабку Ежку. Основа одна – шаблоны манишки и головы. Детали обрабатываются петельными обметочными стежками и соединяются между собой разными видами фурнитуры. Манишку украшают 3 пуговицы с четырьмя отверстиями, пришитыми разными способами. Манишка и голова соединяются с помощью кнопки. На голове пришиваются 2 пуговицы с двумя отверстиями – «зрачки». Нос – это пуговица на стойке. В результате учащиеся приобретают и закрепляют следующие навыки: - обработка срезов деталей петельными обметочными стежками; - пришивание пуговиц с 2-мя, 4-мя отверстиями разными способами; - пришивание пуговиц на стойке; - пришивание кнопок; - обработка прорезных петель; - изготовление нитяных воздушных петель. На изготовление панно отводится два занятия (4 часа). Цели: 1. Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления плоской настенной игрушки; научить ее изготавливать; 2. Развивать и активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; 3. Способствовать формированию у учащихся художественного вкуса, общей трудовой культуры; 4. Воспитывать аккуратность, требовательность к качеству изделия; 5. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Часть 2. Разделы: 1. Уход за одеждой. 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Тема: «Пришивание Фурнитуры. Отделка изделия» Дидактическое обоснование урока Цели урока: Образовательные: Способствовать формированию представления о видах фурнитуры; Способствовать формированию и развитию умений и навыков по пришиванию фурнитуры разными способами и отделке изделия. Развивающие: Способствовать развитию речи учащихся; Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся; Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся: развитие глазомера, точности различения цвета, формы; Способствовать развитию двигательной сферы овладение моторикой рук; Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти; Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся. Способствовать развитию навыков самоконтроля и взаимоконтроля Воспитательные: Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, экономических качеств личности; Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям; Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: мастерская трудового обучения мультимедийное сопровождение урока; обработанные делали клоуна, ножницы, фурнитура: пуговицы и кнопки; нитки, тесьма, ленты, блестки, бисер, клей-карандаш, рабочие коробки с инструментами и принадлежностями, 2. Дидактическое обеспечение: - наглядность: 2 - 3 образца плоской настенной игрушки «Клоун», самодельное пособие последовательность изготовления панно, самодельное пособие «Подбор вариантов ткани, фурнитуры и ниток для изделия», шаблоны деталей клоуна 7 комплектов, инструкционно – технологические карты. Методы обучения: Методы формирования познавательного интереса; Практические методы Формы организации познавательной деятельности учащихся: Индивидуальная, фронтальная. Словарная работа: Фурнитура Тип урока: комбинированный План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Ознакомление учащихся с разными видами фурнитуры и со способами пришивания пуговиц и кнопок. 4. Практическая работа «Разметка по шаблонам места расположения пуговиц, кнопки». 5. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручными инструментами: иглами, булавками, ножницами. 6. Практическая работа: «Пришивание фурнитуры» 7. Выполнение творческой части работы а) разработка формы и способ изготовления рта; б) оформление головы. 8. Итог урока. Рефлексия. Ход урока.
а) подготовка к занятию, контроль посещаемости; б) сообщение темы и целей. 2. Актуализация знаний. - На прошлом уроке вы начали делать настенную игрушку и справились с поставленной перед вами задачей – раскроили ткань по шаблонам, обработали срезы деталей, а сегодня мы продолжим работу. - Из каких деталей состоит панно? - При помощи чего соединены между собой детали? 3. Ознакомление учащихся с разными видами фурнитуры и со способами пришивания пуговиц и кнопок. - Сегодня я познакомлю вас с назначением фурнитуры, со способами пришивания пуговиц и кнопок, научитесь пришивать фурнитуру разными способами. А также посмотрим, насколько у вас развита творческая самостоятельность. - Откройте тетрадь, запишите число, тему урока. - В процессе изготовления настенной игрушки вам предстоит научиться пришивать фурнитуру. Для чего предназначена фурнитура? (для застегивания одежды) слайд 2 - Только ли для застегивания служит фурнитура? (для украшения, отделки) - Какие изделия из ассортимента фурнитуры вам знакомы? Запись в тетради понятия. Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве. К одежной фурнитуре относятся пуговицы, крючки, петли, кнопки, пряжки, застежки «молния», липучка (велкро) (рассматривают пособие и слайды). Слайд 3 - У пуговиц своя история, которую нам расскажет Наташа Морозова, давайте послушаем. Приложение 1. Слайд 4 -Хотя пуговицы уже давно перестали быть диковинкой, превратившись в рядовую деталь одежды, их правильному подбору придается важное значение. При подборе фурнитуры учитывают свойства ткани, фасон, покрой, вид одежды, направление моды. Подбирают ее по размеру, форме и цвету. Функция у них также разная. Слайд 5 - У вас в рабочих коробках лежат разные пуговицы. Посмотрите на разнообразие форм и оформление пуговиц. Из какого материала их изготавливают? Пуговицы разделяют: по назначению, по форме и оформлению, по способу крепления к одежде. К каким видам одежды можно их пришить? Пуговицы подразделяются по назначению: слайд 6 Пальтовые, бельевые, для легкой одежды, для специальной одежды. Для закрепления задание – подобрать из предложенных вариантов пуговица в соответствии с их назначением. Слайд 7 - Пуговицы бывают с 2, 4 отверстиями и на стойке. Подбирают их в цвет основного материала или отделки. Пуговицы с отверстиями пришивают нитками в тон пуговиц, а на стойке – в тон ткани (запись в тетради). Слайд 8-9 Пришить пуговицы можно разными способами. Так, с 2-мя отверстиями пришивают вплотную и на ножке, а для прочности крепления используются с изнаночной стороны подпуговицы, например, в верхней одежде (пальто, куртках, шубах). Пуговица является не только предметом скрепления деталей одежды, но и элементом ее украшения. Эти же функции выполняют и образующиеся на ней узоры из ниток. -Кто хочет показать узоры на пуговицах с 4-мя отверстиями? (показывают на доске узоры на пуговицах) - Чем служат пуговицы на нашем изделии? - Какими нитками будете пришивать пуговицы? - А для чего предназначена кнопка в изделии? - Кнопки – застежки пружинного действия. Их делают из пластмассы, металла. Кнопки делают разного размера и формы. Кнопки бывают 2-х видов: пробивные и пришивные. Пробивные кнопки закрепляются на одежде без швейных ниток и широко используются при производстве джинсовой, спортивной одежды, куртках. Слайд 10 - У вас в рабочих коробках лежат кнопки, возьмите их в руки и раскройте. Что вы увидели? (кнопка состоит из 2-х частей) - Пришивные кнопки состоят из 2-х частей – головки со стерженьком и накладки с пружиной. Головку пришивают на верхнюю деталь с внутренней стороны к двойному слою ткани, а накладку – с лицевой стороны детали, делая по 3-4 стежка в каждое отверстие нитками №50, подбирая нитки в цвет ткани и стежки должны быть незаметны. - На доске нарисован способ пришивания кнопки, запишите и перенесите все с доски к себе в тетрадь. 4. Практическая работа «Разметка по шаблонам места расположения пуговиц, кнопки». Слайд 11 - У вас на партах лежат шаблоны и обработанные детали манишки и головы. Возьмите детали. Положите их лицевой стороной вверх, наложите на деталь головы шаблон и разметьте места расположения пуговиц и кнопки. То же самое проделайте с другой деталью – манишкой. - Проверьте, правильно ли вы сделали разметку, от этого будет зависеть качество и вид всего изделия. 5. Инструктаж по технике безопасности при работе с ручными инструментами: иглами, булавками, ножницами. - Прежде чем приступить к пришиванию фурнитуры, давайте повторим правила безопасности, которые необходимо соблюдать при ручных работах. Какое еще условие мы должны соблюдать, чтобы лишний раз не нарушать правила безопасности? 6. Практическая работа: «Пришивание фурнитуры» (Приложение 2) слайд 12 - Чем служат пуговицы на нашем изделии? А кнопки? - Напомню, что пуговицы с 4-мя отверстиями пришиваете к манишке тремя разными способами по выбору, делая разные узоры из ниток. Пуговицы с 2-мя отверстиями предназначены для глаз и пришиваем их на ножке с использованием спички. Пуговицы на стойке предназначены для носа. У вас в рабочих коробках лежат разные пуговицы, подбираем их под цвет глаз, выполненных из ткани, пользуясь пособием, подбираем нитки для пуговиц и кнопок. - Давайте еще раз повторим, какими нитками будем пришивать фурнитуру. - Можно приступать к практической работе. - Какой длины отмеряем нитку? Помни пословицу «Длинная нитка – ленивая швея». Пуговицы пришиваем в 2 нитки. - На партах лежат карты, которые помогут вам правильно пришить фурнитуру. Правильно закрепляйте нитку, узелок нужно прятать под пуговицей. На изнаночной стороне изделия стежки должны быть выполнены так же аккуратно, как и на лицевой, то есть прокол в прокол. - В своей работе вы можете опираться на представленные в кабинете и на слайдах этапы выполнения изделия. Не забывайте контролировать себя, проверьте, прочно ли пришита фурнитура, правильно ли закреплена нитка в начале и в конце работы. - Пришили фурнитуру, обменяйтесь деталями друг с другом, проверьте качество работы. (работа с картами оценивания приложение 3) 7. Выполнение творческой части работы - Я вам давала задание продумать отделку изделия. Это, пожалуй, самый ответственный момент в работе. Творческая часть работы состоит из 2 этапов: 1 – вам необходимо самостоятельно разработать форму и способ изготовления рта. Это могут быть пуговицы, тесьма, блестки, аппликация, вышивка, бисер и другое; 2 – самостоятельно определить возможность оформления головы. Это могут быть волосы, банты или головной убор; А для тех кто сделает, еще одно задание – придумать рассказ, сказку, стихотворение со своим героем, как можно более подробно его охарактеризовав. И потом мы все вместе посмотрим и послушаем на результаты вышей творческой деятельности. Можно приступать к работе, желаю успехов. 