МБОУ «Ильичевская СОШ»
Экологическое объединение «Экоспас»
Проект
Тема: «Поможем зимующим птицам!» Авторы:ЛухмановаВиктория (7 кл.), ШатиковаСауле (7 кл.), БикееваАлла (9 кл.)
Руководитель проекта:КуйшугуловаНурслуДжамбуловна учитель биологии.
Путь Ильича
2011 – 2012 гг. Содержание
Введение _____________________________________________3 стр.
Методика исследования_________________________________4 стр.
Подготовка учащихся к работе над проектом________________4 стр.
Выбор проблемы_______________________________________5 стр.
Сбор и анализ информации______________________________5 стр.
Разработка программы действия__________________________6 стр.
Реализация программы действия и его итоги________________6 стр.
Заключение ___________________________________________8 стр.
Список использованной литературы_______________________9 стр.
Приложения ___________________________________________10 стр.
Введение
Актуальность работы. Птицы – неотъемлемая часть природы, они придают прелесть роще, лесу, степи. Они лучшее украшение парков и садов. Птицы совершенно преображают даже самый унылый ландшафт и своими яркими красками, звучной песней делают его радостным и приметным. Скучный пейзаж зимы сразу становится иным, едва появится стрекотунья сорока или резвая синичка, или красногрудый красавец снегирь. Распространены птицы на всех материках, включая Антарктиду, а также во всех зонах и морях.Значение птиц в природе и хозяйстве человека многогранно. Они уничтожают вредных насекомых и грызунов, защищая растения и сохраняя урожай. Птицы - постоянные спутники человека. Они избраны объектом изучения: подвижные, яркие, неуловимые существа, которые всегда привлекают внимание. Знакомство с живыми птицами в природе - единственный путь узнать, оценить и полюбить их. Класс птиц - самый многочисленный среди наземных позвоночных животных. Их насчитывают около 9 000 видов.Несомненно, что эта группа в настоящее время переживает эпоху расцвета. Однако, с каждым годом гибнет множество птиц в зимний период, переживая голод и холод. В зимнее время корма мало, труднее находить и доставать его из – под снежного покрова. Особенно тяжело приходится птицам во время гололедицы, когда стволы и ветки деревьев покрываются ледяной коркой, и во время сильных снегопадов. Поэтому подкормка птиц в самое холодное и бескормное время года имеет большое значение для их успешной зимовки.При выполнении данного проекта мы знакомились с проблемами жизнедеятельности птиц в зимний период, в условиях поселка Путь Ильича. Продолжительность реализации проекта 2011-2012 гг.
Цель: природоохранная деятельность учащихся и воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Задачи:
привлечение учащихся к изучению природы родного края;
повышение образовательного уровня учащихся и практической направленности в наблюдении за птицами;
формирование устойчивого интереса учащихся к проблемам птиц и оказание им помощи.
Методика исследований.
В наших исследованиях мы использовали стандартный метод визуального наблюдения за птицами. Он проводился в поселке сельского типа Путь Ильича, который расположен в степной зоне. Видовая идентификацияпроводилась с помощью определителей (П.П. Второв, Н.Н. Дроздов «Определитель птиц фауны СССР». Пособие для учителей.; В. Флинт «Птицы. Энциклопедия природы России» М., 1996г.)
Реализация данного проекта была проведена в несколько этапов. Первый этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.
В 1-11 классах были проведены беседы, на которых были выявлены представления школьников об экологических проблемах нашего поселка. В итоге были выбраны наиболее актуальные проблемы, связанные с природоохранной деятельностью учащихся:
1. Посадка деревьев на пришкольной территории.
2. «Помощь птицам».
3. Разбивка новых клумб в школьном дворе.
Была выбрана инициативная группа из членов экологического объединения «Экоспас»:Лухманова Виктория, ШатиковаСауле,Бикеева Алла.
Второй этап. Выбор проблемы.
Во всех классах был проведен анализ всех вопросов, которые значимы для данной территории. В результате проблемы по степени значимости расположились так:
1. «Помощь птицам».
2. Разбивка новых клумб в школьном дворе.
3. Посадка деревьев на пришкольной территории.
В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории с представлениями социума инициативная группа провела опрос жителей села. Было выявлено, что мнения учащихся и жителей села в целом совпадают. Третий этап. Сбор и анализ информации.
Социолог - Бикеева Алла провела анализ социологических исследований.
1.Приносят ли птицы какую- нибудь пользу?
Опрошено 30 человек (возраст от 10 до 20 лет)
Да – 83%
Нет – 12%
Не знаю – 5%
2. Нужно ли птиц брать под охрану?
Опрошено 30 человек (возраст от 10 до 20 лет)
Да –73%
Нет – 17%
Не знаю – 10%
Из опроса видно, что ученики школы и жители поселка знают о пользе птиц и готовы взять их под охрану.
Четвертый этап.Разработка программыдействия.
1.Заготовка корма для птиц (сентябрь-октябрь).
2. Составление кроссвордов о птицах (сентябрь).
3. Участие в акции «Всемирные дни осеннего подсчета птиц» (октябрь).
