Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош»





Скачать 103.89 Kb.
НазваниеУрок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош»
Дата публикации16.09.2014
Размер103.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: Мир растений
Урок составлен учителем начальных классов МБОУ «Напольнокотякская СОШ» Григорьевой А.П.

Учебник: А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир.3 класс.- М. «Просвещение», 2013 – (Академический школьный учебник) (Перспектива)
Цели: создать на уроке ситуацию, помогающую ознакомиться с основной классификацией растений, выявить особенности каждой группы растений, способствовать развитию интеллектуальных умений: анализировать, обобщать; создать условия для общения друг с другом, для развития положительной учебной мотивации.

На уроке формируются следующие УУД.

1. Познавательные. Обнаруживать и формулировать учебную проблему. Уметь распределять растения по группам, использовать атлас-определитель для распределения растений по группам, работать индивидуально и в группе.

2. Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действия.

3. Коммуникативные. Ставить новые учебные проблемы в сотрудничестве с учителем. Умение работать в паре, в группе

4. Личностные. Контролировать свои действия.
Задачи урока: метапредметные:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);

  • стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;

познавательные:

  • актуализировать знания детей о природе, её составляющих;

  • расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём   создания условий для осознания и усвоения нового материала.

 личностные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков;

  • создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

  • Воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на земле.

Дидактический материал и оборудование:

  • мультимедийная презентация, учебник: Плешаков А.А. Новицкая М.Ю., Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир» - М.- Просвещение 2013, карточки: «настроение», «кластеры», карточки (для парной работы).

  • демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений, схема-опора «Живая природа»,

Ход урока

1. Организационный момент: введение в раздел, тему урока. (2 мин)

Учитель: Добрый день!

- Словами «добрый день» мы друг другу желаем только хорошее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу всего хорошего.

- И я хочу всем пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни были добрыми. Сегодня на уроке вас ждёт большая и интересная работа. Желаю я вам всем успеха. Начинаем наш урок.

ІІ. Актуализация знаний.

- Что такое почва?

- Какая почва считается плодородной? (Богатая перегноем)

- Что растения получают из почвы?

- Какое значение имеет почва для живой природы и хозяйственной деятельности людей? (кормилица растений, животных и человека)

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Предлагаю вам, ребятки

Отгадать мои загадки. (1 слайд)

1). Две сёстры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

2). Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник).

3). Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (Ель)

Учитель:

Верно. А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).

На какие группы можно разделить эти растения? (Культурные, дикорастущие. Деревья, травы, кустарники)

- Давайте вспомним. Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)

- А какие условия необходимы для жизни растений? (Свет, тепло, влага)

- Как изменяется жизнь растений в разные времена года?

- Почему происходят эти изменения?

Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете?

(высказывания ребят)

Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(высказывания ребят). (2 слайд)

ІV. Новая тема. Прием «Инсерт».

Учитель:

Молодцы, сегодня мы узнаем о разнообразии растений. Ученые делят их на группы. Давайте узнаем об этом поподробнее. Прочитайте текст в учебнике на стр. 72. Во время чтения делайте пометки на полях карандашом.

V – я так и думал! Я это знаю!

+ - новая информация.

? – не очень понятно, я удивлен.

Учащиеся осмысленно читают текст и делают пометки.
5. Прием «Составление кластера» в парах.

Учитель: Ребята, обсудите в парах, на какие группы делятся растения и заполните кластеры.




















(3 слайд)

6. Путешествие по царству растений.
Учитель: Сейчас мы совершим экскурсию по царству растений. Первая остановка – Водоросли.

- Как вы думаете, почему их так назвали?

- Что вы о них узнали?

4 слайд. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью.

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Учитель: Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

5 слайд. Продолжаем путешествие. Следующая наша остановка – Мхи.
Мхи: Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.

Сфагнум. Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.
6 слайд. Папоротники: В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения.
7 слайд: Хвойные

- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек. Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».
Учитель: Назовите представителей этой группы растений. (Ответы учащихся).
8 слайд:

Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
7. Учитель: Давайте заглянем на «Страничку Умного Совенка» (с.134 учебника) и скажите, чем могут отличаться растения одного вида? (расцветкой цветков, формой листьев, стебля. При этом общая форма похожа)
Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

8. Самостоятельная работа в группах


 

корень

стебель

листья

размножение

Особенности

жизнедеятельности

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

цветковые
















(Проверка) 9 слайд
- Чем похожи водоросли, мхи и папоротники? (Размножаются спорами)

У каких растений нет корня? (У водорослей и мхов)

- Что общего у хвойных и цветковых растений? А чем отличаются?

9. Физкультминутка.

Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.
10. Растения – удивительные повара.

Давайте подумаем, а какую роль играют растения в природе и жизни людей? (Очищают воздух)

Оказывается, растения – удивительные повара, которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу – сахар и крахмал. Чудесная «кухня располагается в листьях. Вода поступает туда по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но работает чудесная «Кухня» только на свету. Солнечный свет несет энергию, без которой работа чудесной «кухни» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Когда люди разгадали питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и питательные вещества. Это делают только растения. Животные и человек едят растения и таким образом получают питательные вещества, а вместе с этими веществами и необходимую для жизни энергию.

Ученые сделали ещё и другое открытие: на зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород. Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а , значит, необходимо бережно относиться к растениям.

- Рассмотрите схему «Дыхание растений.

- Что вы можете сказать? (Растения, как и человек, дышат кислородом, выделяя углекислый газ)
Сравнение схем дыхания и питания растений
11. Вывод. Сравнение нашего вывода с выводом в учебнике на стр.81.
12. Закрепление полученных знаний.
1). Работа в рабочей тетради. Выполнение 1 задания.

2). Учитель: На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

- Где растут водоросли? (Жители воды)

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…)

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)

- Чем питаются растения? Что при этом образуют?

-Как дышат растения?

- Какую роль растения играют в природе и в жизни людей?

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Приём «Синквейна»

Учитель: Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).

Пример синквейна

Растения.

Разнообразные, прекрасные.

Украшают, радуют, восхищают.

Зелёный наряд Земли.

Красота!

Учитель: Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

(на доске появляется карточка со словами)

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

(высказывание учащихся)

11. Домашнее задание

Учебник - стр.78-81, ответить на вопросы на с. 81 в рубриках «Проверим себя», «откроем атлас-определитель»

Рабочая тетрадь – стр. 52-53, задания 2-4

12. Рефлексия «Солнышко»

Учитель:

- Каждый из вас  по –своему воспринял этот урок: кого –то он порадовал, кто-то остался недоволен, кому-то надо ещё поработать над собой и своими знаниями. Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Оцените свою сегодняшнюю работу.

 Желтый лучик-  радостное настроение, у меня все получилось.

Зеленый лучик-  радостное настроение, но есть неуверенность в знаниях.

Синий лучик – грустное настроение,  есть пробелы в знаниях.

Учитель: Всем спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconРабочая программа по курсу «Кубановедение»
Шевченко Г. В., учителем начальных классов мбоу сош №1 Красноармейского района, Мирук М. В., Науменко Т. А., Паскевич Н. Я. ), учителем...
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconУрок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов...
Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconУрок разработан: учителем нач классов Нечаевой О. Л., Мбоу сош №3 Староминский р-он
Этот урок, что более всего вам запомнилось
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconСамоанализ урока чтения во 2 «б» классе учителя начальных классов...
Самоанализ урока чтения во 2 «б» классе учителя начальных классов мбоу сош №147, г. Екатеринбург
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан учителем начальных классов моу сош№2 городского округа г. Буй Костромской области
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан учителем начальных классов моу сош№2 городского округа г. Буй Костромской области
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных...
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных...
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок математики в 1 классе, проведен учителем начальных классов моу сош №150 г. Челябинска Сачковой Верой Алексеевной
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconПроценко И. И., учитель начальных классов мбоу сош №11 имени Г. С....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconУрок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился...
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан Кижапкиной Ириной Васильевной, учителем русского языка и Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов...
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Слог, ударение» (умк «Перспектива»)
Хромова Светлана Степановна, учитель начальных классов мбоу сош №38, г. Абдулино, Оренбургской области
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconУрок математики в 1 классе. Умк «Школа России»
Сборник разработок уроков учителей начальных классов мбоу «Большегондырская сош» в 2011-2012 учебном году. Б. Гондыр, 2012г
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconКонспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова...
Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района
Урок составлен учителем начальных классов мбоу «Напольнокотякская сош» iconРабочая программа для 2-4 классов по истокам Составитель: учитель...
Вологодской области для обучающихся начальных классов. Авторами курса «Истоки» являются И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск