Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту





НазваниеОтчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту
страница1/9
Дата публикации20.01.2015
Размер1.16 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > География > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Международная Ассоциация "Развивающее обучение"

Открытый институт "Развивающее образование"


Авторская школа «Эврика»





ОТЧЕТ

за период 2004-2005 учебный год

ПО СЕТЕВОМУ ПРОЕКТУ

"Разработка и экспериментальная апробация содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"
(научный руководитель сети - профессор, доктор психологических наук Б. Д.Эльконин)
121614 г.Москва, ул. Крылатские Холмы д.15, кор.1.
тел. 413-60-05

e-mail: voron@mail.domonet.ru, cpro@elnet.msk.ru

сайт: www.ouro.ru
Генеральный директор ОИРО : канд.педагог.наук А.Б.Воронцов
Ректор ОИРО: докт.психол.наук Б.Д.Эльконин
Проректор по экспериментальной

работы канд.психол.наук В.А.Львовский

Москва, август 2005 год

Раздел 1.

Основные цели и задачи второго этапа функционирования экспериментальной площадки
На втором этапе (2004-2005 учебный год) работы Открытого института «Развивающее образование» в качестве Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ как головной сетевой организацией школ РО, участвующих в эксперименте по разработке содержания и форм реализации подростковой школы в рамках образовательной системы Эльконина-Давыдова была поставлена следующая цель:

запустить реализацию Концепции подростковой школы в созданную сеть экспериментальной площадки Международной Ассоциации «Развивающее обучение» по подростковой школе.

Для достижения этой цели перед ОИРО были поставлены следующие задачи на конкретный первый год работы площадки:

  • Распределить между школами сети основные направления опытно-экспериментальной работы в рамках разработанной Концепции подростковой школы;

  • Определить роль и запустить работу в региональных центрах РО по координации деятельности школ сети в регионах;

  • Разработать и начать деятельность по обучению педагогов основной школы для работы в рамках создаваемых образовательных программ для подростков;

  • Расширить возможности и модернизировать сайт Открытого института «Развивающего обучения» с целью дистантного взаимодействия всех субъектов сети экспериментальной площадки МАРО;

  • Разработать программу взаимодействия учащихся школ РО сети;

  • Создать программу мониторинга образовательной деятельности школ внутри сети, разработав новые виды и формы контрольно-оценочной деятельности школы;

  • Продолжить работу по разработке учебных программ и УМК для основной школы РО

Для решения поставленных задач был определен состав научных консультантов и руководителей данного проекта:

  • Б.Д. Эльконин – научный руководитель Проекта;

  • Г.А.Цукерман – научный консультант Проекта, научный руководитель группы школ;

  • А.Б.Воронцов – координатор проекта, научный руководитель группы школ;

  • В.А.Львовский – научный руководитель группы школ;

  • Е.В.Чудинова – научный руководитель группы школ;

  • Е.В.Высоцкая – научный руководитель группы школ;

  • С.Ф.Горбов – научный руководитель группы школ;

  • В.М.Заславский – научный руководитель группы школ.


Определены шесть основных направлений экспериментальной работы :

  • организация сетевого взаимодействия между школами площадки;

  • содержание образования подростковой школы;

  • организация переходного этапа образования: от начальной к подростковой школе;

  • формы организации образовательного пространства подростковой школы;

  • апробация учебно-методических материалов по естественно-математическому образовательному блоку;

  • контрольно-оценочная деятельность в подростковой школе.


Сформулированы и распределены между школами темы экспериментальной работы по всем шести направлениям (см. приложение 1)

Раздел 2

Содержательные и организационные результаты

второго этапа работы экспериментальной площадки
1. Распределены темы в рамках сети между каждой школой и определена программа действий на ближайшие три года (см. приложение 1). При распределении тем учитывался внутренний потенциал и возможности конкретной школы. Темы школ полностью покрывают основные направления деятельности сетевой экспериментальной площадки, указанные выше.
2.Созданы и начали функционировать ряд региональных центров сети экспериментальной площадки МАРО (Юг России (г. Волжский); Южный Кузбасс (г. Междуреченск), Южный Урал (г. Магнитогорск), Центр- г. Иваново. Разработаны основные направления деятельности каждого центра. В стадии создания находятся еще три центра: (Западный – г. Калининград, Восточный – г. Магадан, и Центрально-черноземный район – г. Воронеж) (см. приложение 2).
3. В рамках работы по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации педагогов были сделаны следующие шаги:1

