МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________Борисенкова М.Ю. Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МКОУ Городокская СОШ №2
_____________ Якушева И.Н. «____»____________2014 г.
| «Утверждено»
Директор МКОУ Городокская СОШ №2
_____________ Ганненко Е.В. Приказ № ______________ от «___»______2014 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Романовой Натальи Владимировны
учителя 1 квалификационной категории по учебному курсу «Физическая география. Коррекционная школа VIII вида.»
(адаптированная)
6 класс
С. Городок
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка к тематическому планированию.
Рабочая программа учебного курса «География» для 6 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании»
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки красноярского края № 5249 от 17 июня 2013 года.
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (2011 год).
Программа рассчитана на 70 часов – по 2 часа в неделю, в соответствии с базисным учебным планом и учебным планом для 6 класса МКОУ Городокской СОШ № 2.
Особенности адаптированного преподавания курса:
раскрытие нравственных аспектов курса через конкретные, лично значимые для учащихся примеры;
содержание обучения имеет практическую направленность (использование картинного словаря, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, этических игр, постановки, игротерапии, сказкотерапии и т.д.)
отказ от изложения и интерпретации сложных понятий и терминов (объяснять более простым языком, понятным для ребенка);
не фиксировать внимание на негативных примерах;
подача материала небольшими смысловыми частями, с последующим повторением и подведением промежуточного итога, не допуская двусмысленности и искажения материала;
изучение материала строится по принципу: от простого к сложному;
обязательное соблюдение педагогически-охранительного режима (физминутки, смена видов деятельности, паузы релаксации и т.д.)
Планирование содержит обязательный минимум содержания основных образовательных программ и направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний об основных географических понятий, о природе Земли, России и её географическое положение, границы, формы земной поверхности, водоемы.
Овладение умениями ориентироваться на местности по солнцу, компасу и местным признакам в природе, читать географическую карту.
Формирование навыков к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни
Воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуре.
Получение знаний учат абстрагироваться, развивают воображение учащихся. Содержание
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
(70 ч в год, 2 ч в неделю)
1-я четверть (18ч)
Введение (4 ч)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1—5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года (Живой мир», 1—4 классы «Природоведение», 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1 — 5 классы. Знакомство с новым учебником.
Ориентирование на местности (5 ч)
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).
Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
План и карта (9 ч)
Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане - по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
План класса. План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).
физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).
Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
Изготовление топографического лото.
2-я четверть (14 ч)
Формы поверхности Земли (4 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности («Живой мир», 1—4 классы, * Природоведение», 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (природоведение).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.).
Вода на Земле (10 ч)
Вода на Земле.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки.
Использование рек.
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе («Природоведение», 5 класс).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения («Естествознание», 6 класс).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов:
растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различении берегов и других ее частей.
Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).3-я четверть (20 ч)
Земной шар (14 ч)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).
Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).
Кругосветные путешествия (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).
Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого Цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и ни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
Карта России (20 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами.
4-я четверть (14 ч)
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа). Работа с контурными картами.
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки: Лена, Амур.
Озера: Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России.
Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение, 5 класс).
Вода, полезные ископаемые (естествознание, история, 6 класс).
Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные деторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• масштаб, его обозначение;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
• основные типы климатов;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
• читать простейшие планы местности (для начальных классов массовой школы);
• ориентироваться на географической карте, глобусе;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
|