8. Итог урока. Рефлексия. Бригадирам выделить лучшие работы. Выставить на стенд – оформить выставку лучших работ. Как приятно смотреть на изделие, выполненное своими руками. Это панно можно использовать в качестве сувенира, подарка, а можно использовать как игольницу, если она выполнена с прокладочным слоем. На слайдах 14-17 фото для учителя с выставки детских работ за последние 3 года, а также выкройки -шаблоны для изготовления таких же панно. Приложение 1 История пуговиц. Первобытный человек в качестве застежки использовал рыбьи кости, палочки. Затем появились предшественники пуговицы – просверленные кусочки дерева, камушки, которые закрепляли в петлях. В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. Именно на Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной. Изобретение пуговицы в комплекте с петелькой, прорезанной в ткани, приписывают датчанину Кноббе, жившему в 14 веке. В те времена пуговицы служили не только застежкой, но и украшением костюма. А до этого одежду застегивали с помощью приспособлений, напоминающих современную английскую булавку. В Древней Руси такие приспособления называли занозками. Они служили украшением одежды, являлись признаком знатности и богатства. Занозки делали из бронзы, золота, украшали драгоценными камнями. На Руси до 17 века для богатых людей пуговицы изготовляли даже из жемчуга. Золотые, серебряные, плетеные, хрустальные – разные были пуговицы. О знатности и достатке людей судили и по количеству пуговиц. Бедняки носили оловянные пуговицы. Пуговицы и сейчас очень важны: неверно подобранная пуговица может испортить впечатление даже от прекрасно сшитого костюма. Имеет значение размер, цвет пуговицы и даже нитки, которыми она пришита. В 1895 году у пуговицы появился серьёзный конкурент — застёжка «молния». Но и у молнии возник достойный соперник. 40 лет назад швейцарец Джордж де Мостроль заинтересовался необычайной цепкостью репейника. Лента-репейник с фирменным названием «велькро» вошла в обиход и широко используется до сих пор. Приложение 2 Пришивание пуговиц на стойке 1. Наметить место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы. Пришивать пуговицу ниткой в 2 сложения. 2. Закрепить нитку в ткани петлей на лицевой стороне. 3. Пропустить иглу через отверстие стойки, вывести иглу. 4. Ввести иглу в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону. Выполнить так 3-4 стежка. Закрепить нитку на изнаночной стороне петлей. Пришивание пуговиц с 4-мя отверстиями
3. Пропустить иглу в отверстие пуговицы, вывести нитку. 4. то же проделать с другими отверстиями. 5. Пришить пуговицы 2-4 стежками в каждую пару отверстий. 6. Закрепить нитку. Пришивание пуговиц с 2-мя отверстиями на ножке 1-2 то же 3. Пришить пуговицу 3-4 стежками, образуя при этом ножку. 4. Для образования ножки подложить спичку или пасту от ручки между тканью и пуговицей. 5. Убрать спичку. 6. Ножку обвить 2-3 витками, закрепляя конец нитки на изнаночной стороне. САМОКОНТРОЛЬ:
Приложение 3
|
© Смирнова Елена Валерьевна моу сош №7 г. Шарья Костромская область... Практика показывает, что ученицы выполняют их с большим интересом, если в результате получается не просто образец, а какое-то маленькое,... | Проект на тему: Изготовление мягкой игрушки «Собачка» Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка | ||
План урока цель: изготовление куклы обско-угорских народов «акань» ... | Тема урока Кол час Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | ||
Уроку Тема Искусство в твоем доме (9 ч) Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | Проект «Информатизация системы образования» Межшкольный методический... Ожидаемые результаты: выполнение практических работ; работа с контурной и настенной картой | ||
Урок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора» Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект занятия «Изготовление комбинированной мягкой игрушки шарообразной формы» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольного материала | ||
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки Разработчик: Л. Ю. Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской... | Пояснительная записка в объединении "художественное конструирование... Твенное конструирование и изготовление сувениров дети и подростки под руководством педагога обучаются конструировать и изготавливать... | ||
Проект по физике на тему: «Делу время…» Изготовление песочных часов в домашних условиях | Проект на тему «игрушки» для детей План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | ||
Краткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ... Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется... | Урок по технологии. 11 класс. Тема урока: «Выбор и разработка изготовления детской игрушки» Если эти требования не выполнятся, то они вынуждены будут приобрести игрушки в другом месте |