3.1.Создан комплект «Сетевая образовательная программа по повышению квалификации педагогов и руководителей образования по направлению опытно-экспериментальной деятельности «Разработка и экспериментальная апробация содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Эльконина-Давыдова» (см. сайт www.ouro.ru раздел «Сетевые образовательные программы для педагогов и руководителей школ»

Данный комплект включил в себя:

- концепцию повышения квалификации педагогов в системе Эльконина-Давыдова. В ней дан подробный анализ опыта проведения курсовой подготовки в системе РО за последние 15 лет и предлагается новая модель повышения квалификации, которая опирается на дистантные и сетевые формы взаимодействия педагогов РО в ходе обучения;

- программу повышения квалификации, в которой подробно описаны все возможные модули обучения и их наполнение. Акцент в содержании программы делается на деятельностные формы организации обучения;

- учебно-тематический план, в котором указано тематическое содержание каждого модуля, формы и способы предъявления результатов работы педагогов;

- дидактический материал к отдельным разделам программы:

  • Учебная деятельность и ее структура;

  • Педагогическая технология контроля и оценки;

  • Организации обучения в начальной школе (рефлексивный анализ и методические рекомендации);

  • Технология работы учителя над планированием и проектированием образовательного процесса;

  • Контрольно-оценочная деятельность в подростковой школе;

  • Методические рекомендации по разработке контрольно-диагностических материалов;

  • Методическое пособие для учителей-естественников («Окружающий мир», «Естествознание», «Природоведение») по самостоятельному изучению данного курса

- открыт на сайте института новый раздел «Дистантное обучение» с персональными страничками каждой школы, учителя, желающего повысить свою квалификацию дистантным образом через освоение сетевой программы повышения квалификации.

3.2. Разработана программа предметных и межпредметных стажировок (мастерских) для учителей и зам.директоров основной школы. За 2004-2005 учебный год в Москве на базе опорных школ: ГОУ школы № 91, ГОУ школы № 1133, НОУ школы «Бакалавр», НОУ школы «ЮССТ» прошло 6 педагогических стажировок, в которых приняло участие 140 человек из школ сети ЭП МАРО.

Вот описание одного из наиболее эффективных вариантов стажировки. Начинается стажировка с вводного семинара, на котором определяется уровень подготовленности слушателей. На втором этапе стажеры посещают несколько уроков учителей-экспериментаторов и учителей-методистов с большим стажем работы и обсуждают эти уроки. На третьем этапе учителя по группам проектируют урок или серию уроков, следующих за просмотренным. Проектирование может осуществляться как под руководством специалиста развивающего обучения (но без содержательной помощи, оказывается помощь только в организации обсуждения и оформления проекта), так и без его непосредственного участия. Завершается этот этап коллективным обсуждением разработанных проектов, которое организует руководитель стажировки, желательно привлекать в качестве экспертов авторов курсов, методистов, опытных учителей. Четвертый этап - этап реализации проектов. Слушатели проводят уроки по разработанным проектам в классе (допускается участие нескольких стажеров в организации одного урока). На пятом этапе проводится обсуждение уроков под руководством специалистов развивающего обучения. Возможно два вида обсуждений, которые мы условно называем "макроанализ" и "микроанализ". Завершается пятый этап обсуждением типичных ошибок проектирования и способов их преодоления. Шестой этап посвящается либо перепроектированию того же урока с учетом выявленных дефектов или поставленных новых целей, либо проектированию следующего урока. На этом этапе специалисты развивающего обучения могут уже содержательно, а не только организационно, участвовать в разработке проекта, а также в последующем проведении урока. Далее соответствующие этапы повторяются. Завершается стажировка "круглым столом", на котором подводятся итоги и формулируются новые целевые установки.

3.3. В июне 2005 года была запущена новая модель очной системы переподготовки педагогов, начиная с 1 по 6 класс включительно (см. приложение 3). На основе анализа запуска новой модели на следующий год планируется запуск обучения и учителей основной школы.
4. За прошедший учебный год проведена модернизация сайта. Открыт новый доступ пользователей в раздел «Сетевые образовательные программы». В этом разделе заложены возможности обучаться всем субъектам школы (детям, педагогам, управленцам и родителям детей). Для каждого из четырех категорий пользователей в этом разделе будут размещаться и дальше размещаться образовательные программы для повышение своей квалификации и обучения.. Кроме этого открыт форум по этой тематике и возможность проводить голосование на сайте по текущим проблемам важности и качества образовательных программ. У каждой школы сети появилась заготовка под свою страничку на самом сайте ОИРО, с помощью которой они смогут осуществлять взаимодействие со всеми школами площадками. Готовятся материалы для осуществления дистантного мониторинга внутри сети ЭП МАРО.
5. В рамках работы ОИРО со школьниками сети были получены следующие результаты:

5.1. Разработаны сетевые образовательные программы для детей как дополнение к основным базовым учебным предметам по математике, географии, биологии и физики. Созданные программы позволят учащимся, которые имеют желание и интерес к моделированию, попробовать изучить отдельные темы школьной программы по- другому.