4. Выпуск стенгазеты «Птицы – наши друзья» (октябрь).
5. Защита презентации «Птицы нашей местности» (октябрь).
6. Конкурс рисунков «Птицы разных материков» (ноябрь).
7. Конкурс «Кормушка - 2011» (изготовление кормушек -декабрь).
8. Развешивание кормушек на территории поселка (декабрь).
9. Акция «Покормите птиц» (декабрь-март).
10. Наблюдения за птицами на кормушках (декабрь-март).
11. Изготовление и развешивание агитационных листовок «Они помогают нам, давайте поможем им»! (декабрь). Пятый этап. Реализация плана действий и его итоги.
Инициативная группа обсудила на заседании экологического объединения программу совместных действий по реализации проекта «Поможем зимующим птицам!». На общешкольной линейке учащимся зачитался план мероприятий проекта.
Инициативная группа с членами экологического кружказаготовили корм для птиц: семена подсолнечника, сорных растений, шиповника, черемухи, дыни, арбузов.Затем был объявлен конкурс на лучший составленный кроссворд о птицах. Участниками этого конкурса стали 13 учеников нашей школы. Но победитель - ученица 9 класса Еркина Марина. Ее кроссворд был необычный, нарисован в виде птицы. Позже его напечатали в местной газете «Знамя» (Приложение №1).
Каждый год члены экологического объединения и учащиеся школы участвуют в акции «Всемирные дни осеннего подсчета птиц». Мы не только подсчитывают виды, но и ведем наблюдения за повадками птиц. Союз охраны птиц наградил нас грамотой за активное участие.
10 октября в нашей школе вышел выпуск стенгазеты «Птицы – наши друзья!». В нем ребята узнали о проблемах, связанных с птицами; о значении птиц в жизни человека и природы; как птицы приносят огромную пользу сельскому хозяйству; народные приметы, связанные с природой родного края; а также была проведена викторина «Птицы России». За выпуск были ответственны Лухманова Виктория (подбор информации) и член редколлегии Шатикова Сауле.
13 октября Лухманова Виктория представила учащимся школы свою презентацию «Птицы нашей местности». В докладе она рассказала о внешнем облике, повадках и особенностях жизни птиц.
В ноябре прошел конкурс «Птицы разных материков». Рисунков было много. Все они были яркими и красочными. 1 место заняла ученица 6 класса Турсунова Айман. 2 место у ученицы 7 класса Коротковой Венетии. 3 место заняла ученица 6 класса УмароваАзиза.
В начале декабря был объявлен конкурс на лучшую кормушку. 12 ребят откликнулись и сделали зимние столовые для птиц. Затем развесили их в школьном дворе, во дворе детского сада, в парке.
Выбрать победителей было очень трудно, так как все кормушки отличались оригинальностью. Но места распределились таким образом: 1 место занял ученик 4 класса Сатвалдиев Сережа, 2 место заняла ученица 8 класса Юсупова Марина и 3 место у ученицы 6 класса Юсуповой Манижи.
Члены экологического объединения организовали дежурство по подкормке птиц.Постепенно к процессу пополнения кормов в установленных кормушках присоединилась вся школа и некоторые жители поселка. Ребята проводят наблюдения за птицами у кормушек, жаль только не удаётся сфотографировать пернатых. Нами было выявлено, что птицы, которые прилетают к кормушкам полакомиться это в основном синицы и воробьи, но встречаются сороки, чижи, щеглы и даже стаи снегирей. Они с удовольствием поедают хлебные крошки, пшено, семена подсолнечника.
Инициативная группа изготовила и распространила агитационные листовки «Они помогают нам, давайте поможем им!» с обращением к жителям поселка о помощи птицам.
В заключение проекта Алла, Сауле и Вика представили ребятампрезентацию о проведенных мероприятиях (на диске).
Заключение.
Благодаря активной работе инициативной группы и учащихся школы, будет положен еще один кирпичик в основание экологического благополучия нашего района, а значит и в основание экологического благополучия всей Земли. И тем самым мы помогаем птичьему миру
пережить еще одну зиму и вывести еще одно потомство. Сохраняя птиц – мы сохраняем Землю.
Список использованной литературы
1.П.П. Второв, Н.Н. Дроздов «Определитель птиц фауны СССР». Пособие для учителей.
2. В. Флинт «Птицы. Энциклопедия природы России» М., 1996г.
3. Володин В. Энциклопедия для детей «Птицы и звери». М.; Аванта 2004г.
4. Соколов В. Е. Энциклопедия. «Жизнь животных. Птицы» М.; Просвещение 1996 г.
5. Пармузин Ю.П. «Живая география». М.; Просвещение 1993г.
6. Фауна мира: Птицы: Справочник В.М.Галушин, Н.Н.Дроздов, В.Д.Ильичев и др.; под ред. В.Д.Ильичева. М., 1991.
7. Н.А. Касаткина Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград «Учитель» 2005г.
8. Н.Ю. Феоктистова Я иду на урок биологии. Зоология. Птицы. М: Первое се М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина
9. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. Волгоград «Учитель» 2008г.
10. Бианки В. «Лесная газета» М.; Просвещение 1998г.
|