В ходе проекта были созданы:

- Образовательная программа по компьютерному моделированию в географии;

- Образовательная программа «Движение» (дополнение к курсу биологии);

- Образовательная программа «Элементы теории множеств и математической логики»

- Образовательная программа «Молекулярная физика и основы термодинамики»

В связи с тем, что в системе Эльконина-Давыдова особое место в образовании ребенка занимает учебная деятельность, то все образовательные программы так или иначе связаны с учебной деятельностью подростка, которая для определенной части детей становится общественно и личностно-значимой, а, следовательно, подобные дети должны иметь возможность изучить данные образовательные программы, как другой способ рассмотрения школьных учебных дисциплин.

По нашим данным использовали сетевые образовательные программы около 50 учащихся из 10 школ РФ (из них 8 школ РО).

5.2. Впервые Образовательном форуме в Сокольниках (апрель 2005 года) состоялась деятельностная презентация педагогической технологии - фестиваль развивающего обучения РОСТ (Развивающее обучение: сетевые технологии). Фестиваль РОСТ - это сетевая соорганизация школ разных городов России. В фестивале приняли участие школьники Новосибирска, Набережных Челнов, Томска, Москвы, Ижевска, Междуреченска. Центр фестиваля составил масштабный проект: команда ребят из школ РО развернула исследование образовательного пространства России на материале лучших педагогических образцов, представленных на Образовательном форуме. К фестивалю был выпущен сборник "Проекты РОСТА" (6 п.л.), представляющий собой общий банк проектных образовательных модулей школ-участников фестиваля. Проекты, представленные в каталоге имеют различный статус: от сетевых и региональных - до проектов, направленных на индивидуализацию обучения.

На фестивале РОСТ школьники были включены в организационно-деятельностную игру по исследованию образовательных возможностей России, осваивали картирование как технологию исследования. На Фестивале были созданы следующие творческие группы: «IT- технологий», «Творчество», «Развлечений», «Наука», «Теоретики». В рамках фестиваля одновременно с игровым режимом результаты работы школьников представлялись через работу видео-студии, вся игра транслировалась на большом экране. Работал сайт Фестиваля РОСТ (www.rost.p-ro.ru), где новости обновлялись каждые четыре часа все дни фестиваля, выходила газета «Окна РОСТа». Результатом работы школьников стали карты, по которым они определяли свои образовательные маршруты, такие как «Карта подготовки будущих профессионалов в области развлечений», «Компетенции в поисково-исследовательской деятельности», «Карта творческой самореализации», «Карты соотношений навыков учеников, готовящих себя к бизнесу» и др.

Такой опыт взаимодействия подростков из разных школ сети был проанализирован на специальном семинаре в июне 2005 года, где было принято решение продолжить эту работу и в следующем году, расширив ее географию за счет увеличения количества участников (проведение региональных фестивалей РОСТ).

5.3. Возобновила в прошедшем году и Международная Олимпиада школ РО, в которой приняло участие 320 школьников 2-6-х классов из 18 регионов РФ, Прибалтики и Казахстана. На восьмой по счету Олимпиаде впервые были опробован новый вид межпредметных и возрастных проектных задач для подростковой школы (на учащихся пока 5-6-х классов), которые планируется ввести как диагностические в рамках мониторинга эксперимента в подростковой школе (см. приложение 4).
6. В рамках работы по созданию и проведению мониторинга качества образования в рамках эксперимента по подростковой школе были проведены следующие работы и получены материалы:

6.1. С сентября 2004 года по май 2005 года под руководством Б.Д. Эльконина в рамках сети был проведен теоретический семинар на тему «Образовательные результаты и эффекты развивающего обучения». В заседаниях приняло участие более 50 человек. Современный этап РО требует решения двух вопросов: необходимо подвести итог проделанной работы и определить перспективы развивающего обучения. На разработку и обсуждение этих двух вопросов был нацелен этот семинар. Краткая рефлексия данного семинара изложена в приложении 5. В результате семинара были спланированы действия на следующий учебный год по разработке диагностических задач, с помощью которых предполагается «замерить» развивающий эффект от обучения к концу 9-го класса.

6.2. В рамках работы по мониторингу образовательного процесса были разработаны методические рекомендации по организация контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе основной школы (см. раздел «Сетевые образовательные программы» подраздел «Педагоги РО» сайта ОИРО). Результатом работы по этому направлению планируется написать книгу « Мониторинг в системе развивающего обучения» (ноябрь 2005 года).

6.3. Получены результаты освоение содержание образования в школах сети по итогам 2004-2005 года (см. приложение 5)
7. Работа над содержанием, формами и методами образования в подростковой школе велась в следующих направлениях:

7.1. Доработка учебно-методических материалов для 5 класса, их аробация, экспертиза и издание в издательстве «Вита-пресс». К 1 сентября 2005 года УМК для 5 класса по русскому языку, литературе и математике впервые поступят в школы РО России как единый УМК для переходного этапа в образовании: от начальной к подростковой школе.

(см.приложение 6).

7.2. На основе эксперимента в 5-х классах были разработаны методические рекомендации для педагогов сети ЭП МАРО по организации образования на переходе из начальной в основную школу (см. приложение 7)

7.3. В рамках экспериментальной апробации учебных материалов в 6-7-х классах была разработана одна из моделей обучения в рамках концентрированного обучения (на примере пока географии). (см.приложении 8)

7.4. В прошедшем учебном году была написана «Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова: на пути к подростковой школе». В этой книги собраны материалы, которые были наработаны сетей площадкой ОИРО за последние 5 лет. В ней изложена концепция содержания образования подростковой школы, на конкретных учебных дисциплинах эта концепция нашла отражение определенным образом построенных учебных программах, а также описаны первые результаты на выходе из девятого и одиннадцатых классов.

7.5. Авторские коллективы УМК для основной школы прошли первый тур конкурса НФПК на создание инновационных учебно-методических комплексов с использованием ИКТ технологий.

Каждая школа сети работала над своей темой в рамках общего сетевого проекта площадки и самостоятельно представляют свои отчеты о проделанной работе.

Приложение 1.
Распределение тем экспериментальной работы между школами сети МАРО
1 направление - Сетевое взаимодействие школ на этапе разработки проекта, этапе развития и функционирования школ развивающего обучения.

Научный руководитель – канд. педагог. наук А.Б.Воронцов
Школы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОбеспечение учебно-воспитательного процесса на 2004-2005 учебный год № п/п
Методическое и программное обеспечение учебно-воспитательного процесса на 2004-2005 учебный год
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОтчет «Итоги учебно-методической работы за 2005/2006 учебный год и задачи на новый учебный год»
Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования,...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОтчет за 2009 год по проекту рффи 09-03-00493-а Форма 501. Краткий научный отчет
Влияние реакционной среды на закономерности образования полимерных форм элементного фосфора
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconПубличный отчет директора мбоу «сош №16»
Публичный доклад (отчёт) общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» (далее Доклад) представляет собой...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconПубличный отчёт мбоу оош №109 за 2011 2012 учебный год Введение
...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconПубличный отчёт за 2012-2013 учебный год
Накануне учебного года педагогический коллектив проанализировал свою работу за прошедший учебный год и по традиции подвёл итоги на...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОтчет по программе развития деятельности студенческих объединений...
По проекту №1 «Фитодизайнерская деятельность по оптимизации территориальной структуры подразделений университета»
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconПубличный отчет мобу сош д. Улукулево за 2011-2012 учебный год За...
Количество детей в школе составляет 508, учителей 49. По ступеням образования картина такова
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconРабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОтчет Государственного образовательного учреждения Центр образования...
Приуральский район, в целях разработки прогноза социально-экономического развития и составления проекта бюджета муниципального образования...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconПояснительная записка к учебному плану. 1 Учебный план школы на 2013-2014...
Министерства образования Российской Федерации от 09. 03. 2004 №1312 (далее – фбуп-2004), федеральным компонентом государственного...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОтчет «Итоги учебно-методической работы за 2006/2007 учебный год...
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОтчет о результатах самообследования за 2012 2013 учебный год
Таким образом, сохранение и увеличение контингента обучающихся, повышение качества образования остаются важнейшими стратегическими...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconИнформация об опыте 3
Охватывает период 2004-2005 гг выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и...
Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту iconОтчет за 2012-2013 учебный год моу «Теоретический лицей №2»
Результаты качества обученности в основной и старшей школе за 2012-2013 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск